ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 327 (536.2) Нуриахметова Ф.М.
«АРАБСКАЯ ВЕСНА»: ПОСЛЕДСТВИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ
В статье дается анализ причин протестных событий, происходивших в странах Арабского Востока начиная с 2011 года, последствия которых привели к падению авторитарных режимов, что актуализируют проблему социального, экономического и политического развития мусульманских стран и региона в целом.
Ключевые слова: Арабский Восток, мусульманские страны, ислам, «арабская весна», исламизм.
Влияние глобализации на региональные процессы является очевидным, поскольку преобразования постоянно нарастают и охватывают все новые и новые страны, проявляясь в виде, так называемых, «цветных революций». Вслед за Евразией они стали актуальными на Арабском Востоке, о чем свидетельствуют события весны 2011 года, которые привели к смене, казавшихся стабильными в течение нескольких десятилетий, ближневосточных режимов. Революции и бунты, политическое цунами и мятежи, государственные перевороты, движение «фэйсбуковской» молодежи и оппозиции получили название «арабская весна». Оно объединило в себе весь комплекс событий, связанный с переменами на Арабском Востоке. В печати и информационных сетях можно встретить самые разные термины -«великая арабская революция», «арабские бунты», «революция пирамид», «шоссейная война» и другие, по сути, означающие аналогичные проявления. За первым этапом перемен в исламском мире
42
последовал второй, получивший на этот раз религиозные определения «исламское лето», «исламская осень» и т.д., поскольку в процесс преобразований активно включились исламисты, представляющие оппозицию власти и выступающие за возврат к фундаментальным ценностям ислама.
Безусловно, «арабская весна» в корне отличается от «цветных революций», прошедших одна за другой в постсоветском пространстве, тем, что по большому счету не была инспирирована прямым внешним воздействием. Она содержит традиционно исторические элементы, связанные с недовольством основной массы населения своим бедственным положением, нерешенностью социальных проблем, коррупцией правящих режимов и обогащением определенных кланов, приобретающих гипертрофированные размеры. В то же время события на Востоке имеют новые, нетипичные для данного региона элементы. Например, в Египте и Тунисе большую роль сыграло активное массовое движение молодежи, преимущественно образованной и либерально настроенной, не нашедшей своего места в структуре общества. Это свидетельствует о появлении в мусульманском мире совершенно нового поколения, которое посредством современных информационных сетей способно к самоорганизации без реальных лидеров и политических партий.
Действительно, в произошедших событиях исламские партии и движения не проявили свойственной им активности силу того, что отношения между ними и властью выстраивались неоднозначно. В одних странах они действовали легально с последующим выдвижением представителей в выборные органы, в других - блокировались с другими партиями и движениями. В тот период египетская исламская организация «Братья мусульмане» также не обладала прежним влиянием, поскольку ее руководители в основном проживают за границей, а сама партия уже не имеет такой консолидирующей структуры, каковой обладала в прошлом. Следует отметить, что в протест-ных выступлениях не был явно выражен и религиозный мотив, о чем свидетельствует отсутствие исламских лозунгов и самих религиоз-
43
ных деятелей, которые взяли бы под контроль ситуацию на улицах и площадях.
Новизна формы протестных движений выразилась в том, что они носили в большей степени сетевой характер, при этом отсутствовали четкая организационная структура, единое руководство, а также программа и план действий. Участники движений выдвигали самые насущные требования - улучшение условий жизни, создание рабочих мест, отстранение от власти засидевшихся диктаторов, представителей кланов, их семейств и ближайшего окружения, предоставление возможности реформирования контролируемых ими институтов: правительств, парламентов, партий, руководства силовых структур и т.п. В одних мусульманских странах требования изначально носили ярко выраженный политический характер, в других наоборот - социально-экономический, и только затем становились политическими.
Наряду с этим необходимо отметить, что выдвигаемые требования были специфичными для каждой отдельной страны в силу вызвавших их причин. В Ливии ими стали исторические противоречия между восточной и западной провинциями, различными племенами и кланами; Йемене - давний конфликт между населением Севера и сепаратистски настроенного Юга из -за дискриминации со стороны правящего режима, соперничество племен; Бахрейне - недовольство шиитского большинства правящим суннитским режимом; Сирии -отстранение от управления страной правящей династией алавитов большинства населения мусульман-суннитов и др. К тому же авторитаризм, свойственный для многих мусульманских стран, поддерживался руководителями, стоящими у власти в течение нескольких десятилетий (Хосни Мубарак в Египте, Зин эль-Абидин Бен Ал в Тунисе, Муаммар Каддафи в Ливии, Али Абдалла Салех в Йемене и др.). Многие из них утратили доверие населения и к тому же потеряли способность эффективно управлять страной, а в период массовых выступлений - не встали на защиту интересов населения, поскольку не смогли переломить сложившиеся стереотипы отношений власти и
44
народа. К тому же следование политике прозападных режимов, основной задачей которых было поддержание стабильности без учета национальных интересов своих стран и своих граждан, также явилась одной из причин произошедших событий.
Спровоцированная событиями в Тунисе, ситуация на Востоке принимала более жесткие формы, проявлялась большая настойчивость, последовательность и ориентированность митингующих на достижение не только экономических, но и политических целей. Наблюдалась абсолютно новая тенденция, а сам размах событий не вписывался в существующие относительно арабского мира стереотипы. В общем восприятии Востока до сих пор преобладает инерционность мышления, которая не учитывает возрастающую роль современных факторов, среди которых - особенности демографии данного региона, возросший уровень образования и возможности информационных сетей.
Существенно возросший уровень самосознания и политической мобильности определенной части населения, их готовность отстаивать свои требования открыто выразилось в спонтанном призыве к протесту и личным участием в демонстрациях. За последние годы социальные сети, прежде всего БасеЬоок, стали средоточием социальной и политической активности арабской молодежи. Во многом это было обусловлено закрытостью многих правящих режимов и в то же время царящей в Сети атмосферой открытости, отсутствия каких-либо границ и запретов, несмотря даже на суровые меры, принимаемые к некоторым блогерам. Можно сказать, что многие молодежные движения, например, в Египте, создаются и действуют первоначально в социальных сетях, а затем приобретают реальную жизнь. Так, молодежное движение имени «6 апреля», принимавшее самое активное участие в январских беспорядках в Александрии и Каире, многие считают классической сетевой организацией, а ее члены общаются между собой в основном через Интернет или с помощью БМБ-сообщений. Ранее движение неоднократно подвергалось репрессиям со стороны египетских властей, а также нападени-
45
ям и взломам сайтов, предположительно организованных властями. Основатель движения А.Махер не раз арестовывался, ему были предъявлены обвинения в «подстрекательстве против режима». В январе 2011 года 'МЫЬеакБ на своем сайте продемонстрировал документы, согласно которым США предпринимают усилия для смены режима в Египте, используя для этого в том числе и «Движение 6 апреля».
В странах, где социальные сети были недоступны для населения (например, в Ливии), ситуация развивалась как вооруженный мятеж с далеко идущими сепаратистскими тенденциями. Все события в прямом эфире освещались как зарубежными СМИ, так и известными спутниковыми каналами телевидения «ал-Джазира» и «Аль-Арабийя», что говорило об их поддержке действий оппозиции в борьбе с существующим режимом. Становится очевидным то, что в арабских странах наблюдается разрыв поколений и, как следствие, игнорирование интересов и нужд молодежи стареющей властью, социальная поляризация между основной массой населения и элитой, что, безусловно, требовало своего разрешения.
Активными участниками протеста стали и молодые представители среднего класса - учителя, врачи, адвокаты, клерки, в целом интеллигенция. Они выражали настроения и недовольство передовой, образованной части населения. Интересным представляется и тот факт, что в акциях протеста принимали участие и не мусульмане (например, копты в Египте), которых призывали присоединиться к мусульманам. Именно поэтому на площадях и улицах оказались вместе мусульмане и христиане, либералы-западники и левые, люди разных возрастных групп, выступившие с едиными требованиями смены правящих режимов и их лидеров. В целом все эти выступления можно оценить как классический социальный бунт в эпоху информационных технологий [1] вследствие создавшейся катастрофической ситуации в обществе: роста цен на продукты питания, массовой безработицы, особенно среди молодежи. Так, в Тунисе она составляет 30 процентов, в Египте - 43 процента, в Ливии - более 30
46
процентов и т.д.
В связи с этим среди причин столь массовых протестных выступлений нового типа на первый план выходят социальные, экономические и политические, а не религиозные. Социальные причины были вызваны неравенством, засильем правящих элит и кланов, полностью занявших верхние уровни социальной структуры и лишивших молодежь возможности самореализации, получения образования или невозможности его применить, сделать карьеру и повысить свой статус в обществе, в том числе и в сфере мелкого и среднего бизнеса вследствие коррумпированности чиновничества. Экономические причины кроятся в бедственном положении основного населения мусульманских стран, нерешенности проблем безработицы, повышении цен на продукты питания, дороговизне и невозможности обеспечения достойной жизни своих граждан.
Политические причины порождены, прежде всего, коррупцией, многолетним отсутствием реального представительства народа в управлении страной, архаичностью самой системы управления, ее приспособленностью под интересы элиты и правящего клана, монополизировавших доступ к власти и ресурсам, жестким авторитаризмом, который лишал людей возможности отстаивать свои интересы законным путем. Авторитарные режимы в течение десятилетий лишь создавали видимость социальной стабильности, на самом деле утратив связь с народом и фактически игнорируя нарастание серьезных экономических и социальных противоречий в обществе. Опираясь на армию и свои собственные силы, как гарант стабильности, они не смогли адекватно оценить современные вызовы и вовремя на них реагировать.
Многие исследователи отмечают, что «арабская весна» так неожиданно и спонтанно пришедшая в регион традиционного распространения ислама, в то же время была вполне предсказуема. Весь предшествующий период развития этого региона, так или иначе, свидетельствует об исторической закономерности случившегося. После распада биполярного мира арабские страны и весь Ближний
47
Восток переживал период болезненного приспособления к динамично меняющемуся миру. О необходимости трансформации мусульманского сообщества высказывались многие мусульманские ученые и общественные деятели. К их числу можно отнести Зияутдина Сардара, Тарика Рамадана, Фетхуллаха Гюлена, Абдуллахи Ахмед ан -Наима, Мохаммеда Аркуна и др., которые высказывали смелые идеи о необходимости и вероятности перемен в мусульманском мире в XXI веке. Еще задолго до событий «арабской весны» назревали серьезные изменения в этом регионе, которые инициировались не только внутренними, но и внешними причинами, среди которых, прежде всего, проблемы, связанные с нерешенностью ближневосточного конфликта, раскола Палестины и активности исламских фундаменталистов.
Трудно сказать, что «арабская весна» была связана со стремлением людей к демократическим преобразованиям в своих странах. Что характерно, то именно в Тунисе и Египте - государствах, продвинувшихся вперед по направлению к демократии, произошли первые революционные выступления, всколыхнувшие весь арабский Восток. Мусульманский мир всегда отличался своей приверженностью к традиции и сегодня по-прежнему важную роль в жизни простых людей играет ислам. Безусловно, именно в силу этих причин демократия в арабском мире не может быть аналогичной западной. Она всегда будет носить исламский характер и по сути, и по содержанию. Несмотря на это, западное влияние явственно ощущается в исламском мире. Начиная с XIX и в течении XX века под влиянием модернистского направления реформаторского движения происходило заимствование многих элементов западного сообщества. Однако распространившееся западное влияние не принесло ощутимых перемен в арабских странах, оно вызвало обратную - антизападную реакцию среди мусульман. Благодаря «возрожденческому» движению первоначальное подражание переросло в последующую критику и неприятие той модели, которая была навязана Западом.
В современный период эта тенденция вновь проявилась при
48
переходе ко второму этапу преобразований в арабских странах, названных «исламская весна» или «исламская осень», поскольку становится очевидным, что демократичные выборы могут обернуться победой антизападных сил и в будущем приходом к власти исламистов.
Следует отметить, что процесс преобразований в мусульманском мире, вектор его развития и конечные итоги пока трудно предсказать, но ясно одно - мусульманский мир стоит на пороге глобальных геополитических изменений. «Арабская весна» была подготовлена всем ходом мирового развития в послевоенный период, в особенности - в XXI столетии. Последствия «арабской весны» не ясны до конца, поэтому в разных странах новые режимы могут иметь разноплановый характер. Наиболее вероятностными являются демократический или исламский вариант, а также нельзя исключать и военную диктатуру. В некоторых из них, возможно, в течение определенного времени будет сохраняться неопределенность и неуправляемость. Если будет доминировать исламская составляющая, то антиамериканские настроения будут неизбежны. Активизация исламских политических сил свидетельствует о том, что они продолжают играть важную роль в трансформирующихся обществах Востока, хотя степень их влияния различна и трудно предсказуема даже в ближайшем будущем.
Источники
1. URL: http://forum.galactika.mfo/viewtopic.php?f=4&t=1939 Какими будут последствия арабских революций. Пресс-конференция с профессором института востоковедения МГИМО Сапроновой М.А.
References
1. URL: http://forum.galactika.mfo/viewtopic.php?f=4&t=1939 Kakimi budut posledstviya arabskih revoluciy. Press konferenciya s professorom instituta vostokovedeniya MGIMO Sapronovoi M.A.
Зарегистрирована 28.05.2013.
49
50