ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.Н. Кетова, студент
Нижневартовский государственный университет (Россия, г. Нижневартовск)
Аннотация. В последнее время можно часто услышать, что дети менее творческие, меньше думающие, фантазирующие, являющиеся больше потребителя, чем творцами. Действительно, в нашем современном мире творчество человека играет немалую роль. В научной статье дается понятие, виды художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и методы работы с детьми по каждому виду художественно-эстетическому развитию.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, виды художественно-эстетического развития.
Модернизация российского образования - одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого - создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях: дошкольного, начального и общего, профессионального образования [6].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт направлен на общий итог - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
Художественно-эстетическое развитие подразумевает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и осмысливания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- развитие эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- побуждение сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [7].
Отечественные ученые Н.А. Ветлу-гина, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов,
Е.А. Флерина работали над изучением вопроса художественно-эстетического развития дошкольников. Значительная доля исследователей обозначают такие составляющие художественно-эстети-ческого развития: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лихачевым было выделено еще одно, эстетические чувства - эстетическая потребность и эстетическое суждение. Все многообразие системы художественно-эстетического развития направлена не только на всестороннее развитие дошкольника как в эстетическом и художественном плане, но и так же в духовном, нравственном и интеллектуальном.
В своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте, в сравнении с ранним детством, образуется новый тип деятельности - творческий. Оригинальность этого вида деятельности заключается в том, что он обладает возможностью двигаться от мысли к ситуа-
ции, а не наоборот, как было ранее. Давая характеристику особенности творчества детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи отмечают ее специфичность. Большинство из составляющих творчества в данном возрасте только-только начинают формироваться.
К.Д. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Изобразительное искусство, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения [2].
У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. Основными видами художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста являются: художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, театрализованное, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.). Вот, некоторые из них: Театрализованные игры - эффективный способ решение вопроса развития творчества детей. Включение таких игр во все режимные моменты в детском саду способствует решению следующих задач: активизации творческого потенциала детей; умению детей применять выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка) для передачи образа.
Например, есть такая игра, называется «Кругосветное путешествие». Цель данной игры - уметь оправдывать свое поведение; развить умение фантазировать, расширять знания дошкольников. Суть игры в том, что дети отправляются в кругосветное путешествие. Они сами придумывают, по какому пути они пойдут - по горам, по пустыне или через лес - и в соответствии с действительностью корректируют свои действия.
В старшем дошкольном возрасте основой приобретения музыкальных впечатлений является не только музыкальный педагог, но и сам большой мир музыки. Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо продемонстрировать, как можно
использовать полученные ранее средства (музицирование, голос, движения).
Лепка тоже обладает большим значением в развитии и воспитании старшего дошкольника. Она оказывает благоприятное воздействие на полное развитие ребёнка, улучшает зрительное восприятие, память, образное мышление.
Правильно организованная работа по лепке и заботливое отношение к ней педагога дает результат того, что дети с огромным энтузиазмом лепят интересные предметы, применяющиеся ими для игры. Независимость детей в период данных занятий выражается в том, что они сами, без помощи взрослых придумывают идею будущего предмета, и в месте с тем нужное количество пластилина [2].
Обычно дети такого возраста предпочитают рисовать, получая возможность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес, вызвало у них энтузиазм. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные воспоминания детей, рисунки к мультфильмам, фильмам. Так рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут различаться уникальностью, оригинальностью. Дети в таком возраста человека изображают более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Для эстетическо-художественного развития может быть полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках дети имеют все шансы показать всевозможные сюжеты; с детьми необходимо беседовать о замысле этих сюжетов, давать новые интересные для них темы, знакомить с разными видами изобразительного искусства (мелкой пластикой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством), оказывать влияние на изобразительную деятельность. Дети будут знать жанры искусства, видеть многообразия линий, форм, будут определять цветовой колорит, композицию [4].
О.М. Дьяченко призывает приучать детей выполнять задуманное, выражать соб-
ственные образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, никак не замыкаясь в собственных фантазиях, а открывая себя все полнее в творческом созидании» [2].
В конце старшего дошкольного возраста ребенок становится более усидчивым и может направлено слушать музыкальные и литературные произведения, анализировать продукты художественного творчества еще глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать, сострадать положительному, хорошему и осуждать зло. У ребенка формируется музыкальный и поэтический слух. Он не только подмечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и может рассказать, для чего они необходимы в этом жанре, осмысленно воспринимая жанровое многообразие различных видов искусства. У старших дошкольников возникают постоянные предпочтения к конкретным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных творений.
Увы, традиционное обучение детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию основывается на подражательной основе, поэтому в основном состоит из репродуктивных приемов обучения. Работа ребенка в образовательной деятельности чаще всего лишь исполнительская, а не развивающая. Поэтому, по этой причине, полагаем, что
художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста. К тому же кружковая деятельность еще больше углубляет и расширяет навыки и умения детей. Результативность кружковой работы содержится в способности руководителей кружков поддерживать и развивать интерес старшего дошкольника к личным успехам и результатам.
В процессе художественно - эстетического развития у детей высвобождается душевная энергия, живущая в каждом человеке. Данная энергия дает нам ощущение гармонии, необходимое как взрослому, так и ребенку, поскольку каждый человек по своей сущности - творец. Но еще более важным для ребенка является то, что его творчество делается существенным составляющим в его самопознании. Ребенок обучается лицезреть красоту окружающего его мира и, напротив, его несовершенство, которое ему захочется наполнить своим творчеством для того, чтобы мир вокруг стал немножко лучше. В результате творческой деятельности дошкольник развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и находит свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и совершенствует умения работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью.
кружковая работа является источником
Библиографический список
1. Гогобридзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О.В. Солневой. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
2. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание - 1999. - №1. -С. 3-6
3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание - 2005. - №2. - С. 80-87.
5. НиколаеваЕ.И. Психология детского творчества - СПб.: Речь, 2006
6. Телегина И.С. Художественное образование детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГТ // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. (г. Нижневартовск, 26 марта 2013г.) / Отв. ред. Г.Н. Артемьева. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2013. - С. 105-107.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013.
CHARACTERISTICS OF ARTISTIC-AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
V.N. Ketova, student Nizhnevartovsk state university (Russia, Nizhnevartovsk)
Abstract. Lately we often hear that children are less creative, less thoughtful, fantasizing, being more consumers than creators. Indeed, in our modern world, human creativity plays an important role. The article provides a definition, the types of artistic and aesthetic development of preschool children and methods of work with children for each type of artistic and aesthetic development.
Keywords: artistic and aesthetic development, the types of artistic and aesthetic development.