Научная статья на тему 'Арабский национализм в идеологии баасизма и насеризма'

Арабский национализм в идеологии баасизма и насеризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1178
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ПАНАРАБИЗМ / БААСИЗМ / НАСЕРИЗМ / ARAB NATIONALISM / PAN-ARABISM / BA'ATHISM / NASSERISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Иван Федорович, Кудрин Григорий Михайлович

В данной статье рассматривается становление и основные принципы арабских националистических идеологий баасизма и насеризма, а также роль и значение арабского национализма для политического развития стран Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARAB NATIONALISM IN THE IDEOLOGY OF BA'ATHISM AND NASSERISM

This article discusses the formation and basic principles of Arab nationalist ideologies Ba'athism and Nasserism, as well the role and importance of Arab nationalism for the political development of the Middle East.

Текст научной работы на тему «Арабский национализм в идеологии баасизма и насеризма»

Арабский национализм в идеологии баасизма и насеризма Arab nationalism in the ideology of Ba'athism and Nasserism

Крайнов Иван Федорович

Студент 3 курса Восточный факультет СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11

e-mail: [email protected]

Kraynov Ivan Fedorovich

Student 3 term Faculty of Asian and African Studies

SPbU

Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya emb., Build. 11

e-mail: [email protected]

Кудрин Григорий Михайлович

Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student. spbu. ru

Kudrin Grigory Mikhailovich

Student 1 term Faculty of Political Science SPbU

Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье рассматривается становление и основные принципы арабских националистических идеологий - баасизма и насеризма, а также роль и значение арабского национализма для политического развития стран Ближнего Востока.

Annotation

This article discusses the formation and basic principles of Arab nationalist ideologies - Ba'athism and Nasserism, as well the role and importance of Arab nationalism for the political development of the Middle East.

Ключевые слова: арабский национализм, панарабизм, баасизм, насеризм.

Key words: arab nationalism, Pan-Arabism, Ba'athism, Nasserism.

Арабский национализм, сформировавшийся во второй половине XIX - начале XX вв., изначально не представлял собой комплексной рациональной политической теории. Это была совокупность политических идей, возникших как реакция на исторические проблемы арабских народов. Становление арабского национализма происходило под влиянием европейских националистических идей в условиях политики агрессивной тюркизации, проводимой Османской империей, в состав которой в тот период входили обширные арабские территории. Арабский национализм, развивавшийся на базисе арабского культурного возрождения («нахда»), укрепившего национальную идентичность арабов и самосознание арабской интеллектуальной элиты, преследовал цель освобождения арабской нации из-под влияния Порты. Первая мировая война и распад Османской империи привели к росту арабского национально-освободительного движения и появлению националистических проектов, которые представляли собой скорее руководство к действию, а не рациональную политическую теорию. Однако османское господство сменилось британским и французским колониальным влиянием, что привело к формированию в рамках арабского национализма идей антиимпериализма. Еще одной

центральной идеей арабского национализма становится антисионизм, что было вызвано интенсификацией еврейской иммиграции в Палестину и эскалацией межнациональной напряженности в регионе.

С 40-х гг. XX в. под влиянием европейских политических идеологий в арабской интеллектуальной среде начинается переосмысление накопившихся националистических идей и их систематизация в новые рациональные политические теории. Этому способствовал процесс деколонизации: ряд арабских государств добился реальной независимости, ликвидировав колониальное влияние бывших мандатариев и метрополий, и националистические идеи, отличавшиеся антиимпериалистической направленностью, трансформировались в полноценные политические теории и идеологии ряда арабских стран. Также стоит отметить, что до Второй мировой войны в арабском национальном движении доминировала концепция регионализма, предполагавшая создания ряда солидарных, но суверенных арабских государств. Рост национального самосознания широких народных масс и укрепление межарабских связей в ходе антиколониальной борьбы укрепили альтернативную регионализму концепцию панарабизма - объединения арабских народов в рамках единого государства. В качестве социально-экономического базиса объединения арабов начинает рассматриваться социализм. Наибольшее распространение получили панарабские и социалистические идеи партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения) и насеризм (политическая теория Гамаля Абделя Насера).

Партия арабского социалистического возрождения, кратко именуемая «Баас» («возрождение», «воскрешение»), была создана в 1947 г. на фоне роста антизападных настроений. Со временем она стала одной из ведущих политических сил в арабских странах. Основатели партии, Салах ад-Дин Байтар (1912-1980 гг.) и Мишель Афляк (1910-1989 гг.), развили уже сложившиеся в арабском мире националистические идеи, отразив революционные и прогрессивные интеллектуальные тенденции эпохи деколонизации. Стоит отметить, что Афляк происходил из ориентированной на Запад православной семьи и имел тесные связи с французскими социалистами. В молодости он получил образование в Сорбонне и в 1930-е гг. был увлечен идеями французского Народного фронта. Но в 1936 г., после того как одержавший победу во Франции Народный фронт продолжил колониальную политику, Афляк разочаровался в европейских левых и пришел к выводу, что ликвидация колониальной зависимости может быть осуществлена лишь революционными национально-освободительными силами. Под влиянием западноевропейского социалистического опыта он разрабатывал политическую доктрину партии «Баас».

Центральными и структурообразующими идеями баасизма панарабизм и арабский социализм. Согласно Афляку, наилучшим общественным строем является социалистический, при котором государство активно вмешивается в экономику и поддерживает общественную собственность на командных началах, но в то же время баасисты выступали против конфискационной политики в отношении частной собственности. Для баасизма социализм - это не только стремление к социальному равенству, но и путь к социально-экономической модернизации. Социализм, согласно Афляку, представляет собой средство арабского «возрождения» и модернизации, он должен обеспечить устойчивость и эффективность консолидации арабских народов.

Соединив понятия «национализм» и «социализм», Афляк стремился привлечь всех, кто боролся и против колониальной системы, и против социального неравенства. Согласно Афляку, единственным средством борьбы с колониализмом и реакционными классами колониальных обществ является объединяющая социалистическая революция. Революция в отдельно взятой стране уязвима из-за ограниченных ресурсов данной страны и иностранной поддержки реакционных классов. Арабское единство - одновременно условие и следствие арабской революции, революция может быть успешной, если она будет носить панарабский характер. Страна, в которой произошла революция, должна оказывать поддержку революционному движению в других арабских странах до полного освобождения арабского мира от власти реакционных классов и колониального влияния.

Для «Баас» пролетариат был лишь одной из революционных групп. Афляк разделял марксистскую позицию, что рабочий класс - главная движущая сила революции, но он также считал, что в арабском мире все классы (а не только пролетариат) должны объединиться в борьбе против капиталистического господства иностранных держав. Классовая борьба в концепции баасизма отходит на второй план перед борьбой за независимость.

Баасизм - светская идеология, но ислам занимает в ней важное место. Баасистское общество стремится к просветлению, возрождению на основе арабской культуры, ценностей и традиции ислама. Для баасизма неприемлемы как атеизм, так и религиозный фундаментализм.

В 1963 г. партия «Баас» пришла к власти в Сирии в результате государственного переворота, в стране была установлена диктатура Военного комитета. В партии назревал раскол между гражданской группировкой, возглавляемой Афляком и Битаром, и Военным комитетом, возглавляемым Салахом Джадидом и Хафезом Асадом. В 1966 г. Военный комитет совершил новый государственный переворот, начались преследования сторонников Афляка и Бирата. В результате переворота 1966 г. партия Баас разделилась на Иракское региональное отделение, лояльное Афляку, и Сирийское региональное отделение, власть в котором вскоре сконцентрировалась в руках Хафеза Асада. В Ираке баасисты окончательно закрепились у власти в 1968 г.

Сегодня наблюдается тенденция к снижению роли партии «Баас» в арабских странах. Например, в Ираке партия «Баас» после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 г. подверглась политическим преследованиям. Влияние баасистов снижается и в Сирии. В 2012 г. на референдуме была принята новая конституция Сирии, которая уравняла партию «Баас» с другими действующими в стране партиями, лишив ее политической монополии. Однако в Сирии «Баас» продолжает оставаться правящей партией, президент Башар аль-Асад остается секретарем ее регионального руководства. Партия продолжает действовать в Йемене, Ливане, Палестине и других арабских странах.

Альтернативная баасизму идеологическая модель сложилась в Египте. В 1952 г. в результате «июльской революции» к власти в Египте пришла подпольная оппозиционная организация «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абделем Насером (1918-1970 гг.). Он во многом предопределил развитие стран Ближнего Востока, а его учение фактически стало государственной идеологией Египта. Насеризм оказал решающее влияние на строительство суверенных социалистических государств в Сирии, Ираке, Алжире и Ливии.

В насеризме социализм стал составной частью арабской национальной идеи, он рассматривался как инструмент реализации панарабских целей. Насер считал, что лишь социализм создаст базис объединения арабской нации. 5 декабря 1957 г. на III съезде кооператоров президент Насер официально провозгласил строительство «социализма - демократического строя, свободного от эксплуатации» [3]. Свои взгляды на социализм «отец арабов» изложил в многочисленных выступлениях и политических документах - Конституции Египта 1956 г. и Хартии национального действия 1962 г. Насер определял социализм как ликвидацию феодализма, монополии, господства капитала над властью, ликвидацию эксплуатации. Позитивный смысл социализма он видел в создании национальной экономики, а затем в таком развитии этой экономики, чтобы она удовлетворяла нужды общества и обеспечивала социальную справедливость. Насер отвергает существующее в марксистской теории представление о руководящей роли рабочего класса и диктатуры пролетариата. Хартия национального действия отмечала, что демократия не может быть построена за счет господства одного класса над другим, она рассматривается исключительно как власть всех слоев населения.

Говоря о различиях между арабским социализмом и классической социалистической доктриной, Насер указывал: «марксизм имеет свою философию, и с этим нельзя не считаться. Его учением вдохновлена ныне одна треть мира. Но марксизм не принимает религии. Здесь я в корне с ним расхожусь. Он признает диктатуру

пролетариата, говорит о насилии одного класса над другим - по этим вопросам мы имеем разные точки зрения» [3]. Еще один пример высказывания Насера на эту тему: «действительно, социализм один, однако пути его к нему разные. Мы расходимся с коммунистическими странами относительно понимания социализма. У них режим основан на диктатуре пролетариата, то есть на диктатуре рабочего класса, мы же призываем не к диктатуре, а к демократии для трудового народа» [3].

Необходимо отметить, насеризм носил светский характер. Однако для легитимации своей идеологии Насер прибегал к исламским идеям о солидарности и социальной поддержки экономически уязвимых слоев населения, а революцию рассматривали как возврат к «правильному» прошлому.

Из идеологии Египта насеризм быстро превратился в общеарабское движение. Национализации Суэцкого канала и «тройственная агрессии» (интервенции Великобритании, Франции, Израиля) сделали Насера одним из наиболее популярных в арабском мире лидеров, Насер был прозван «отцом арабов». Рост национально -освободительного, антиимпериалистического и социалистического движения создавал условия для консолидации арабских стран вокруг Египта. В 1958 г. Насер предпринял первый шаг на пути создания единого арабского государства - была создана Объединенная Арабская Республика, в состав которой вошли Египет и Сирия. Проект не стал долгосрочным из-за противоречий Насера с сирийской политической элитой, однако Каир продолжал поддерживать антиколониальные и антимонархические силы в Алжире, Йемене и других арабских странах.

После смерти Гамаля Насера и прихода к власти Анвара Садата в 1970 г. насеризм перешел на более умеренные позиции. Новый президент боялся консолидации оппозиции на базе идеологии радикального насеризма. Поэтому Садат отклонил проект создания насеристской партии, тем самым исключив возможность новой институционализации египетского насеризма. Но идеология несеризма продолжила оказывать влияние на политические силы ряда арабских стран. Гамаль Абдель Насер создал революционную для арабского мира идеологию, историческое значение которой невозможно переоценить. Насер не смог полностью реализовать свои идеи даже в рамках Египта, но он продемонстрировал убедительный пример арабского национализма и арабского социализма.

Панарабизм наряду с арабским социализмом лежал в основе идеологий баасизма и насеризма, которые придали новую форму арабскому национализму. Арабский национализм в баасистской и насеристской интерпретациях получил рациональную теорию и относительно эффективный политический проект, а разработанная в рамках националистической идеологии концепция арабского социализма оказала решающее влияние на развитие ряда арабских государств. Партия «Баас» стала одной из ведущих политических сил региона, на долгие годы определив развитие Сирии, Ирака и других арабских стран. Модель Насера оказала решающее влияние на становление постколониальной государственности Египта, Алжира, Ливии и других стран.

Список используемой литературы:

1. Косач Г.Г. 2007. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса. Национализм в мировой истории. Под ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука. C. 259-332.

2. Котлов Л.Н. Становление национально - освободительного движения на Арабском востоке (сер.19 в. - 1908 г). Москва,1975.

3. Насер Г. М. Проблемы египетской революции: Избранные речи и выступления. 1952-1970 гг. М.: Междунар. отношения, 1979. 256 с.

4. Самарская Л.М. Арабский национализм в Палестине в начале XX века. Вестник МГИМО. №4. С. 5471.

5. Филиппов А. А. Концепция арабского национализма в идеологии Мишеля Афляка // Проблемы управления (Минск). 2008. №4. С. 153-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.