Турк Светлана Нальбиевна
"АРАБСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ЕГИПТЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Статья посвящена проблеме эмансипации женщин и гендерного равенства в Египте в конце XIX - начале XX века в период духовного подъема "ан-Нахда" ("Возрождение"). Во время модернизации происходила трансформация традиционных стереотипов, направленная на изменение роли женщины в арабо-мусульманском обществе. Мусульманские просветители и модернисты доказывали, что многие положения традиционного ислама, в частности, женский вопрос, устарели и должны быть пересмотрены. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-3/52.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 187-189. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www .gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Нередко среди населения распространялись слухи о том, что врачи специально морят людей, засыпают еще живых известью, отравляют колодцы, подсыпают яд в пищу беднякам. Консерватизм многих жителей сельской местности, особенно старообрядцев, заставлял их отказываться от выполнения врачебных предписаний и уповать только на Божью милость.
В целом, холерная эпидемия 1892 г., унесшая десятки тысяч человеческих жизней, заставила местные власти обращать более пристальное внимание на санитарно-гигиеническое состояние населенных пунктов, жилищные условия населения. С этой целью городские думы Томской губернии неоднократно переиздавали в виде листовок, брошюр, сообщений в газетной прессе обязательные для жителей «постановления по санитарной части», в которых излагались правила и требования по содержанию городских улиц, придомовых территорий, дворов, жилых помещений, помойных и выгребных ям, колодцев и проч.
Холера как острозаразная и смертельно опасная инфекция демонстрировала обществу последствия неудовлетворительного санитарного состояния среды его обитания. Вспышки названного заболевания создавали те условия экстремальной жизнедеятельности, в которых процесс осознания необходимости соблюдения элементарных санитарно-гигиенических мер для жизнесохранения происходил гораздо быстрее, меняя мировоззрение тех, кто пережил ужасы холеры, потерял близких.
Список литературы
1. Башкуев В. Эпидемическая безопасность окраинных регионов Российской империи во время пятой пандемии холеры (на примере Забайкальской области и г. Верхнеудинска) // Власть. 2013. № 1. С. 150-153.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 2.
3. ГАТО. Ф. 3. Оп. 40.
4. Зверев В. А. Санитарная культура и жизнесохранительное поведение крестьянства Верхнего Приобья (два сюжета из второй половины XIX - первой трети XX в.) // Бердск: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. и материалов науч.-практ. конф. Новосибирск: Адм. г. Бердска Новосиб. обл.; ДЮЭЦ «Берегиня»; НГПУ, 1996. Вып. 1. С. 1-8.
5. Отчёт Медицинского Департамента МВД за 1892 год. СПб.: Типография МВД, 1896. 304 с.
6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1287. Оп. 40.
7. Семенова К. А. Здравоохранение города Томска: время становления (1860-е - 1919 г.). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2010. 158 с.
8. Устьянцева О. Н. Роль православного духовенства в борьбе с эпидемией холеры на территории Томской епархии в 1892 году // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: II Всероссийские научные чтения памяти Г. Г. Халиулина. Кемерово, 2002. С. 110-113.
9. Шерих Д. Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры. М.: Центрполиграф, 2014. 290 с.
ANTICHOLERAIC MEASURES IN TOMSK PROVINCE DURING EPIDEMIC OF 1892
Tatarnikova Anna Ivanovna, Ph. D. in History Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
tatob777@yandex. ru
In the XIX century Russia experienced eight cholera epidemics, of which epidemic of 1892 that affected Western Siberia as well was the most severe in its consequences and human toll. The article considers measures that were undertaken by local authorities and initiative public to fight the named epidemic and their results by the example of Tomsk province
Key words and phrases: epidemic; cholera; Tomsk province; anticholeriac measures; sanitary-hygienic condition.
УДК 94(620)
Исторические науки и археология
Статья посвящена проблеме эмансипации женщин и гендерного равенства в Египте в конце XIX - начале XX века в период духовного подъема «ан-Нахда» («Возрождение»). Во время модернизации происходила трансформация традиционных стереотипов, направленная на изменение роли женщины в арабо-мусульманском обществе. Мусульманские просветители и модернисты доказывали, что многие положения традиционного ислама, в частности, женский вопрос, устарели и должны быть пересмотрены.
Ключевые слова и фразы: ислам; традиции; женщина; женский вопрос; образование; просвещение; культурное наследие; ан-Нахда; модернизация; Коран; эмансипация женщин; полигамия.
Турк Светлана Нальбиевна, к.и.н.
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина ЫгЬ svetlana@mail. гы
«АРАБСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ЕГИПТЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
В Египте первым поборником женского образования выступил известный просветитель Рифаа-ат-Тахтави (1801-1873), получивший традиционное образование в мусульманском университете «ал-Азхар»
188
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
и европейское - во Франции. В арабской историографии его величают «духовным мостом, связавшим Египет с современной цивилизацией» [3, с. 67]. Рифаа-ат-Тахтави длительное время прожил во Франции и старался привить египетскому обществу элементы европейской культуры.
В 1871 г. вышла в свет книга Тахтави «Верный наставник для дочерей и сыновей», в которой он высказывался за введение совместного обучения юношей и девушек. Основным лейтмотивом книги была идея о том, что только образованная женщина может воспитать детей, способных служить высоким идеалам. «Вероятно, - предполагает отечественный востоковед З. И. Левин, - он первым в арабском мире высказался о пользе женского образования. А поскольку женский вопрос в мусульманских странах всегда был пробным камнем прогрессивной мысли, постольку даже постановка вопроса о женском образовании была выдающимся явлением» [6, с. 197].
О супружеских отношениях Тахтави писал: «Супруги должны стараться любить друг друга как можно сильнее. Никто не должен повышать голос на другого и каждый должен считаться с желанием другого: мужчины - в любви, а женщины - в послушании... Ни один из супругов не вправе обвинять другого за прошлые ошибки. Оба супруга не должны разлучаться без слов, напоминающих о любви и любимом даже на день. Супруги не должны встречать закат в гневе друг на друга» [9, р. 137].
Книга «Верный наставник для дочерей и сыновей» вышла из предназначенных ей рамок учебника и стала настольной книгой нескольких поколений воспитателей и воспитуемых, своего рода кодексом нравственных правил. В 1873 г., в правлении хедива Исмаила, по инициативе и непосредственном участии Тахтави, в стране была учреждена первая женская школа. Ссылаясь на многочисленные примеры из арабской истории, Тахтави отмечал, что в древности женщины-арабки были хорошими поэтами и даже учеными.
Феминистское движение в Египте появилось благодаря мужчине. «Отцом египетского феминизма» считается Касим Амин (1865-1908) - юрист, египетский писатель, публицист (курд по происхождению), выступивший в своих произведениях за предоставление равноправия арабской женщине. По образному выражению английского исследователя П. И. Ватикиотиса, «женский вопрос вплоть до независимости Египта был делом мужчин» [11, р. 306]. В 1899 г. К. Амин издал книгу «Освобождение женщины», в которой он выступил с требованиями запретить полигамию (многоженство), ограничить право мужчин на развод, предоставить женщине образование, гарантировать ей право на труд, уничтожить хиджаб. Приводя коранические тексты (сура 33, стихи 32 и 53), на основании которых обычно женщинам предписывается затворничество, он весьма резонно заявлял, что эти откровения касаются только жен пророка. Книга, несомненно, вызвала общественный резонанс и ожесточенные споры в арабском мире. Радикальные призывы Касима Амина уничтожить хиджаб и затворничество были расценены в обществе как прозападнические, мусульманские улемы объявили его зиндиком (еретиком).
Многие обвиняли К. Амина в том, что он подрывает мусульманскую мораль и ослабляет систему общества. Традиционалисты считали, что ориентация на западный образ жизни уничтожит самобытность египтянки.
Хиджаб был олицетворением целомудренности и скромности египтянок. Скромность была не просто догмой, а краеугольным камнем религии. Если убрать этот камень, то здание рухнет, так считали традиционалисты [10, р. 115].
На критику оппонентов К. Амин ответил второй книгой: «Новая женщина» («аль-Мара аль-джадмда», Каир, 1901). В новой работе он доказывал преимущества вестернизации. Страны, где женщина пользуется свободой и равноправием, а именно страны Европы и Америки, заявлял автор, достигли высокой степени прогресса. Египет же, равно как и другие мусульманские страны, где женщина не считается равноправным членом общества, находится в состоянии упадка и отсталости. Отвечая своим оппонентам, утверждавшим, что ни одна нация, ни одно государство не возвысились благодаря слабому полу, Касим Амин заявлял: «Роль женщины в социальном строе сводится к созданию характера нации, того самого характера, следы которого сказываются в истории наций с их прогрессом и регрессом сильнее, чем влияние обычаев, законов и религий» [2, с. 66].
В «Новой женщине» К. Амин изложил программу раскрепощения мусульманки, резко осудив порядки, освященные шариатом. Свои требования он сформулировал следующим образом: запрещение полигамии (многоженства); ограничение права мужчины на развод; образование женщины; уничтожение хиджаба (чадры); гарантии права женщины на труд. Произведения Касима Амина впоследствии стали настольной книгой первых египетских феминисток. «Программа Касима Амина» еще многие годы вдохновляла арабских борцов за освобождение женщины, а «женская» тема надолго осталась одной из главных тем новоарабской литературы [1, с. 23].
Наряду со светским (просветительским) направлением Нахды в последней четверти XIX в. возникло религиозное направление - «мусульманская реформация», или «мусульманский модернизм», представлявшее собой процесс модернизации, осовременивания и обновления ислама.
Если, по мнению просветителей, прогрессивное развитие общества можно достичь с помощью знаний и просвещения, то, по мнению реформаторов, это может обеспечить лишь реформированная религия. Мусульманские реформаторы призывали очистить ислам от многовековых наслоений, выступали за «обновление ислама», его «очищение» (саляфийа) от бида - позднейших религиозно-догматических нововведений [6, с. 15]. Они выступали за реформу шариата, вновь открыв возможность иджтихада, или переосмысления, которое ортодоксальные мусульмане-сунниты считали недопустимым начиная с IX в. Возглавил движение мусульманской реформации известный афганский ученый, политический деятель, идеолог панисламизма Джамал ад-Дин ал-Афгани (1839-1899), который с 1871 г. проживал в Каире. Афгани высказывался за пересмотр ряда
традиционных установлений ислама, в частности, в области брачно-семейных отношений и положения женщины. По мнению Афгани, женщину, прежде всего, следует освободить от хиджаба.
Учеником и последователем идей Афгани был египетский реформатор Мухаммад Абдо (1849-1905). В истории Египта и ислама Абдо сыграл такую же роль, что и Лютер в Германии и христианстве, несмотря на то, что их миссии проходили в различных исторических условиях и отделены четырьмя столетиями. Подобно Лютеру, отвергавшему догматы католицизма словами Библии, Абдо подвергал критике таклид, ссылаясь на положения Корана [7, с. 32]. М. Абдо считал, что оказывающие негативное влияние на женщин полигиния и разводы являются следствием извращений и неверных интерпретаций, которые обременяли ислам в течение столетий. Возрождение исламской нации, по его мнению, заключается в полном возвращении к истокам ислама [9, р. 140].
Абдо в своих работах высказался и по женскому вопросу. В сфере брачно-семейных отношений он категорически выступил против полигамии и легкого развода для мужчин. В своем тафсире (толковании Корана) Абдо утверждал, что мужчины и женщины по своей природе равны перед Аллахом, и что ислам выражает уважение к женщине и утверждает ее равенство с мужчиной. В качестве аргумента М. Абдо обращается к аяту 3 суры 4 «Женщины», содержащему прямое указание на возможность иметь четыре жены: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете... то на одной...» [5]. Абдо отмечал, что в приведенном отрывке фиксируются два условия полигамии. Во-первых, муж обязан материально обеспечить всех своих жен. Во-вторых, супруг должен проявлять к женам одинаковое отношение, что, по его мнению, неосуществимо. Таким образом, М. Абдо усматривал в кораническом предписании желательность и предпочтительность моногамии [4, с. 129-130].
Мусульманское реформаторство потрясло основы традиционного исламского мировоззрения, способствовало секуляризации общественного сознания арабов. Ислам под влиянием прогрессивных идей западной мысли переживал серьезную модернизацию, в том числе и по преодолению гендерной асимметрии. Арабские просветители подготовили почву для литературной и общественной деятельности первых арабских писательниц, поэтесс, первых женских организаций.
Список литературы
1. Акбарова М. Х. История новой арабской литературы (курс лекций): в 2-х ч. / Министерство высшего и среднего специального образования; Ташкентский государственный институт востоковедения. Ташкент, 1999. Ч. I. 120 с.
2. Амин К. Новая женщина. СПб., 1912. 161 с.
3. Кириллина С. А. Высшее мусульманское духовенство Египта в первой половине ХХ в. // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1992. № 4. С. 58-68.
4. Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.). М.: Наука, 1989. 153 с.
5. Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского; АН СССР, Ин-т востоковедения. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1986. 727 с.
6. Левин З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (Новое время). М.: Наука, 1972. 268 с.
7. Сейранян Б. Г. Мухаммед Абдо: творец мыслящего Египта // Восток (Oriens). 2011. № 2. С. 32-42.
8. Степанянц М. Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (Х1Х-ХХ вв.). М.: Наука, 1974. 190 с.
9. Ahmed L. Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate Text. New Haven, CT: Yale University Press, 1992. 304 p.
10. Baron B. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. New Haven, CT - L.: Yale University Press, 1994. 245 p.
11. Vatikiotis P. The Modern History of Egypt. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1969. 512 p.
"ARABIC RENASCENCE" AND WOMEN'S ISSUE IN EGYPT AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Turk Svetlana Nal'bievna, Ph. D. in History Kuban State Agrarian University turk. svetlana@mail. ru
The article is devoted to the problem of women's emancipation and gender equality in Egypt at the end of the XIX - the beginning of the XX century in the "an-Nakhda" ("Renascence") period of spiritual elevation. During modernization there occurred transformation of traditional stereotypes aimed to change the woman's role in the Arabic Muslim society. Muslim educators and modernists argued that many provisions of traditional Islam, in particular, women's issue, became old-fashioned and should be revised.
Key words and phrases: Islam; traditions; woman; women's issue; education; enlightenment; cultural heritage; an-Nakhda; modernization; Koran; women's emancipation; polygamy.