АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ НАЧАЛА XIX ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ЖИВОПИСНЫХ ПОРТРЕТОВ ВОЕННОЙ ГАЛЕРЕИ ЗИМНЕГО ДВОРЦА
К.Э. Локк, И.В. Перевозчиков, А.В. Сухова, М.Н. Тихомиров НИИ и Музей антропологии МГУ, Москва
В связи с 200-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года было решено сделать более подробное антропологическое описание галереи портретов участников этой войны, созданных Дж. Доу и его помощниками - А.В. Поляковым и В.А. Голике в период с 1819 по 1828 год. Всего в нашем распоряжении оказалось около 330 портретов. Из них примерно одна треть изображенных на портретах участников была по происхождению иностранцами (в большинстве прибалтийскими немцами). Выборка была проанализирована как по описательным признакам, так и с помощью анализа обобщенных изображений. Авторы приходят к выводу, что Военная портретная галерея Зимнего дворца может служить важным источником об антропологическом составе отечественного дворянства.
По всем важнейшим для европеоидов классификационным признакам изученная выборка может быть принята за эталон среднеевропейского варианта. Основные различия между русской и немецкой составляющими выборки заключены в признаках пигментации. Немецкая часть нашей выборки заметно более светло-пигментирована. В свою очередь русские офицеры 1812 года оказались более светло-пигментированными, чем русская выборка из дворянского сословия рубежа XVIII-XIX вв.
Ключевые слова: антропология, Отечественная война 1812 года, офицеры, дворяне, обобщенный портрет, Военная галерея Зимнего дворца
Введение
В ходе выполнения плановой темы «Живописный портрет как источник антропологической информации» нами был создан обобщенный живописный портрет отечественных офицеров начала XIX века [Локк, 2011]. Портрет был создан как часть программы по изучению антропологии дореволюционного населения России. В связи с 200-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года было решено сделать более подробное антропологическое описание портретов участников этой войны, созданных Дж. Доу и его помощниками - А.В. Поляковым и В.А. Голике в период с 1819 по 1828 год. Эта серия портретов весьма
подходит для подобной работы, так как она создана одним художником и его учениками, что исключает стилистическую неоднородность, а сам Дж. Доу был широко известен своим мастерством в достижении сходства с оригиналом. Стиль Дж. Доу можно охарактеризовать как романтический реализм.
К настоящему времени нами накоплен значительный опыт работы по антропологическому описанию живописных портретов и созданию обобщенных портретов с помощью оригинальной компьютерной программы [ Перевозчиков, Локк, Сухова, Тихомиров, 2011; Перевозчиков, Локк, 2011; Локк, 2011].
Материалы и методы
Все изученные портреты получены нами из различных Интернет-ресурсов, а биографические сведения из Википедии [иРЬ: http://ru.wikipedia.org/ Всего в нашем распоряжении оказалось около 330 портретов. Из этого множества нами было сделано несколько выборок. Выборки формировались в связи с теми или иными методическими особенностями при работе с портретами и с задачами, стоявшими перед нами.
Как и в наших предыдущих работах, информация об антропологических особенностях получена двумя способами. Первый - это подсчет обычных статистических параметров по описательным признакам. Второй - создание обобщенного изображения живописных портретов. По понятным причинам далеко не все признаки традиционной антропологической программы могут быть определены на живописном портрете с одинаковой степенью достоверности. Наши предыдущие опыты показали, что оба способа дают очень сходные результаты с точки зрения типологического описания выборки.
Положение головы на портретах очень разнообразно. Ввиду этого только часть портретов (примерно треть) была пригодна для создания обобщенного изображения, так как положение головы на портрете для обобщения должно быть в достаточной мере сходным. Для этого мы выбрали портреты, выполненные с небольшими поворотами вправо или влево, так как их было большинство. Для увеличения численности при суммировании мы с помощью зеркального поворота отображали их в одну сторону.
С другой стороны, при определении некоторых признаков, профильные и «фас» портреты больше соответствуют стандартным методам. Ввиду этого выборки, на которых основаны описательные определения и по которым составлены обобщенные изображения могут частично не совпадать по численности. Ранее нами было показано, что если выборки сделаны из одной и той же популяции и численность их превышает 30-40 индивидуумов, то на получаемую типологическую характеристику это обстоятельство не влияет.
Поэтому встает вопрос о структуре популяции, из которой взяты наши выборки. Структура изучаемой нами выборок имеет своеобразие, связанное с сословным делением населения России и с этническим составом офицерского корпуса постпетровского периода. Так как портреты написаны с офицерского состава армии, то они в подавляющем большинстве отображают дворянское сословие. Дворяне в России представляли собой
достаточно замкнутую группу. Мы сравнили фамилии офицеров нашей выборки с фамилиями рядового и унтер-офицерского состава участников Бородинского сражения [Целорунго // URL: http:// borodino-museum.ru/index.php?page=members &DocID=94]. По данным E.B. и О.П. Балановских [Балановская, Балановский, 2007] в десятку наиболее распространенных русских фамилий входят: Смирновы, Ивановы, Кузнецовы, Соколовы, Поповы, Лебедевы, Козловы, Новиковы, Морозовы и Соловьевы. Эти фамилии составляют около 45% от общего современного фамильного фонда России. Все эти фамилии со значительной частотой встречаются у рядовых на Бородинском поле, но их нет среди наших выборок из портретов Военной галереи. Безусловно, это косвенное свидетельство, но оно не противоречит предположению о своеобразие генофонда дворянского сословия. В какой-то мере мы уже получили некоторые отличия в антропологическом типе дворян и купечества (выходцев из крестьян) в предыдущей работе [Перевозчиков, Локк, Сухова, Тихомиров, 2011].
Второй особенностью нашей общей выборки является присутствие в ней заметного числа лиц иностранного происхождения. Это опять во многом наследие политики Петра I. В первую очередь, это немцы из прибалтийских стран. В нашей выборке они составляют 25-30% . Есть и другие иностранцы (около 20 национальностей), бывшие на службе в российских войсках, но их меньше - примерно 15%.
Иными словами, если рассматривать выборку в целом, то наши данные по описательным признакам и обобщенные портреты характеризуют определенный пласт российского общества - людей, посвятивших себя военной карьере и достигших в ней определенных высот.
В заключение надо сказать, что разнообразие лиц очень большое и нам не приходилось еще иметь дело со столь физиономически разнообразной выборкой.
Результаты
Результаты по наиболее надежно определяемым на портретах в норме 3/4 признакам приведены в таблицах 1 и 2. Для сравнения мы приводим результаты отдельно по русским и немцам и по ранее изученным дворянам [Перевозчиков, Локк, Сухова, Тихомиров, 2011]. Обобщенные портреты приведены на рис. 1-3: это портрет русской части выборки (рис. 1), портрет немецкой части выборки (рис. 2) и портрет отечественного
6
Локк КЭ, Перевозчиков И.В., Сухова АВ, Тихомиров МН.
Таблица 1. Сравнение средних величин по баллам по мужским дворянским портретам ХУМ!-Х!Х века и
по портретам из Военной галереи Зимнего дворца
Признак Дворяне русские Офицеры 1812 г., русские Ос >ицеры 1812 г., немцы
N Средний балл N Средний балл N Средний балл
Рост бороды (по бакенбардам) 31 3.45 (средне-сильный) 40 3.11 (N=40) (средний) 14 3.00 (N=14) (средний)
Цвет бородь; 15 4.10 (темно-русый) 35 4.19 (N=35) (темно-русый) 9 3,33 (N=9) (средне-русый)
Цвет волос 80 4.19 (темно-русый с тенденцией к темному) 92 4.53 (N=92) (от темного до темно-русого) 28 3.86 (N=28) (темно-русый с тенденцией к средне-русому)
Брови рост 199 1.76 (средний с тенденцией к слабому) 103 1.65 (средне-слабый) 33 1.41 (средне-слабый)
Цвет глаз 199 2.18 (чаще темный или смешанный) 103 1.84 (чаще светлый или смешанный) 33 1.42 (чаще светлый или смешанный)
Ширина глазной щели 199 1.97 (средняя) 103 1.94 (средняя) 33 1.92 (средняя)
Наклон глазной щели 37 2.01 (горизоитал ьн ы й) 100 1.95 (горизонтальный) 30 1.97 (горизонтальный)
Складка верхнего века проксимальная 199 1.20 (слабая) 103 1.46 (средне-слабая) 33 1.41 (средне-слабая)
Складка верхнего века медиальная 199 1.23 (слабая) 103 1.55 (средне-слабая) 33 1.58 (средне-слабая)
Складка верхнего векадистальная 199 1.44 (средне-слабая) 103 1.70 (средняя с тенденцией к слабой) 33 1.67 (средняя с тенденцией к слабой)
Горизонтальный профиль лица 199 2.10 (средний) 103 2.00 (средний) 33 2.03 (средний)
Выступание скул 199 1.14 (слабое) 103 1.10 (слабое) 33 1.12 (слабое)
Высота переносья 199 2.24 (средняя) 103 2.25 (средняя) 33 2.30 (средняя)
Поперечный профиль спинки носа 199 2.36 (средний) 103 2.68 (средний с тенденцией к острому) 33 2.89 (острый)
Общий профиль носа 199 2.36 (прямой с тенденцией к выпуклому) 103 2.20 (прямой с тенденцией к выпуклому) 33 2.24 (прямой с тенденцией к выпуклому)
Положение кончика носа 199 2,03 (горизонтальный) 103 2.08 (горизонтальный) 33 2.15 (горизонтальный)
Высота крыла носа 199 2.11 (средняя) 103 1.84 (средняя) 33 2.06 (средняя)
Выступание крыльев носа 199 1.53 (средне-слабое) 103 1.64 (средне-слабое) 33 1.69 (средне-слабое)
Высота верхней губы 199 1,92 (средняя) 103 1.95 (средняя) 33 2.03 (средняя)
Толщина верхней губы 199 1.26 (топкая) 103 1.12 (тонкая) 33 1.08 (тонкая)
Толщина нижней губы 199 1,87 (средняя) 103 1.51 (средне-топкая) 33 1.44 (средне-тонкая)
Таблица 2. Распределение признаков пигментации в процентах по дворянским портретам ХУ!!!-Х!Х века и по портретам из Военной галереи Зимнего дворца
Дворяне русские Офицеры 1Й12 г.
Признак Градации Масляные Акварельные Русские Немцы
портреты портреты
Светлые - балл 1 25.5 33.2 47.0 71.0
Цвет глаз Смешанные - балл 2 29.5 26.3 22.0 16.0
Темные - балл 3 45.0 40.5 31.0 13.0
Численность 298 274 10« 31
Белокурые - балл ! 0.7 0 0 1.8
Светло-русые - балл 2 3.3 5.3 1.1 5.4
Цвет волос Средне-русые - балл 3 20.0 14.7 7.6 17.9
Темно-русые - балл 4 35.9 18.8 28.3 55.4
Темные - балл 5 41.1 61.2 63.0 19.5
Численность 153 224 92 28
дворянства конца XVIII - начала XIX века (рис. 3). Надо отметить, что несмотря на указанное выше физиономическое разнообразие, обобщенные портреты ясно читаются, не разбились на варианты и не размылись больше, чем обычно.
Общее сходство всех трех выборок по описательным признакам и обобщенным портретам не вызывает сомнений. Типологически - это среднеевропейский вариант (учитывая этнический состав выборки, такая классификация выглядит своеобразной тавтологией). Это типологическое сходство подтверждает мнение С.Г. Ефимовой о значительном краниологическом сходстве средневековых славянских и германских племен [Ефимова, 1999].
В целом, антропологический тип офицеров, участников войны 1812 года может быть описан следующим образом. Преобладающий цвет волос темно-русый, а цвет глаз - смешанный и светлый, но при этом значителен процент темных окрасок радужины. Разрез глаз горизонтальный, расстояние между краями век среднее. Лицо средневы-сокое, среднеширокое, умеренно уплощенное, но со слабо выступающими скулами. Этажи лица достаточно соразмерны с довольно значительным расстоянием от подносовой точки до подбородочной. Верхняя губа средней высоты, а сами губы достаточно тонкие. Складка верхнего века развита средне-слабо. Набольшее ее развитие наблюдается в дистальной части. Эпикантус не встретился. Переносье средневысокое с острым углом поперечного профиля. Высота крыла средняя, а его выступание над стенкой носа умеренное.
Если сравнивать нашу выборку с выборкой дворян рубежа XVI11—XIX вв. по описательным признакам и портретам, то при малости различий, можно отметить большую светлоглазость воен-
ных, меньшую массивность лица и некую «женственность» столичных дворян, в том числе и большую грацильность нижней челюсти (какая-то «холеность»). Немецкая часть нашей выборки еще более светлоглаза, а также она имеет несколько иное строение глазной области. У них немного меньше расстояние между углами глаз, а очертания глазницы несколько более округлы. Об этой же особенности строения глазной области, но отмеченной на краниологическом материале, писала и упомянутая выше С.Г. Ефимова [Ефимова, 1999].
Как показывает данная работа, соединение в антропологическом анализе описательных признаков и обобщенного портрета оказывается весьма продуктивным, так как оба метода не только дополняют друг друга, но контролируют достоверность результатов.
Выводы
1. Военная портретная галерея Зимнего дворца может служить важным источником об антропологическом составе отечественного дворянства.
2. По всем важнейшим для европеоидов классификационным признакам изученная мужская выборка может быть принята за эталон среднеевропейского варианта.
3. Основные различия между русской и немецкой составляющими выборки заключены в признаках пигментации. Немецкая часть нашей выборки заметно более светло-пигментирована.
Рис. 1. Обобщенный портрет русских по происхождению офицеров войны 1812 года российской армии
(N=140)
Рис. 2. Обобщенный портрет немецких по происхождению офицеров войны 1812 года российской армии
(N=72)
Рис. 3. Обобщенный портрет русских дворян
рубежа XVIII-XIX века (N=113)
4. В свою очередь русские офицеры 1812 года оказались более светло-пигментированными, чем выборка из дворянского сословия рубежа ХУ!!!-Х!Х вв.
Библиография
Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. М.: ООО «Луч», 2007. 416 с. Ефимова С.Г. Население Восточной Европы в эпоху железа и позднеримское время // Восточные славяне. Антропология и этническая история. М.: Научный мир, 1999. С. 279-306.
Локк К.Э. Антропологические типы населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII - начала XIX века // Вестник Московского университета. Серия XVI. 2011. № 2. С. 22-25. Локк К.Э. Компьютерные методы суммирования изображений. Обобщенный и усредненный портреты // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2011. № 1. С. 37-44.
Локк К.Э. Методы визуальной оценки суммарной характеристики выборки. Обобщенные портреты // V Московский международный фестиваль и конференция по визуальной антропологии «Камера - посредник»: сб. статей. М., 2010. С. 250-258.
Перевозчиков И.В., Давыдова Д.С. Опыт антропологического описания населения Европы XVI-XIX вв. по произведениям портретной живописи // Некоторые актуальные проблемы современной антропологии. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера). СПб., 2006. С. 101-102. Перевозчиков И.В., Локк К.Э., Сухова A.B., Тихомиров М.Н. Результаты антропологического изучения портретной живописи России XVIII-XIX веков // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2011. № 1. С. 25-36.
Перевозчиков И.В., Локк К.Э., Сухова A.B., Маурер A.M. Опыт антропологического описания населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII - начала XIX вв. // Актуальные вопросы антропологии. Минск: Право и экономика, 2008. Вып. 3. С. 141-148. Перевозчиков И.В., Локк К.Э. Живопись как источник антропологической информации // Природа, 2011. № 1. С. 48-55.
Целорунго Д.Г. // URL: http://borodino-museum.ru/ index.php?page=members&DocID=94 (дата обращения 20.07.2011).
Википедия - свободная энциклопедия // URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 21.06.2011).
Контактная информация:
Перевозчиков Илья Васильевич. E-mail perevozchikovev@mail.ru; Локк Кристина Эдвиновна. E-mail: lokkkris@rambler.ru; Сухова Алла Владимировна. E-mail alla-sukhova@bk.ru; Тихомиров Михаил Николаевич. E-mail: orienter@list.ru.
ANTHROPOLOGICAL DESCRIPTION OF RUSSIAN OFFICERS EARLY 19TH-CENTURY BASED ON PORTRAIT PAINTINGS OF THE WINTER PALACE WAR GALLERY
K.E. Lock, I.V. Perevozchikov, A.V. Sukhova, M.N. Tikhomirov Institute and Museum of Anthropology, MSU, Moscow
In connection with the 200 anniversary of the Patriotic War of 1812, it was decided to make a more detailed anthropological description of the portrait gallery of participants in the war, created by G. Dawe and his assistants A. V. Polyakov and V.A. Golike in the period from 1819 to 1828. We had in our disposal about 330 portraits. Of these, approximately one third were in origin foreigners (mostly Baltic Germans). The sample was analyzed by descriptive characteristics and analysis of composite images. The authors conclude that Military Portrait Gallery of the Winter Palace can serve as an important source of anthropological composition of Russian nobility. All major classification characteristics which were studied can be taken for the standard of the mid European anthropological variant. The main differences between the Russian and German parts of our sample lie in pigmentation. The German part of our sample has noticeably more lighter pigmented eyes and hair. In turn, Russian officers of the 1812 war, are lighter pigmented than the Russian nobility of the 18th and 19th centuries.
Keywords: anthropology, the Patriotic War of 1812, officers, nobles, composite portrait, the war Gallery of the Winter Palace