Научная статья на тему 'Are you International?'

Are you International? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Галина Владимировна

Приведены сведения по академической мобильности студентов и преподавателей в АГТУ за 2000-2007 гг., характеристика и результаты сотрудничества в проектах с зарубежными вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are you International?

Data on academic mobility of ASTU teachers and students, characteristic and results of cooperation in the projects with partner universities are provided for the period of 8 years.

Текст научной работы на тему «Are you International?»

УДК 37

Г.В. Комарова

Комарова Галина Владимировна родилась в 1947 г., окончила в 1970 г. Ленинградскую лесотехническую академию, кандидат химических наук, доцент кафедры технологии ЦБП, проректор по международным связям Архангельского государственного технического университета. Имеет более 100 научных трудов в области производства беленой целлюлозы.

ARE YOU INTERNATIONAL?

Приведены сведения по академической мобильности студентов и преподавателей в АГТУ за 2000-2007 гг., характеристика и результаты сотрудничества в проектах с зарубежными вузами.

Ключевые слова: Болонская декларация, академическая мобильность, образовательные программы, повышение квалификации.

Для современного вуза это уже не праздный вопрос с тех пор, как в сентябре 2003 г. министр Минобразования РФ В.М. Филиппов в Берлине подписал Болонскую декларацию. Главная цель декларации - создание единой европейской зоны высшего образования к 2010 г. Уже в феврале 2005 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 40 был введен «План реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 гг.». План включает разработку государственных образовательных стандартов нового поколения, основанных на компетентном подходе и системе зачетных единиц, создание в вузе системы качества образовательной деятельности. Кроме того, реализация положений Болонской декларации предполагает введение так называемого европейского приложения к диплому (Diploma Supplement), расширение академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

Интеграция вуза в европейское образовательное пространство возможна через участие в образовательных и научных международных проектах, расширение академической мобильности студентов и преподавателей. Рассмотрим эту проблему на примере АГТУ.

Таблица 1

Академическая мобильность преподавателей, студентов и аспирантов _(2000 - 2007 гг.)_

Обучающиеся 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Преподаватели 33 44 52 62 56 35 80 69

Аспиранты 7 1 - 5 1 8 4 1

Студенты 12 19 30 38 42 47 74 55

Студенты

в Норвегии 25 38 42 45 41 26 32 31

Итого 77 102 124 148 140 116 194 156

Таблица 2

Академическая мобильность преподавателей и студентов разных факультетов _(2005 - 2007 гг.)_

Факультет, институт Преподаватели, чел./дн. Студенты, аспиранты, чел./мес.

2005 2006 2007 2005 2006 2007

ЛХФ 14 62 69 20,0 0 40,0

ФПР 19 15 67 3,4 0 0

МФ 76 77 58 4,0 3,0 10,0

МТД 17 13 6 46,0 40,0 60,0

ХТФ 36 152 29 93,4 93,6 78,7

ПЭ 14 19 0 12,1 0 10,0

СФ 38 190 370 30,9 9,3 70,3

ИЭФБ 77 143 6 15,2 47,3 39,2

ИИТ 0 0 0 0,0 14,7 29,0

ИНиГ 50 9 81 0,0 1,0 2,0

ЮФ +ИПиП 15 21 14 1,5 12,0 15,1

ОПП 47 80 61 6,8 1,8 3,5

Итого 403 781 761 233,3 227,7 357,8

Данные по академической мобильности студентов и сотрудников АГТУ за последние 8 лет приведены в табл. 1, 2.

Как видно из данных, представленных в табл. 1, 2, преподаватели и студенты практически всех факультетов и институтов АГТУ принимают участие в зарубежной академической мобильности. Отмечается положительная тенденция увеличения мобильности, которая в 2005-2007 гг. достигла примерно 1 % в год по отношению к контингенту студентов дневной формы обучения. Дальнейшее развитие академической мобильности преподавателей и студентов до принятого в зарубежных вузах уровня 3 % не реально без финансовой поддержки со стороны Рособразования.

Мобильность преподавателей связана, прежде всего, с реализацией различных международных проектов. В частности, в 2006 г. преподаватели проходили стажировку за рубежом в рамках следующих проектов:

- «Чистое производство» - «Cleaning рго^сйоп» (Университет Оулу, Финляндия) - повышение квалификации преподавателей ХТФ, СФ, ПЭ, ИНиГ, ИЭФБ в области природоохранных технологий (16 чел.);

- «Управление отходами» - «Waste management» (Университетский колледж Нарвика, Норвегия) - ХТФ (4 чел.);

- «Развитие рынка труда» - «Labor market development» (Фолькуни-верситет, Упсала, Швеция) - МФ, ФПР, ИЭФБ, ЮФ (9 чел);

- «Финляндско-российская программа сотрудничества в лесном секторе» - «Finnish-Russian forest sector development programme» (5 чел.).

Кроме повышения квалификации, ряд фондов предлагают гранты для проведения научных исследований. Так, профессор А.В. Баданин в 2007 г. получил грант немецкой службы академических обменов (DAAD) на

научно-исследовательскую работу «Спектральные свойства дифференциальных операторов порядка более 1», которую в течение 4 мес. выполнял в Германии.

Ключевым вопросом мобильности является финансирование расходов на проезд и проживание, поскольку обучение в университетах Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии бесплатное. Мобильность студентов АГТУ осуществляется благодаря финансовой поддержке ДААД (Германия), Шведского института, программе «FIRST» (CIMO, Финляндия), программе квот, стипендиальным программам «Баренц-плюс», «North-to-North» (Норвегия). Большая часть студентов отправляются в зарубежные университеты на один семестр (Эмден, Рованиеми, Оулу, Кеми-Торнио, Каухава, Финмарк) или на один год (Университет Лулео, Университетский колледж Хедмарк (Норвегия)). С 1996 г. студенты АГТУ имеют возможность пройти конкурсный отбор на обучение в Университетском колледже Нарвика по программе подготовки бакалавров, с 2000 г. - по программе подготовки магистров. Очень популярны среди студентов летние школы, которые проводятся в Университете Буде (Норвегия) и различных университетах Швеции. В 2006 г. стипендии для участия в летних школах получили 6 чел. В течение трех лет 10 студентов ХТФ (специальность «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование») проходили производственную практику в Финляндии.

Для баланса мобильности студентов (табл. 3) в соответствии с Бо-лонской декларацией необходимо создание курсов, читаемых на английском языке. По объективным причинам (неоднородность состава групп по языку,

Таблица 3

Обучение студентов из зарубежных вузов в АГТУ (2000 - 2007 гг.)

Страны 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Норвегия 1 2 - 6 1 1 - -

Швеция - 3 - 1 - - - -

Финляндия 3 1 - 2 - 2 2 -

Германия 3 - - 1 1 - 2 1

Итого 7 7 - 10 2 3 4 1

недостаточное знание английского языка как студентами, так и преподавателями) увеличение числа мобильных иностранных студентов в ближайшее время, скорее всего, не произойдет. Для этого требуются системные решения, касающиеся не только вузов, но и школ, в которых должно быть введено обязательное изучение английского языка.

Очень важным, с точки зрения повышения квалификации преподавателей, является общение с зарубежными коллегами. В табл. 4 приведены сведения о «гостевых» профессорах, побывавших в АГТУ в 2006/07 учебном году.

Таблица 4

Визиты зарубежных преподавателей

Имя гостя, Сроки

Факультет университет, город, визита

страна

ИНиГ Али Хамуда, Уни- Сентябрь,

(в рамках програм- верситет Ставанге- октябрь, ноябрь

мы сотрудничества ра, Норвегия 2006 - 2007 гг.

между Университе-

том Ставангера,

компанией «Ста-

тойл» (Норвегия); Эрик Скауген, Уни- Сентябрь, но-

общий объем каж- верситет Ставанге- ябрь, декабрь

дого курса - 80 ч) ра, Норвегия 2006 - 2007 гг.

Даг Лиллетведт, Февраль, март

компания «Ливки- 2007 г.

лайн», Берген, Нор-

вегия

Арнфинн Нергард, Март, апрель

Университет Ста- 2007 г.

вангера, Норвегия

(дистанционное

обучение)

Рольф Якобсен, Март, апрель

университет Ста- 2007 г.

вангера

ЮФ,СФ, слушатели Судья Джеймс Февраль

Европейского кол- Скотт, Шотландия 2007 г.

леджа

ЛХФ, работники Оле Якоб Соренсен, Сентябрь 2006 г.

лесного хозяйства Уве Могард, - март 2007 г.

Архангельской Университетский

области колледж Северного

Тронделага, Норве-

гия

Темы лекций, семинаров

Системы морской подготовки, хранения и транспортировки нефти и газа

Морское бурение

Сжижение газа и транспортировка сжиженного газа

Подводные эксплута-ционные системы

Проектирование шель-фовых сооружений

Источники права. Судебный прецедент, как источник права. Источники контрактного права.

Управление биоразнообразием в лесном хозяйстве.

Лесная сертификация

Окончание табл. 4

Факультет Имя гостя, университет, город, страна Сроки визита Темы лекций, семинаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СФ Проф. Энгельманн, Апрель 2007 г. Статистические мето-

Университет при- ды

кладных наук в Эм-

дене, Германия

3

ЮФ

ОПиП

СФ

Эдвард Сусловик, Майкл Дизи, Нил Даффит, Раймонд Пелетье (США)

Проф. Университета Южного Мэна Фей Лупи, окружной прокурор Стефан Андерсон, судья Дэвид Кеннеди, специалист по семейным конфликтам Сузан Вигин Магнус Магнуссон, Университет образования, Стокгольм, Швеция

Людвиг Ваас, Институт образовательных технологий, Мюнхен, Германия

Проф. Бернхард Штайнауер, Германия

Апрель 2007 г.

Май 2007 г.

Апрель 2007 г.

Май 2007 г.

Май 2007 г.

Семинар по проблемам банкротства, сравнительного российского и американского права, методике работы в юридической клинике

Домашнее насилие, суд по наркотикам, семейный суд

Социолингвистика

Методика преподавания английского языка

Практика дорожного строительства в Германии, строительство туннелей

При финансовой поддержке компании «Статойл» в АГТУ с 2006 г. начато обучение по новой специализации «Разработка и эксплуатация морских и шельфовых месторождений нефти и газа», которое в течение первых двух лет осуществляется преподавателями из Университета Ставангера (Норвегия). Главная идея этого проекта состоит в создании условий в АГТУ для продолжения обучения по новой программе после завершения проекта. Для этого разработаны рабочие программы и учебные пособия по 8 новым дисциплинам, профессора М.Г. Губайдуллин и М.Б. Дорфман прошли месячную стажировку в Университете Ставангера. Оба университета подготовили заявку в Центр по международному сотрудничеству в высшем образовании ^Ш) и получили 3 млн норвежских крон для финансирования проекта по созданию совместной магистерской программы «Разработка морских нефтяных и газовых месторождений». Проект рассчитан на три года (20082011 гг.) и предусматривает не только разработку учебного плана, повышение квалификации преподавателей, но и оснащение лабораторий АГТУ оборудованием.

Академическая мобильность преподавателей и студентов, хотя и представляет собой часть Болонского процесса, но не является самоцелью,

поскольку приводит к расширению сотрудничества между вузами не только в образовательной, но и в научной сфере путем участия в различных проектах (табл. 5).

Таблица 5

Информация о сотрудничестве с зарубежными вузами

Партнеры Направление сотрудничества

Университет прикладных наук Эмдена Университет прикладных наук Шмалькальдена Германия Договор о сотрудничестве с 1993 года; стипендиальная программа Эйлера (ПЭ, СФ, ХТФ) Договор о сотрудничестве; стипендиальная программа ДААД (ПЭ, СФ, ХТФ, ИИТ, МФ, ИЭФБ)

Университет Ставангера Университетский колледж Нарвика Университетский колледж Норд-Тронделаг (г. Стейн-кьер) Норвегия Сотрудничество в рамках соглашения с компанией «Статойл»; в 2006 г. подписан трехсторонний договор «Статойл»-АГТУ-Университет Ставангера на 2007-2009 гг., в соответствии с которым в АГТУ открыта новая специализация «Разработка и эксплуатация морских и шельфовых месторождений нефти и газа»; получено финансирование от 8Ш на разработку совместной магистерской программы с Университетом Ставангера (2008-2011 гг). Договор о сотрудничестве с 1996 г.; программа квот для обучения российских студентов с 1996 г. (70 бакалавров, 33 магистра); проект «Энергоэкономичный деревянный дом для Северо-Запада России»; проект «Создание сети сотрудничества по обращению с отходами в Баренцевом регионе» Договор о сотрудничестве (подписан в декабре 2004 г. без срока); программа квот для российских студентов (с 2001 г. -21 бакалавр); Продолжение табл. 5

Партнеры Направление сотрудничества

Региональный университет Будо проект «Баренцлес» - создание Регионального центра повышения квалификации работников лесного хозяйства и лесной промышленности; в 2006-2007 гг. проведены курсы повышения квалификации «Управление сохранением биоразнообразия в лесу» для преподавателей и работников лесной отрасли. Трехсторонний договор о сотрудничестве (АГТУ - ПГУ - университет Будо, подписан в июне 2006 г.);

Университетские колледжи Лиллихаммера, Хедмарка и Гьовика

Лесное общество Хелгеланд Компания «Гидро»

Министерство сельского и лесного хозяйства

Университет прикладных наук Сейнайоки, Финская школа малого и среднего предпринимательства

Университет прикладных наук Рованиеми

Университет прикладных наук Кеми Торнио

Университет Оулу Университет прикладных наук Оулу

обучение в Буде аспирантов по программе РНЭ (в 2006 г. защитился К. Тимошенко, на 3 курсе обучается Е.Ю. Дыбцына);

обучение студентов ИЭФБ в летней школе «Партнер» проекта «Erasmus - Mundus»;

подготовлена заявка на проведение семинара по международному менеджменту в январе 2008 г. Соглашение о сотрудничестве (октябрь 2004 - октябрь 2009 г.;

государственные стипендии по программе квот. Договор о научном сотрудничестве (проект «Лиственница»)

Договор о сотрудничестве с августа 2005 г. по август

2008 г. (ИНиГ). Финляндия

Финляндско-Российская программа развития устойчивого лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе России (2005-2010 гг.); цель 3-го этапа повышение организационного потенциала лесного сек-гора через совершенствование структуры обучения и системы подготовки кадров лесного сектора на региональном уровне.

Договор о сотрудничестве (февраль 2005 г. - февраль

2009 г.);

академические обмены студентами и преподавателями (ИЭФБ).

Договор о сотрудничестве (январь 2004 г. - январь 2008 г.);

программа «FIRST» - финансирование академической мобильности студентов и преподавателей; проект «Barents specialists network» (2001-2007 гг.); проект «Erasmus-Mundus» (2004-2007 гг.). Программа «FIRST» - финансирование академической мобильности студентов и преподавателей; проект «Erasmus-Mundus» (2004-2007 гг.). Договор о сотрудничестве (март 2007-2011 гг.); программа «FIRST»;

проект «BERMAP» - «Сотрудничество в сферах бизнеса образования и исследований между вузами и предприятиями Северной Финляндии и Северо-Запада России (2005-2007 гг.)»;

Окончание табл. 5

Партнеры Направление сотрудничества

проект создания Северного приграничного университета для реализации совместной магистерской программы «Инженерная защита окружающей среды» (реализация программы - с сентября 2009 гг.); проект «Создание сети сотрудничества по обращению с отходами в Баренцевом регионе» (май 2006 г. -январь 2007 г.); подготовлена заявка на проект для МО «Сельское посе-

Лапландский университет

Компания «BIM KEMI» («CELLKEM»), Финляндия

Национальный лесной совет

Университет сельскохозяйственных наук

Университет Лулео

Университет Galve Фолькуниверситет, Упсала

Университет Южного Портленда, Архангельский комитет

ление Соловецкое» «Моделирование устойчивой схемы муниципального управления отходами в Архангельской области».

Меморандум о взаимопонимании и интересе к сотрудничеству (с декабря 2002 г.); программа «FIRST»; проект «Barents specialists network»; проект «Erasmus-Mundus» (2004-2007 гг.). Соглашение о долгосрочном сотрудничестве (с декабря 2001 г.) с кафедрой технологии ЦБП; в 2007 г. принят на обучение 1 иностранный аспирант. Швеция

Российско-Шведская программа сотрудничества в лесном секторе (2004-2008 гг); один из разделов программы - совершенствование высшего образования и повышение квалификации преподавателей и работников лесного сектора (2005-2008 гг.).

Проект «Российско-Шведское сотрудничество в лесном секторе, блок 3» (2005-2008 гг.) (ФПР, ЛХФ, ПЭ, ИЭФБ).

Договор о сотрудничестве (май 2006-2010 гг.); годичная программа обучения студентов АГТУ (15... 20 чел. в год), начало - 2003 г.; проект «Erasmus-Mundus» (2004-2007 гг.); проект TEMPUS ID_JEP_24231-2003 «BEGIN». Проект TEMPUS ID_JEP_24231-2003 «BEGIN». Договор о сотрудничестве (ноябрь 2005 г. - ноябрь 2008 г.);

соглашение о сотрудничестве в проекте «Развитие рынка груда на благо экономического роста Архангельской области» (сентябрь 2004 г. - декабрь 2006 г.). США

Юридическая клиника;

обучающие семинары для студентов и преподавателей юридического факультета.

Ярким примером сотрудничества в научной области является проект «Энергоэкономичный деревянный дом для Северо-Запада России». В работе над этим проектом принимали участие не только преподаватели и студенты АГТУ и университетского колледжа Нарвика, но и работники домостроительного предприятия «Halogaland Element» (Сортанд, Норвегия). Проект финансировался программой «INTERREG IIIA Kolarctic» (ЕС), администрацией региона Норланд, банком г. Хаммерфест, Научным советом Норвегии, фирмой «Leonard Nilsen & AT Consult», Университетским колледжем Нарвика и АГТУ.

В результате был разработан проект деревянного каркасного модульного дома для климатических условий Архангельска, изготовлены модули, из которых в сентябре 2007 г. был смонтирован дом, оснащенный специальными датчиками. Датчики, измеряющие влажность и температуру,

расположены как внутри здания (на стенах помещений, в стеновых панелях), так и на наружных стенах. Следующий этап исследований - изучение влияния климатических условий на эксплуатационные характеристики дома. После завершения научных исследований будут разработаны рекомендации о целесообразности строительства подобных домов на Северо-Западе РФ. Большой вклад в осуществление этого проекта внесли А.Л. Невзоров, Ю.А. Варфоломеев, Д.А. Акишев, А.Ю. Варфоломеев, Эйгель Ролдсет, Стефан Якобсен, Бьорнер Эвьен, Свэн-Эрик Свиин.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что АГТУ стремится расширить международное сотрудничество как в образовательной, так и в научной области. Это очень важно с точки зрения повышения качества образовательной деятельности, так как обеспечивается признание не только на российском, но и на международном уровне.

Архангельский государственный технический университет

Поступила 05.02.08

G.V. Komarova Are You International?

Data on academic mobility of ASTU teachers and students, characteristic and results of cooperation in the projects with partner universities are provided for the period of 8 years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.