Научная статья на тему 'Арабский национализм в современной немецкой историографии'

Арабский национализм в современной немецкой историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"DEFENSIVE" CULTURE / АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ / "ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ" КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ARAB NATIONALISM / GERMAN HISTORIOGRAPHY / THE EUROPEAN INFLUENCE / NATIONAL SOCIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шерстюков Сергей Андреевич

Рассматриваются подходы немецких исследователей к проблемам зарождения и эволюции арабского национализма в первой половине XX в., а также их оценки европейского влияния на этот процесс. В частности, внимание уделено тому, как немецкие авторы оценивают влияние нацистской Германии на идеологию и практику арабских националистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arabian Nationalism in a ModernGerman Historiography

The author considers approaches of German researchers to problems of origin and evolution of the Arabian nationalism in the first half of XXth century, and also their estimation of the European influence on this process. In particular, the attention is paid to the idea how German authors estimate influence of Nazi Germany on ideology and practice of the Arabian nationalists

Текст научной работы на тему «Арабский национализм в современной немецкой историографии»

ББК 63.3(0)-38

С.А. Шерстюков

Арабский национализм в современной немецкой историографии

Ключевые слова: арабский национализм, немецкая историография, европейское влияние, «оборонительная» культура, национал-социализм.

Key words: Arab nationalism, German historiography, the European influence, «defensive» culture, national socialism.

При известной общности западной историографии арабского национализма, проявляющейся в тематике, подходах, определенных клише, ее германская ветвь, безусловно, обладает заметным своеобразием. Это объясняется и богатыми востоковедческими традициями Германии, и коллизиями германской истории. Немецкие исследователи арабского национализма не могут принимать позицию сторонних наблюдателей (если таковая вообще возможна) потому, что развитие арабского национализма прямо и опосредованно связано с европейской историей (в том числе и с историей идей) и не в последнюю очередь с историей Германии. Особенность подходов, самого дискурса, дискуссионные темы - все это так или иначе определяется данной связью.

В статье рассматриваются подходы немецких исследователей к проблемам зарождения и эволюции арабского национализма в первой половине XX в., а также их оценки европейского влияния на этот процесс.

По целому ряду причин в западном востоковедении вопросы методологии вышли на первый план. В этом отношении «революционное влияние на методологию и направление гуманитарных исследований» [1, с. 325] оказала работа американского ученого арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм», вышедшая в 1978 г. и подвергшая критике представления о Востоке, выработанные в рамках западоцентричного ориентализма, а также сам ориентализм как научную дисциплину. Одним из следствий вызванных этой работой дискуссий стала более критическая оценка западными востоковедами предшествующей им историографической традиции, а также их собственных методологических позиций. В целом было признано слабое соответствие концептуального, понятийного инструментария западного востоковедения предмету познания, т. е. восточному обществу.

На это указывает, например, немецкий исследователь Йенс Хейбах: «Применительно к Переднему Востоку, а также к многочисленным другим внеевропейским культурным кругам, оказывается, что эти соседние Европе регионы, в сущности, выпадают из

сетки классических социологических теорий от Маркса до Вебера или «классических» (западных) теорий модернизации 1950-х годов. Поскольку модернизм ориентирован на промышленный, секуляристский тип западного или «европеизированного» общества, только западное общество, следовательно, может быть по-настоящему современным. Этот ход мысли является не только в высшей степени узколобым и культуроцентричным, но не позволяет понять внутреннюю динамику затрагиваемых обществ, в которых националистические или традиционалистские движения находят основу их существования в антизападных и антимодернистских установках» [2].

Вопросы о причинах зарождения арабского национализма и его особенностях, а также о возможных способах его описания и трактовки занимают существенное место в немецкой историографии.

Устоявшимся среди немецких авторов является утверждение о том, что «арабский национализм возник как антиколониальный освободительный национализм» [3]. Поэтому, полагает часть из них, колониализм, ставший родовой травмой для нарождающегося арабского национального сознания, во многом определил характер и историю развития арабского национализма. «Склонность к обиде присуща арабскому национализму с самого начала, - пишет Йохан Мюллер, - так как он «возбужденный» в двойном смысле национализм. С одной стороны, он возникает как вторичный национализм: не как в Европе, в известной степени «по доброй воле» и в контексте развития гражданских обществ, а как заимствованное из Европы и ею подталкиваемое политическое формирование. С другой стороны, его идеология зарождается в ситуации бессилия - как реакция на колониализм и чужеземное господство, но вместе с тем и как попытка найти самостоятельный ответ на возрастающее давление модернизации» [4]. Таким образом, противоречивость арабского национализма, по мнению немецких исследователей, обусловлена условиями его возникновения, когда национальная идея была одновременно привнесенной извне, и вследствие этого вызывала отторжение, а с другой стороны, представлялась думающей части арабского общества одной из причин успеха западных стран. Вероятно, отношение арабских интеллектуалов к Западу можно определить как болезненное противоречие между ненавистью и стремлением

история

к подражанию. Мюллер полагает, что арабский национализм является частью выраженной «оборонительной культуры»* в обществах Среднего Востока и Северной Африки [4].

Среди западных исследователей сложилось представление об отличающихся друг от друга «включающем» и «исключающем» национализме. В противоположность «включающему» национализму, который отличается умеренной формой национального самосознания и патриотизма и способен интегрировать в свою общность другие культурные группы, «исключающий» национализм осознанно отграничивается от других наций и государств, рассматривая собственную нацию в качестве более ценной, и радикально отказывается от «иностранного господства» [2].

В частности, к последнему типу национализма, появление которого было вызвано французской революцией и наполеоновскими войнами, относят немецкий, испанский и русский виды национализма, которые были направлены не только против Франции, но и против идеалов и достижений революции. Преимущественно реакционная и замедляющая сущность, как полагает Йенс Хейбах, лежит в основе этого «национализма контратаки» [2]. Часть исследователей рассматривает и арабский национализм с его «оборонительной культурой» как одно из проявлений «национализма контратаки».

Само же это выделение двух типов национализма являет собой пример бесчисленных бинарных оппозиций. Филолог В. Руднев так объясняет их природу: «Мы не можем понять мир до конца, и эта невозможность понимания компенсируется бинарной дополнительностью точек зрения на мир» [5]. Думается, что линии развития национализма гораздо разнообразнее, и выделение лишь двух крайних вариантов мало что дает в понимании его природы, более того, отнесение арабского национализма к «исключающему» типу может способствовать поиску в нем только крайних, «неправильных» черт.

Обоснованной представляется точка зрения российского исследователя А. Миллера, полагающего, что скорее следует говорить не о едином типе национализма, а о националистическом дискурсе, в котором в каждый данный момент присутствуют различные интерпретации нации: «В рамках широко понятого националистического дискурса взаимодействуют и соревнуются друг с другом самые разнообразные по степени агрессивности, ксенофобности или терпимости интерпретации нации и национальных интересов. А значит, неверно говорить о французском, русском или израильском национализме. Есть много примеров того, как в странах, которым приписывается господство «гражданского», или «включающего»

* Само это понятие ввел известный исламовед, профес-

сор Гёттингенского университета Бассам Тиби.

национализма (Франция, США), мощно проявляется этнический, расистский, «исключающий» национализм, и наоборот. Вопрос состоит в том, какие из этих интерпретаций в тот или иной момент, в том или ином обществе, в тех или иных социальных слоях становятся доминирующими и почему» [6].

Изменения, произошедшие в колониальную эпоху (развитие коммуникаций, печати, появление слоя европейски образованной интеллигенции и т.д.), вывели ближневосточное общество из состояния относительной замкнутости, создав единое пространство, перемены в одной части которого вызывали резонанс в другой. На этом основана попытка рассмотреть арабскую националистическую традицию в русле европейского национализма и в какой-то мере европейской истории. Так, Бассам Тиби полагает, что арабский национализм до начала Первой мировой войны - это демократический национализм, однако после соглашения Сайкс-Пико, не предусматривавшего создания независимого арабского государства и закреплявшего раздел Ближнего Востока в границах французских и британских подмандатных территорий, арабский национализм развивается в антизападную и антиколониальную идеологию контрнационалистической (kontemationalistischer) природы. Арабский «национализм контратаки» ориентируется отныне прежде всего на немецкий образец и выбирает апологетическое, реакционное, народное и иногда агрессивное направление [2].

Немецкие авторы постоянно обращаются к вопросу о европейском влиянии (его масштабах, характере, последствиях) на становление и эволюцию арабского национализма. Так, Вернер Енде приводит примеры того, как концепции, выработанные в рамках европейских наук, изучавших Восток, использовались различными группами ближневосточного общества для конструирования собственной версии истории и идеологии (подобная практика применялась не только для обоснования «большой» идеологии панарабизма, но и для защиты различных, как правило, расходящихся с ней локальных идеологий - фараонизма, финикиизма, пансирийского национализма и т. д.) [7].

Примечательно, что большинство немецких исследователей склонны рассматривать нацию (в том числе и арабскую) скорее как конструкт, как «воображаемое сообщество», а не как некую общность, формирующуюся в ходе длительной исторической эволюции.

Вероятно, это объясняется тем, что инициаторами и проводниками идеологии арабского национализма, как правило, были узкие группы элиты (интеллигенция, военные, представители исламского реформизма), а также представители христианских меньшинств, надеявшиеся с распространением идей национализма если не на преодоление, то на уменьшение религиозных барьеров. Однако вопрос о том, когда эта идеология перестала быть только дискурсивной практикой и стала по-настоящему массовой, главной (или одной

из главных) идентичностей, остается дискуссионным. Йенс Хейбах полагает, что в Египте этот переход начинается после окончания Первой мировой войны [2]. Упомянутый уже Вернер Енде констатирует, что для масс населения национализм отчасти до сегодняшнего дня остается чуждым [7].

В недавней истории взаимоотношений арабского мира и Запада наиболее болезненным и для немцев, и для арабов был и остается вопрос о связях арабского национализма и германского национал-социализма. В немецкой историографии он не получил сколько-нибудь глубокого исследования. Одна из причин этого в том, что «долгое время национал-социализм не был центральной темой для исламоведов. Историки, которые были знакомы с этой темой, напротив, в большинстве своем не знали арабов» [8]. Понятно, однако, что проблема была не в отсутствии дисциплинарной привязки темы, а в неготовности ее исследовать. Между тем проблемные поля этой темы разнообразны: это и вопрос о европейском участии в становлении авторитарных режимов и идеологий в арабском мире, а также идеологии исламского радикализма, и вопрос о влиянии европейского (германского) антисемитизма на развитие антисемитизма арабского**.

Как отмечает исследователь Гётц Нордбрух, когда речь заходила о немецко-арабских отношениях в 1930-е и 1940-е гг., особое внимание уделялось фигуре палестинского муфтия Амина аль-Хусейни. При этом в немецких исследованиях противостояли друг другу две оценки, которые объясняли отношение муфтия и, в конечном счете, арабской стороны в целом к национал-социализму. Одна оценка может быть передана выражением «враг моего врага мой друг». Следовательно, она подразумевала сходство интересов, целей обеих сторон, а не какую-либо идеологическую близость. Вторая оценка ставила эту связь с ног на голову: согласно ей поводом к сближению была как раз общая вражда к евреям и близость идеологий [9].

В 1920-1930-е гг. в арабских странах шло активное обсуждение вопросов, связанных с национализмом. Теория и практика немецкого национализма попадала в поле зрения арабских интеллектуалов. Так, сирийско-иракский идеолог Сати аль-Хусри ссылался в ранние 40-е гг. на письма Гердера и Фихте, чтобы обосновать свои представления об этнически гомогенной нации. К тому же, намекая на Бисмарка, аль-Хусри, считающийся до сегодняшнего дня одним из основателей панарабского национализма, надеялся на «арабский 1871 год», который объединил бы территориально разобранную нацию [9].

Многие немецкие авторы отмечают, что арабы, как и Германия, считали себя «жертвами Версаля», в

** Понятие «арабский антисемитизм» является устоявшимся в западной и отечественной научной литературе, хотя и содержит элемент двусмысленности, так как арабы, как известно, также относятся к семитам.

этой связи приход к власти Г итлера и быстрое восстановление позиций Германии не могли не произвести сильного эффекта в арабском мире. Впечатление про-

Л Л—' ***

изводила и сама фигура Гитлера***.

Однако на более важные вопросы о том, происходило ли усвоение арабской элитой (или ее частью) идей национал-социалистов и если происходило, то в какой форме, ответить значительно сложнее. Утверждения, согласно которым «арабы симпатизировали национал-социализму», как минимум, нуждаются в уточнении. Общества арабских стран были глубоко сегментированы как по традиционным стратам - родовым, клановым, религиозным, так и по современным - классовым, образовательным, профессиональным. В частности, Нордбрух указывает, что национал-социализм подвергался резкой критике прежде всего со стороны арабских либералов и коммунистов, но также и консервативных мусульман и христиан [9]. Другой исследователь, Вернер Енде, полагает, что «перед современными, прогрессивными мусульманами национал-социализм провалился, в то же время такие группы как братья-мусульмане рассматривали нацизм с большой осторожностью» [8].

Исследователь Петер Виен рассматривает проблему восприятия национал-социализма на примере иракского общества 1930- 1940-х гг. По его мнению, для новой иракской элиты, молодых эфенди, гитлеровская Германия была только одним из образцов среди многих авторитарных режимов того времени. Он полагает, что более подходящее определение для этого процесса -«флирт с фашистскими образами» при отсутствии прямой адаптации фашистских идей [10].

Однако существуют и противоположные оценки. Так, Маттиас Кюнтцель полагает, что именно благодаря финансовой, идеологической, организационной поддержке нацистской Германии стал возможен взлет исламизма на Ближнем Востоке как массового антисемитского и антимодернистского движения [11].

Таким образом, наряду с точкой зрения о поверхностном, тактическом, эмоциональном приятии германского нацизма частью арабского общества, в немецкой историографии распространено и противоположное утверждение о глубинном, структурном влиянии национал-социализма на политический ландшафт арабского мира.

В целом арабский национализм рассматривается в немецкой историографии как явление с отклоняющимся развитием - проявление этого видят и в неуко-рененности его в арабском обществе, и в его тесном переплетении с исламом и исламизмом, в чрезмерной радикальности его форм и т. д.

*** Клаус-Михаэль Мальман и Мартин Кюпперс в своей работе «Третий Рейх, арабы и Палестина» приводят такой любопытный пример: когда Германия в 1940 г. разгромила Францию, в массовых демонстрациях в Дамаске, Хомсе и Алеппо пелась новая песня: «Никогда больше месье, никогда больше мистер - на небе Аллах, на земле Гитлер!»

история

Немецкие авторы ищут разные познавательные модели, которые способствовали бы более адекватному пониманию арабского национализма - это, с одной стороны, и попытки найти его общность с тем или иным европейским типом национализма, и, с другой стороны, рассмотрение его как совершенно особого явления (часть «оборонительной» культуры). Некоторые из них склонны преувеличивать роль европейского влияния в судьбах арабского национализма, в новой и новейшей истории Ближнего Востока в целом. Эту роль трудно оспаривать, однако нередко

она рассматривается как определяющая (например, в том, что арабский национализм приобрел радикальные черты, что в арабском мире широко распространился антисемитизм и т.д.). Что лежит в основе этого подхода - европоцентризм, комплекс вины или исторический монизм, однозначно определить трудно, но он способствует тому, что арабы рассматриваются не как субъект истории, а как ее жертва. Примечательно, что комплекс жертвы глубоко укоренился и в сознании арабов, склонных объяснять многие свои беды происками Запада.

Библиографический список

1. Бобровников, В. Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида / В. Бобровников // Ab imperio. - 2008. - №2.

2. Heibach, Jens. Nationalismus und Antisemitismus / Jens Heibach. URL: http://www.hagalil.com/antisemitismus/islam/ heibach-2.htm

3. Schmidinger, T. Arabischer Nationalismus. Die Wurzeln des Hasses: Ideologische Prämissen aus Europa / T. Schmidinger. URL: http://www.gfbv.it/3dossier/me/arab.html

4. Müller, J. Wes Geistes Kind? Arabischer Nationalismus, Islamismus und Antisemitismus im Mittleren Osten / J. Müller. URL: http://www.stud.uni-hannover.de/~muab/muelle03.htm

5. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М., 1997.

6. Миллер, А. О дискурсивной природе национализмов / А. Миллер // Pro et Contra. - 1997. - Т. 2. - №4.

7. Ende, W. Kollektive Identität und Geschichte in der islamischen Welt der Gegenwart / W. Ende. URL: http://www.

freidok.uni-freiburg.de/volltexte/3367/pdf/Ende_Kollekti-

ve_Identitaet_und_Geschichte.pdf

8. Lehmann, L. Buchbesprechung auf Gerhard Höpp, Peter Wien, René Wildangel Blind für die Geschichte? / L. Lehmann // Arabische Begegnungen mit dem Nationalsozialismus. Klaus Schwarz Verlag. - Berlin, 2004, 382. URL: http://de.qantara.de/ webcom/show_article.php/_c-468/_nr-215/_p-1/i.html

9. Nordbruch, G. Die arabische Welt und der Nationalsozialismus / Götz. Nordbruch. URL: http://www.ufuq.de/ newsblog/221-vortrag-die-arabische-welt-und-der-nationalso-zialismus

10. Nordbruch, G. Review of Wien, Peter, Iraqi Arab Nationalism: Authoritarian, Totalitarian, and Pro-Fascist Inclinations, 1932-1941 / G. Nordbruch. URL: http:// www. h-net.org/reviews/showrev.php?id=21223

11. Küntzel, M. Nationalsozialismus und Antisemitismus in der arabischen Welt / M. Küntzel. URL: http://buecher.hagalil. com/suhrkamp/kuentzel.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.