ш
ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)
18. Струве П. Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / сост. В. Н. Жукова. - М.: Республика, 1997. - 527 с.
19. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках / М. Е. Кулешова. - М.: Центр дикой природы, 2002. - 46 с.
20. Франк С. Л. Духовные основы общества: философия от античности до современности [Электронный ресурс] / Л. С. Франк. - Электрон. дан. - М.: Директме-диа Паблишинг, 2003. - Т. 9. - 398 с.
21. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.
22. Цицерон М. Т. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма / М. Т. Цицерон. - М.: Ладомир, 1994. - С. 62.
23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1952. - 192 с.
24. Эрн В. Ф. Сочинения [Электронный ресурс] / В. Ф. Эрн. - Электрон. дан. - М.: Правда, 1991. - 576 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
25. Shanks Michael and Christopher Tilley. Ideology, Symbolic Power, and Ritual Communication: A Reinterpretation of Neolithic Mortuary Practices // I. Hodder (ed.) Symbolic and Structural Archaeology.
- Cambridge: Cambridge University Press, 1982. -Р. 129-154.
26. Shanks Michael and Christopher Tilley. Social Theory and Archaeology. - Cambridge: Polity, 1987.
27. Shanks Michael and Ian Hodder. Processual, postprocessual and interpretive archaeologies // I. Hodder, M. Shanks, A. Alexandri, V. Buchli, J. Carman, J. Last and, G. Lucas (eds). Interpreting Archaeology. Finding meaning in the past. - London: Routledge, 1995.
- Р. 3-29.
28. Tilley Christopher. Interpreting material culture // I. Hodder (ed.) The Meanings of Things. - London: Routledge, 1989. - Р. 185-194.
29. Музейная энциклопедия [Электронный ресурс] / Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия: дизайн и программирование ЗАО "Интернет". - 2002. Режим доступа: www.museum.ru.
Мазенкова Анна Алексеевна - кандидат философских наук, доцент ка- Статья поступила в редакцию
федры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государс- 11.04.2013 г.
твенной академии культуры, искусств и социальных технологий.
© А. А. Мазенкова, 2013
УДК 291.1
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПОСМЕРТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ
И. А. Карнаухов
ФГБОУВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Автор актуализирует то, что способствует диалогу по общим вопросам веры, этики, морали, социализации индивида и проблемам экстремизма. Одним из диалоговых полей является вопрос о смерти и посмертном существовании человека как основа взаимопонимания верующих. Тема актуальна для философско-антропологического рассмотрения картины мира в ведущих мировых религиях: христианстве и исламе.
Ключевые слова: антропология, посмертное существование, рай, ад, чистилище, христианство, ис-
В последнее время в России резко обострились отношения между последователями двух наиболее распространённых религий - Христианства и Ислама. С целью предотвращения возможных конфликтов и развития мирного сосуществования представителей двух конфессий
необходимо найти новые пути достижения диалога наряду с уже существующими. Вера в загробную жизнь является одним из таких путей.
Общество с давних времён находится в ситуации мирового межрелигиозного кризиса, но в настоящее время отношения между религия-
Социогуманитарные проблемы
ми приобретают форму предельно-взаимного неприятия. Находясь в условиях постоянной борьбы, религии, тем не менее, стремятся к диалогу по общим вопросам веры, этики, морали, по социализации индивида, по проблемам экстремизма и т. д. Но зачастую во всем многообразии диалоговых полей вопрос посмертного существования человека как один из важных аспектов построения взаимопонимания между религиозными верованиями не имеет должного философско-антропо-логического рассмотрения. Ислам и христианство по количеству последователей являются лидирующими религиями. Поэтому важно сформировать философско-антропологический образ картины мира посмертного существования прежде всего в христианской и исламской традициях.
Прежде чем говорить о христианском понимании посмертного существования, необходимо обратиться к истокам христианства, а именно к ветхозаветным представлениям еврейского народа. До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. Слово «Ад», по-еврейски «Шеол», обозначает место (а не состояние), которое просит или требует к себе всех без исключения, принимая в свои владения умерших. Оно находится в земле, всегда упоминается в связи с мёртвыми и означает просто общую могилу человечества или область земли (не моря), где находятся умершие, в то время как отдельная могила или место погребения по-еврейски называется «кевер» (Быт. 23:4, 6, 9, 20).
«Хотя шеол страшен, он, однако, не является местом пыток. Тем не менее там обнаруживаются три типа особых наказаний: червивое ложе, <...>; жажда и огонь» [4, с. 46]. Прежде всего, указывает Ле Гофф, «Ветхий Завет выделяет в ше-оле его крайние глубины, отведённые для особо нечестивых мёртвых: народов, не знающих обрезания, жертв убийства, казнённых и умерших без погребения, при этом речь идёт скорее о мёртвых нечистых, нежели о мёртвых преступных» [6, с. 47]. В боговдохновенных Писаниях слова «шеол» (еврейское) и «гадес» (греческое) связаны со смертью и умершими, а не с жизнью и живыми (Отк. 20:13). В самих этих словах нет ни мысли о блаженстве или муках, нет ни намёка на такую мысль.
В христианском понимании смерти даётся иная трактовка загробного мира (ада и рая). Согласно православному вероучению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников (Быт. 37: 35). Св. Иоанн Златоуст писал об аде, но как о субъективном состоянии души: «.И теперь души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами
Р*7
живущие люди, не осознавая этого, отталкивают от себя Бога - сами (ещё живя на земле) создают в душе своей сущий ад, а после смерти души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности» [4, с. 905]. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан не известна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.
Смерть, по учению христианства, была лишь переходным этапом из одной жизни в другую. Верующий для Бога был всегда жив, находясь после смерти в Церкви Небесной, о нем возносились молитвы, от его лица подавалась милостыня, к нему обращались и о нём помнили потомки.
Католицизм как одно из направлений христианства в данном вопросе отличается от православия догматом о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощённые при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Вера в существование чистилища может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Святого Писания:
1. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:32);
2. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13).
В первом пункте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не переносном смысле. И здесь прослеживается связь с представлениями в иудаизме, что Иегова есть огонь.
Согласноучениюкатолическойцеркви,чисти-лище являет собой форму трансцендентного существования (состояния) души человека, почившего в благодати, но обременённого тяжестью непрощённых допустимых грехов, либо отпущенных смертных грехов, либо скверными привычками. Души подобного типа, прежде чем попасть в Царство Небесное, должны очиститься в чистилище.
ш
Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)
В ХШ-ХУ вв. католическая церковь сделала несколько проясняющих заявлений о чистилище. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещёных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более лёгким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах.
В «Божественной комедии» Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями Средних веков, ад и чистилище составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Чистилище же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления её грехов. В настоящее время некоторые католические теологи под чистилищем нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состоянием. Очищающий огонь понимается как символ, в нём усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признаёт реальное существование этого огня.
Ислам также не обходит стороной вопрос посмертного существования человека и даёт детальное и подробное описание ада. Так, исследователями выделяются несколько ступеней. «Огненный жар в Аду распределён неравномерно, и муки его обитателей будут различаться по степени тяжести. Иными словами, наказание в аду не является одинаковым для всех. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (Ан-Ниса, 145). Чем глубже расположена ступень в Аду, тем жарче там пламя» [2, с. 40].
Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам сказал: «Ступени Рая поднимаются вверх, а в Аду они спускаются вниз». <...> В некоторых трактатах встречаются названия ступеней Ада:
1. Джаханнам (Геенна);
2. Лаза (Адское Пламя);
3. Аль-Хутама (Огонь Сокрушающий);
4. Ас'Саир (Пламя);
5. Сакар (Преисподняя);
6. Аль-Джахим (Ад);
7. Аль-Хавийа (Пропасть) [2, с. 41].
Однако некоторые исследователи указывают
на то, что все данные эпитеты являются названиями ада целиком, а не какой-то его отдельной части.
«Приверженцы сунны и единой общины верят в то, что Ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нём вечно и что покинут его только грешники, не приобщав-
шие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда. Между прочим, существуют и другие точки зрения по данному вопросу. Например, джахмиты не считают вечными ни Ад, ни Рай. Хариджиты и мутазилиты полагают, что всякий попавший в Ад пребудет там вечно, даже если он не приобщал сотоварищей к Аллаху. Хариджиты считают, что каждый, кто совершает грехи, становится неверующим и обречен на вечные страдания в Аду. По мнению мутазилитов, если человек совершает грехи, то он занимает промежуточное положение между верующими и неверующими: в этом мире на него распространяются законы ислама, а в Последней жизни он навечно останется в Геенне» [2, с. 53-54].
Некоторые суфии придерживаются мнения о том, что обитатели ада будут мучиться в нём определённое время, после чего их огненная природа изменится, и они станут получать удовольствие от пребывания в аду в силу сходства их природы. Представителем данной позиции, к примеру, можно назвать Ибн'Араби ат-Таи. Одним из наиболее распространённых названий ада является Джаханнам. Согласно Корану, в Джаханнам попадут и люди, и джинны (11:120; 41:24), пребывать будут там вечно (23:105). Главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме, - от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями ко-раническом описании Джаханнама. Грешники, находящиеся в Джаханнаме, связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50-51), «огонь обжигает их лица и они... мрачны» (23:106). Питьё грешников - кипяток (38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его - суровое наказание» (14:19-20). В Джаханнаме растёт дерево заккум, у которого вместо плод - головы шайтанов (37:6064). По кораническому представлению, широко представленному комментаторами и богословами, Джаханнам образуется сочетанием концентрических воронкообразных кругов. Джаханнам имеет ворота (39:71-73; в одном из описаний -семь ворот, 15:44). В некоторых местах Корана Джаханнам представляется также в виде дрожащего, движущегося чудовища (89:24; 67:7-8), что аналогично некоторым западноевропейским средневековым представлениям об аде. Поздние варианты предания развивали оба кораничес-ких представления о Джаханнаме. В них появилось также толкование широко употребительного в Коране выражения «прямая дорога», «прямой путь» (ассират алмустаким) как протянутый над
Социогуманитарные проблемы
Джаханнамом мост шириной в лезвие меча, по которому будут проходить люди в день Страшного суда.
Образ рая в христианстве и исламе отразил Ю. Максимов в одноименной работе. Он пишет, что для мусульманина рай - возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема: «первозданный Рай тождествен будущему Раю»; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей - «одесную Отца»: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий <... > Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15:45,47-49).
Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета и, скорее, в этом пункте имеет своим источником не христианство, а зороастризм: «У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны <...> у них сидят девицы, украшены браслетами, перепоясан стан, прекрасны, длиннопалы, и так красивы телом, что сладостно смотреть» (Авеста. Ард-яшт 11.9; 11)» [7, с. 272].
Максимов рассматривает образ города в Царствии Небесном и делает любопытное замечание, что если сад есть по существу целиком творение Божие, то образ города как создания
Р*7
человеческого знаменует участие человечества в Царствии Божием. Употребление образа города в описании Царствия Небесного означает, что человечество со-участвует в спасении: «нужно, чтобы мы, созданные по образу и подобию Божию, участвовали в пришествии и строительстве Царствия Небесного» [8, с. 134]; «Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых» [1, с. 80]. В исламе же такое соучастие немыслимо, - заключает Максимов, - поэтому естественно употребление флористичного образа. В Коране вообще для обозначения рая обычно употребляется слово «аль-Джанна» (сад). В интерпретациях современных исламских авторов усиливается смысл райского пребывания человека в присутствии Бога, тем самым уменьшается функциональное различие рая в исламе и христианстве.
Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что при всех видимых различиях, образы рая и ада в христианстве и исламе имеют антропологическую окраску. Рай и ад направлены на человека. И хотя образ райской обители в христианстве прописан не так подробно, как в исламе, он несёт в себе единую антропологическую функцию. Нельзя не согласиться с верным утверждением Максимова, что представление о позитивной посмертной участи человека крайне важно для понимания содержания любой религии, и тем удивительнее, что исследователи, как правило, обходят его вниманием, тогда как без него лишается смысла всё остальное - если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:19).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алфеев Иларион (иером.). Введение в догматическое богословие. М., 1996. - 250 с.
2. Аль-Ашкар У. С. Рай и ад. / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э. Р. Кулиева. - М.: Мир, 2007. - 276 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2009. - 1376 с.
4. Златоуст Иоанн. Творения (Свт.): В 11 т. Т. 11. Кн. 2. - М., 1905. - 1228 с.
5. Коран. / Перевод и комментарии И. Крачковско-го. Под редакцией В.И. Беляева. - Изд. 2-е. М.: Наука, 1986. - 727 с.
6. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. М., Астрель, 2011. - 544 с.
7. Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе. // Альфа и Омега № 2 (20). - М., 1999. - С. 271-280.
8. Мейендорф Иоанн (прот.). Византийские представления об исламе // Альфа и Омега № 2/3 (9/10). -М., 1996. - С. 134-136.
Карнаухов Игорь Александрович - аспирант кафедры философии Тю- Статья поступила в редакцию
менского государственного нефтегазового университета. 7.03.2013 г.
© И. А. Карнаухов, 2013