УДК 340 ББК 67.4
Я.А. Акулова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. C позиций генетического подхода в статье решается задача выявления истоков антропологии образования в контексте правового поля. Обращение к концепту «антропология» вызвано необходимостью изучения человека в широком спектре его проявлений: истоками формирования правовой культуры и правосознания педагога, особенностью реализации принципов и функций права в современном российском образовании, внедрением результатов антропологических исследований в образовательную практику.
Ключевые слова: парадигма, педагогическая антропология, модель, рефлективность.
J.A. Akulova
ANTHROPOLOGICAL ORIGINS OF MODERN EDUCATION
Abstract. From the standpoint of the genetic approach in the article is the problem of the context of the legal field discussed. Appel to the concept of anthropology is dui to the need of studying the person in a wide range of its manifestations in the origins of formation of legal culture and legal consciousness of the teacher, the peculiarity of the implementation of the principles and functions of law in modern Russian education, the implementation of the results of anthropological studies in educational practice.
Keywords: paradigm, pedagogical anthropology, model, reflectivity.
Антропология - это совокупность научных дисциплин, занимающихся происхождением, развитием, существованием человека в природной и культурной среде [8, 28]. Принято различать философскую, политическую, социальную и др. антропологии. Философская антропология - это учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия, определяет место и отношение человека к окружающему миру; политическая антропология - исследует проблему завоевания, удержания, использования государственной власти; социальная антропология - это сравнительный анализ человеческих обществ [1, 24].
Социальная антропология - это современная философская дисциплина, играющая активную роль в социальной практике. Данное малоизвестное в Росси научное направление, изучающее человека во всем многообразии его личных и социально-природных проявлений, стало определяться в отечественной обществоведческой литературе как культурантропологическое, рассматривающее человека как
- сложное духовное образование;
- совокупность всех общественных отношений;
- субъект общественно-исторической деятельности и культуры;
- результат природных воздействий, формирующих многообразие мировых культур [1, 25].
Для нашей статьи представляет интерес концепт «педагогическая антропология», являющий собой целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, т.е. как субъекте и объекте образования. Педагогическая антропология, возникнув в Западной Европе после второй мировой войны как направление в теоретической педагогике и человекознании, наибольшее развитие получила в Германии. Поверженная страна искала выход из кризиса системы социальных и воспитательных ценностей. Существенную роль в становлении педагогической антропологии сыграли О. Ф. Больнов, Ф. Кюммель, К. Гиль, рассматривавшие такие нравственные ценности, как добропорядочность, честность, ответственность.
Задачей педагогической антропологии, по мнению австрийского ученого К. Динельта, является обоснование педагогического плана и действия на основе обзора эмпирического материала, который характеризует отдельно взятого индивида в определенном возрасте.
Категориальная система педагогической антропологии строится на таких базовых понятиях, как «рефлективность» (способность, которой обладает объяснение), «самоопределение» (механизм становления личностной зрелости, осознание человеком своего места в социуме), «самообразование» (познавательная, управляемая личностью деятельность, направленная на приобретение систематических знаний в области науки, техники, культуры).
По мнению Б.М. Бим-Бад, проблематикой педагогической антропологии являются способы познания человека, воспитание человека обществом, воспитание человека человеком [1, 190]. Мы считаем важным добавить в этот перечень проблему мотива и права. Так, данные педагогической антропологии используются в исследовании проблем правовой защищенности детей и подростков,
в определении градуса агрессивности и жестокости современных детей, изучении влияния опасных увлечений, компьютерных игр и фильмов ужасов на психосферу детей и подростков.
В получении знаний о человеке аудиовизуальные средства не имеют конкурентов. В этой связи можно говорить о визуальной антропологии - комплексной научной, творческой, организационной и информационно-технологической деятельности, направленной на получение и внедрение в социальную практику аудиовизуальной информации [3, 55]. Вслед за Л.В. Быкасовой рассмотрим указанные сферы деятельности более детально.
1. Под научной деятельностью мы подразумеваем весь спектр теоретических/экспериментальных исследований, проводимых в рамках визуальной антропологии, а также в сопредельных науках: образовании, семиотике, психологии, социологии и др.
2. Исходя из аксиомы о том, что творческий аспект присущ любому виду человеческой деятельности (создание экранных сообщений, внедрение результатов визуально-антропологических исследований и информации в образовательную, социальную, культурную практики и т.д.), своеобразие творчества в визуальной антропологии заключается в новизне задач, связанных с отображением мало изученных сторон жизни субъекта.
3. Организационная деятельность в визуальной антропологии важна на начальном этапе, при одновременном решении методических и пропагандистских вопросов, относящихся к различным сферам деятельности.
4. Информационно-технологическая деятельность визуальной антропологии характеризуется двойственностью:
а) способствует решению проблем визуальной антропологии;
б) порождает проблемы этического и эстетического характера, требующие оперативного рассмотрения.
Особенностью четырех сфер деятельности в визуальной антропологии являются: независимость компонентов; включение в систему, взаимодействие, формирование собственного предмета визуальной антропологии как самостоятельной научной дисциплины; обогащение новыми результатами, возможными только в таком взаимодействии [3, 56].
Разнообразие видов деятельности, относящихся к визуальной антропологии, делает проблематичным разделение на фундаментальные и прикладные проблемы. Например, в настоящее время актуальна задача формирования обучающих курсов по визуальной антропологии. В современной России оригинальные учебные пособия пока отсутствуют. Разрабатываемые учеными культурологические курсы с использованием визуально-антропологических материалов имеют поисковый характер. Появление полноценных методик, обеспечивающих их педагогическую эффективность, имело бы серьезное научное значение. Прагматичные занятия (пропаганда визуальной антропологии, публикация и продвижение ее материалов в сферу образования, средства массовой информации и Интернет) предполагают полноценное научное обоснование, порождаемое проблемами сохранения культурного наследия, ответственности визуальных антропологов перед людьми и той культурой, которую они представляют.
Одна из острейших проблем, связанных с трудностями поиска адекватного эквивалента аудиовизуальной информации в естественном языке, состоит в разработке ее полноценного описания. Пока явно недостаточно внимания уделяется составлению баз данных; делаются первые шаги по созданию методик архивирования с помощью современных информационных технологий. Так, вывод информации в Интернет является в визуальной антропологии предметом исследования, так как от этого зависит эффективность экранной коммуникации между представителями разных культур.
Развитие визуальной антропологии в России имеет определенные особенности в связи с активным включением страны в процесс формирования глобальной коммуникационной сети Интернет. Главным в Интернет является человек, формирующий специфическую культуру Сети, положительными сторонами в развитии которой являются:
- число разнообразных ресурсов, представляющих различные сферы культуры;
- опыт, используемый при разработке новых порталов;
- возможность взаимовыгодного сотрудничества с крупнейшими и наиболее качественными ресурсами [7, 36].
Наряду с положительной динамикой существуют определенные н е д о с т а т к и:
- стадия становления большинства существующих Интернет-ресурсов;
- отсутствие упорядоченности, сложность поиска информации;
- неравноценность и неравномерность качества ресурсов культурного содержания;
- отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса.
Интернет имеет стойкий восходящий тренд развития, что свидетельствует о внимании государства, общественности, неправительственных организаций к проблемам формирования информационного поля, расширения круга пользователей, развития аудитории.
Особенностями российской Интернет-аудитории являются относительно молодая аудитория (средний показатель 25 лет); сравнительно высокий уровень образованности: образование, культура и наука входят в сферу интересов всех репрезентативных групп.
Расширение российской Интернет-аудитории характеризуется следующими т е н д е н -циями:
1. Приобщение к Сети представителей следующих возрастных групп:
а) дети и молодежь (наиболее динамично растущая группа, легко осваивающая Интернет, чьи интересы ограничены, в большей мере, массовой / рок-поп-культурой. Дети и молодежь способны к активному восприятию информации, что таит опасность возникновения влияния пропаганды в силу определенной податливости данной категории на рекламные приемы и трюки);
б) представители старшего поколения (обладают разнообразными, часто взыскательными вкусами, сравнительно плохо разбираются в механизмах Сети).
2. Расширение круга интересов пользователей:
а) новые посетители, постоянно пополняющие круг пользователей Сети, привносят в Интернет свои интересы и предпочтения;
б) интересы опытных пользователей Сети расширяются за счет появления новых ресурсов, рекламы.
3. Возможность получения дистанционного образования для всех категорий граждан [4, 16].
Дистанционное образование развивается по определенному алгоритму, включающему фазы: выработка стратегии образования - реализация стратегии образования во внешней среде - создание продукта. В связи с вышесказанным, модель дистанционного образования имеет три основных блока: 1) образовательный менеджмент (формулирующий цели и задачи образования); 2) человеческие ресурсы (преподаватели, студенты); 3) образовательный потенциал (средства, ресурсы, резервы).
Модель не является статичной, но представляет собой живой организм, подверженный влиянию многочисленных факторов:
- исторические и экономические условия развития страны (учет особенностей постиндустриального общества; разработка маркетинговых стратегий; развитие корпоративной культуры; отработка брендовых атак и т.д.);
- формирование социокультурного фона (корректировка периферийного положения науки и культуры); варьирование спроса на образовательные услуги (этика ответственности общества за подрастающее поколение);
- динамика субъекта (отношение интерпретатора к знаниям; принцип максимизации полезности получаемого в дистанционном формате знания; формирование ментальности человека; проективное содержание поступков людей);
- разномасштабность знания и его роста (раздвижение концептуальных границ познавательного вектора; интерпретируемость теорий; симметричность отношения интериоризации и рефлексии знания, получаемого дистанционно) [7, 37].
Основным требованием к моделированию является учет временного фактора и релятивизм явлений и объектов. Так как модель - это отображение объективной реальности, то целесообразно указать дополнительные понятия степени:
1) по степени приближенности модели к реальному объекту (принцип асимптотизма): вербальная модель, набросок; математическая модель; точный чертеж, макет; информационная модель; натурное моделирование;
2) по степени замещения реальных действий над реальным объектом и внутри него (принцип синонимизма): полная замена действий на аналогичные; частичная замена действий на аналогичные; модель выполнена при помощи действий, которыми создан оригинал [6, 265].
Исходя из сказанного, можно предложить следующую модель дистанционного образования (базирующуюся на принципах прагматизма; конвариантной редупликации; единстве дифференциации и интеграции научного знания; дополнительности), имеющую широкие перспективы внедрения в образовательный процесс российских вузов.
Идеальная модель дистанционного образования с позиций акмеологического подхода выглядит как связь двух основных блоков: гуманитарный и технический. Модель дистанционного образования включает: структуру; содержание курса обучения; организацию курса обучения; форму организации учащихся; управление учащимися; тесты и проверки; оценку процесса обучения. Кроме этого, идеальная модель предполагает наличие основных позиций, идентифицирующих гуманитарный и технический блоки: наличие готового продукта; возможность обновления учебно-методического сопровождения; концепт, типология знания. Построение модели необходимо для того, чтобы анализировать статическую и динамическую реальность, ее особенности; понять структуру объекта; осуществлять диагностику и прогностику, а также регулирование объектом дистанционного образования.
Механизмом регулирования дистанционного образования выступает российское законодательство, которое разрабатывает федеральные документы нормативно-правового и рекомендательного характера. В связи с тем, что дистанционное образование в России регламентируется преимущественно ведомственными нормативными актами (актами министерств и ведомств), указанные документы не противоречат федеральному законодательству РФ об образовании; подлежат обязательной государственной аккредитации в Министерстве юстиции РФ; принимаются по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования Российской Федерации).
Правовое регулирование дистанционного образования осуществляется приказом Минобразования РФ от 2002 г. «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации.
В настоящее время дистанционное образование в Российской Федерации разрешено законодательными документами: «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (2003 г.). Наряду с указанными документами существуют приказы Минобразования РФ от 2004 г. «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения» и «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования». Последним действующим документом, определяющим порядок использования дистанционных образовательных технологий, является приказ Минобразования РФ № 137 от 06.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Федеральное законодательство РФ разрабатывает общие документы (Закон об образовании; положение об итоговой государственной аттестации; приказ об использовании дистанционных образовательных технологий; федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и др.), регламенты по специальностям (примерный учебный план; примерные формы текущей и итоговой аттестации; примерное распределение дисциплин по годам обучения). В документах правительства РФ, регулирующих формат дистанционного образования, указывается важность развития и интеграции механизмов стратегического, тактического и оперативного управления процессом дистанционного образования.
Современное дистанционное образование решает ряд важных проблем:
1. Неспособность компьютера в процессе образования развивать умение субъекта видеть новое, нестандартное, креативное. По мнению социологов, существует опасность того, что поставщики схем в сеть формируют, стандартизируют, формализуют наше мышление;
2. Деперсонализация обучения. При изучении компьютерного курса речь идет о принятии обучаемым к сведению «готового продукта» коллективных усилий профессоров.
3. Визуализация культуры. Существуют различия между книгой и Интернет-страницей, лекцией и компьтерной обучающей программой, личным контактом с педагогом и on-line общением.
4. Квазиреальность. Оперативность и скорость коммуникации не дают возможности осмыслить сообщения, рефлектировать их, выстроить собственное суждение. Источники информации множатся с невероятной скоростью, поэтому уже нет времени и необходимости согласовывать сообщения между собой в рамках цельного взгляда на мир. Культуре XXI века подходит модель ризомы: все потенциально связано со всем остальным, но нет единого стержня организации культуры. Это означает тенденции полифоничности восприятия; утраты коллективного субъекта (нация, молодежь); кризиса идентификации; одномерности мышления / поведения [4, 57].
Мощным информационным потенциалом современного субъекта является сеть Интернет, ориентирующаяся на получение субъектом богатства знаний из многочисленных информационных ресурсов в целях максимального использования новейших технологий для удовлетворения запросов пользователей [5, 28]. Информационализм образования направлен на накопление субъектом знаний, на выход к более высоким уровням сложности обработки информации.
Сфера культуры современного субъекта складывается из коммуникации между людьми; отношений между людьми и природой; производства/ производственных отношений; жизненного опыта; коммуникационной системы; патронирующей позиции государства; конструктивной роли рынка (как стимулятора технологических новаций). Благодаря поддержке государством взаимодействия между исследовательскими программами и существующими рынками, информационная техника формирует новую социотехнологическую парадигму, характеризующуюся сетевой логикой; перманентной модернизацией; конвергенцией технологий; мультимедийными репродуци-
рующими функциями. Круг указанных связей расширяется по мере развития общества, науки, экономики, объединяющихся посредством общего «цифрового языка».
Цифровой язык обладает способностью к динамичной модернизации в силу своей способности создавать, производить селекцию, собирать, отыскивать, ранжировать, передавать информацию и т.д., поэтому информационные технологии являются не просто инструментом для применения, а процессом, который необходимо развивать для выхода на транснациональный уровень образования.
Транснациональный уровень образования мы определяем как интеграционный потенциал субъекта, предполагающий фундаментальное образование: овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующими международным образовательным стандартам; разномасштаб-ность знания и его рост; проективное содержание поступков; мобильность, позволяющие специалисту претендовать на занятость в различных сферах деятельности [5, 29].
Улучшить ситуацию информационного общества призвана новая виртуальная культура киберпространства, преобразующая реальность. Эта культура воздействует на важные решения сети. Виртуальная культура провоцирует создание новых моделей работы и учебы: фрилансер -«свободный художник» (freelancer), или свободный режим рабочего дня (flextime); дистанционное образование и т.д., - не предусматривающих привычных императивов. Возрастание информационности общества активизирует явления дифференциации (децентрализация, подвижность, индивидуализация, фрагментация общества) и интеграции (объединение, консолидация, координация). Новые электронные медиа в технологическом и культурном отношениях обладают свойствами интерактивности и индивидуализации.
Динамика социальных отношений в информационном обществе образует потоки образов, звуков и символов, доминирующих во всех сферах жизни, в связи с чем социальная практика приобретает фрагментарный характер, а взгляды на нее - релятивизм: пространство начинает казаться лишенным локальности, а время - безвременным континуумом.
Вследствие «коллажного» объединения в гипертекстовых потоках, в мультимедийной культуре выделяются две формы трансформации представлений о времени, что придает образам этой информационной культуры беспрерывный и эфемерный характер. Культура современного субъекта создается из коммуникационных процессов, а все формы коммуникаций базируются на семиотике, теории производства и потребления знаков.
Спецификой современной электронно-коммуникационной системы знаковости является ее способность конструировать реальную виртуальность. В экстраполяции к дистанционному образованию это означает:
- масштаб распространения;
- воздействие на все сферы и устои общественной жизни;
- расширение «временных рамок»;
- имитацию действительности на экране видеотехники;
- создание «истинного» электронного имиджа.
Субъект дистанционного образования имеет возможность программировать во взаимодействии прошлое, настоящее и будущее, при этом пространство и время становятся материальными основами новой культуры, выходящей за границы определенного опыта и включающей в себя разнообразие систем репрезентации, в которой границы между действительным и воображаемым подвижны.
Резюмируя сказанное, отметим, что современная антропология - это комплексная деятельность, направленная на обеспечение индивиду возможности бесконфликтного вхождения в социум. Антропология изучает человека и внедряет результаты визуально-антропологических исследований в образовательную, правовую, социокультурную практики посредством сети.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С 189-190.
2. Быкасова, Л.В. Акмеологическая парадигма дистанционного образования в деятельности субъектов государственно-общественного управления / Л.В. Быкасова // Модернизация современного профессионального образования в условиях бакалавриата и магистратуры. Материалы Международной научно-практической конференции. - Рязань: Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина, 2014. - С. 24-29.
3. Быкасова, Л.В. Акмеологический подход в моделировании дистанционного образования / Л.В. Быкасова // Научный потенциал. - 2013. - № 2. - С. 55-60.
4. Быкасова, Л.В. Дистанционное образование: культурантропологический дискурс / Л.В. Быкасова. // Х Международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе». - Екатеринбург, 2013. - С. 16-20.
5. Быкасова, Л.В. Потенциалцентрированный подход в педагогике / Л.В. Быкасова, О.Д. Федотова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009. № 7. С. 22-29.
6. Возчиков, В.А. и др. Философская и педагогическая антропология детства: монография / А.В. Возчиков. -Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2012. - С. 265-292.
7. Самойлов, А.Н. Дистанционное образование в вузе: архитектоника опыта в становлении субъекта/ А.Н.
Самойлов // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 72 (08).
8. Философский словарь. - М.: Изд-во Республика, 2003. - С. 28.
А.Г. Макаренко
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация. Статья посвящена проблеме деятельности инновационной образовательной организации в контексте новых ФГОС. В ней рассматриваются вопросы формирования пространства творческого развития современного педагога.
Ключевые слова: инновация, образовательная организация, инновационная образовательная организация, творческое развитие педагога
A. G. Makarenko
INNOVATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A SPACE FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF THE TEACHER
Abstract. Article is devoted a problem of innovative activity of educational organization in the context of new Federal state standards. It deals with development of space for creative development of the modern teacher.
Key words: innovation, educational organization, educational organization innovative, creative development of the teacher
Актуальность инновационной образовательной организации как пространства творческого развития педагога определяется новыми задачами ФГОС начального общего, среднего и высшего образования, потребностью научно-теоретического обоснования и вырабатывания практических рекомендаций инновационных технологий педагогического образования в контексте построения и эффективного функционирования компонентов структуры системы обучения и воспитания будущих учителей. Инновационные технологии системы высшего педагогического образования рассматриваются по четырем направлениям: становление и развитие инновационной системы педагогического образования в интегративной муниципальной системе самоуправления; инновационные технологии в музыкальном образовании посредством реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в педвузе; инновационного (продуктивного) обучения студентов педагогического вуза; формирование умений и навыков физкультурно-спортивной работы в подготовке будущего учителя.
Функционирование муниципальной системы образования осуществляется в достаточно сложных условиях, которое связанно с переходом к рыночным отношениям в экономике и с изменением государственного политического курса страны. В сфере образования происходят различные процессы: формируется рынок образовательных услуг, создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений как с образовательной точки зрения, так и социально - культурной, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. Задачей муниципальной системы образования становится создание благоприятных условий для успешного обучения, воспитания, становления личности; удовлетворение запросов и потребностей студенческой молодежи с ориентацией на возможности реализации педагогического потенциала социума; устойчивое развитие общеобразовательного и профессионального начального, среднего, высшего и послевузовского образования в интеграции с производством. Выполнение этой задачи обеспечивается интеграцией учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений и учреждений дополнительного образования посредством создания сквозных учебных планов, учебных программ, координации усилий педагогов, направленных на реализацию функций обучения, воспитания и развития личности учащихся. Педагогические аспекты проектирования, создания инновационных педагогических систем и построения муниципальной системы образования находят свое отражение в работах Н.А. Амосова, Е.В. Барановой, В.П. Беспалько, В.И. Лисова, В.Т. Фоменко, Т.И. Шматовой, Г.Н. Шибановой, С.М. Ямпольского и др.[4], проблемы истории теории и практики развития регионального образования являются предметом исследований В.В. Андреевой, Е.П. Белозерцева, Г.Ф. Гребенщикова[3;4]. Проблемное поле исследования инновационных технологий высшего педагогического образования включает теоретико-педагогическое