«АРАБСКИЙ ФАКТОР» В РАЗВИТИИ РИМСКО-ИРАНСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ
Камышев К.Д.
Камышев Константин Дмитриевич, Межрегиональная общественная организация содействия детскому отдыху, 614070, Пермь, Бул. Гагарина 44 а. Эл. почта:
robespewr@mail.ru
Статья посвящена влиянию на развитие римско - иранского пограничья такого этноконфессионального фактора как арабские племена и образованные ими буферные государства. Среди них рассматриваются такие политические образования как: Набатейское царство, Осроена, Пальмира, Харакена, Хатра. Рассмотрены особенности их взаимодействия с «великими державами» (Парфией, а затем державой Сасанидов с одной стороны и Римом, затем Византией с другой) и кочевой периферией. Рассматривается огромное влияние трансаравийских торговых путей, особенно «Пути Благовоний» в развитии арабского участка римско-иранского пограничья. Показано постепенное смещение остроты развития римско -иранского пограничья и смещение политической, религиозной, культурной активности на его прежнюю периферию - на Аравийский полуостров. Рассмотрено образование, расцвет и упадок таких клановых буферных пограничных государств как Лахмидов, Гассанидов и Киндидов. В статье описывается сложная борьба внешнеполитических группировок в Химьяре (Древнем Йемене), между проримскими (провизантийскими) и просасанидскими (проперсидскими) «торговыми партиями». Рассмотрены попытки различных внешнеполитических акторов региона взять под прямой контроль территории, населенные арабами, но безуспешно. И именно «арабский фактор», организованный в форме новой мировой религии ислама во главе с пророком Мухаммедом разрушил римско-иранское пограничье существовавшее до того в течение восьми веков.
Ключевые слова: римско-иранское пограничье, лимитрофное пространство, буферное государство, этноконфессиональный фактор, «Путь благовоний», арабы, доисламская Аравия, ранний ислам, Мухаммед.
Римско-иранское пограничье - одна из самых длительно существовавших приграничных территорий в мировой истории. Она просуществовала с I в. до н.э. по VII в. н.э. В его орбиту с течением времени втягивалось все большее количество государств, племен, народов. Но, римско-иранское пограничье, в свою очередь, не являлось исключительно буферным пространством между двумя «Великими державами» Древнего мира и Раннего Средневековья (последовательно сменявшимися Античными государствами: Римской республикой, Империей и Византией; в противовес Иранским государствам: Парфии Аршакидов и Персидской империи Сасанидов). Помимо чисто политического пространства в римско -иранском пограничье складывалось сложное культурное, этническое и конфессиональное пространство.
Арабский фактор, как частный вариант этноконфессионального, в развитии римско -иранского пограничья отчетливо начинает проявляться еще с момента его формирования. Арабы первоначально располагались в центральной части Аравийского полуострова. Начиная с IV в. до н.э. начинается миграция арабских племен в области Сиро -Палестинского и Месопотамского регионов. Часть, которую контролировал Рим, называлась Arabia Petrae, зависимая от Парфии - Arabia Deserta. Но была и Arabia Felix «Счастливая Аравия», независимая зона между двумя великими державами. К ней относились, например, Хатра, Пальмира и Эдесса (Руссо, 2015). Таким образом, необходимо констатировать, что арабы предоставляли собой органическую часть римско -иранского пограничья, играя роли буферного, лимитрофного пространства.
На территории современного Синайского полуострова, Заиорданья, Восточной Сирии, западной и северной части Месопотамии арабы закрепляются на рубеже II-I вв. до н.э., они постепенно меняют этнический ландшафт на территории римско -иранского пограничья. Еще в III в. до н.э. образовалось арабское государство Набатейское царство. Ими основываются также ряд арабских государств: Осроена, Пальмира, Хатра, Харакена и др. На данном этапе развития арабы не осознавали своего этнического единства, были разобщены племенными и династическими противоречиями.
Первым арабским государством в римско -иранском пограничье является Набатейское царство - наследственная монархия, которая ведёт отсчёт с воцарения Ареты I в 169 г. до н. э. Набатейское царство соперничало с хасмонейской Иудеей, во время правления Ареты III в 84 г. до н. э. подчинило Дамаск и часть Сирии. В течение римской экспансии в I в. до н. э. — I в. н. э. Набатея сумела сохранить независимость и союзнические отношения с Римом — так, набатейские войска выступали в качестве союзников Рима при осаде Титом Иерусалима. Причем, по предположению Тейлора они получили разрешение на участие в подавлении Иудейского восстания также и от парфянских правителей Ирана из династии Аршакидов (2001, p. 73.).
Краеугольным камнем процветания этой земли была посредническая торговля между странами Дальнего Востока - Индией, Индокитаем, Китаем и набирающей силу «сверхдержавой» Запада -Римской Республикой (позднее - Империей). Набатеи брали portarium в размере 25%.
Постепенно усиливалось римское влияние в этом царстве. Основным мотивом увеличения присутствия римлян в Набатеи был экономический. Так, в 26 г. до н.э. римляне стремились поставить под контроль «путь Благовоний». Август направляет свою префекта Египта Элия Галла в военную экспедицию в Южную Аравию. В помощь римской
экспедиции Набатейский царь Ободат II выделил отряд во главе с «братом царя» Силлая, который должен был выступать в роли проводника. Римско -набатейские войска добрались до Мариба, однако нехватка воды побудила Элия Галла прервать осаду и возвратиться в Египет. Не исключено, что неудача похода, сопряженного с большими трудностями, объясняется в немалой степени скрытым противодействием Силлая, не заинтересованного в его успехе (Шифман И.Ш., 2007, стр. 33-34).
Иосиф Флавий, описывая геополитический интерес римлян к Аравийскому региону, сообщает, что под власть Ирода были переданы Августом Трахонея, Батанея, Ауранитида, несколько позже - и другие области на правом берегу Иордана (Fl. Jos., Ant. Jud., XV, 344-360; Bel. Jud., I, 398-400; Ant. Jud., XVI, 271; XVII, 319; Bel. Jud., II, 95.). Этот шаг был вызван заботой о безопасности приграничных районов Сирии, ибо правивший в Заиорданье Зенодор покровительствовал разбойникам и кочевникам, совершавшим набеги на районы, прилегающие к Дамаску. По некоторым сведениям он мог быть арабом по своему происхождению и не исключена дальняя родственная связь с набатеями.
В Набатеи в связи со смертью предыдущего царя Ободата II борьбы за трон, в котором надо было вмешиваться Августу. Правление на короткое время было узурпировано Силлаем, совершившего многочисленные убийства среди местной арабской аристократии. За это он был обезглавлен (Шифман И. Ш., 2007, стр. 34). И трон получил Арета IV (9 г. до н.э. - 40 г. н.э.), причем все это было проведено без согласования с Августом. Данный правитель пытался проводить относительно независимую политику, но не переходил на прямые конфронтации с римлянами.
После активизации морского пути из Египта в Индию в сер. I в. н.э., набатеи утратили монополию на посредническую торговлю с Востоком через Южную Аравию. Постоянные военные конфликты с арабами -кочевниками (самудейцы и сафатенцы), а также с иудеями привели страну к упадку.
В 106 г. Траян после смерти Раббэля II присоединил Набатею к Риму, образовав на её территории провинцию Аравия Петрейская. Центр провинции был перемещен в Босру, которая становилась одним из главнейших караванных центров в римско -иранском пограничье и на ее территории сходились «Путь Благовоний» и самая южная ветвь «Великого шелкового пути». Безусловно, другим важным моментом был военно -политический, Траян готовился к парфянскому походу и вынужден был обезопасить свои сирийские коммуникации.
Осроена - было историческое сироязычное царство, расположенное в Месопотамии, которая обладала независимостью или автономией в составе иранских государств (Парфии и империи Сасанидов) с 132 г. до н.э
по 244 г. н.э. Осроена, область на северо -западе Месопотамии между реками Евфратом на западе и Хабором на востоке и Арменией на севере, играла важную стратегическую роль форпоста римлян в их политике сначала против парфян, а затем персов. Главный город Осроены, Эдесса (совр. Урфа), был построен, скорее всего, Селевком I Никатором (312— 281). При Антиохе IV (175—164) Эдесса была переименована в Антиохию, а после его смерти попала в зависимость от парфян. В 132 г. до н. э. было основано самостоятельное Эдесское царство; в 127 г. до н. э. оно перешло под власть арабской династии Абгара и Ма'ну. Армянский царь Тигран II Великий (95—55), захватив страны Азии, передал Осроену кочевому арабскому племени, переселенному им сюда из южной Месопотамии (Plin. H. N., 5, 20, 85, 21, 86, 6, 28, 142).
Осроена находилась на важнейшем участке пересечения торговых путей. Контролировал переправы на Евфрате и армяно -малоазийский путь. «Осроенские арабы», были теми арабами с горы Аман, которых покорил в 65 г. до н. э. легат Помпея Луций Афраний, командовавший римскими войсками в Армении (Plut. Pomp., 39). Абгар был принят в число «друзей и союзников римского народа», но в 55 г. до н.э. именно он сменил свою политическую ориентацию на пропарфянскую, что в конечном итоге, погубило римскую армию Красса. В дальнейшем арабские правители Осроены продолжали лавировать между Парфией и Римом, в конечном счете, всегда предавая римлян. Так, например, в 36 г. н. э. осроенцы участвовали в конфликте между парфянским царем Артабаном II (10—38) и претендентом на престол Тиридатом, поддержанным Тиберием (Tac. Ann., VI, 32). Во время отступления Тиридата из Селевкии через Месопотамию в Сирию, осроенские арабы первыми покинули римского ставленника (Tac. Ann., VI, 44), что привело к его поражению (Абрамзон М. Г., 2006, Стр. 113).
В период правления Траяна, приблизительно 116 г. н. э., римский полководец Луций Квинт подчинил Эдессу и положил конец независимости Осроены. После войны с парфянам, при Марке Аврелии, были построены форты, и римский гарнизон был размещен в Нисибисе. Осроена попытался отбросить римское владычество, однако в 216, его король Абгар IX был заключен в тюрьму и сослан в Рим, и территория его царства была превращена в римскую провинцию. В период от завоевания Траяна до 216, Христианство начало распространяться в Эдессе. Абгар IX (179-186 н. э.) был первым христианским царем Осроены.
В нижней Месопотамии во II в. до н. э. возникает государство Харакена со столицей в Спасину Хараксе. Харакена подчиняет себе часть Месопотамии (вплоть до слияния рукава Евфрата с Тигром) и эллинские города по западному берегу Персидского залива, а также некоторые арабские племена. Одно время Харакена владела даже Вавилоном (по
одному из предположений и Селевкией на Тигре). Тем не менее, Харакена довольно скоро попадает в зависимость от Парфии. Почти с самого начала Спасину Харакс превращается в крупный центр торговли с Южной Аравией и Индией. В город собираются купцы со всего Ближнего Востока. Сами имена царей Харакены показывают смешение самых различных языков и культов — отчётливо прослеживаются вавилонские, персидские, эламские, арабские и эллинистические элементы. Царство было образовано примерно в 130 году до н. э. и просуществовало до завоевания региона империей Сасанидов в 222 году н. э. Харакена был альтернативно известна как Месена и Мешан и под этим названием стало частью империи Сасанидов (Bennett D. Hill, Roger B. Beck, Clare Harn Crowston, 2008, p. 165.).
Хатра - древний город-государство в составе Парфянского царства. Арабские племена поселились в этом месте в VII веке до н. э. Предположительно, город Хатра был образован в III в. до н. э. в составе государства Селевкидов. В следующем столетии, уже будучи столицей полуавтономного арабского государства в составе Парфянского царства, Хатра достигла пика своего развития за счёт расположения на перекрестке важных торговых путей. В Хатре, как и в других поселениях, арабы смешивались с местными жителями, говорившими по-арамейски, в окрестностях оставались кочевые арабские племена. Позднее население города стало еще более смешенным, включив и парфян, и греков, а в III веке и римлян (Руссо М., 2015). В 241 году Хатра пала в результате осады, устроенной персидским правителем Шапуром I из династии Сасанидов. Вскоре город был разрушен.
Небольшое арабское городское государственное образование -Пальмира. Со 165 г. В ней был установлен римский контроль. В опорных пунктах Пальмирены располагались регулярные войска, где организовывались военные центры по римскому образцу. Благодаря существованию таких опорных пунктов, а так же полуофициальной пустынной полиции Пальмира оказалась способной неожиданно подняться до уровня военной независимости 250-270 гг. Правитель Пальмиры Оденат (Узайнат), в 260 г. Провозгласивший себя царем царей, разбил персов в 265 г. н.э. и это сподвигло его вдову Зенобию на присоединение, неконтролируемых центральной властью, восточных провинций Римской империи (Египет, Сирия, Палестина, Малую Азию). При этом следует заметить, что это выступление было направленно не только против римских властей; нападению подвергались и арабские племена-соседи (танух), проявившиеся в тот момент как обобщенные враги Пальмиры (Надиров И. И., 2009, Стр.64). В 270 - 273 гг. н.э. римский император Аврелиан присоединил отколовшиеся от Рима провинции и разрушил Пальмиру. Зенобия, пытавшаяся бежать к Сасанидам, была поймана и
проведена в триумфе. Данное политическое образование сочетало в себе восточные традиции (в том числе и иранские), эллинистические и даже римские элементы, поскольку это предмет отдельного исследования.
Кроме созданных арабами буферных государств, во всех сторонах жизни восточных регионов Сирии и сирийского региона, в том числе и в хозяйственной, заметную роль играли кочевые арабские племена. Регулярное сезонное присутствие на территории провинций значительных групп номадов со своими стадами всегда требовало решения большого количества проблем экономического и административного характера уже хотя бы потому, что за исключением земель абсолютно непригодных для сельскохозяйственных нужд, вся территория провинции имела конкретного хозяина - администрацию того или иного города. Иными словами, нахождение на такой территории любых «инородных» групп людей требовало, какой-то регламентации этих отношений. Для ближневосточной границы мы почти не располагаем прямыми подтверждениями этого регламентации. Однако здесь уместно привлечение параллельного материала ввиду того, что взаимоотношения римской администрации с аравийскими кочевниками это лишь одно из проявлений взаимоотношений Рима с приграничными народами в целом (Грушевой А. Г., 2007, Стр. 337.).
Кочевые и оседлые арабские племена сохраняли между собой связь, в арабских государствах сосуществовали длительное время оба уклада жизни. Периодически данное сосуществование и соседство с ближневосточными государствами и Ираном, с одной стороны и Римской (Византийской) империей, приводило к формированию крупных полукочевых арабских политических образований.
Так, в IV в. до н.э. образовалось два крупных полукочевых государственных образования: государство Лахмидов и государство Гассанидов. В силу геополитических факторов Гассаниды были обречены поддерживать Рим, также как Лахмиды - Иран. А тоже время следует отметить, что в ряде случаев арабы отклонялись от своей «генеральной» внешнеполитической линии, чем заслужили славу ненадежных и даже опасных союзников (Дмитриев В. А., 2008, Стр. 31). По свидетельству Феофилакта Симокатта: «Ведь племя сарацин - самое неверное, готовое служить то одному, то другому, умом грубое и в отношении честности и благоразумия совершенно ненадежное» (Teophyl. IV. 17.7).
Лахмиды—царская династия арабского происхождения, утвердившаяся в северо-восточной части Аравийского полуострова и управлявшая этой территорией с 380 по 602 гг. Столица данного царства -город Аль-Хира в нижнем течении Евфрате (где за два столетия до их прихода располагалась Харакена). По предположениям историков Лахмиды имели йеменское происхождение и обитали на берегах Евфрата
со II века (Шумов С.А, Андреев А.Р., 2002, Стр. 27.). Арабские правители пользовались сасанидскими арсеналами в Укбаре и Анбаре. Около 400 г. Лахмидам удалось подчинить себе большую часть Аравии. Главным врагом Лахмидов оставались Гасаниды, а также Кандиды. В 602 г. Сасаниды избавились от этих правителей, а в 611 г. царство упраздняется персами. По мнению исследователей, уничтожение царства помогло халифату быстрее распространить свое влияние на территориях Персидской империи Сасанидов.
Государство Гасанидов было расположено на границе Сирийской пустыни в таких регионах как Восточная Палестина, Заиорданье и Южная Сирия, где римские (византийские) правители издревле стремились селить своих арабских союзников. До утверждения племени Гасани в этом регионе господствующее положение здесь занимало южноаравийское по происхождению племя танухи, откочевавшее из Химьяра и занявшие эту территорию после падения Пальмирского царства. Потом их сменили салихиды. По словам Масуди, «они проникли в Сирию, обратились в христианство и были воцарены ромеями над арабами в Сирии» (цит. по Пигулевская Н. В., 1964, Стр. 180.). Их владычество продолжалось больше столетия и закончилось с приходом племени гасан. Свое имя оно получило от некоего колодца в Сирии, у которого пришельцы осели с разрешения салихидов. Но потом Гасаниды отказались платить возложенную на них подать, начали с Салихидами войну и покорили их. Произошло это, видимо, в конце V в. Византии ничего не оставалось, как официально признать происшедшую перемену. В 529 г. император Юстиниан объявил Гасанида аль-Хариса ибн Джабала верховным правителем Сирии и Палестины и пожаловал ему титул патрикия. Весь VI в. Гасаниды в борьбе с Лахмидами пытались утвердиться в северной и центральной Аравии. Но ощутив успехи, Гасаниды начали проявлять излишнюю самостоятельность по отношению к Византии.
Царство было ликвидировано Византией в 585 г. Однако и позже отдельные представители этого рода управляли некоторыми оазисами и владели укрепленными замками в Заиорданье. Позже, в 629 г., когда явно обнаружилась арабо -исламская угроза, царство Гасанидов было официально восстановлено императором Ираклием. Персидские источнике VII в. сообщают о принадлежавшем к роду Гасанидов Джабале, который выступал как царь всех ромейских (провизантийски настроенный) арабов. Он участвовал в сражении при Ярмуке 626 г. на стороне византийцев, временно перешел на сторону мусульман. Но в дальнейшем, вместе с другими арабами-христианами переселился в пределы Византии (Сычев Н.В, 2008. Стр. 770).
Еще одним крупным арабским племенным образованием в римско -иранском пограничье был Кинд. С территориальной точки зрения
Киндское царство являлось обширнейшим из арабских государств своего времени. Оно простиралось от южной части Аравийского полуострова, имело выход к Персидскому заливу, Была подчинена практически вся Центральная Аравия, часть Северной и достигало границ восточных провинций Римской (Византийской) империи. В это государство входили часть Неджда, северо -западная часть Аравии, включая прибрежную зону Красного моря, часть Синая, залив Акаба, небольшая часть Месопотамии и Палестины.
Племена Кинда происходили из Южной Аравии. В Йемене оно занимало восточную его часть, с центром в городе Даммун. В дальнейшем кинда переселилось в Центральную Аравию и вытеснило оттуда племена маад. Новой столицей их царства стал город Гамр в юго -западной части Неджда, который расположен в двух днях пути от Мекки. Само их переселение, по всей видимости, произошло в первой трети IV в. и в свою очередь было связано с торговыми конфликтами. Наивысшего могущества царство Киндидов достигло в начале VI в. при царе Харисе, который знаменит тем, что в 502 г. захватил Хирту - столицу восточноарабского царства Лахмидов. Вскоре, опираясь помощь от иранского шахиншаха из династии Сасанидов, Лахмиды возвратили свои владения. В 528 г. царь Лахмидов Мунзир III нанес Киндидам тяжелое поражение. Царь Харис при этом погиб. Его сын Худжр вел упорную войну с племенем Асад, также закончившуюся поражением. Этому способствовала междоусобная война его братьев - Шурахбила и Саламы. В период между 540 и 547 г. царство Киндидов совершенно распалось, и вскоре было завоевано царством Лахмидов (Рыжов К., 2001, Стр. 142.).
Арабские кочевые племена, одомашнившие верблюдов, могли эффективно преодолевать аравийскую пустыню и контролировать южноаравийские торговые пути («Путь Благовоний»), также особенно в период обострений римско -иранских отношений, одну из веток «Великого шелкового пути» через пустыни Северной Аравии в оканчивающуюся в Босре (Набатейское царство). Как, Рим и его союзники, так и иранские государства (Парфия и держава Сасанидов) стремились поставить под контроль Торговые пути, проходящие по Аравийскому полуострову.
Об этой же тенденции свидетельствует ожесточенная борьба между различными группировками химьярской знати в IV-VI вв., связанные торговыми интересами соответственно с Римской (Византийской) или Сасанидской империями. Утвердится на аравийских торговых путях в Хиджазе стремились не только ведущие державы региона и их ставленники, но и эфиопские правители, имевшие союзнические отношения с Византией.
Борьба между местными торговыми кланами вылилась в гражданскую войну с вмешательством великих держав. Местные кланы в
религиозно-идеологическом плане делились на христианские, иудейские и языческие. Их идеологическая ориентация была связана с торговыми связями: христиане были связаны преимущественно с Аксумом и Римской (Византийской) империей, иудеи - с Ираном (Сасанидами). Царь Масрук Зу Нувас в 515 г., свергнувший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, аксумского ставленника, принял иудаизм. Зу Нувас начал свое правление с уничтожения проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Римом (Византией). Убытки для этих двух союзных стран носили колоссальный характер, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь вторгся в Химьяр, сверг Зу Нуваса и оставил свой гарнизон в Южной Аравии, заручившись поддержкой Римской империи (Византии). Вокруг Зу Нуваса объединились не только иудейские, но и языческие торговые кланы. Совместными усилиями в 522 г. они разгромили аксумский гарнизон и поддерживающих его христиан. Христианские погромы прокатились по всей стране. Зу Нувас отправил послание в Хирту, находившуюся под иранским протекторатом, с просьбой к царю Мундару уничтожить всех христиан на его территории, обещая дать ему «вес трёх тысяч денариев». Римской империи (Византии) удалось переманить Мундару на свою сторону (не смотря на противодействие посланного в поддержку Химьяра из Ирана несторианского епископа Сила). В 525 г. объединенное римско -эфиопское войско вторглось в Химьяр и свергло Зу Нуваса, при чем византийцы выделяли для операции флот, а сухопутные силы принадлежали эфиопам. На престол был посажен царь -христианин Сумайфа Ашва. А затем Химьяр вошел в состав Аксума в качестве отдельного наместничества.
В 570 г. наместник эфиопского царя Абрахи аль-Ашрама аль-Хабашии, которому после многочисленных интриг удалось стать независимым правителей Химьяра, построил в Сане церковь (есть версия, что новая церковь была построена в Наджране). Предполагалось создание нового религиозного центра паломничества для арабов, однако более вероятной причиной являлась ликвидация торговых конкурентов на «Пути Благовоний» или постановка их под свой контроль. Для решения этой задачи необходимо было разрушить или поставить под свой контроль Мекку - другой крупнейший паломнический центр для арабов.
С другой стороны, М.Б. Пиотровский утверждал, что поход Абрахи на Мекку был частью более грандиозном предприятии: «По существу речь идет не просто о рейде на Мекку, а о большом аравийском походе, в ходе которого были и покорение кочевых племен и попытка создать вассальное царство мударитов или хас'амитов, и переговоры с жителями Таифа, возможно, даже осада города, были и переговоры с хиджазскими
кочевниками. Мекка, весьма вероятно, была лишь эпизодом...» (Пиотровский М. Б., 1984, С. 31-32.). Он также утверждает, основываясь на Прокопий Кесарийском, что Абрахи планировал провести персидский поход (который предвосхищал поход на Мекку) но не претворил его в жизнь.
В короткие сроки было собрано большое войско, укомплектованное несколькими боевыми слонами. Войско Абрахи состояло из эфиопов, химйаритов и некоторых аравийских племен. Но этот поход закончился провалом из-за многочисленных трудностей, которые они встретили со стороны йеменских и хиджазских племен, и из -за эпидемии охватившей войско. Он вернулся в свою страну, потеряв большую часть своей армии и не достигнув своей цели.
После похода на Мекку эфиопского царя (этот поход упоминается в Коране в суре Слон) в 570 г. и чудесного спасения мекканцев на протяжении длительного времени центральная Аравия была предоставлена сама себе. В этих условиях складывалась ситуация вакуума в обширной зоне периферии римско -иранского пограничья, что постепенно способствовало складыванию самостоятельного «центра силы».
В 570 г. в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммед. В шестилетнем возрасте, он, остался круглым сиротой, сначала воспитывался в доме своего деда, а после его смерти сироту приютил дядя. Повзрослев Мухаммед стал купцом и занимался караванной торговлей. Около 600 г. курейшиты приняли решение реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммед тоже активно участвовал в этом мероприятии.
Считается, что в 610 г. Мухаммед впервые провел проповедь, произнес аяты (стихи) Корана. Он призвал единоплеменников отказаться от многобожия и перейти (вернуться) к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при торговых сделках. В 621 г. Мухаммед совершает хиджру (хиджра по -арабски означает переселение, связанное с разрывом связей человека с тем обществом, которое он покидает) в богатый оазис Ясриб (переименованный в Медину). Вскоре Мухаммеду удалось прекратить конфликты в Медине, а в 623 г. начала войны против мекканцев, которые продолжали притеснения мусульман, оставшихся в Мекке. Только к 630 г. Мухаммед занял Мекку. К этому времени значительная часть Аравии была под контролем мусульман. К 632 году Ислам приняли практически все арабские племена. В этом году скончался и сам Мухаммед.
Таким образом, в результате синтеза иудаизма, христианства и местных арабских верованиях формировалась новая мировая религия
ислам. Такой синтез был возможен лишь на периферии римско -иранского пограничья, где концентрировались наиболее маргинальные этноконфессиональные элементы и взаимодействие было наиболее широким и свободным. Не случайно появление такой личности как Мухаммед именно под влиянием римско -иранского пограничья. Инициативность, гибкость мышления, способность к риску и самоорганизации особенно ярко проявились именно в этот период и на этой территории в силу того, что она превратилась в пограничье.
Об этом же писала крупнейший исследователь доисламской Аравии Н. В. Пигулевская: «Волна движения арабов на север в VII в. принесла им победу, чему способствовало истощение сил великих держав, длительно сражавшихся друг с другом. Свежие силы арабов были объединены надплеменными организациями, новой идеологией, которая открыла новые возможности, разбудившие силы, таившиеся в арабском народе» (Пигулевская Н. В., 1964, Стр. 3.).
Условным событием, ознаменовавшим конец римско -иранского пограничья является битва при Ярмуке 636 г. Что примечательно, часть прежде союзных персам народов и племен выступили на стороне Византии, кроме того в составе византийской армии, фиксируется присутствие сасанидской катафрактарной кавалерии. То есть для противостояния арабо -мусульманской опасности объединились все силы римско-иранского пограничья. Данное сражение закончилось поражением превосходящих по численности византийцев от арабо -мусульманского войска. Таким образом, именно арабский фактор сыграл решающую роль в ликвидации римско -иранского пограничья и его исчезновения с исторической сцены.
Список литературы:
Bennett, D. & Hill, R. B. (2008). Clare Haru Crowston. A History of World Societies, Combined Volume 1. Publisher: Bedford/St. Martin's,
Taylor, J. (2001) Petra And the Lost Kingdom of the Nabataeans. I. B.
Tauris.
Абрамзон, М. Г. (2006). Осроена в римской восточной политике в I в. до н. э. — III в. н.э. «Проблемы истории, филологии, культуры». XV. М.: Магнитогорск-Новосибирск.
Грушевой, А.Г. (2007). Принципы взаимоотношений Рима и ранней Византии с аравийскими кочевниками. МНЕМОН Исследования и публикации по истории античного мира. Выпуск 6. 337366
Дмитриев, В.А. (2008). Всадники в сверкающей броне. Военное дело Сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб.: Петербургское Востоковедение
Иосиф, Флавий (1991). Иудейская война. Минск: Беларусь,. Иосиф, Флавий (1994). Иудейские древности: в 2 т. М.: Крон-Пресс (Академия),
Надиров, И. И. (2009). Хатра. Арабы между Парфией и Римом. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»
Пигулевская, Н. В. (1964). Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М. - Л.
Пиотровский, М. Б. (1984). Поход слона на Мекку (Коран и историческая действительность). Ислам: религия, общество, государство. М: Наука, 28-35.
Плиний Старший. (2008). Естественная история. М.: Директмедиа Паблишинг.
Плутарх (1994). Сравнительные жизнеописания: в 2 т. М.: Наука.
Т. 2.
Руссо, М. (2015). Хатра - погибший город солнца. Получено из http ://polit. ru/artic le/2015/03/09/ps_hatra/
Рыжов, К. (2001). Все монархи мира. Древний Восток. М.: «Вече». Сычев, Н.В. (2008). Книга династий. М.
Тацит (1993). Сочинения: в 2 т. Т. 1. Анналы. Малые произведения. М.: Ладомир.
Феофилакт Симокатта (1957). История. М.
Шифман, И. Ш. (2007) Набатейское государство и его культура. Из истории доисламской Аравии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Шумов. С.А & Андреев, А.Р. (2002) Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. М.: Монолит-Евролинц-Традиция.
«THE ARAB FACTOR» IN DEVELOPMENT OF THE ROMAN -IRANIAN
BORDERLAND
Kamyshev K.D.
Kamyshev Konstantin Dmitrievich, Interregional Public Organization for the Promotion of Child Rest, 614070, Perm, Bul. Gagarin 44 a. E-Mail: robespewr@mail.ru
The article is devoted to the influence on the development of the Roman-Iranian borderland of such an ethnoconfessional factor as the Arab tribes and the buffer states formed by them. Among them are considered such political formations as: Nabataean kingdom, Osroena, Palmira, Characene, Hatra. The features of their interaction with the "great powers"
(Parthia, and then the Sasanid Empire on the one hand and Rome, then Byzantium on the other) and the nomadic periphery are considered. Considered is the enormous influence of the Trans-Arab trade routes, especially the "The Incense trade route" in the development of the Arab sector of the Roman-Iranian borderland. The gradual shift in the sharpness of the development of the Roman-Iranian borderland and the shift of political, religious, and cultural activity to its former periphery, to the Arabian Peninsula, is shown. The formation, flowering and decline of such clan buffer frontier states as Lakhmids, Ghassanids and Kindahes. The article describes the complex struggle of foreign policy groups in Himyar (Ancient Yemen), between the pro-Romanian (pro-Byzantine) and pro-Sasanid (pro-Persian) ""trade parties". Attempts by various foreign policy actors of the region to take under direct control the territories inhabited by the Arabs, but without success. The "Arab factor", organized in the form of a new world religion of Islam led by the Prophet Muhammad, that destroyed the Roman-Iranian borderland that had existed for eight centuries before.
Keywords: Roman-Iranian borderlands, limitrophe space, buffer state, ethnoconfessional factor, "The Incense trade route", arabs, Pre-Islamic Arabia, Early Islam, Muhammad.
References
Bennett, D. & Hill, R. B. (2008). Clare Haru Crowston. A History of World Societies, Combined Volume 1. Publisher: Bedford/St. Martin's,
Taylor, J. (2001). Petra And the Lost Kingdom of the Nabataeans. I. B.
Tauris.
Abramzon, M.G. (2006). Osroena in the Roman Eastern policy in the I century. BC. - III century. AD. «Problems of History, Philology, Culture». XV. M. - Magnitogorsk-Novosibirsk, 111—119.
Grusheva, A.G. (2007). Principles of the relationship between Rome and early Byzantium with the Arabian nomads // MNEMON Studies and publications on the history of the ancient world. Release 6. 337-366
Dmitriyev, V.A. (2008). Riders in the sparkling armor. Military affairs of Sasanian Iran and the history of the Roman-Persian wars. SPb .: Petersburg Oriental Studies.
Josephus Flavius (1991). The Jewish War. Ya.L. Chertka. Minsk: Belarus.
Josephus Flavius (1994). Jewish antiquities: in 2 tons per. Genkel. Moscow: Kron-Press (Academy).
Nadirov, I.I. (2009). Khatra. Arabs between Parthia and Rome. St. Petersburg: Information Center «Humanitarian Academy».
Pigulevskaya, N.V. (1964) Arabs at the borders of Byzantium and Iran in the 4th-6th centuries. M.-L.
Piotrovsky, M. B. (1984) A campaign of an elephant to Mecca (The Koran and historical reality). Islam: religion, society, state. M: Science, 28-35.
Pliny the Elder (2008). Natural history. M .: Directmedia Publishing.
Plutarch (1994). Comparative biographies: in 2 t. - M.: Science, V. 2.
Russo, M. (2015) Hatra is the died city of the sun. Retrieved from: http ://polit. ru/artic le/2015/03/09/ps_hatra/
Ryzhov, K. (2001). All the monarchs of the world. The Ancient East. M., «Veche».
Sychev, N.V. (2008). Book of dynasties. M.
Tacitus (1993). Compositions: 2 t. V. 1. Annals. Small works. Moscow: Ladomir.
Feofilakt Simokatta (1957). History. M.
Shiffman, I. Sh. (2007). Nabataean state and its culture. From history of pre-Islamic Arabia. SPb.: Publishing house S.-Peterb. un-ty.
Shumov, S.A. & Andreev, A.R. (2002). Iraq: history, people, culture: Documentary historical research. Moscow: Monolith-Eurolintz-Tradition.