О
сч
s s о о о CL
Ч
CÛ
s
s
H
о о
X
о си с о
со ф
VO )S
о *
о ф
т s
о
X
о *
о s
s
ф
Cü <
s
X H
о ф
CÛ
АПК И МЕГАПРОЕКТЫ: РАЗВИТИЕ ВМЕСТЕ
Роднина Н.В.*
In this article are determined questions of food maintenance Republics Saha (Yakutia) are considered in connection with realization of large megaprojects in territory of separate zones — in points of growth of industrial production. Reserves of regional agriculture are opened and ways of its further development.
Перспективы развития агропромышленного комплекса (АПК) республики тесно связаны с расширением индустриальной базы и реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. В этой связи необходимо учитывать особенность текущего периода, то есть переход на новую платформу развития с формированием региональных точек роста.
Основным критерием достижения продовольственной безопасности региона является уровень самообеспеченности продовольствием. На сегодня республика способна обеспечить себя продовольствием в объемах от общей потребности населения в мясо-, молоко- и рыбопродуктах соответственно до 60, 70 и 35 %, картофеле и овощах до 55 и 50 % и яйцепродуктах до 55 %.
Создание новых промышленных комплексов и возрастающие в результате увеличения численности населения потребности в продовольствии должны обеспечиваться за счет внутреннего производства и содействовать реализации государственной аграрной политики, направленной на
улучшение социальных условий жизни и деятельности сельского населения, повышение уровня их занятости и доходов.
В последние годы проявились некоторые положительные тенденции в развитии агропромышленного производства республики: сохранена динамика роста валовой продукции сельского хозяйства, наметился рост некоторых видов сельскохозяйственных животных, более эффективно стали действовать отдельные инструменты государственного регулирования.
Вместе с тем используемых мер для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора и достижения реального экономического роста во всех отраслях сельскохозяйственного производства оказал ось недостаточно. Особенно это характерно для пищевой и перерабатывающей промышленности. Слабая работа по расширению ассортимента, улучшению качества продукции и взаимодействию с другими участниками рынка не обеспечивает в требуемых объемах роста производства и стимулирует завоз продукции из-за пределов республики.
8000 6000 4000 2000 0000 8000 6000 4000 2000 0
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
рдукция сельского хозяйства, млн . руб. —си—ИФО, продукции сельского хозяйства, %
Проблемы
1. Низкий уровень: расширенного воспроизводства;
инновационно-инвестиционных мероприятий;
2. Финансовая неустойчивость и низкий уровень кредитоспособности предприятий АПК;
3. Недостатки экономического механизма регулирования АПК.
Задачи:
1. Повышение эффективности мер государственной поддержки отраслей сельского хозяйства;
2. Совершенствование финансово-кредитной системы;
3. Увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и повышение товарности сельхозпродукции
Рис. 1. Проблемы и задачи, стоящие перед АПК
Начальник Департамента экономики товарных рынков, АПК и госзаказа Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук.
Экономика и безопасность общества и государства
0 2001 2002 2003 2004
Производство мяса (включая субпродукты 1 категории) Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) Кондитерские изделия
2006 2007 2008
Масло животное
Хлеб и хлебобулочные изделия
Макаронные изделия
Рис. 2. Темпы роста объемов продовольствия за 2001-2008 гг.
Концепцию точек роста можно рассматривать как противоречие комплексности регионального развития, отдавая предпочтение развитию территориальным системам с более богатым ресурсным и производственным потенциалом. Вместе с тем, оказывая приоритетность отдельным точкам или полюсам развития, способным на основе новых экономических отношений и инноваций обеспечить более быстрый экономический подъем, можно получить импульсы для развития и смежных с ними территорий.
Поэтому в долгосрочном периоде нельзя не учитывать территориально-производственное размещение отраслей агропромышленного комплекса республики с учетом пространственной (территориальной) структуры хозяйства, а именно — пяти экономических районов: Южного, Западного, Восточного, Центрального и Арктического, на территории которых намечается реализация крупных мегапроектов.
Создание агропромышленных зон в точках роста должно стать на ближайшую перспективу одним из направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства, развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
Так, Южный экономический район (Нерюнгринский, Алданский и Олекмин-ский районы) должен специализироваться на производстве продуктов земледелия и животноводства с особым развитием промышленного птицеводства.
В Западном (Мирнинский, Ленский, Анабарский, Нюрбинский районы), Вос-
точном (Томпонский, Усть-Майский и Оймяконский районы) и Арктическом экономических районах необходимо создать экономические условия для восстановления производственной активности субъектов, занятых традиционными отраслями хозяйствования.
В Центральном экономическом районе — районе с наивысшей плотностью населения и наибольшими объемами потребления продовольствия, параллельно с традиционными отраслями животноводства предстоит усилить специализацию на развитии скороспелых отраслей животноводства, пищевой промышленности с глубокой переработкой сырья и выпуском новых видов продукции с улучшенными вкусовыми качествами.
Реализация мегапроектов должна стать основой для технологического прорыва аграрного сектора республики и в первую очередь способствовать росту поголовья сельскохозяйственных животных как основному стержню агропромышленного производства.
Перспективными, или прорывными, направлениями следует определить перевод животноводства на промышленную основу через техническую и технологическую модернизацию скотоводческих ферм, повышение доли рентабельных культур в структуре посевных площадей, усиление научного обеспечения и внедрения инновационных разработок на предприятиях, расположенных непосредственно в точках роста (Алданский, Олекминский, Ленский, Нюрбинский районы).
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
80
60
40
20
0
Проблемы:
1. Ограниченность сегмента применения
в животноводстве инновационных технологий;
2. Деградация сельскохозяйственных
угодий и ограниченность кормовой базы.
3. Низкая доля продуктивного поголовья
скота
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Задачи:
1. Внедрение:
1.1. интеграционных процессов и кооперации малых форм хозяйствования;
1.2. новых форм лизинга.
2. Сбалансированность мер государственного и муниципального регулирования;
3. Модернизация основных производственных фондов в животноводстве
2007 2008
~ Крупный рогатый скот ~Лошади
"в том числе коровы "Олени
2010 2011 2015 2020 2025 2030 2035
Рис. 3. Поголовье сельскохозяйственных животных за 1998-2008гг. и прогноз на период до 2040г.
Особая политика должна быть избрана и в отношении сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Амгинско-го, Мегино-Кангаласского, Сунтарского и Таттинского улусов. Находясь вблизи про-мышленно-производственных районов, они уже сегодня обеспечивают «перепроизводство» по сравнению с внутрипотребляе-мыми объемами продукции животноводства и земледелия.
Рост потребности в продовольствии должен обеспечить модернизацию АПК, освоение новых технологий, повышение уровня отраслей, особенно связанных с хранением, переработкой и реализацией конечной продукции.
Создание благоприятного инвестиционного климата для специализированных сельскохозяйственных и пищевых предприятий, правильное определение стратегии их развития должны обеспечить формирование конкурентоспособных товаропроизводителей. Созданию условий для высокоэффективного производства будут способствовать уже начатые строительство и обустройство агрогородков.
Следует учитывать значительный нереализованный потенциал АПК. В дальнейшем при создании благоприятных экономических условий для активизации деятельности успешно могут быть использованы резервы рыбопромышленного комплекса и традиционных отраслей хозяйствования.
Особому вниманию подлежат Аллай-ховский и Булунский улусы, на долю которых приходится до 40 % улова рыбы и степень освоения квот у которых не превышает 75—80 %.
Разработка комплексных мер по сокращению непроизводительных потерь и
повышению сохранности требуется в Бу-лунском, Томпонском и Усть-Янском улусах, на долю которых от общего олене-поголовья приходится до 30 %.
Уникальные сырьевые возможности уже в среднесрочном периоде могут дать развитие фармакологии и косметологии на основе применения натурального эн-докринно-ферментного сырья.
Несмотря на суровые природно-климатические условия, республика может стать лидером в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства, следует лишь выстроить четкую систему поддержки их конкурентоспособности и определить субъекты индустриально-инновационного развития.
Необходимо создать привлекательные условия для вхождения в этот сектор новых компаний, а для роста производительности и качества продукции, совершенствования технологий и модернизации оборудования использовать резервы интеграции и развитие кластерных взаимоотношений.
Основные прорывные направления аграрного сектора республики должны обеспечить увеличение масштабов производства, объемов продаж и восстановление позиции республиканских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Важными моментами являются поиск стратегических партнеров и проведение индивидуальной работы с крупными потенциальными инвесторами. В числе форм взаимодействия необходимо использовать программы сотрудничества, картельные соглашения, благотворительность и спонсорство как неотъемлемую часть регламентных соглашений и договоров.