Научная статья на тему 'Арабская цивилизация в контексте глобальных социокультурных процессов XXI века'

Арабская цивилизация в контексте глобальных социокультурных процессов XXI века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
937
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЗАПАД / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ARAB CIVILIZATION / WEST / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / GLOBAL SOCIO-CULTURAL PROCESSES / INNOVATIVENESS / TRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Синецкий Никита Сергеевич

В статье даётся характеристика арабской цивилизации, описан характер её взаимоотношений с Западом в контексте НТР, предлагаются сценарии вписывания арабской цивилизации в глобальные социокультурные процессы, делается вывод о необходимости существования как инновационных, так и традиционалистских цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARAB CIVILIZATION IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL SOCIO-CULTURAL PROCESSES OF THE XXIST CENTURY

The turn of the XX-XXI centuries is the time of scientific and technological revolution, which entails transition to post-industrialism and intensification of globalization of the world community. Scientific and technological revolution is a result of development of the Western civilization, therefore, globalization is strongly focused on the Western values and principles: technological, economic, political, cultural and others. In such situation clash of innovative Western civilizations and traditional eastern ones is inevitable. The socio-cultural practice around the world is determined by this trend, lining up in accordance with it, somewhere focusing on integration to the new global conditions, and somewhere opposing them. The Arab civilization is on the second path. In such conditions deep intrinsic ideological differences between the West and the Arab East escalate and become especially important. We have analyzed these differences according to the following parameters: way of extension, means of cultural expansion, model of intercultural interaction, attitude to life and death, reproduction, attitude to identity and attitude to the individual. The Arab civilization can be called “mirror image” of the West in the meaning of antithesis of the objectives pursued by the two communities. We also identify trends leading to change in the nature of the interaction between the Arab civilization and the West: Oil revenues, being redistributed within the Arab society, more and more work on its islamization and rather aggressive Arab expansion to the West; The mindset of the Western society is becoming more and more ecologically oriented, which catalyzes abandonment of oil in favor of environmentally friendly energy sources; Scientific and technological progress has already formed a rather strong lobby that seeks the implementation of ways of energy generation, alternative to the oil ones, using administrative methods among the others; Already till 2050, the scientific and technological revolution will provide significant extension of life of the representatives of the Western civilization, increase female fertility, deactualize traditional reproduction as a factor of the species survival, which will contribute mental and, more broadly, cultural gap between the West and the Arab East; The forecasted rapid and significant population increase in the Arab countries makes growth of migration and thus tight inter-civilization contact with the West inevitable. According to these trends, as well as the analysis of differences between the West and the Arab East, we can model the following scenarios of integration of the Arab civilization into the global socio-cultural processes: Rational integration openness of the Arab civilization for intercultural exchange and thus decrease of inter-civilization tension; Open confrontation intense inter-civilization conflict caused by the growing Arab expansionist activism; Cultural conservation tough isolation of the Arab civilization from the West, initiated by the West.

Текст научной работы на тему «Арабская цивилизация в контексте глобальных социокультурных процессов XXI века»

Literatura

1. Veselovskaja E. V. Mediaresursy kak instrumenty mezhkul’turnogo vzaimodejstvija // Tradicionnaja kul’tura i fol’klornoe nasledie Sibiri: mat-ly Mezhregional. nauch.-prakt. konf. (Kemerovo, 17-18 maja 2012). - Kemerovo: KemGUKI, 2012. - S. 11-16.

2. Vozchikov V A. Filosofija obrazovanija i mediakul’tura informacionnogo obshhestva: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11 - social’naja filosofija. - SPb., 2007.

3. Gendina N. I., Kolkova N. I., Starodubova G. A., Ulenko Ju. V Formirovanie informacionnoj kul’tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhanija uchebnoj discipliny. - M.: Mezhregional’nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006. - 512 s.

4. Guk A. A. Tradicionnaja i medijnaja kul’tury: aspekty vzaimodejstvija // Tradicionnaja kul’tura i fol’klornoe nasledie Sibiri: mat-ly Mezhregional. nauch.-prakt. konf. (Kemerovo, 17-18 maja 2012). -Kemerovo: KemGUKI, 2012. - S. 6-11.

5. Kirillova N. B. Ot mediakul’tury k medialogii [Elektronnyj resurs] // Kul’turologicheskij zhurnal, 2011/4(6). - Rezhim dostupa: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/98.html&j_id=8

6. Kuznecova E. I. Medial’nost’ i mediakul’tura kak faktory dinamiki social’noj sredy: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11 - social’naja filosofija. - Nizhnij Novgorod, 2010.

7. Kul’turologija XX vek. Jenciklopedija [Elektronnyj resurs]. - SPB.: Univ. kn., 1998. - Rezhim dostupa: http://yanko. lib.ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm

8. Kumelashvili N. U. Istorija mediakul’tury: samoopredelenie ot drevnosti do Novogo vremeni // Kul’tura i civilizacija. - 2011. - № 1.

УДК 008

Н. С. Синецкий

АРАБСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ XXI ВЕКА

В статье даётся характеристика арабской цивилизации, описан характер её взаимоотношений с Западом в контексте НТР, предлагаются сценарии вписывания арабской цивилизации в глобальные социокультурные процессы, делается вывод о необходимости существования как инновационных, так и традиционалистских цивилизаций.

Ключевые слова: арабская цивилизация, Запад, постиндустриальное общество, глобальные социокультурные процессы, инновационность, традиционализм.

N. S. Sinetskiy

ARAB CIVILIZATION IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL SOCIO-CULTURAL PROCESSES OF THE XXIST CENTURY

The turn of the XX-XXI centuries is the time of scientific and technological revolution, which entails transition to post-industrialism and intensification of globalization of the world community. Scientific and technological revolution is a result of development of the Western civilization, therefore, globalization is strongly focused on the Western values and principles: technological, economic, political, cultural and others. In such situation clash of innovative Western civilizations and traditional eastern ones is inevitable. The socio-cultural practice around the world is determined by this trend, lining up in accordance with it, somewhere focusing on integration to the new global conditions, and somewhere opposing them. The Arab civilization is on the second path.

In such conditions deep intrinsic ideological differences between the West and the Arab East escalate and become especially important. We have analyzed these differences according to the following parameters: way of extension, means of cultural expansion, model of intercultural interaction, attitude to life and death, reproduction, attitude to identity and attitude to the individual. The Arab civilization can be called “mirror image” of the West in the meaning of antithesis of the objectives pursued by the two communities.

We also identify trends leading to change in the nature of the interaction between the Arab civilization and the West:

Oil revenues, being redistributed within the Arab society, more and more work on its islamization and rather aggressive Arab expansion to the West;

The mindset of the Western society is becoming more and more ecologically oriented, which catalyzes abandonment of oil in favor of environmentally friendly energy sources;

Scientific and technological progress has already formed a rather strong lobby that seeks the implementation of ways of energy generation, alternative to the oil ones, using administrative methods among the others;

Already till 2050, the scientific and technological revolution will provide significant extension of life of the representatives of the Western civilization, increase female fertility, deactualize traditional reproduction as a factor of the species survival, which will contribute mental and, more broadly, cultural gap between the West and the Arab East;

The forecasted rapid and significant population increase in the Arab countries makes growth of migration and thus tight inter-civilization contact with the West inevitable.

According to these trends, as well as the analysis of differences between the West and the Arab East, we can model the following scenarios of integration of the Arab civilization into the global socio-cultural processes:

Rational integration - openness of the Arab civilization for intercultural exchange and thus decrease of inter-civilization tension;

Open confrontation - intense inter-civilization conflict caused by the growing Arab expansionist activism;

Cultural conservation - tough isolation of the Arab civilization from the West, initiated by the West.

Keywords: Arab civilization, West, postindustrial society, global socio-cultural processes, innovativeness, traditionalism.

Ключевой особенностью рубежа XX-XXI веков является научно-техническая революция, повлёкшая за собой переход к постиндустриальному этапу общественного развития. Результаты научно-технологических прорывов оказывают влияние на условия жизни больших социальных групп, а нередко и человечества в целом, корректируя, таким образом, всю социокультурную систему.

Научно-техническая революция - результат развития Западного мира, и практически все научно-технологические изобретения и открытия, результаты которых впоследствии распространяются по всему миру, совершаются на Западе. Следовательно, и глобализация имеет ярко выраженную ориентированность на западные ценности и принципы: технологические, экономические, политические, собственно культурные и прочие. При этом неминуемо столкновение инновационных западных цивилизаций и традиционалистских восточных. Социокультурная практика во всём мире определяется этой тенденцией, выстраиваясь в соответствии с ней - где-то ориентируясь на вписанность в новые глобальные условия, а где-то -на противостояние им. Арабская цивилизация идёт по второму пути.

В таких условиях обостряются и становятся особенно важными глубинные, сущностные мировоззренческие различия между Западом и арабским Востоком. Проанализируем их,

выделив семь критериев, которые, по нашему мнению, наиболее существенны в контексте современных глобальных процессов.

Способ расширения. Условием жизнеспособности любой культуры является стремление к экспансии, к расширению географических границ своего ареала. Культура западного типа12 удовлетворяет свою потребность в расширении путём глобализации, суть которой в международном объединении производств, торговли, систем образования, правовых систем и др. В этом смысле западную цивилизацию можно назвать искусственной, поскольку в природе нет примеров межвидового объединения. Культура западного типа - результат рационального выбора.

Культура арабской цивилизации отстаивает свою автономность по отношению к культуре западного типа. Она тоже стремится к глобализации, но по своему, альтернативному образцу. Арабский альтерглобализм выражается в расширении путём геоэкспансии, сопровождаемой нередко агрессивной презентацией своих ценностей за пределами собственного цивилизационного ареала. С одной стороны, обоснованность такой экспансии подтверждается, в частности, следующими строками Корана: «Ведите войну с теми, которые не веруют в Бога и в последний день, не воздерживаются от запрещённого Богом и Его пророком, и с теми из получивших писание, которые не исповедуют истинной веры. Воюйте до тех пор, пока они не заплатят дань собственноручно и не смирятся» (9:29) [4, с. 191]. С другой стороны, она объективируется ростом населения арабских стран, возрастающей потребностью в новых жизненных пространствах. Геоэкспансия культуры арабской цивилизации имеет некоторую аналогию с дарвиновской межвидовой борьбой, что более естественно, нежели международное объединение.

Инструменты культурной экспансии. Основной инструмент экспансии культуры западного типа - распространение достижений науки и разработанных на Западе технологий и продукции. Во всём мире используются компьютеры и сотовые телефоны, люди перемещаются на автомобилях, самолётах и других видах транспорта, большинство из которых изобретено на Западе. Для того чтобы создать сколько-нибудь конкурентный продукт промышленного производства, изготавливать его нужно с использованием разработанных на Западе технологий. Так элементы западного образа жизни, культуры западного типа встречаются практически в любой стране мира, в любой точке земного шара. С появлением Интернета, беспроводного радио и спутникового телевидения, по мере развития информационно-коммуникационных технологий, Запад получил возможность транслировать свои культурные ценности, своё мировоззрение, своё мышление на весь мир, фактически вовлекая в свою социокультурную систему все остальные страны.

Арабская цивилизация осуществляет свою культурную экспансию относительно архаичными методами просветительства и миссионерства. По всему миру работают центры арабской культуры, активно открываются медресе, спонсируемые арабскими правительствами, создаются специализированные интернет-сайты об исламе, транслируются про-

12 Мы не отрицаем, что неправомерно говорить о единой западной культуре и, безусловно, признаём неоднородность Запада, однако задача построения любой типологии вынуждает несколько огрублять реальность. Бесспорен и тот факт, что культуры Запада существенно отличаются от культур Востока вплоть до противоположности. Поэтому, сравнивая культуры Запада и арабского Востока, мы будем использовать термин «культура западного типа».

светительские телепередачи религиозного содержания. Но основной алгоритм экспансии -миграция в инокультурные регионы, создание плацдармов собственной культуры (диаспор, культовых и образовательных учреждений, разного рода обществ, СМИ) (см. [18, с. 268]), вербовка сторонников и дальнейшая миграция.

Таким образом, оба типа глобализации являют собой тенденцию к завершению истории человечества как истории отдельных общностей и началу истории человечества как единого субъекта и актора истории, единой цивилизации. Глобализация по западному образцу предполагает объединение человечества в глобальную технократическую цивилизацию и превращение планеты в цельный, слаженно работающий механизм. Итог глобализации по арабскому сценарию нам видится в создании глобальной уммы, ведущей традиционалистский образ жизни в ожидании Конца Света и подчинившей себе немусульманское меньшинство.

Модель межкультурного взаимодействия. Основной принцип западных обществ - толерантность по отношению к тому, что не вписывается в рамки их мировоззрения. Весьма точно формула межкультурного взаимодействия выражена в афоризме Вольтера «Мне ненавистны ваши убеждения, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать». Именно на Западе (кроме Японии и Южной Кореи) активно проводится политика мультикуль-турализма.

Арабская цивилизация с религиозно детерминированной культурой, напротив, отличается нетерпимостью по отношению ко всему, что идёт с этой культурой вразрез. Например, в Саудовской Аравии единственная законодательно разрешённая религия - это ислам, любое внешнее проявление принадлежности к другой религии строго запрещено: недопустимо ношение нательных крестов христианами. В то же время арабские мигранты во Франции борются за предоставление права девочкам-мусульманкам носить хиджабы в школах [23], в Швейцарии выступают против запрета строительства минаретов [3], а в Дании устраивают погромы после публикации карикатур на пророка Мухаммеда [8]. Последняя крупная волна агрессии, сопровождавшаяся терактами, нападениями на американские посольства и убийствами американских дипломатов была после размещения на видеохостинге «YouTube» трейлера к фильму «Невинность мусульман», высмеивающего пророка Мухаммеда. Египетский суд заочно приговорил создателей фильма к смерти [19]. Президент же США Барак Обама хоть и назвал фильм отвратительным, но заявил, что, каким бы он ни был, он не может быть оправданием насилия и убийств [10]. В том же году не менее резонансное событие произошло в Москве, где в Храме Христа-Спасителя панк-группой «Pussy Riot» был проведён «панк-молебен». Против начавшегося судебного преследования участниц группы выступили многие известные принадлежащие к христианской религии западные политики, деятели культуры и искусства, среди которых федеральный канцлер Германии Ангела Меркель [20], министр культуры Франции Орели Филиппетти [6], музыканты Стинг [2], Пол Маккартни [14], Мадонна [5], группа «Red Hot Chili Peppers» [25] и многие другие.

Отношение к жизни и смерти. Источником представлений о жизни и смерти во многом является религиозное учение, на которое опирается культура. Культура западного типа -изначально христианская, однако религия на Западе играет в настоящее время, скорее, декоративную роль. Следовательно, настоящая жизнь человека - это земная жизнь, а есть ли что-то, на самом деле, после смерти, никому неизвестно. Неслучайно именно на Западе разрабатываются технологии радикального продления жизни, наиболее тщательно обеспечивает-

ся максимально высокое качество жизни (социальные программы, экологические стандарты, высокие медицинские технологии), создана самая развитая в мире индустрия отдыха и развлечений и т. д.

Ислам, на котором строится культура арабской цивилизации, представляет земную жизнь человека как подготовительный этап, как испытание перед жизнью вечной, в Аду или в Раю - зависит от того, насколько добросовестно человек следовал религиозным предписаниям в течение земной жизни. Можно сказать, что истинным рождением человека считается окончание его земной жизни. В некоторых случаях одобряется её досрочное прекращение, например, смерть за веру считается богоугодным делом.

Воспроизводство. Среднее количество детей в семьях экономически благополучных стран Запада - 1-2. Рождение ребёнка - обдуманный и взвешенный шаг. Обычно он тщательно планируется, потенциальные родители перед зачатием проходят серьёзное медицинское обследование, цель которого проанализировать состояние здоровья и при необходимости улучшить его. Будущую мать в период беременности скрупулёзно наблюдают врачи. Рождаемость контролируется при помощи различных механизмов: существуют методы планирования семьи, технологии и средства контрацепции, использование которых не порицается, а в определённой мере и поощряется обществом, и т. д. Кроме того, появляются альтернативные способы воспроизводства: экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, а в недалёком будущем не исключено и клонирование. Репродуктивное клонирование в настоящее время законодательно запрещено во всём мире. Но запрет этот связан, скорее, с несовершенством технологии, чем с какими-либо морально-этическими установками. Когда технологии достигнут должного уровня и сознание людей будет готово к восприятию данной практики, вполне возможно, что запрет будет снят. Терапевтическое клонирование разрешено во многих странах уже сегодня.

В арабском мире рождение ребёнка - не запланированное событие и взвешенное решение, а «дар Бога», а дары Бога, как известно, не планируются и не контролируются. Многодетность - общепринятое явление, она считается признаком благополучия семьи и поднимает статус её главы. Кроме того, считается, что чем больше детей в бедной семье, тем больше вероятность, что в будущем кто-то из продолжателей рода, в конце концов, вытащит семью из нищеты.

Таким образом, на Западе воспроизводство ориентировано на качество. Не имеет значения даже способ воспроизводства - вплоть до «ручной настройки» генов. На арабском Востоке признаётся только традиционный способ воспроизводства. Упор делается на количество, работают механизмы естественного отбора.

Отношение к идентичности. Высокая скорость и рост количества коммуникаций вынуждают западного человека ситуативно меняться, подстраиваясь под обстоятельства. Изменения затрагивают любые ипостаси человека: физические кондиции, внешний облик, имя, имидж, историю. Одним из основных факторов трансформации идентичности стало развитие информационно-коммуникационных технологий, давшее возможность дистанционных коммуникаций и виртуализации общения. Общаясь в Интернете, можно не иметь представления о том, каков собеседник на самом деле. Даже стиль фраз при реальном общении и при виртуальном может различаться. Представляясь в Интернете, можно публиковать любую информацию о себе (в том числе и вымышленную) и в любом объёме. Можно выбирать даже внешний облик, меняя его в зависимости от обстоятельств. Таким образом, посредством со-

временных информационно-коммуникационных технологий идентичность человека размывается до такой степени, что иногда не представляется возможным узнать даже пол того, с кем приходится вступать в коммуникацию.

Культура арабской цивилизации опирается на идентичность и на культивирование исторической преемственности. Этим объясняется, например, жёсткость позиции относительно чести рода, к которой отношение в арабской среде более чем трепетное. За нанесение ущерба репутации рода виновник может поплатиться жизнью, даже если это близкий родственник. В арабской общине действует круговая порука, в то время как в культуре западного типа дееспособный человек отвечает сам за себя.

Отношение к индивиду. На Западе основой общества является индивид. Каждый индивид воспринимается как личность. Культура западного типа нацелена на автономность личности. Ставка делается на существование и развитие человека вне зависимости от какой-либо общности, к которой он может принадлежать.

Носитель культуры арабской цивилизации - прежде всего, представитель общины, клана, диаспоры, семьи. Именно общинность является основой арабского социума.

Арабскую цивилизацию можно назвать «зеркальным отражением» Запада в смысле противоположности целей, преследуемых двумя общностями. Западной глобализации, стандартизации, транснациональности и технократии противопоставляется арабская геоэкспансия, ориентированность на традиционный уклад жизни, строгая идентичность и религиозность (как проявление традиционности).

Арабский регион играет важную стратегическую роль для всего мира. Роль эта обусловлена огромными запасами углеводородов. В условиях постиндустриализма и распространения передовой инновационной культуры роль арабского региона в мировой экономике, в основном, сводится к роли сырьевого придатка, основу экономики богатейших арабских стран составляют доходы от продажи нефти. Однако и зависимость Западной Европы от арабской нефти всегда была критически высокой [21]. По нашему мнению, именно данная зависимость в значительной степени обеспечивает лояльную миграционную политику Западной Европы в отношении арабских переселенцев. Мы допускаем, что это является негласным условием стабильных экономических отношений, так как во-первых, заработанные средства мигранты перечисляют семьям, оставшимся на родине, а во-вторых, в беднейших арабских странах частично снимается острота безработицы. И в том, и в другом случае, снижается социальное напряжение в арабских странах, не являющихся нефтедобывающими.

Однако, по ряду причин, поддерживать сложившийся статус-кво Западу более не представляется необходимым. Этому есть как политические, так и собственно экономические причины:

1. Нефтяные доходы, перераспределяясь внутри арабского социума, всё больше работают на его исламизацию и весьма агрессивную арабскую экспансию в ту же Европу. Иными словами, закуп арабской нефти катализирует, а возможно, интенсифицирует культурное противостояние, всё чаще проявляющееся в виде открытых столкновений представителей цивилизаций инновационного и традиционалистского типов [21].

2. Менталитет европейского общества становится всё более экологически ориентированным. Международное экологическое сообщество негативно относится к нефтяной энергетике в силу её опасности для окружающей среды. Многолетняя деятельность экологов заставляет правительства западных стран искусственно ограничивать потребление нефти как ресурса и стимулировать разработку альтернативной («зелёной») энергетики [13].

3. Научно-технический прогресс уже сформировал достаточно сильное лобби, добивающееся, в том числе административными методами, внедрения альтернативных генераторов энергии. Уже к 2012 году альтернативная энергетика в развитых странах обеспечивает до 20 % от потребности [12]. В целом Европа провозгласила курс на уход от нефтяной зависимости. Так, в Швеции принята программа полного отказа от нефти и нефтепродуктов уже к 2020 году [24], к 2050 году от нефти собирается отказаться Дания [15]. В Европе принята энергетическая политика, декларирующая развитие энергетики на основе возобновляемых источников [1].

4. Научно-техническая революция уже к 2050 году обеспечит существенное продление жизни представителей Запада, повысит детородный возраст женщин, деактуализирует традиционное воспроизводство как фактор видового выживания. Эти последствия НТР принципиально изменят социокультурный уклад цивилизаций западного типа, ещё более отдалив их от традиционалистского арабского Востока. Здесь видится культурный парадокс, с которым социальным наукам, в том числе культурологии, ещё предстоит разбираться: традиционалистски воспитанная арабская молодежь столкнётся с инновационно ориентированными «стариками» Запада. В планетарном масштабе это видится как конфликт поколений наоборот, в котором непредсказуемые, ориентированные на будущее и вечную жизнь «отцы» вступят в полемику с ретроградными, умудрёнными религиозными догмами, готовыми к смерти «детьми».

5. Прогнозируемый быстрый и значительный рост населения арабских стран [11] делает неизбежным рост миграции, а значит, плотное межцивилизационное соприкосновение с Западом. Вряд ли есть сомнения в конфликтности такого соприкосновения. В предыдущие эпохи относительно медленных коммуникаций, территориальной определённости этносов, классических способов разрешения споров - проблемные области локализовывались в местах пограничного соприкосновения конфликтующих сторон. Именно границы, закреплённые не только на географической карте, но и в национальном сознании были зонами непосредственного контакта разных культур, политических устройств, хозяйственных укладов и т. д. Именно на границах постоянно воспроизводился, то затухая, то ярко вспыхивая, конфликт противоположностей - Востока и Запада. В XXI веке наблюдается диффузия цивилизаций и культур, вызывающая уже не пограничные, но внутренние конфликты, разрушающие оба мира изнутри. Исходя из описанных трендов, можно прогнозировать возможные сценарии вписывания арабской цивилизации в глобальные социокультурные процессы:

1. Разумная интеграция

Наиболее оптимистичный из предполагаемых нами сценариев. Один из характерных трендов современности - мобильность и космополитичность элит. Исключением не являются и арабские элиты, образ жизни которых зачастую существенно отличается от образа жизни рядовых представителей арабской цивилизации. Арабские элиты обычно получают зарубежное образование, как правило, в странах Запада, у многих из них формируется западный тип мышления и по возвращении на родину они стремятся к воспроизведению западного образа жизни внутри своего сословия. Опора на традицию служит, по большей части, для легитимации их статуса на родине. Однако зыбкость этого положения мы наблюдали на примере Арабской весны, одна из важнейших культурологических причин которой состоит во взаимном непонимании элит и населения. Для того чтобы устранить это непонимание, от арабских элит, в мировоззренческом плане ориентированных на Запад, требуется серьёзная работа, направленная

на изменение сознания населения своих стран, заключающееся, прежде всего, в повышении толерантности по отношению к культуре западного типа и её ценностям. Результатом может стать открытость для межкультурного обмена и, как следствие, снижение межцивилизаци-онного напряжения. Данный сценарий в настоящее время видится нам мало реалистичным, поскольку ослабление традиционалистского начала в культуре арабской цивилизации и сознании её представителей означает ослабление основного фактора легитимации власти элит. Выход из данной ситуации пока не найден.

2. Открытая конфронтация

Учитывая стремительный рост численности населения арабских стран и экспансионистскую активность, характерную для арабской культуры, а также межкультурную толерантность западных обществ и социальные гарантии западных стран, можно предположить превращение носителей культуры западного типа (в первую очередь, европейцев) в национальные и культурные меньшинства, что будет означать арабизацию и исламизацию Запада. В таких условиях вполне вероятно возникновение затруднений в следовании инновационно-модернизационному пути развития человечества. Однако такое развитие событий наверняка приведёт к острому конфликту между цивилизациями. Не исключён и вариант полномасштабного вооружённого столкновения. Уже сегодня тревогу вызывают такие симптоматичные факты, как рост праворадикальных настроений в Европе и распространение теории Еврабии как негативного сценария политического и культурного сближения Европы и арабских стран. Во Франции серьёзной поддержкой пользуется Националистическая партия, набравшая на президентских выборах 2012 года 18 % голосов, заняв общее третье место [16]. Для того чтобы сглаживать остроту противоречий, необходима проработка комплекса политических мер, среди которых важное место занимает культурная политика, направленная на ассимиляцию мигрантов и на лояльное отношение к ним местного населения. На реализацию такой политики потребуются десятилетия, но начинать следует уже сегодня.

3. Культурная консервация

В связи с увеличением потока мигрантов в экономически развитые страны Запада, последний будет вынужден принимать реальные меры самозащиты. Вероятнее всего потребуется ужесточение иммиграционного законодательства и корректировка правового статуса мигрантов. Итог - жёсткая изоляция арабской цивилизации от Запада неким подобием советского «железного занавеса», только занавес этот будет создан извне. Предпосылки для подобных шагов, выраженные в общественном мнении и инициативах некоторых политических деятелей Запада, есть уже сегодня [7; 9].

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что с точки зрения технокра-тичной, инновационной и объективно наиболее продвинутой и влиятельной сегодня культуры западного типа арабская цивилизация, будучи традиционалистской, остаётся на исторической периферии в условиях перехода к постиндустриализму. В представлении инновационных цивилизаций традиционалистские общности являются в современном мире социокультурными аутсайдерами [22, с. 230]. Однако то, что на первый взгляд кажется аутсайдерством, является проявлением иной ориентированности цивилизации, иных целей её культуры, иного видения мира её представителями. Сама же арабская цивилизация ощущает себя «полной сил и энергии», готовой к победам. Тем более, основную долю населения арабских стран составляет молодёжь. Свои победы арабская цивилизация видит в распространении своего культурного уклада как можно дальше за пределы собственного ареала.

Существование и сохранение как инновационных, так и традиционалистски ориентированных цивилизаций стратегически важно для человечества. Инновационные цивилизации играют роль движущей силы прогрессивного развития человечества, его эволюции, а цивилизации традиционалистского типа, в числе которых и арабская, выполняют охранительную функцию, страхуя вид homo sapiens от непредвиденных неудач на инновационном пути развития, которые могут грозить эволюционной катастрофой и прекращением существования человечества как биологического вида.

Литература

1. Богучарский М. Е. Энергетическая стратегия Европейского Союза на современном этапе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.flm.su/?actions=main_content&id=828

2. Британский певец Стинг вступился за Pussy Riot [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/25/07/2012/661680.shtml

3. В Швейцарии запретили строить минареты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. newsru.com/religy/30nov2009/minarety.html

4. Коран / Д. Н. Богуславский (пер. с араб. и ком.). - istanbul: Cagri yayinlari, 2004. - 813 с.

5. Мадонна назвала приговор Pussy Riot «бесчеловечным» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/08/19/madonna/

6. Министр культуры Франции вступилась за Pussy Riot [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/08/09/aurelie/

7. Новикова Е. Европейский кризис миграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert. ru/2011/04/12/evropejskij-krizis-migratsii/

8. Новые публикации карикатур на Мухаммеда принесли новые беспорядки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mobus.com/55865.html

9. Норвегия и проблема миграции. Норвежцы против чеченцев: жёсткий ответ [Электронный ресурс] [А. Шмулевич - интервьюер]. - Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article21313.htm

10. Обама назвал «Невинность мусульман» оскорблением Америки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/09/26/insult/

11. ООН: Прогноз населения Земли к 2050 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etoday.ru/2009/03/un-population-prediction-2050.php

12. Отказ от нефти и газа экономически выгоден [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primeinfo.com. ua/interest/103-otkaz-ot-nefti-i-gaza-ekonomicheski-vygoden.html

13. Покровский А. «Зелёная» энергетика как символ нового экономического цикла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podrobnosti. ua/analytics/2010/12/23/741768.html

14. Пол Маккартни написал письмо в поддержку Pussy Riot [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/08/16/mamunia/

15. Правительство Дании ставит цель к 2050 году полностью отказаться от использования угля, нефти и газа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oilru.com/news/204901/

16. Президентские выборы во Франции - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top. rbc.ru/story/629386.shtml

17. Садыхова А. А. Основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отечественной и зарубежной науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/ text/77/151/6720 php

18. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 288 с.

19. Создатели фильма «Невинность мусульман» приговорены в Египте к смерти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.news-egypt.ru/sozdateli-filma-qnevinnost-musulmanq-prigovoreny-v-egipte-k-smerti.html

20. Степовик М. Меркель считает неадекватным приговор по делу Pussy Riot [Электронный ресурс] / М. Степовик, [Е. Жуков - редактор]. - Режим доступа: http://www.dw. de/%D0%BC%D0 %B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D 1%8C-%D1%81%D1%87%D0%B8%D 1%82%D0%B 0%D0%B5%Dі%82-%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B0% D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D 0%BE%Dі%80-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%Dі%83-pussy-riot/maca=rus-rss-ru-news-4383-xml-mrss.

21. Феллер В. Арабская нефть: сценарий кризиса 2009-2020 [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http ://vf.narod. ru/scenario/arab/arab2.htm

22. Флиер А. Я. Культурология 20-і 1: авторский сб. эссе и ст. - М.: Согласие, 2011. - 560 с.

23. Франция развернула политическую борьбу против хиджаба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam-today.ru/article/8797/

24. Швеция планирует стать первой страной, которая полностью откажется от нефти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://press. try. md/item.php?id=70100.

25. Red Hot Chili Peppers активно поддержали Pussy Riot на гастролях в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://piter. tv/event/na_koncerte_hot_chillli_p/

Literatura

1. Bogucharskij M. E. Jenergeticheskaja strategija Evropejskogo Sojuza na sovremennom jetape [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.flm.su/?actions=main_content&id=828

2. Britanskij pevec Sting vstupilsja za Pussy Riot [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://top.rbc.ru/ society/25/07/2012/661680.shtml

3. V Shvejcarii zapretili stroit' minarety [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/ religy/30nov2009/minarety.html

4. Koran [Tekst] / D. N. Boguslavskij (per. s arab. i kom.). - istanbul: Cagri yayinlari, 2004. - 813 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Madonna nazvala prigovor Pussy Riot «beschelovechnym» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lenta.ru/news/2012/08/19/madonna/

6. Ministr kul’tury Francii vstupilas’ za Pussy Riot [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lenta.ru/ news/2012/08/09/aurelie/

7. Novikova E. Evropejskij krizis migracii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://expert. ru/2011/04/12/evropejskij-krizis-migratsii/

8. Novye publikacii karikatur na Muhammeda prinesli novye besporjadki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mobus.com/55865.html

9. Norvegija i problema migracii. Norvezhcy protiv chechencev: zhjostkij otvet [Elektronnyj resurs] / R. Konopljov, [A. Shmulevich - interv'juer]. - Rezhim dostupa: http://www.apn.ru/publications/ article21313.htm

10. Obama nazval «Nevinnost' musul'man» oskorbleniem Ameriki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lenta.ru/news/2012/09/26/insult/

11. OON: Prognoz naselenija Zemli k 2050 godu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.etoday. ru/2009/03/un-population-prediction-2050.php

12. Otkaz ot nefti i gaza jekonomicheski vygoden [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://primeinfo. com.ua/interest/103-otkaz-ot-nefti-i-gaza-ekonomicheski-vygoden.html

13. Pokrovskij, A. «Zeljonaja» jenergetika kak simvol novogo jekonomicheskogo cikla [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://podrobnosti.ua/analytics/2010/12/23/741768.html

14. Pol Makkartni napisal pis'mo v podderzhku Pussy Riot [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lenta.ru/news/2012/08/16/mamunia/

15. Pravitel'stvo Danii stavit cel' k 2050 godu polnost'ju otkazat'sja ot ispol'zovanija uglja, nefti i gaza [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.oilru.com/news/204901/

16. Prezidentskie vybory vo Francii - 2012 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://top.rbc.ru/ story/629386.shtml

17. Sadyhova A. A. Osnovnye koncepcii i podhody k ponimaniju islamizacii i reislamizacii v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/text/77/151/6720.php

18. Sineckij S. B. Kul'turnaja politika XXI veka: ot precedenta Istorii k proektu Budushhego: monografija. -Cheljabinsk: Jenciklopedija, 2011. - 288 s.

19. Sozdateli fil'ma «Nevinnost' musul'man» prigovoreny v Egipte k smerti [Elektronnyj resurs]. -

Rezhim dostupa: http://www.news-egypt.ru/sozdateli-filma-qnevinnost-musulmanq-prigovoreny-v-

egipte-k-smerti.html

20. Stepovik M. Merkel' schitaet neadekvatnym prigovor po delu Pussy Riot [Elektronnyj resurs], [E. Zhukov - redaktor]. - Rezhim dostupa: http://www.dw.de/%D0%BC%D0%B5%D1%80% D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0% B5%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1% 82%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0% BE%D10/o80-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D10/o83-pussy-riot/a-16176069-1

21. Feller V. Arabskaja neft': scenarij krizisa 2009-2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// vf.narod.ru/scenario/arab/arab2.htm

22. Flier A. Ja. Kul'turologija 20-11: avtorskij sb. jesse i st. - M.: Soglasie, 2011. - 560 s.

23. Francija razvernula politicheskuju bor'bu protiv hidzhaba [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://islam-today.ru/article/8797/

24. Shvecija planiruet stat' pervoj stranoj, kotoraja polnost'ju otkazhetsja ot nefti [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://press.try. md/item.php?id=70100

25. Red Hot Chili Peppers aktivno podderzhali Pussy Riot na gastroljah v Rossii [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://piter. tv/event/na_koncerte_hot_chillli_p/

УДК: 069:001.12:371.65(571.17)

Е. Е. Леонов, А. М. Мкртчян

СОСТОЯНИЕ СЕТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО XXI ВЕКА (2000-2012 ГОДЫ)

Статья посвящена актуальной проблеме - развитию сети школьных музеев в Кемеровской области. Авторы приводят характеристику школьных музеев, описывают их количественное соотношение и особенности культурно-образовательной деятельности. Особое значение имеют данные о количестве школьных музеев, которые позволяют проследить их представленность в рассматриваемом регионе.

Ключевые слова: школьные музеи, Кемеровская область, культурно-образовательная деятельность, паспортизация, экспозиция, названия школьных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.