УДК 504.4.054(262.81):622.32
В. В. Исакова
АНТРОПОГЕННЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ СЕВЕРНОГО КАСПИЯ
Северный Каспий - самая мелководная часть Каспийского моря, обладающая к тому же пологими берегами. На восточном побережье имеется несколько впадин (Кайдак, Мертвый Култук, Комсомолец), заполняемых водой при повышении уровня моря. Поэтому средняя глубина Северного Каспия и площадь его акватории существенно зависят от колебаний уровня, размах которых в двадцатом столетии составил 3 м. При уровне моря -28,0 м (по Балтийской системе (БС)) средняя глубина Северного Каспия равна 4,5 м, площадь акватории - 90 тыс. км2, объем вод - 397 км3. При уровне моря -27,0 м БС, близком к современному, площадь Северного Каспия составляет 105 тыс. км2, а объем вод - 442 км3.
Северный Каспий имеет статус особо охраняемой природной территории в Казахстане и России, и казахстанская часть является государственной заповедной зоной. Любая хозяйственная деятельность в этом регионе строго контролируется экологическим законодательством обеих стран. В Казахстане защита прибрежной и морской среды была усилена созданием зоны с особым охранным режимом, граница которой проходит в приустьевых районах рек Урал и Волга в радиусе 50 км от наиболее выдвинутых в сторону моря частей дельт и в 15 км вдоль береговой линии северо-восточного побережья.
На российской территории Астраханский биосферный заповедник в низовьях дельты р. Волги имеет статус водно-болотных угодий международного значения, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, согласно Рамсарской конвенции. К охраняемым территориям Казахстана также относится Актау-Бузачинский государственный природный заказник на западном побережье полуострова Бузачи [1].
Традиционными источниками загрязнения морей нефтяными углеводородами, кроме природных, являются сточные воды предприятий жилищно-коммунального хозяйства, судоремонтных, нефтеперерабатывающих и др.; речной и материковый сток; водный транспорт; разработка нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе и прибрежной зоне моря; транспортировка нефти; дноуглубительные работы и связанное с ними захоронение загрязненных грунтов в морях; атмосферный перенос. Количественному учету подлежит в основном сброс нефтяных углеводородов со сточными водами городов и предприятий. Объемы поступления с речным стоком нефтяных углеводородов можно оценить лишь приблизительно.
С территории РФ ежегодно в Северный Каспий поступает около 55 тыс. т нефтепродуктов, в том числе 35 тыс. т (65 %) со стоком р. Волги и 130 т (2,5 %) - со стоком рек Терек и Сулак [2].
Локализация аварийных разливов нефти в морских условиях, где преобладающими факторами распространения нефти по акватории являются течение и ветер, проводится боновыми заграждениями.
Помимо неукоснительного соблюдения природоохранного законодательства, экологическая политика на Северном Каспии, проводимая российскими нефтедобывающими компаниями, основывается на системном подходе к решению экологических вопросов, выработке оптимальной и долговременной научной стратегии в области охраны окружающей среды, применении достижений научно-технического прогресса и современных технологий для реализации природоохранных мероприятий, разработке проектных решений, повышающих техническую надежность оборудования и сводящих к минимуму отрицательное воздействие на экосистему, на принципе «нулевого сброса» и доступности информации экологического характера для специалистов и общественности.
Минимизация негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду при проведении поисково-разведочного бурения достигается за счет использования принципа «нулевого сброса».
«Нулевой сброс» означает, что все производственные отходы, образующиеся на буровой платформе, за исключением воды из системы охлаждения внешнего контура энергетических установок, собираются и отправляются на береговые базы, где они подвергаются очистке, утилизации и переработке.
Использование принципа «нулевого сброса» в целом снижает нагрузку на экосистему, но увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций за счет усложнения производственного цикла, включения в него дополнительных операций (сбор, погрузка, транспортировка отходов).
Кроме буровых растворов и шламов, бытовых отходов возможно поступление в море пластовых вод, самой нефти, реагентов и других материалов, используемых в нефтегазодобыче. Речь в данном случае идет не о крупных авариях, вероятность которых остается низкой, а о мелких. Вероятность их возникновения в период обустройства и эксплуатации месторождений повышается, и вместе с ней расширяется спектр вредных веществ, поступление которых в морскую среду не только возможно, но, по-видимому, неизбежно.
Для защиты экосистемы моря от «точечных» воздействий необходим способ, обеспечивающий связывание и разложение токсичных веществ в водной среде в непосредственной близости от источника их поступления в море, исключающий тем самым накопление токсичных веществ в высших звеньях трофической цепи, где сложение «точечных» воздействий может привести к негативному эффекту. Этим способом является искусственный риф - скорость разрушения нефтепродуктов оказывается примерно в 100 раз больше, чем в естественной морской среде [3].
Искусственные рифы могут использоваться на Северном Каспии, так же как и на других морях, для повышения биологической продуктивности морских вод и снижения уровня загрязненности морской среды, но только на глубинах не более 10 м.
А. Ф. Сокольским было предложено использовать для защиты экосистемы Северного Каспия от загрязнения в районах нефтегазодобычи гибкие плавающие устройства, имитирующие по своей форме высшую водную растительность. Кроме установки таких устройств в местах расположения стационарных и передвижных платформ, предлагается использовать их для ликвидации последствий небольших аварийных разливов нефти совместно с боновыми заграждениями. При крупных разливах нефти предлагаемые устройства могут быть полезными для снижения уровня загрязненности морской среды в районах, подвергшихся вторичному загрязнению, в том числе для защиты приоритетных участков береговой полосы [4].
При дальнейшей эксплуатации запасов недр Прикаспийского региона необходимы:
— внедрение международных стандартов по оценке воздействия нефтяных операций на окружающую среду;
— разработка методики расчетов по полному возмещению экологических ущербов, наносимых природной среде при проведении работ;
— обеспечение нормативно-правовой базы охраны окружающей среды и комплексное планирование, управление прибрежной зоной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Охрана окружающей среды ООО «Астраханьгазпром»: отчет. - Астрахань: ИПЦ «ФАКЕЛ», 2003. - 35 с.
2. Экологическая оценка загрязнения западной части Северного Каспия нефтяными углеводородами. Атлас / Федер. служба по гидрометеор. и геомониторингу окружающей среды ГУ «Каспийский морской науч.-исслед. центр». - Астрахань, 2005. - 52 с.
3. Экологическая политика ОАО «ЛУКОЙЛ» на Каспийском море. Т. 2. Охрана окружающей среды при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья в северной части Каспийского моря. - Астрахань: Волга, 2003. - 256 с.
4. Сокольский А. Ф., Калмыков Е. В. Повышение продуктивности фитоценозов Каспийского моря с помощью исскуственных рифов // Тез. докл. 8-й Всесоюз. конф. по промысловой океанологии. - Л., 1990. - С. 136.
Статья поступила в редакцию 9.06.2009
ANTHROPOGENIC POLLUTION OF THE NORT-CASPIAN NATURAL GEOSYSTEMS
V. V. Isakova
The traditional sources of petroleum hydrocarbon pollution are the following: manufacturing water of house and communal services, ship repairing plants, oil refining industry and others; river and land flow; water transport; oil and gas field development on the continental shelf and the coastal zone; oil transportation; channel dredging works and related with them sea waste disposal; air transport. The methods of localization and minimization of man’s impact are described. T aking into account the fact, that the North-Caspian Sea has the status of the special protected natural territory in Kazakhstan and Russia, during the subsequent energization of its bosom developing it is necessary to introduce the international standards estimating the oil production impact; to develop the method of calculation on the compensation of ecological damage, caused to natural environment during the works; to supply normative-lawful base of environmental protection and comprehensive planning; to manage the coastal zone.
Key words: zero dump, slick bar, artificial reef, oil products, geosystem.