Научная статья на тему 'Аппроксимация модели стандартной атмосферы'

Аппроксимация модели стандартной атмосферы Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1716
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПЛОТНОСТИ АТМОСФЕРЫ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВХОД КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА В АТМОСФЕРУ ЗЕМЛИ / УПРОЩЕННАЯ ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ярошевский Василий Александрович

Предлагается модель зависимости плотности атмосферы от высоты, удобная для выполнения математического моделирования процесса входа космического аппарата в атмосферу Земли. Обсуждаются вопросы, связанные с возможностью замены этой модели упрощенной экспоненциальной моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аппроксимация модели стандартной атмосферы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

Том XI 20 09 № 3

УДК 551.510

629.78.015.076.8:525.7

АППРОКСИМАЦИЯ МОДЕЛИ СТАНДАРТНОЙ АТМОСФЕРЫ

В. А. ЯРОШЕВСКИЙ

Предлагается модель зависимости плотности атмосферы от высоты, удобная для выполнения математического моделирования процесса входа космического аппарата в атмосферу Земли. Обсуждаются вопросы, связанные с возможностью замены этой модели упрощенной экспоненциальной моделью.

Ключевые слова: модель плотности атмосферы, математическое моделирование, вход космического аппарата в атмосферу земли, упрощенная экспоненциальная модель.

При проведении предварительных параметрических расчетов траекторий входа космического аппарата (КА) в атмосферу Земли (да и других планет) обычно используют так называемую экспоненциальную модель плотности атмосферы

р = р0ехр (-Ш ). (1)

В действительности эта модель является приближенной, главной причиной отличия этой

модели от истинной является неизотермичность земной атмосферы. Рассмотрим уравнение гид-

ростатики

1И(2)

вместе с уравнением газового состояния

Р = РЯ/. (3)

Здесь р — давление, Т — температура, Я. — газовая постоянная.

Тогда нетрудно представить истинную модель плотности атмосферы в виде

Р = Ро ехр

( н \

-| Х(Н )сіН1

(4)

V 0

где местный логарифмический градиент плотности атмосферы по высоте определяется формулой

х = -л.р=_^+_^

дИ Я§Т ёИу ’

Таким образом, этот градиент в основном обратно пропорционален температуре (первое слагаемое в сумме (5)), которая в диапазоне высот от нуля до 100 км варьируется в пределах ±20% от среднего значения. Неудобство представления зависимости А,(И) в виде (5) проявляется

в том, что зависимость Т(Н) для принятых моделей стандартной атмосферы обычно аппроксимируется кусочно-линейной функцией высоты, т. е. имеет изломы, благодаря чему зависимость А,(Н) претерпевает разрывы [1], которые достигают 20 — 25%, что не отражает реальности. Поэтому целесообразно предложить другие формулы для описания этой зависимости.

Возьмем за основу стандартную модель плотности атмосферы 1981 г., вычислим значения ln р в зависимости от высоты H (в километрах) и поместим их во второй столбец табл. 1. Аппроксимируем эту зависимость квадратным трехчленом с добавлением различного количества гармонических слагаемых:

ln р = а0 + a1 (Я/ 50 -1) + а2 (Я/ 50 -1)2 +

+b1 cos[п(Н/50 -1)] + b2 cos [2п(Н/50 -1)] +

+b3 cos [3п (Я/ 50 -1)] + b4 cos [4п (Я/ 50 -1)] +

+b5 cos [5п (Я/ 50 -1)] + c1 sin [п (Н/ 50 -1)] +

+c2 sin [2п (Я/ 50 -1)] + c3 sin [3п(Н/ 50 -1)] +

+c4 sin [ 4п(Н/ 50 -1)] + c5 sin [5п(Я/ 50 -1)]. (6)

Определяя коэффициенты методом наименьших квадратов, получим приближенные формулы для расчета значений ln р в диапазоне от нуля до 100 км с разной степенью точности. Результаты расчетов приведены в табл. 1 для различного количества гармонических слагаемых в сумме (6), (N — номер столбца в табл. 1).

Т аблица 1

Значения 1прЯН) для различных вариантов коэффициентов аппроксимации

Н, км Стандартная атмосфера N и 3 N II 4 N II 5 N II 6 N II 7

0. 0.2029 0.2859 0.2213 0.2047 0.1992 0.2000

5. -0.3060 -0.3115 -0.3135 -0.2961 -0.2923 -0.2957

10. -0.8831 -0.9740 -0.9287 0.9114 -0.9006 -0.8978

15. -1.6358 -1.6881 -1.6250 -1.6265 -1.6266 -1.6253

20. -2.4201 -2.4378 -2.3889 -2.4062 -2.4193 -2.4224

25. -3.2169 -3.2061 -3.1943 -3.2104 -3.2180 -3.2187

30. -3.9949 -3.9765 -4.0078 -4.0083 -3.9988 -3.9955

35. -4.7720 -4.7349 -4.7965 -4.7817 -4.7681 -4.7677

40. -5.5225 -5.4708 -5.5373 -5.5208 -5.5225 -5.5258

45. -6.2318 -6.1783 -6.2223 -6.2184 -6.2336 -6.2337

50. -6.8811 -6.8567 -6.8600 -6.8715 -6.8789 -6.8756

55. -7.4732 -7.5108 -7.4718 -7.4882 -7.4770 -7.4771

60. -8.0799 -8.1500 -8.0845 -8.0915 -8.0772 -8.0805

65. -8.7205 -8.7878 -8.7227 -8.7148 -8.7178 -8.7175

70. -9.3987 -9.4402 -9.4027 -9.3875 -9.4041 -9.4008

75. -10.1286 -10.1242 -10.1302 -10.1216 -10.1281 -10.1288

80. -10.8999 -10.8563 -10.9033 -10.9081 -10.8946 -10.8978

85. -11.7089 -11.6505 -11.7170 -11.7289 -11.7147 -11.7134

90. -12.5865 -12.5175 -12.5694 -12.5753 -12.5825 -12.5797

95. -13.4755 -13.4631 -13.4656 -13.4601 -13.4783 -13.4812

100. -14.4043 -14.4878 -14.4172 -14.4145 -14.4032 -14.4024

В табл. 2 приведены коэффициенты аппроксимации для расчета приближенных значений 1п р по формуле (6).

Значения коэффициентов аппроксимации

N = 3 N и 4 N и 5 N и 6 N и 7

а0 -6.3515 -6.3643 -6.3068 -6.3515 -6.3759

-7.3869 -7.3193 -7.3096 -7.3012 -7.3012

а2 -1.2547 -1.2168 -1.3876 -1.2545 -1.1817

Ь\ -0.5052 -0.4894 -0.5599 -0.5052 -0.4754

Ь2 0 -0.0062 0.0123 -0.0019 -0.0096

Ь3 0 0 -0.0172 -0.0104 -0.0068

Ь4 0 0 0 -0.0098 -0.0120

Ь5 0 0 0 0 0.0042

С1 0.2344 0.1917 0.1856 0.1803 0.1803

с2 0 0.0816 0.0846 0.0872 0.0872

с3 0 0 -0.0136 -0.0153 -0.0153

с4 0 0 0 0.0145 0.0145

с5 0 0 0 0 0

ІЛрІ , % 1 ' Ішах 9 4.5 2.8 1.7 1.5

В последней строке табл. 2 приведена максимальная по модулю относительная погрешность вычисления плотности в диапазоне от нуля до 100 км в процентах. Представляется, что учет шести гармонических слагаемых в сумме (6) (пятый столбец) позволяет получить приемлемую точность. Тогда функцию А,(Я) можно определить, вычисляя производную от функции (6):

ЦИ)« 0.1462 + 0.0555(И/50-1)-0.0117ео8[п(И/50-1)]--0.0106ео8 [ 2я(Я/ 50 -1)] + 0.0026ео8 [3п(И/ 50 -1)] --0.03528ІП [я(Я/ 50 -1)] + 0.00168ІИ [2я(Я/ 50 -1)] -

-0.00328ІИ [3л(Я/ 50 -1)]. (7)

Зависимость А,(Я), определяемая формулой (7), изображена на рис. 1. На рис. 2 иллюстрируется точность аппроксимации стандартной атмосферы (точки) суммой (6) для этого случая.

1пр

2 0

-4

8 10 -12 14 16

-

N

Рис. 1. Зависимость логарифмического градиента плотности от высоты 'к(Я) (формула (5))

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Н, км

Рис. 2. Зависимость логарифма плотности от высоты 1п р (И) (формула (6)): точки — стандартная атмосфера

Обсудим возможности использования простейшей модели плотности, описываемой формулой (1), для исследования траекторий входа в атмосферу. Рассмотрим гипотетический спускаемый КА с массой т = 10 т, характерной площадью £ = 8 м2, аэродинамическим качеством К = 0.7 (в диапазоне гиперзвуковых скоростей), коэффициентом сопротивления сх = 2. Характеристики

этого аппарата близки к рассмотренному в [2]. Чтобы иметь возможность анализировать пространственную структуру траекторий, примем, что КА совершает спуск в атмосферу Земли с углом крена, равным 45°. Начальные условия при входе КА в атмосферу невращающейся Земли зададим в виде:

V0 = 7845 м/с,

H0 = 100 км,

0О = -0.5°

р0 = 0.000000555 кг/м3.

Добавим к уравнениям движения в местной вертикальной плоскости уравнения бокового движения в виде:

V cos 0

dt R + H

Y 2,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d Y 2 dt

V cos 0 R + H

Yr

cyaSpV siny 2mV cos 0

(8)

dy3 cyaSPV sinY

dt 2mV cos 0

Y 2.

Здесь углы У!, у2, У3, связанные соотношением у1 + у2 +Уз = 1, определяют смещение КА относительно исходной плоскости орбиты, фиксируемой при входе в атмосферу. Если считать эту плоскость экваториальной, то значения этих углов определяются формулами:

Y1 = sin ф, y2 = sin у cos ф, y3 = cos у cos ф,

(9)

где ф — широта, у — угол наклона горизонтальной проекции скорости к местной параллели. Тогда начальные условия для этих углов можно записать в виде: yj (0) = уг (0) = 0, у3 (0) = 1.

Проинтегрируем уравнения продольного и бокового движения, задавая модель плотности атмосферы в простейшем виде (1) (А, = 1/7000 м) и в виде (4), где функция ’к(И) определяется формулой (7). Конечные условия определим моментом времени, когда скорость уменьшается до 785 м/c (одна десятая от скорости входа в атмосферу). На рис. 3 сравниваются полученные

численные решения в виде зависимостей продольной перегрузки от скорости пш (V). Как видно,

различие между представленными кривыми небольшое. Причина близости этих кривых объясняется следующими соображениями. Подсчитанные траектории, соответствующие достаточно «большому» эффективному аэродинамическому качеству K cos у, в целом близки к траекториям квази-стационарного планирования, для которых в нулевом приближении выполняется условие

1 - V 2 K cos y

(10)

Рис. 3. Зависимость продольной перегрузки от скорости

Пха (У) :

К = 0.7; 0о = -0.5°;-------экспоненциальная модель плотности

Как видно, значение логарифмического градиента плотности Х(И) в эту формулу не входит и при одинаковых значениях эффективного аэродинамического качества K cos у зависимости оказываются близкими. Рассмотрим траектории КА

n

xa

с меньшими значениями K cos у. Для этого, при прочих равных условиях, уменьшим аэродинамическое качество до значений K = 0.5, 0.35, 0.25 и до 0. Соответствующие кривые изображены на рис. 4 — 7. Различие становится более ощутимым. Действительно, согласно результатам аналитических исследований [3, 1] при K = 0 и малом угле входа в атмосферу перегрузка пропорциональна , поэтому различие между кривыми более заметно.

Рис. 4. То же, что на рис. 3, но K = 0.5

п

4

3.5 3

2.5 2

1.5 I

0.5

сч; г ч\ - х 1

/ к : V :

/ * Г""Ж1 [ дк

/.. I \

1 1 \ : V

: \

т ? ; : \

Рис. 5. То же, что на рис. 3, но K = 0.35

О

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000

V, м/с

Рис. 6. То же, что на рис. 3, но K = 0.25

Рис. 7. То же, что на рис. 3, но K = 0

Обратимся к другим параметрам траекторий и выделим «интегральные» и «локальные» параметры. К первым отнесем, например, боковую геоцентрическую дальность к, накапливаемую к моменту достижения скорости 785 м/с, ко вторым — конечное значение угла наклона траектории 0. Сопоставим результаты расчетов с использованием простейшей модели плотности атмосферы (формула (1)) и реальной (формула (4)). Некоторые результаты расчетов приведены в табл. 3.

Т аблица 3

Сравнение результатов расчетов

K 0.7 0.5 0.35 0.25 0

h°, ф.(1) 5.807 3.216 1.740 1.001

h°, ф.(4) 5.797 3.206 1.733 0.996

0°, ф.(1) -11.97 -13.65 -15.16 -16.38 -20.53

0°, ф.(4) -11.19 -12.78 -14.26 -15.36 -19.56

H f, км 27.6 26.5 25.5 24.7 21.7

Как видно, интегральные параметры вычисляются с использованием простейшей модели очень точно, а локальные параметры вычисляются с заметными погрешностями: они варьируются в зависимости от конечного значения высоты Н ^.

Приведем еще один пример, относящийся к вычислению конечного значения боковой дальности для КА с «большим» аэродинамическим качеством. Примем, что коэффициенты сопротивления и подъемной силы остаются неизменными при скорости, превышающей 3000 м/с, и далее коэффициент сопротивления уменьшается от 2 до 1, а коэффициент подъемной силы увеличивается от 1.4 до 4 при уменьшении скорости до нуля. Используем вначале модель (1) и зададим параболическую зависимость угла крена от скорости, отнесенной к скорости входа в атмосферу, определяемую тремя значениями у(1), у(0.5), у(0). Подберем эту зависимость из условия максимизации конечной боковой дальности. В работе [5] показано, что такой подход позволяет практически точно оценить маневренные возможности КА. Далее повторяем описанную процедуру уже при использовании модели (4). Результаты поместим в табл. 4.

Таблица 4 Вычисление конечного значения боковой дальности

Номер формулы У°(1) У°(0.5) У°(0) к° тах

ф. (1) 66.5 35.5 24.5 8.019

ф. (4) 66 38 19 8.039

Отсюда следует вывод, что применение простейшей модели к решению данной задачи вполне допустимо.

Различие между моделями более очевидно при рассмотрении другого класса траекторий, а именно — для траекторий крутого баллистического спуска. Увеличим (по модулю) угол входа в атмосферу до -5° и рассмотрим три варианта КА с различными значениями характерной площади S, уменьшенными и увеличенными в 10 раз, при К = 0, не придавая значения физической природе этого КА. Результаты расчетов изображены на рис. 8 —10. Как видно, для модели, описываемой формулой (4), максимальная перегрузка варьируется в достаточно больших пределах. В работе [6] показано, что основное слагаемое при вычислении этой перегрузки оказывается обратно пропорциональным температуре атмосферы на высоте, соответствующей достижению максимальной перегрузки. В свою очередь, можно усмотреть из формулы (5), что величина, обратная температуре, почти пропорциональна значению Х( Нп +1/ X), где Нп — высота, на которой достигается максимум перегрузки. Действительно, если считать функцию Т(Н) достаточно гладкой и учесть два первых члена разложения в ряд Тейлора, то формулу (5) можно переписать в виде:

/ > / У ■к

/ / / \ Л

// / / // ч \\

// Л V

\

\

\

0 1000 2000 3000 4000 5000

6000 7000 8000

V, м/с

Рис. 8. Зависимость продольной перегрузки от скорости пха {V) :

К = 0; 00 = -0.5°; 8 = 0.8 м2:

- экспоненциальная

модель плотности

Х = ^— +------------(1п Т )

ЯЯТ дНу ’

Я

1

Я

Я

Т(н-ят/я) )Т( -Vх)'

¿г

// // / / \ N \ \ Ч Л

// \ \ V \ \ V \\

// у \\

// / / // \ л \\

.. /, \і \\

\

\

У / І,''”''1' 1.

/ / "ч" \ \ \

// \ \ \ \

// // / / \ч \\ \л

О 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 о 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000

У, м/с у м/с

Рис. 9. То же, что на рис. 8, но 5 = 8 м2 Рис. 10. То же, что на рис. 8, но 5 = 80 м2

В рассматриваемом случае сумма Нп +1/X составляет 26, 38 и 55 км при 5 = 0.8, 8 и 80 м2 соответственно. Легко убедиться, используя рис. 1, что максимальная перегрузка практически пропорциональна Х(Нп +1/X). В то же время, при наличии разрывов в этой функции подобные

оценки сделать затруднительно.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 06-01-08053 офи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ярошевский В. А. Вход в атмосферу космических летательных аппаратов. — М.:

Наука, 1988.

2. БобылевА. В., Дядькин А. А., КобзевВ. И., Поединок В. М., РешетинА. Г., Супруненко С. Н., ЯрошевскийВ. А. Проблемы управления возвращаемым аппаратом с умеренным аэродинамическим качеством на этапе входа в атмосферу // Космические исследования. 2007. Т. 45, № 5.

3. Копнин Ю. М. Об уравнениях пространственного движения спутника, использующего аэродинамическую подъемную силу // Космические исследования. 1968. Т. 6, № 3.

4. Чепмен Д. Р. Приближенный аналитический метод исследования входа тел в атмосферу планет. — М.: Изд. иностр. лит., 1962.

5. Ярошевский В. А. Приближенное вычисление потребной и располагаемой боковой дальности, реализуемой при спуске космического аппарата в заданную точку на поверхности Земли // Космические исследования. 2005. Т. 43, № 6.

6. БобылевА. В., ЯрошевскийВ. А. Аналитическая оценка максимальной перегрузки, достигаемой при входе в атмосферу космического аппарата // Космические исследования. 1999. Т. 37, № 2.

Рукопись поступила 21/ХІ2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.