Научная статья на тему 'Аренда лесных участков как форма частно-государственного партнёрства при организации использования лесов'

Аренда лесных участков как форма частно-государственного партнёрства при организации использования лесов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
301
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / АРЕНДА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО / FOREST PLOTS / FORESTS UTILIZATION / LEASE / PRIVATE GOVERNMENT PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Харлов Игорь Юрьевич, Николаев Андрей Иванович, Постовалов Евгений Викторович, Кулагин Андрей Алексеевич

Ведение лесного хозяйства в Российской Федерации является формой частно-государственного партнёрства, где ответственность за его результативность возложена на региональные власти. Государство отказалось от прямого участия в осуществлении хозяйственной деятельности, оставив за собой функции управления, контроля и надзора. Объектами для партнёрства государства и бизнеса при использовании лесов являются ведение лесного хозяйства и освоение лесов. Основной формой частно-государственного партнёрства является аренда лесных участков. Ответственность за эффективность частно-государственного партнёрства возложена на региональные власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREST PLOTS LEASE AS A FORM OF PRIVATE AND STATE PARTNERSHIP IN FORESTS MANAGEMENT

Forestry management in the Russian Federation is a form of private and state partnership where responsibility for its productivity is imposed on the regional authorities. The authorities gave up direct participation in implementation of economic activities, having reserved the functions of management, control and supervision. It is just the forestry and forests utilization that are the objects of the government and business partnership. One of the main forms of private and state partnership is forest plots lease. The responsibility for the efficient private and state partnership is assigned to the regional authorities.

Текст научной работы на тему «Аренда лесных участков как форма частно-государственного партнёрства при организации использования лесов»

Аренда лесных участков как форма частно-государственного партнёрства при организации использования лесов

И.Ю. Харлов, к. с.-х. н., А.И. Николаев, н.с.,

Е.В. Постовалов, н.с., А.А. Кулагин, д.б.н, профессор, филиал ВНИИЛМ «Сибирская ЛОС»

В соответствии с Концепцией устойчивого развития и Лесным кодексом Российской Федерации начиная с 1997 г. изменён характер участия государства в ведении лесного хозяйства [1—3]. Государство, преобразовав лесхозы, отказалось от прямого участия в осуществлении хозяйственной деятельности, сделав ставку на партнёрские отношения с обществом и бизнесом, оставив за собой функции управления, контроля и надзора [4, 5].

В России начиная с 1 января 2007 г. лес является объектом совместной деятельности государства, общества и бизнеса. Следует отметить, что государство, организуя использование лесов, выступает в роли регулятора и контролёра, гарантирующего сохранность окружающей среды и стабильность экологической обстановки, общество является потребителем лесной продукции, а бизнес, осуществляя хозяйственную деятельность при использовании лесов, оказывает услуги обществу и государству [2—3].

Хозяйственная деятельность при использовании лесов в настоящее время представлена тремя направлениями: 1) ведение лесного хозяйства, которое заключается в выполнении мероприя-

тий по охране, защите и воспроизводству лесов различными лицами, получающими указанное право на аукционах (конкурсах): а) по продаже права на заключение договора аренды лесного участка [3]; б) на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов [6]; 2) освоение лесов, заключающееся в осуществлении предпринимательской деятельности в лесах, реализуемой на правах аренды и постоянного (бессрочного) пользования; 3) собственные нужды граждан, направленные на обеспечение своих потребностей в лесных ресурсах.

Объектами для партнёрства государства и бизнеса из указанных выше направлений при использовании лесов являются ведение лесного хозяйства и освоение лесов [3, 5].

В настоящий момент сфера лесных отношений в Российской Федерации представлена двумя типами партнёрства: 1) региональнофедеральное: партнёрство федеральных и региональных властей при охране лесов от пожаров [7, 8]; 2) частно-государственное: а) частно-федеральное: при создании межсезонных запасов древесины и реализации инвестиционных проектов [7, 9, 10]; б) частно-региональное: партнёрство региональных властей и бизнеса при лесоустройстве, лесовосстановлении и создании объектов лесной инфраструктуры, сопровождающих освоение лесов [7, 8, 11—15];

в) регионально-муниципальное: партнёрство региональных и муниципальных властей, а также социально ответственного бизнеса [16].

Основная форма частно-государственного партнёрства представляет собой аренду лесных участков, организация которой относится к компетенции региональных властей, а в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в организации использования лесов в этом принимают участие и федеральные власти [3].

Безусловными атрибутами аренды лесных участков (рис.) являются: 1) проект лесного участка, устанавливающий: а) границы лесного участка; б) ежегодно допустимые объёмы изъятия ресурса; в) размер арендной платы за изымаемый ресурс; г) ежегодные объёмы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; 2) договор аренды лесного участка; 3) проект освоения лесов; 3) лесная декларация; 4) отчёты об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Партнёрство государства и бизнеса строится на взаимных интересах, где государство заинтересовано в устойчивом и эффективном управлении лесами, а арендатор заинтересован в получении лесного ресурса и его сохранности (без потери товарной ценности) в течение срока аренды лесного участка. Механизм частногосударственного партнёрства при освоении лесов основан на партнёрстве федеральных, региональных и муниципальных властей, а также бизнеса — инициатора проекта и реализуется посредством лесного планирования (региональные

лесные планы), а также регламентации освоения и использования лесов (лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков; проект освоения лесов).

Ведущая роль в формировании принципов частно-государственного партнёрства в России принадлежит обществу и специально уполномоченным федеральным органам государственной власти, которые: 1) совместно с региональными властями определяют потребность рынка в лесных ресурсах и устанавливают границы зон освоения лесов; 2) согласовывают региональные стратегии освоения лесов при разработке и утверждении лесных планов субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что ответственность за частно-государственное партнёрство возложена на региональные власти. К полномочиям региональных властей относится территориальная организация использования лесов и предоставление в аренду лесных участков по результатам аукционов, а также без аукционов согласно решениям Правительства Российской Федерации.

Основными инструментами реализации частно-государственного партнёрства в России являются инвестиционная деятельность и государственная поддержка, а формой организации указанного выше партнёрства определена аренда лесных участков [17].

Арендатор при использовании лесов выступает как предприниматель и поставщик услуг по государственному заказу на охрану, защиту и воспроизводство лесов при выполнении

Рис. - Механизм аренды лесных участков

санитарно-оздоровительных мероприятий и при противопожарном обустройстве лесов [4, 6, 17, 18].

Условия частно-государственного партнёрства на основании лесного планирования в соответствии с регламентирующими и проектными документами определяются договором аренды лесного участка, где помимо прав на использование лесов закреплены обязанности арендаторов по охране, защите и воспроизводству лесов:

а) источником прибыли при использовании лесов является извлечённый ресурс либо услуги, оказанные обществу; б) расходной частью является исполнение бизнесом договорных обязательств по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Следовательно, направлениями частногосударственного партнёрства при аренде лесных участков являются: а) создание объектов: лесной инфраструктуры; для выращивания саженцев, сеянцев; противопожарного обустройства лесов;

б) таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; в) лесовосстановление.

В современных условиях при организации аренды лесных участков имеются отрицательные моменты: 1) при выстраивании арендных отношений единицей планирования при заготовке древесины органами государственной власти принимается лесной квартал, а единицей проектирования для арендаторов лесных участков является лесотаксационный выдел в границах лесного квартала. Указанное положение препятствует эффективной организации использования лесов на принципах частно-государственного партнёрства и уже на этапе государственной экспертизы проекта освоения лесов возникают конфликты, связанные с качественной и количественной характеристикой и очередностью освоения лесов, а также с вопросами собственности на объекты лесной инфраструктуры; 2) расчёт арендной платы при предоставлении лесного участка в аренду производится за ресурс, сосредоточенный в установленных границах на момент его передачи и имеет конкретный адрес — лесотаксационный выдел. Дальнейшие отношения, связанные с ежегодным расчётом и внесением арендной платы в федеральный бюджет, не учитывают качественных изменений заготавливаемой древесины, т.е. не принимаются во внимание: а) естественные процессы роста лесных насаждений; б) воздействие негативных факторов на лесные насаждения; в) расхождения в запасах древесины, устанавливаемые при отводах лесных насаждений; 3) при организации воспроизводства и охраны лесов от пожаров наблюдается множество административных барьеров по причине: а) низкого уровня компетентности лиц, участвующих в принятии решений, а также контроле и надзоре за их

исполнением; б) необоснованности требований органов государственной власти к организации использования арендуемых лесов; 4) лесохозяйственные регламенты лесничеств не помогают арендатору, а при существующем качестве их разработки служат препятствием при государственной экспертизе проектов освоения лесов.

В целях повышения эффективности частногосударственного партнёрства при использовании лесов на арендованных лесных участках считаем необходимым: 1) при выстраивании частно-государственного партнёрства при аренде лесных участков для заготовки древесины следует руководствоваться следующими положениями: а) в качестве единицы как планирования, так и проектирования должен выступать лесотаксационный выдел, имеющий конкретные качественные и количественные характеристики, а не лесной квартал. Соответственно при определении объекта аренды, а именно ежегодно допустимых объёмов изъятия древесины из лесных насаждений, границы лесного участка должны устанавливаться по лесотаксационным выделам, где согласно законодательству на момент предоставления лесного участка в аренду возможна заготовка древесины; б) при изменении качественных и количественных характеристик лесных насаждений в границах арендуемых лесотаксационных выделов, в которых договором аренды допускается заготовка древесины, арендная плата должна изменяться исключительно за счёт уточнённых объёмов древесины, изымаемой из лесных насаждений в границах лесотаксационных выделов, определённых договором аренды лесного участка; 2) реализация частно-государственного партнёрства возможна при следующих условиях: а) повышение качества разработки лесохозяйственных регламентов; б) научное обоснование требований лесохозяйственных регламентов к охране, защите и воспроизводству лесов; в) лица, осуществляющие проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, должны иметь опыт работы в лесу не менее трёх лет либо государственную аккредитацию.

Литература

1. Концепция устойчивого развития Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996. № 440.

2. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29.01.1997. № 22-ФЗ.

3. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2006. № 200-ФЗ.

4. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. 161 с.

5. Стратегия развития лесного комплекса до 2020 года. Утв. приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10. 2008. № 248/482.

6. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров. Утв. приказом Минэкономразвития РФ от 05.07.2010. № 270.

7. Правила предоставления из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,

полученным в российских кредитных организациях в 2010— 2011 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2010. № 329.

8. Перечень производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых государственные заказчики осуществляют в 2012 году закупки для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории РФ, путём размещения заказа у единственного поставщика. Утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2012. № 1528-р.

9. Ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Утв. постановлением Правительства РФ от 22.05.2010. № 310.

10. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов. Утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007. № 419.

11. О федеральном бюджете на 2011 год. Федеральный закон от 13.12.2010. № 357-ФЗ.

12. Меры по развитию лесопромышленного комплекса в Тюменской области. Утв. Законом Тюменской области от 09.11.20111. № 78.

13. Порядок отбора промышленных предприятий на получение государственной поддержки. Утв. постановлением Правительства Тюменской области от 07.05.2007. № 105-п.

14. Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии. Утв. постановлением Правительства Тюменской области от 01.04. 2008. № 99-п.

15. Программа «Основные направления развития лесного комплекса Тюменской области на 2010—2012 гг.». Утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 12.05.2010. № 555-рп.

16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ.

17. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки. Утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.10.2011. № 423.

18. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011. № 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.