Интегральный подход к исследованию взаимной ответственности, таким образом, не только указывает на сложность и многогранность рассматриваемого феномена, но и демонстрирует его зависимость от ряда факторов субъективного и объективного характера, часто имеющих скрытую форму, на которые исследователю следует обратить особое внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мирумян К.А. М 647 История политической науки. Ч. I. Эпоха античности. Ред. Г.Г. Арутюнян, Изд-во РАУ, Ер. - 2004. - C. 29-30.
2. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.
3. Бекяшев К.А, Ануфриева Л.П., Устинов. Международное публичное право: Ечеб. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 784 с.
4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с.
5. Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию. Ч. 1: Методология знания и методологические основания человековедения: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 196 с.
6. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Руководители проекта В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. Т.3. Н-С. - М.: Мысль 2001. - 172 с.
7. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. -542 с.
8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997. - 302 с.
9. Уилбер К. Краткая история всего: Пер. с англ. С.В. Зубкова. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
- 476 с.
10. Уилбер К. Одо духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К.Уилбер/Пер. с англ. В.Самойлова под ред. А. Киселева. - М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002. - 476 с. - (Тексты трансперсональной психологии).
Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Е.Н. Каменская.
Жиренко Екатерина Ивановна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; соискатель.
Zhirenko Ekaterina Ivanovna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected];
2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; competitor.
УДК 159.9.072.52
А. А. Заиченко
АПРОБАЦИЯ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Представлены результаты эмпирического исследования субъективного качества жизни (СКЖ) личности, выявлена типология и определена классификация СКЖ по типам и профилям. Этап типологического изучения СКЖ реализован с целью разработки и апробации тренинговой программы «СКЖ личности» для коррекционного воздействия и формирования сбалансированного качества жизни развивающегося субъекта. На основании выделенных профилей СКЖ была разработана и реализована программа коррекционного воздействия, эмпирически доказана её валидность, актуальность и эффективность работы с СКЖ субъектов в тренинговой групповой работе.
Субъективное качество жизни; субъект; тренинговая программа; апробация.
A.A. Zaichenko APPROBATION OF THE TRAINING PROGRAM OF THE PERSONS SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE CORRECTION
This article presents the results of an empirical study of subjective quality of life (SQL) of personality, identified a typology and defined a classification (SQL) by types and profiles. A stage of typological study of SQL implemented with a goal to develop and test a training program "SQL of personality" for a corrective action and the formation of a balanced quality of life of the developing subject. On the basis of the selected profiles SQL there has been developed and implemented a program of corrective effects, its validity, relevance and effectiveness of work with SQL subjects in the training group work in general has been empirically proved.
Subjective quality of life; the subject; training program; testing.
Осуществляемая на сегодняшний день государством программа развития страны, предполагает обращение, прежде всего к человеческому ресурсу, к субъекту как главной действующей силе, активно взаимодействующей с социальным пространством, творчески решающей поставленные задачи. Однако в результате достаточно резких и глобальных изменений политического, экономического и социального характера изменяется уровень жизни людей, их ценности, цели, нормы поведения. Соответственно все более актуальными становятся вопросы развития здоровой и гармоничной личности, способной разрешать жизненные противоречия, достигать поставленных целей в различных сферах жизнедеятельности, что определяет высокий уровень качества жизни в целом. Чем выше уровень качества жизни отдельного человека и субъективная оценка им своего благополучия, тем более эффективным будет развитие общества в целом. Субъективное качество жизни является значимым фактором благополучного развития и самоопределения личности, формирует устойчивую уверенную позицию и жизнестойкость человека в социуме. Можно предположить, что изменения СКЖ в сторону снижения его показателей могут приводить к неблагоприятному развитию личности, дисгармонии в различных сферах жизнедеятельности и снижению общей удовлетворенности жизнью, что требует разработки психокоррекционных программ, направленных на оптимизацию и развитие субъективного качества жизнью.
На сегодняшний день, несмотря на возрастающий интерес к вопросам субъективного качества жизни, проблема его определения остается достаточно дискуссионной. Изучением проблемы субъективного качества жизни человека, содержанием его структуры занимаются как отечественные, так и зарубежные авторы [6, 7,
8, 10, 11]. В отечественной психологии авторы ориентируются на анализ теоретической модели понятия и поиск его детерминант в структуре личности (И. А. Джи-дарьян, Т.Н. Савченко, Г.М. Головина, Г.М. Зараковский, В. А. и Н.Н. Хащенко, Д.В. Сочивко, Е.А. и А. А. Давыдовы, Н.М. Гориславская и другие). В зарубежной психологии делается упор на комплексное исследование психологических аспектов качества жизни в системе общего уровня благополучия населения (К. Рифф, М. Аргайл, Р. Эммонс, А. Кэмбелл, Ф. Конверс и другие).
Анализ категории СКЖ в психологической литературе позволил установить, что на сегодняшний день ученые представляют субъективное качество жизни как синтез аффективного и когнитивного компонентов, которые представлены субъективными показателями, сопровождающими формирование и развитие личности [1, 2, 4, 8, 10]. Было выявлено, что представление такого многоаспектного понятия в диаде компонентов является неустойчивым, конструкт не имеет своей основы и определен только с позиций эмоциональной и оценочной стороны (аффективной), а также со стороны суждений и мнений (когнитивной), без учета компонентов готовности, контроля и осмысленности, необходимых для субъектного развития
личности. Учитывая субъектную основу качества жизни, а также понимание того, что носителем СКЖ является независимая в суждении и оценке, развивающаяся и свободно выбирающая личность, можно заключить, что СКЖ включает не два, а три самостоятельных структурных компонента: ценностно-смысловые ориентации (статический аспект - ядро личностного развития); цели и устремления личности (динамический аспект развития субъектности); удовлетворенность жизнью (аспект результативности и контроля), которые реализуются во всех сферах жизнедеятельности человека [9]. На основе трехкомпонентной модели понятия, СКЖ характеризуется как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими субъектом в соответствии с основными параметрами биожизненных, материальных, духовных и социокультурных потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека.
В силу выявленной неопределенности в интерпретации понятия СКЖ и неоднозначности в обосновании его составляющих, на сегодняшний день в науке разработано небольшое количество специальных психокоррекционных программ, направленных на оптимизацию СКЖ. В настоящее время такие программы встречаются лишь в единичных работах, где внимание уделяется либо удовлетворенности личности своей жизнью, либо ее потенциалу.
Таким образом, актуальным становится разработка и адаптация тренинговой программы «Субъективное качество жизни личности» с учетом интегральной модели понятия СКЖ, что и явилось целью данного исследования. Разработанная модель СКЖ направлена на оптимизацию личностного роста и благополучие субъектов, развитие у участников программы устремленности на достижение успеха, реализацию собственных целей и задач, что может способствовать становлению их субъектами жизненного пути.
Оптимизация и развитие жизненного благополучия человека, повышение его субъективного качества жизни возможно при проведении психокоррекционной тренинговой работы, которая выступает многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы в процессе активного взаимодействия. Однако разработка и конструирование технологии работы в психологической практике должно строиться с учетом направленной и эмпирически обоснованной модели СКЖ и типологии возможных типов и профилей субъектов с разным СКЖ.
Таким образом, важным этапом исследования явилось эмпирическое обоснование разработки тренинговой программы и реализация пилотажного исследования, с целью выявления как типологии СКЖ личности, так и изучения генеральной выборки субъектов с разным СКЖ. Задачи исследования заключались в эмпирическом изучении показателей СКЖ личности и её психологических характеристик. С целью выявления уровней и профилей СКЖ личности с учетом компонентов СКЖ и сфер его реализации в жизни субъектов использовалась методика «Субъективное качество жизни личности (СКЖ)» (А.А. Заиченко). Для изучения психологических особенностей личности (с позиций трехаспектной модели СКЖ) использовались методики: «Смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева, «Оценка качества жизни» З.Ф. Дудченко, «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова; «Тест Жизнестойкости» С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой.
Эмпирическое исследование 163 человек (76 мужчин и 87 женщины) позволило выявить: 31 субъекта (19 %) с высоким интегральным показателем СКЖ, 102 субъекта (62 %) со средним интегральным показателем СКЖ и 30 субъектов (19 %) с низким СКЖ. Факт подтверждает гипотезу о существовании разных уровней СКЖ, и мы можем говорить о значимости проведения психокоррекционных и развивающих программ. Субъекты с высоким показателем СКЖ характеризуются сформированными личностными смыслами и ценностями, терминальными устремлениями и
удовлетворенностью своими достижениями в различных сферах жизни. В рамках данной группы был выявлен гармоничный благополучный профиль СКЖ, характеризующийся высокими и сбалансированными оценками по компонентам СКЖ. В отличие от них, респонденты с низким СКЖ характеризуются дисгармонией в структуре ценностно-смысловых ориентаций, неудовлетворенностью собой, не умением отстаивать свои интересы и достигать собственные цели. Был выявлен гармоничный по распределению, но неблагополучный по оценкам профиль СКЖ, с неблагополучным прогнозом развития и становления субъектности.
Достоверность и значимость различий (при р=0,01) в уровнях СКЖ представляют статистически достоверные показатели по дополнительным диагностическим методикам. В целом, наблюдается зависимость улучшения показателей от увеличения показателей СКЖ (более высокого уровня). Было выявлено, что чем выше уровень СКЖ, тем достоверно выше показатели устремленности и реализации собственных целей (по критерию Н Крускала-Уоллиса Н=41,5 при р=0,01), осмысленности (Н=25,6 при р=0,01) и осознанности в целом (Н=6,63 при р=0,036 при р=0,01), жизнестойкости (Н=44,5 при р=0,01). С позиций компонента удовлетворенности люди с высоким уровнем СКЖ достоверно более счастливы и удовлетворены своей жизнью в различных сферах (Н=21,5 при р=0,01), ориентированы на внутренний контроль собственной деятельности (Н=8,91 при р=0,005) и поиск детерминант в себе (Н=16,3 при р=0,01).
Таким образом, субъекты с высоким уровнем СКЖ ориентированы на личностный рост и развитие, ощущают себя успешными, независимыми, более осознанно и осмысленно подходят к анализу собственной жизни, ориентированы на поиск детерминант развития внутри себя. Данные респонденты более устойчивы к постоянным изменениям, готовы действовать и достигать результата, не бояться рисковать, в целом характеризуются позитивными представлениями о себе и своем развитии в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от них, субъекты с низким СКЖ характеризуются неблагополучным жизненным настроем, преобладанием негативных суждений о себе и жизни в целом, низкими показателями осмысленности и устойчивости, что говорит о неспособности субъектов выстраивать свой жизненный путь и достигать значимых целей.
В процессе исследования был отмечен интересный факт. Более 100 участников исследования по интегральному показателю СКЖ составили выборку со средним уровнем. Статистически достоверно выявлено, что в целом респонденты со средним уровнем СКЖ по жизненному стилю - неустойчивы, непредсказуемы как субъекты жизненного пути, характеризуются неопределенностью выраженности той или иной характеристики. В целом по этой группе статистика оказалась достаточно «усредненной» по показателям: с одной стороны это можно расценить как диагностически незначимый факт, с другой - это позволило нам говорить о характерных типах профилей СКЖ у людей со средним уровнем СКЖ, выделить их характерные психологические особенности и характеристики благополучия. Благодаря проведенному кластерному анализу были выявлены достоверно 4 вида профилей СКЖ личности, которые отличаются дисгармоничным распределением и несбалансированностью оценок между собой, что выражается в наличии одновременно как низких, так и высоких результатов по разным компонентам. Другими словами, большинство респондентов группы характеризуются неравномерностью, «асимметричностью» выраженности показателей.
Статистически достоверно были выявлены следующие дисгармоничные профили СКЖ.
♦ «Неопределенность целей»: для респондентов (23 %) характерна сформированная система ценностей и смыслов, они удовлетворены своей жизнью и текущим положением дел, однако для них характерно отсутствие планов на будущее, они не нацелены на развитие и не стремятся достигать своих целей.
♦ «Неудовлетворенность жизнью»: субъекты (18 %) знают свои жизненные приоритеты и постоянно стремятся к достижению успеха и реализации целей, при этом полностью неудовлетворены и разочарованы в своей жизни и в том, чем обладает на настоящий момент.
♦ «Необоснованные амбиции»: субъекты (13 %) полностью неудовлетворены своей жизнью и не видят смысла и ценности в том, что делают, однако они постоянно стремятся к реализации своих целей и активно устремлены, готовы действовать на достижение результата, значимость которого им не ясна.
♦ «Усредненный профиль»: (профиль «средних оценок» по всем показателем). Субъекты (11 %) с присущим им потенциалом развития, но неясными его ориентирами, неопределенными приоритетами и детерминантами. Если в первых трех профилях основной целью будет выступать гармонизация показателей СКЖ и их сбалансированность, то в данном случае, работая с представителем данного профиля, целью выступит оптимизация средних оценок и улучшение общего СКЖ.
Обнаруженные уровни и типы СКЖ подтверждают предположение о том, что существуют люди с разным уровнем и профилями СКЖ (гармоничным и дисгармоничным), что учитывалось при создании тренинговой программы «Субъективное качество жизни личности». При этом программа не должна быть ориентирована только на повышение и улучшение показателей СКЖ. Как показал эмпирический анализ, наибольшее внимание следует уделить учету гармоничности распределения профиля, сбалансированности показателей СКЖ в профиле личности, приведение всех компонентов в состояние функционального соответствия.
Таким образом, выявленное разнообразие типов и профилей СКЖ позволило реализовать конструирование психокоррекционной программы, её дальнейшую апробацию и проверку норм групповой работы. В основу создания тренинговой программы легла разработанная модель СКЖ, соответственно при создании программы учитывалась необходимость коррекционно-развивающей работы с 3 основными блоками: ценностно-смысловыми ориентациями, целями и устремлениями личности, её субъективными оценками своей жизни, а также с интегральным показателем СКЖ и благополучия в разных сферах жизнедеятельности.
Сама программа и каждое отдельное занятие строились с учетом трех этапов: начального, основного и заключительного. В процессе групповой деятельности и реализации программы были использованы различные методы и приемы тренинговой работы: основные (метод групповой дискуссии, игротерапия (ролевая игра, техники психодрамы), психогимнастика, проективный рисунок, арттерапия, сказкоте-рапия, музыкотерапия) и дополнительные (танцевальные упражнения, элементы аутотренинга, релаксационные упражнения, творческая визуализация, упражнения на межгрупповое взаимодействие, работа с психотерапевтическими притчами). В тренинговой работе были учтены все необходимые требования к реализации психокоррекционной групповой деятельности (еженедельные встречи, продолжительностью до 4 часов, общий объем программы 48 часов - 12 занятий) [3, 5].
С целью проверки валидности и надежности тренинговой программы, эффективности по итогам её реализации была сформирована выборка из 55 человек, участники которой составили две подгруппы: контрольная группа (КГ) (31 человек: 19-27 лет) и экспериментальная группа (ЭГ) (24 человека 18-27 лет). Первичная диагностика ЭГ и КГ групп выявила факт соответствия показателей СКЖ и не обнаружила различий, что позволяет проводить соотношение данных двух групп до начала и после завершения тренинга и обеспечивает надежность их статистического сравнения (по критерию и-Манна Уитни выявлены незначимые различия: показатель СКЖ И=304 при р>0.1; блок «Ценностно-смысловые ориентации» И=311 при р>0,1, блок «Цели и устремления» И=276 при р>0.1, блок «Удовлетворенность жизнью» И=326 при р>0.1).
С целью проведения анализа эффективности тренинговой программы и коррекционного воздействия, каждая из групп: ЭГ и КГ были продиагностированы до реализации тренинга и после реализации (спустя 2,5 месяца) с целью выявления сдвигов улучшения и оптимизированности данных. Респонденты контрольной группы на начальном этапе характеризовались средним по группе уровнем осознанности жизненных ориентиров, устремленностью достижения в отдельных сферах жизнедеятельности (в сфере отдыха и развлечений, досуга и хобби, отношений с другими - этот преобладающий выбор объясняется молодым возрастом респондентов), средней удовлетворенностью жизнью в разных сферах. При этом выявленные особенности проявляются как до реализации тренинга (до 20.03.2012), так и после реализации (после 20.05.2012) тренинговой программы в экспериментальной группе. Статистически достоверного улучшения показателей выявлено не было, однако по блоку «Удовлетворенность жизнью» (Т=134 при р>0,1) выявлена тенденция сдвига в сторону улучшения показателей, что скорее является результатом внешних изменений (например, окончание учебного года, смена времени и погодных условий), чем итог внутренней работы субъектов.
В экспериментальной группе, были выявлены 5 человек с высоким уровнем СКЖ, 16 со средним СКЖ и 3 человека с низким уровнем СКЖ. Первичная диагностика и выделение типов и профилей СКЖ позволили разработать рекомендации для коррекционной работы, ориентирующие психолога с целью грамотного взаимодействия и эффективной работы с клиентом. Для субъектов с высоким СКЖ основной задачей выступала оптимизация процесса развития, построение новых ориентиров достижения, актуализация самопознания и мотивирование на развитие. Субъекты с низким СКЖ в силу неблагополучия всех показателей по блокам СКЖ в тренинговой работе были ориентированы на развитие ценностно-смысловой системы, актуализацию осознанного познания себя и мира, построения детерминант развития и планов будущих достижений. Работа производилась над аффективной сферой респондентов, осознанием барьеров и установок, негативных комплексов, проработку позитивного представления себя и окружающих здесь и сейчас, работа с удовлетворённостью жизнью и уровнем притязаний. В целом, для субъектов с низким и высоким СКЖ, с индивидуальной степенью усложнения процесса внутренней работы, сам процесс развития проходил комплексно, то есть актуальным выступила проработка всех процессов (всех этапов тренинговой работы).
Более 60 % всех респондентов - люди со средним, неопределенным и дисгармоничным профилем, что сделало актуальным изучить наличие дисгармоничных профилей СКЖ и в соответствии с этим выстраивать психокоррекционную работу. У 63 % субъектов обнаружен профиль «Неопределенность целей», то есть у большинства субъектов присутствуют сложности в осознании ориентиров своего развития, они не могут поэтапно выстраивать систему целей, осознавать их и представлять конечный результат. Следовательно, коррекционное воздействие было ориентировано на актуализацию рефлексии собственных целей и подцелей, проектирования будущего, работу по локализации намерения и дифференциации планов, что было реализовано при помощи техник коучинга и целеполагания.
У 4 участников был обнаружен профиль «Неудовлетворенность жизнью», который свидетельствует о низкой оценке субъектами своего настоящего положения, субъекты неудовлетворены и разочарованы в своей жизни. В данном случае работа была ориентирована как на снятие эмоционального напряжения и расслабления (использовались психогимнастика и медитативные техники), так и на работу с тенью и подсознанием (техники психодрамы, визуализация и работа с образами). Оставшиеся 2 человека отнеслись к группе профиля «Необоснованные амбиции» - субъекты полностью не удовлетворены своей жизнью и не видят смысла в том, что делают, но при этом постоянно стремятся к чему-либо и заставляют организм работать на износ. В процессе тренинговой работы часто встречались следующие утверждения:
«Зачем об этом говорить, нужно делать»; «Так надо, так будет лучше, так привык делать»; «Нужно достигнуть успеха - это сверхзадача, стать успешным!». В данном случае основным ориентиром проработки выступали процессы самопознания, осознания ценности происходящего. Субъекты были сконцентрированы на чувствах и их проживании, осознании эмоций, осмыслении происходящих жизненных изменений, которые разворачиваются во внутреннем плане личности.
В ЭГ результаты после проведения тренинговой работы по программе выше, чем при первичной диагностике, что статистически достоверно подтверждается. Обнаружено, что субъекты ЭГ после реализации тренинговой программы характеризуются более благоприятными представлениями о жизни и в целом довольны достигнутым, положительно настроены (достоверный сдвиг по блоку «Удовлетворенностью жизнью» при Т=65 при р=0,01 по Т-критерию сдвига Вилкоксона). Субъекты более осознанны в построении целей, наблюдается рост в осмысленном проектировании будущего и активном целеполагании, усилия и устремления более локализованы, а, следовательно, обнаружены направления и скомпилированы усилия с целью достижения успеха (блок «Цели и устремления» при Т=87 при р=0,04). Интересно отметить, что не обнаружены значительные изменения в ценностно-смысловой структуре, при этом был выявлен плавный переход (тенденция сдвига по блоку «Ценностно-смысловые ориентации» при Т=141 при р>0,1), так вероятно изменения в данной сфере - достаточно пролонгированы во времени и предполагают постепенного изменения в структуре личности респондентов, происходила ориентация на более глубинные слои - существенным является плавное изменение структуры на всех уровнях.
Одной из задач исследования являлось изучение валидности программы не только в случае коррекции, но и в случае оптимизации показателей СКЖ и гармонизации профиля. Было выявлено, что эффект улучшения показателей и гармонизации профиля статистически обнаружен в каждой группе с тем или иным профилем. В случае изначально гармоничных профилей процесс оптимизации СКЖ запущен и улучшение показателей по одному компоненту актуализирует рост показателей СКЖ в целом. В профиле «Неудовлетворенность жизнью» не только улучшились показатели удовлетворенности (Т=92 р<0,05), которые выпадали из функционального соответствия, но и увеличились устремленность на результат и готовность достигать собственных целей (Т=87 р<0,05), улучшение показателей позволяет выявить более гармоничное и благоприятное распределение профиля, что и свидетельствует об оптимизации СКЖ.
У участников тренинга с профилем «Неопределенность целей» значительно улучшились показатели целеустремленности (Т=68 р<0,02), что позволило гармонизировать профили участников. Обнаружены значимые результаты сдвига в сторону улучшения по результатам работы с субъектами с высоким СКЖ (Т=79 р<0,03) и с низким СКЖ (Т=90 р<0,05). Представители данных групп имеют успехи в работе с отношением и удовлетворенностью, а также в работе с блоком целеустремленности и самореализации, которые были актуальными в ходе всего тренинга. В целом, данный факт позволяет говорить не только об эффективности и валидности программы, но и её соответствии исследуемому конструкту, о её верном (подходящем) содержании для коррекционного воздействия и оптимизации СКЖ.
Результаты вторичной диагностики по итогу коррекционного воздействия позволили выявить достоверно значимые различия в сравнении показателей ЭГ и КГ и различия на уровне тенденций. Для участников экспериментальной группы после окончания тренинговой работы характерен рост осмысленности жизни (И=281 при р=0,09), осознанности собственных целей и устремленности на их достижение (И=189 при р=0,01), более высокие показатели удовлетворенности жизнью и преобладание позитивных представлений о себе и окружающем мире (И=186 при р=0,01), в отличие от респондентов КГ. Следовательно, можно с уверенностью утверждать,
что тренинговой программе характерна положительная динамика увеличения показателей СКЖ (ценностно-смысловых ориентаций, целей и устремлений личности, удовлетворенности жизнью) и оптимизации профиля СКЖ у участников тренинговой группы в результате коррекционного воздействия.
В целом, сконструированная и апробированная в данном исследовании тренинговая программа «Субъективное качество жизни личности» направлена на оптимизацию личностного роста и благополучие субъектов, развитие у участников программы устремленности на достижение успеха, реализацию собственных целей и задач, что может способствовать становлению их субъектами жизненного пути. Апробация и проверка эффективности, валидности тренинговой программы, реализованные в данном исследовании, достоверно подтвердили актуальность её реализации и значимость сконструированной структуры по блокам СКЖ.
Таким образом, разработанная программа «Субъективное качество жизни личности» в целом является адекватно сконструированной и соответствующей исследуемому признаку, может быть использована в коррекционной работе с целью коррекции и оптимизации СКЖ с учетом рекомендаций по её модернизации. Такая коррекционная работа может быть реализована в психокоррекционной групповой работе с людьми, в тренингах личностного роста и развития, что поспособствует рефлексии собственных ценностей и смыслов, осознанию внутренних целей, устремлений, планов, лежащих в основе образа мира у субъектов, она позволит оптимизировать и гармонизировать развитие и актуализировать самопознание у участников программы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. АргайлМ. Психология счастья - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Богомаз С.А. Целеустремленность и связность целей в структуре индивидуальности // Сибирский психол. журнал. - 2008. - Вып. 30. - С. 56-63.
3. Вачков И.В. Основы группового тренинга. - М.: Ось - 89, 2000.
4. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла).
- М.: Изд-во «Смысл», 2005.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000. - 512 с.
6. Савченко Т.Н. Методология исследования субъективного качества жизни // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 4.
7. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни. Подходы, методы оценки, прикладные исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 170 с.
8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоции и психическое здоровье // Вестник реабилитационной и коррекционной работы. - 1996. - № 1. - 159 с.
9. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. - 344 с.
10. Эммонс Р. Психология высших устремлений. - М.: Смысл, 2003. - 416 с.
11. Ross C.E., Willigen M.V. Education and the Subjective Quality of Life. East Carolina University // Journal of Health and Social Behavior. - 1997. - Vol. 38 (September). - 297 p.
Статью рекомендовала к опубликованию д.псих.н, профессор С.А. Беличева.
Заиченко Александра Анатольевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; магистрант.
Zaichenko Alexandra - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, e-mail: [email protected]; 2, Chehova street, Taganrog, 347922, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.