РШШииМ 2008 август
Елена ПЕТРОВА, RMBC
Аптечный сектор
ФАРМРЫНКОВ РОССИИ И СТРАН СНГ
В настоящем обзоре дан анализ состояния аптечных секторов фармрын-ков крупнейших стран постсоветского пространства (России, Украины, Казахстана и Беларуси) и их столиц в период со II квартала 2007 г. до конца I квартала 2008 гг.
По данным ШВС, в истекший период совокупный объем аптечных продаж1 в анализируемых странах составил порядка 12,6 млрд. долл. в розничных ценах, на долю России пришлось 72% (рис. 1). Одна из общих тенденций развития розничных рынков лекарственных средств (ЛС) четырех стран — динамичный рост объема продаж в денежном выражении — сохранилась и в анализируемый период. Однако темпы роста заметно варьировали: наиболее высокий показатель в долларовом эквиваленте был зафиксирован в Украине (+39%), наименьший — в Беларуси (+15%); объемы розничных продаж ГЛС в России и Казахстане выросли на 26% (табл. 1). Доля аптечного сектора в структуре фармрынков России и Казахстана, где были не так давно введены в действие государственные программы по обеспечению льготных категорий граждан необходимыми ЛС, была заметно ниже (69 и 75%, соответственно), чем в Беларуси (85%) и Украине (91°%). В анализируемый период Россия по-прежнему опережала Украину, Казахстан и Беларусь по таким показателям, как уровень средней розничной цены за упаковку ЛС и уровень потребления ГЛС через аптечную сеть: они составили, соответственно, 2,5 долл. и 64 долл. в розничных ценах.
Национальные производители занимают наиболее прочные
позиции в Украине и России, где их доля составляет чуть менее 1/4 общего объема, тогда как в Республике Беларусь она ниже 1/5, а в Казахстане не превышает 1/20. Разброс в значениях данного показателя во многом обусловлен неравными стартовыми условиями, в которых оказалась фармпромышленность этих стран после распада СССР в связи с особенностями «географии» мощных производственных площадок.
Рейтинги 10 ведущих производителей по объему аптечных продаж в четырех крупнейших странах СНГ относительно близки по структуре и составу участников: большую или существенную часть списка составляют крупные западные корпорации, занимающие «верхние» строчки. Четыре корпорации — Novartis, Sanofi-Aventis, Servier и Berlin-Chemie — входят в состав «десяток» всех четырех стран (табл. 2). Национальные производители присутствуют во всех списках, за исключением казахстанской «десятки»; в рейтинге Украины локальные производители представлены наиболее широко (3 компании: «Дарница», «Артери-ум», «Фармак»).
Рейтинг торговых наименований по объему розничных продаж в денежном выражении представлен в таблице 3. Характерно, что в рейтингах всех четырех стран представлены 2 препарата, поставлявшихся еще в период существования СССР: Актовегин (Nycomed) и Эс-
1 Россия, Казахстан: не включая аптечные продажи ГЛС в рамках государственных программ по обеспечению необходимыми ЛС льготных категорий граждан.
сенциале (Sanofi-Aventis). Интересно отметить, что в число пяти ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж в Украине вошли препараты, традиционно считавшиеся «госпитальными»: цефалоспорин Цефтриаксон и Натрия хлорид. Это является результатом перераспределения спроса между каналами «ЛПУ — аптека», обусловленным относительно невысоким уровнем госфинансирования, вследствие чего даже недорогие антибиотики и еще менее дорогие инфузионные растворы, обычно получаемые в стационаре бесплатно, пациенты и их родственники вынуждены покупать за свой счет. Ценовая структура аптечного сектора в России, в отличие от других анализируемых стран, смещена в сторону более дорогих препаратов (рис. 2). Украина, Казахстан и Беларусь близки в долевом распределении ГЛС по ценовым сегментам. Если в России «верхний» ценовой сегмент (ЛС ценой более 20 долл.) аккумулировал 17% общего объема розничного сектора ГЛС и существенно превысил по доле сегмент дешевых лекарств (13 % ЛС ценой от «менее 1 долл. до 2 долл.»), то в Украине, Казахстане и Беларуси наблюдалась обратная картина — «нижний» ценовой сегмент существенно превалировал над «верхним».
Представляют интерес данные об аптечной рознице экономических центров — столичных городов анализируемых стран: Москвы и С.-Петербурга (Россия), Киева (Украина), Алматы и Астаны (Казахстан), Минска (Беларусь) (табл. 4). Темпы роста объема розничных продаж ЛС (по сравнению с предыдущим аналогичным периодом) в трех крупнейших городах постсоветского пространства — Москве, С.-Петербурге и Киеве — были несколько ниже национальных показателей. В Минске и Алматы показатели
август 2008 РШШ1ШМ
ТАБЛИЦА 1
Ключевые показатели аптечного сектора фармрынков стран СНГ за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. (розничные цены)
Страна Объем рынка Доля в общем объеме аптечного сектора Динамика по сравнению с предыдущим анализируемым периодом Потребление ЛС на душу населения (через аптеки), долл. Доля национальных производителей Средняя розничная цена за упаковку ГЛС, долл.
млрд. долл. млрд. уп.
Россия* 9,10 3,70 69% 26% 64,1 23% 2,5
Украина 2,32 1,20 91% 39% 49,9 23% 1,9
Казахстан 0,65 0,43 75% 26% 41,9 5% 1,5
Беларусь 0,49 0,33 85% 15% 50,7 18% 1,5
* Без учета закупок лекарственных препаратов за счет средств Федерального Бюджета (ПНП «Здоровье», Федеральные целевые программы и Централизованные закупки.
роста потребления ГЛС в денежном выражении, напротив, превышали национальные.
Существенно варьировала и доля столичных аптечных рынков в масштабе каждой конкретной страны. Так, доля аптечных продаж в Киеве составила лишь 12% от общего объема украинского рынка, в Москве — 18% от российского. Доля Алматы превысила 1/5 национального потребления ЛС через аптечную сеть, а в Минске соответствующий показатель был выше 1/3.
В то же время имеются и общие черты: во-первых, уровень потребления ГЛС на душу населения (в столицах) заметно превысил средний показатель по стране; во-вторых, доля национальных производителей в городах «со статусом» была несколько ниже (чем в целом по стране); обратная картина наблюдалась в отношении показателя средней стоимости упаковки лекарственного препарата, однако существенное превышение среднерыночного уровня было зафиксировано
РИСУНОК 1
Аптечный сектор ГЛС в странах СНГ за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. (розничные цены)
Юг 9,10
2,32
0,65
Россия
Украина Казахстан
только в Москве (4,4 долл. против 2,5 долл.).
Рейтинги ведущих корпораций и торговых наименований по объему розничных продаж, а также ценовая структура аптечных рынков столичных городов (табл. 5,6, рис. 3) свидетельствуют о преобладании «дорогой» фармпродукции в структуре потребления. Жители столиц, имеющие, как правило, больший доход,
тратят больше средств на лекарства, отдавая предпочтение западным брэндам, западным производителям. Позиции национальных компаний в анализируемых городах определенно слабее, чем в целом по соответствующим странам. Кроме того, участники фармрынка всех
ТАБЛИЦА 2
Десять ведущих производителей ГЛС по объему аптечных продаж в странах СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Место в рейтинге Россия Украина Казахстан Беларусь
1 Novartis* Berlin-Chemie Novartis Berlin-Chemie
2 Фармстандарт Novartis Sanofi-Aventis Борисовский ЗМП
3 Servier/Egis Sanofi-Aventis Nycomed Sanofi-Aventis
4 Sanofi-Aventis Servier/Egis Berlin-Chemie Белмедпрепараты
5 Berlin-Chemie Дарница Solvay Pharma Servier/Egis
6 Gedeon Richter GlaxoSmithKline Bayer Healthcare Gedeon Richter
7 Pf'zer KRKA Gedeon Richter Novartis
8 Nycomed Артериум Ratiopharm Sagmel
9 Bayer Healthcare Фармак GlaxoSmithKline Nycomed
10 Solvay Pharma Biologische Heilmittel Heel Servier/Egis KRKA
* Здесь и далее - включая Sandoz-Lek.
АПТЕЧНЫЙ СЕКТОР ФАРМРЫНКОВ РОССИИ И СТРАН СНГ
РШШииМ 2008 август
ТАБЛИЦА 3
Десять ведущих торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в странах СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Место в рейтинге Россия Украина Казахстан Беларусь
1 Арбидол Эссенциале Н Актовегин Эналаприл
2 Актовегин Актовегин Виагра Милдронат
3 Виагра Цефтриаксон Мезим форте Диротон
4 Эссенциале Н Милдронат Эссенциале Н Эссенциале Н
5 Линекс Натрия хлорид Цефазолин Аугментин
б Мезим форте Предуктал МВ Линекс Актовегин
7 Ксеникал Мезим форте Церебролизин Мезим форте
8 ТераФлю от гриппа и простуды Лазолван Сумамед Лизиноприл
9 Терпинкод Но-шпа Ксеникал Эмоксипин
10 Предуктал Виагра Простамол Уно Найз
РИСУНОК 2
Ценовая структура аптечного сектора фармрынков стран СНГ за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. (розничные цены)
100 80 60 40 20 О
Россия
Украина Казахстан Беларусь
■ — менее 1 долл. □ — 5-10 долл.
□ — 1-2 долл. □ — 10-20 долл.
□ — 2-5 долл. ■ — более 20 долл.
РИСУНОК 3
Ценовая структура аптечных рынков столичных городов стран СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. (розничные цены)
100 80 60 40 20 О
22
29
1б 4
3
23
11 19
10 9
М0сква бПУр7 Киев Алматы Астана Минск
■ — менее 1 долл. П — 5-10 долл.
□ — 1-2 долл. □ — 10-20 долл.
П — 2-5 долл. ■ — более 20 долл.
уровней (от компании-производителя до аптеки) зачастую фокусируют свои маркетинговые усилия именно на этих, наиболее привлекательных (в плане прибыли) сегментах. Таким образом, в структуре аптечных рынков всех столичных
центров, несмотря на ряд существенных различий, общие черты превалируют. Итак, для большинства ведущих игроков фармрынка четыре крупнейших страны постсоветского пространства — Россия, Украина, Казахстан и Беларусь — явлют-
ся перспективной площадкой для успешного развития бизнеса. Укрепление позиций в столичных городах, являющихся экономическими и научными центрами этих стран, — приоритетная стратегическая задача.
ТАБЛИЦА 4
Ключевые показатели аптечных рынков столичных городов стран СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. (розничные цены)
Страна
Город
Объем рынка
млн. долл.
млн. уп.
Доля в общем объеме аптечного сектора
Динамика по сравнению с предыдущим анализируемым
Россия Москва 1 478 335 16% 18% 141,1 18% 4,4
С.-Петербург 442 1б2 5% 23% 9б,5 20% 2,7
Украина Киев 273 138 12% 2б% 101,9 21% 2,0
Казахстан Алматы 134 72 21% 45% 101,3 5% 1,9
Астана 47 25 7% 2б% 79,9 3% 1,9
Беларусь Минск 172 87 35% 33% 95,0 12% 2,0
Потребление ГЛС на душу населения через аптечную сеть
Доля национальных
производителей
Средняя розничная цена за упаковку
16
25
26
22
30
27
август 2008 РШШ1ШМ
ТАБЛИЦА 5
Десять производителей ГЛС по объему аптечных продаж в столичных городах стран СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Место Россия Украина Казахстан Беларусь
в рейтинге Москва С.-Петербург Киев AflMaTbi Астана Минск
1 Novartis Novartis Novartis Novartis Novartis Berlin-Chemie
2 Фармстандарт Фармстандарт Sanofi-Aventis Nycomed Sanofi-Aventis Sanofi-Aventis
3 Sanofi-Aventis Servier/Egis Berlin-Chemie Sanofi-Aventis GlaxoSmithKline Servier/Egis
4 Pfizer Sanofi-Aventis Servier/Egis Bayer Healthcare Berlin-Chemie Novartis
5 Servier/Egis Bayer Healthcare Biologische Heilmittel Heel Solvay Pharma Bayer Healthcare Gedeon Richter
6 Bayer Healthcare Pfizer Bayer Healthcare Berlin-Chemie Nycomed Nycomed
7 GlaxoSmithKline Berlin-Chemie Фармак Servier/Egis Servier/Egis Sagmel
8 Berlin-Chemie Nycomed KRKA Gedeon Richter Janssen-Cilag KRKA
9 Solvay Pharma Solvay Pharma GlaxoSmithKline GlaxoSmithKline Solvay Pharma GlaxoSmithKline
10 Nycomed Gedeon Richter Дарница Ratiopharm GmbH Gedeon Richter Борисовский ЗМП
ТАБЛИЦА 6
Десять торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в столичных городах стран СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Место в рейтинге Россия Украина Казахстан Беларусь
Москва С.-Петербург Киев Алматы Астана Минск
1 Арбидол Арбидол Эссенциале Н Актовегин Париет Диротон
2 Линекс Виагра Арбидол ТераФлю от гриппа и простуды Ксеникал Актовегин
3 Виагра Эссенциале Н Актовегин Виферон Цефазолин Аугментин
4 Ксеникал Линекс Энтеросгель Кетонал Актовегин Предуктал MR
5 Эссенциале Н Актовегин Виагра Вобэнзим Орунгал Милдронат
6 Сиалис Терпинкод Траумель С Линекс Виагра Эссенциале Н
7 Вобэнзим Предуктал Предуктал МВ Виагра Сумамед Эналаприл
8 Актовегин Ксеникал Гепабене Сумамед Ровамицин ТераФлю от гриппа и простуды
9 Париет Гептрал Ксеникал Дюфастон Амбробене Сумамед
10 Гептрал Детралекс Но-шпа Ксеникал Простамол Уно Линекс /