УДК 553.982.2
ШУМИЛОВА Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций
КОНОВАЛОВА Наталья Владимировна, кандидат географических наук, руководитель ГИС-группы Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук. Автор 37 научных публикаций, в т.ч. 2 учебных пособий
АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Антропогенная нагрузка на природную среду Ненецкого автономного округа носит линейно-очаговый характер. Максимальные значения антропогенной нагрузки наблюдаются в местах сосредоточения объектов нефтегазовой промышленности, трубопроводов и дорог. Низкой антропогенной нагрузкой характеризуются территории, удаленные от районов промышленного освоения и трудно доступные в транспортном отношении.
Антропогенная нагрузка, нагрузка населения, промышленная нагрузка, сельскохозяйственная нагрузка, транспортная нагрузка, ракетно-космическая нагрузка
На природную среду оказывают влияние все без исключения виды человеческой деятельности. Вклад разных факторов воздействия в общую антропогенную нагрузку существенно различается. Наиболее значительное влияние на экологическую обстановку в Ненецком автономном округе (НАО) оказывают пять групп факторов, которые можно представить в виде промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, ракетно-космической нагрузок и нагрузки населения.
Нагрузка населения. Территория НАО редко заселена. Численность постоянного населения составляет 42 тыс. чел., что для такой огромной территории дает плотность заселения всего около 0,2 чел. на 1 км2 [3]. Численность населения, среди которого преобладает городское, за последние годы (2003-2007) практически не изменилась. Численность последнего превы-
шает количество жителей сельской местности в 2 раза. Население распределено очень неравномерно. Населенные пункты в основном сосредоточены по берегам рек. Незначительное их число расположено на морском побережье.
На территории НАО действует 21 муниципальное образование: городской округ «Город Нарьян-Мар», муниципальный район «Заполярный район», одно городское поселение, 18 сельских поселений.
Административный центр НАО - Нарьян-Мар - единственный город на территории округа, число его жителей составляет 19,3 тыс. чел. Он имеет окружное подчинение. Город находится на правом берегу р. Печоры в 90 км от места впадения реки в Печорскую губу.
Поселок городского типа (пгт) Искателей находится в 2 км к северо-востоку от Нарьян-Мара. Пос. Искателей и 18 сельских поселений
входят в состав муниципального района «Заполярный».
Наиболее крупными по числу жителей сельскими поселениями являются Приморско-Куйс-кое с центром в пос. Красное (1801 житель), Канинское с центром в с. Несь (1621 житель), Великовисочное с центральной усадьбой в с. Великовисочное (1359 жителей) и Пешское с административным центром в с. Нижняя Пеша (1227 жителей). Остальные сельские поселения по числу жителей не превышают 1000 чел. Сельских населенных пунктов на территории округа 43. Среди них преобладают мелкие, средняя людность которых менее 50 чел. Густота сельских поселений низкая, составляет менее 1 поселения на 1000 км2 [3].
На территории НАО наиболее «густозаселенной» является долина р. Печоры. Здесь на 1000 км2 территории приходится 3 поселения. По берегам рек Каратаихи, Пеши и Омы, на западном побережье п-ва Канин - 1-2 поселения на 1000 км2. На остальной территории НАО на 1000 км2 площади приходится менее 1 поселения. Наименее заселена территория Больше-земельской тундры.
По нагрузке населения территория НАО относится к малоосвоенным районам с большим участием естественных ландшафтов. Нагрузка населения определялась по показателям системы расселения: учитывался характер расселения, количество жителей населенных пунктов и площадь буферных зон.
Промышленная нагрузка. В структуре промышленного производства НАО ведущее место принадлежит отраслям топливно-энергетического комплекса. На их долю приходится около 90% всего объема промышленной продукции, что демонстрирует крайнюю моноспециализацию экономики округа. Показатели этих производств ежегодно увеличиваются. В 2008 году добыча нефти превысила 16 млн т [2]. Основной объем добычи нефти приходится на самое крупное месторождение НАО Харья-гинское (29%), а также Хасырейское (19%). Основной объем добычи газа приходится на Ва-силковское и Харьягинское месторождения. К 2010 году в округе планируется добывать око-
ло 23 млн т нефти в год. Это станет возможным с вводом новых месторождений и строительством нефтепроводной системы.
В пределах суши на территории округа работает 20 нефтяных компаний. Такое большое количество компаний довольно сложно контролировать органам экологического надзора. Причиной загрязнения природной среды при освоении нефтяных месторождений может быть несогласованность управления и эксплуатации месторождений, различные подходы к добыче углеводородов.
Объем выпускаемой продукции обрабатывающей промышленности не имеет четкой тенденции роста. Положительную динамику имеет только производство пищевых продуктов. Обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность сокращают и без того небольшие объемы производства [3].
Размещение производств крайне неравномерно. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых осуществляется на севере Печорской низменности. Остальные виды промышленного производства в основном сосредоточены в г. Нарьян-Маре.
Промышленная нагрузка определялась по показателям загрязнения природной среды и плотности месторождений полезных ископаемых. Учитывались объемы выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников. Вклад месторождений полезных ископаемых в промышленную нагрузку определялся по типу месторождения и его площади, степени вредного воздействия на природную среду.
Сельскохозяйственная нагрузка. На территории НАО кроме сельскохозяйственных организаций, производством сельскохозяйственной продукции занимаются хозяйства населения и фермерские хозяйства. Основным направлением здесь является животноводство. За последние годы (2003-2007) поголовье скота неуклонно уменьшается [3]. Это связано с убыточностью ведения натурального хозяйства в условиях Крайнего Севера. НАО специализируется на оленеводстве, как менее затратной отрасли хозяйствования.
Растениеводство заметно уступает животноводству по объему продукции. По итогам 2007 года продукции растениеводства было произведено на 24,9 млн р., животноводческой продукции - на 413,9. В приморских районах развито рыболовство [3].
Сельскохозяйственные угодья занимают всего около 622 га (без учета оленьих пастбищ), в т.ч. пашни - 200 га. Зоны сельскохозяйственного освоения в основном вытянуты полосами вдоль крупных рек. В структуре посевных площадей преобладающее значение имеет картофель, затем следуют кормовые культуры и овощи.
Оленьи пастбища имеют площадь 132 тыс. км2, что составляет 72,8% общей площади земельного фонда НАО [3]. Размещение оленьих пастбищ в теплые сезоны года приурочено к северным тундрам, т.к. они имеют большие запасы зеленых кормов. В южных тундрах расположены основные массивы зимних, весенних и осенних оленьих пастбищ.
В последние три десятилетия интенсивное развитие нефтегазовой промышленности НАО, отнявшее у оленеводов часть пастбищ, привело к усилению пастбищных нагрузок на незатронутых нефтедобычей территориях. При сохранении КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОГО поголовья оленей резко выросла численность оленей в частной собственности оленеводов, что также вызвало резкое увеличение пастбищных нагрузок и последующую деградацию тундры вследствие чрезмерного выпаса оленей. В наибольшей мере деградации подвержены зимние пастбища. Использование зимних пастбищ чаще одного раза в 3-4 года ведет к необратимым нарушениям растительного покрова лишайниковых тундр и развитию эрозионных процессов. Разрушение копытами оленей растительного покрова на почвах легкого механического состава приводит к последующей активной дефляции грунтов. Особенно уязвимыми и чрезвычайно медленно восстанавливающимися после нарушений являются кустарничково-лишайнико-вые тундры, где ягель легко выбивается при прогоне оленей в летнее время и пастьбе зимой. На северо-востоке Малоземельской тунд-
ры, в западном и центральном районах Больше-земельской тундры отмечены кустарничково-лишайниковые сообщества, сильно пострадавшие от перевыпаса оленей. В целом по НАО участки, подверженные перевыпасу с сильно нарушенным ягельным покровом, занимают около 30% всех зимних, ранневесенних и позднеосенних пастбищ [1].
Сельскохозяйственная нагрузка на природную среду НАО учитывалась по показателям отрасли специализации - оленеводству. Учитывались типы оленьих пастбищ и степень их устойчивости к перевыпасу оленей.
Транспортная нагрузка. Территория НАО, несмотря на то, что находится в Европейской части России, не имеет автомобильного и железнодорожного сообщения с другими субъектами Российской Федерации, не отличается развитой транспортной инфраструктурой. Железные дороги в округе отсутствуют.
Основной грузо- и пассажирооборот осуществляется автомобильным транспортом. По состоянию на конец 2007 года протяженность дорог общего пользования на всю огромную территорию округа составляет 277,6 км, из них 196,8 км (70,9%) - с твердым покрытием. Зимой строят временные автодороги из снега и льда - зимники, по которым доставляются грузы в поселки, на буровые и к местам строительства. Протяженность ведомственных дорог и зимников составляет 1000 км. На долю автомобильного транспорта приходится 50,2% грузооборота и 72,2% пассажирооборота [3].
Воздушный транспорт по грузообороту совсем немного уступает автомобильному. На его долю приходится 49,8%. В структуре пассажирооборота на долю воздушного транспорта приходится 22,9%.
Морским транспортом осуществляется 4,9% пассажирооборота. Основные морские порты -Нарьян-Мар, Амдерма, а также 16 портопунк-тов, расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря. Продолжительность морской навигации составляет 135150 дней в году. В последнее время увеличивается объем грузоперевозок морским транспортом. Это в первую очередь связано с развити-
ем нефтегазовой промышленности и транспортировкой нефти морским путем.
Трубопроводный транспорт является самой важной частью нефтетранспортной системы. В настоящее время добываемая в НАО нефть с нефтяных месторождений (месторождений Ар-далинской группы, Тэдинского, Инзырейского, Средне-Харьягинского, Южно-Шапкинского месторождений) транспортируется в район Ха-рьягинского нефтяного месторождения на центральный пункт сбора (ЦПС) «Харьяга». Далее нефть по нефтепроводу Харьяга - Усинск (протяженность 149 км, диаметр 530 мм) и по нефтепроводу Усинск - Ухта (протяженность 406 км, диаметр 720 мм) поступает в Балтийскую трубопроводную систему. В северном направлении нефть транспортируется морским путем с острова Колгуев (Песчаноозерское месторождение) и с района острова Варандей (Варандейское, Торавейское, Мядсейское, То-бойское месторождения). Внутри Ненецкого автономного округа наиболее значительный нефтепровод соединяет Ардалинское и Харьягинс-кое месторождения (протяженность 64 км, диаметр 325 мм).
Магистральные трубопроводы проектируют так, чтобы их трасса проходила как можно ближе к максимальному числу месторождений. Исключение может быть сделано только для очень крупных месторождений и компактно расположенных групп месторождений. В зависимости от маршрута магистрального трубопровода, к нему может быть подсоединено разное количество месторождений. Чтобы обеспечить транспортировку больших объемов нефти, трубопровод должен иметь и большую пропускную способность, что достигается за счет увеличения диаметра труб либо прокладкой второй нити. Увеличение пропускной способности трубопровода увеличивает площадь возможного загрязнения территории в случае аварийной ситуации.
Наиболее опасным по загрязнению природной среды является трубопроводный транспорт. Автомобильный транспорт из-за недостаточно развитой сети автодорог не вызывает существенного загрязнения природной среды.
Транспортная нагрузка определялась по характеру развития транспортной инфраструктуры и трубопроводной системы. В качестве основных показателей транспортной инфраструктуры принята общая протяженность дорог с учетом класса дороги и площади буферной зоны. В качестве основных показателей трубопроводной системы принята общая протяженность трубопроводов с учетом уровня опасности трубопроводов и площади буферных зон.
Ракетно-космическая нагрузка. С конца 80-х годов XX века на природные комплексы Малоземельской тундры отрицательное воздействие оказывает космодром «Плесецк». Полигоны падения отделяемых частей ракет, запускаемых с космодрома, имеют форму эллипсов. Их площадь составляет от нескольких сотен до тысячи квадратных километров. В результате падения на землю частей ракетоносителя происходит механическое и химическое загрязнение почв: образуются воронки, разливается и возгорается ракетное топливо.
Гидразиновые и углеводородные горючие, а также азотсодержащие окислители могут длительное время (месяцы и годы) сохраняться, накапливаться в поверхностном слое почвы и мигрировать в более глубокие слои. При их проливе происходят щелочные ожоги растительного покрова, нарушается микрофлора почвы и гидробиота. Одним из самых токсичных компонентов ракетного топлива является гептил (несимметричный диметилгидразин). Он обладает ядовитыми и канцерогенными свойствами, хорошо сохраняется в растительности и переходит в мясо растительноядных животных. Таким образом гептил может попасть в организм человека.
При определении ракетно-космической нагрузки учитывались площадь районов падения отработанных ступеней ракет и площадь их буферных зон.
Общая антропогенная нагрузка. При определении общей антропогенной нагрузки на природную среду НАО применялась методология экспертных оценок и балльной классификации территории. В расчетах использовались электронные карты, созданные по материалам
Общая антропогенная нагрузка на природную среду НАО
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по НАО, Управления дорожного хозяйства НАО, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. Расчеты были выполнены на основе топографической карты масштаба 1:1000000, на которую была наложена сетка с величиной ячеи 2 км2. По каждому виду нагрузки составлялась ранговая таблица и строилась сеточная карта. Определение величины антропогенной нагрузки на территорию производилось на базе экспертных оценок влияний факторов. Шкалирование окончательных значений выполнялось методом естественных групп, наиболее подходящим к полученному распределению данных. Расчеты производились в среде АгсОК.
Антропогенная нагрузка на природную среду НАО носит линейно-очаговый характер (см.рисунок). Максимальные значения антропогенной нагрузки (3-4,9 балла) наблюдаются там, где сосредоточены объекты нефтегазовой промышленности, трубопроводы и дороги. Фоновую нагрузку обеспечивает оленеводство.
Высокая антропогенная нагрузка характерна для центральной части Большеземельской тундры (2-3 балла) и востока о. Колгуев (1,2-
2 балла), где наибольший вклад в формирование антропогенной нагрузки вносит нефтегазовая промышленность. Здесь находится наибольшее количество нефтяных месторождений, связанных с ними трубопроводов и дорог, в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества при сжигании попутного газа на факеле. В районе города Нарьян-Мар высокие показатели антропогенной нагрузки (2-3 балла) обусловлены деятельностью электроэнергетики, транспортной инфраструктурой и плотностью населения.
Средней антропогенной нагрузкой (0,6-0,8 балла) характеризуется вся Большеземельская тундра, западная часть пол-ва Канин, долины рек Ома и Пеша. Повышенный уровень антропогенной нагрузки достигается нагрузкой населения, наибольшие показатели которой отмечаются в долинах рек (0,8—1,2 балла).
Низкой антропогенной нагрузкой (0,18-0,6 балла) характеризуются северо-восточный и северозападный районы НАО, территории к западу и востоку от Печорской губы. Эти территории удалены от районов промышленного освоения и трудно доступны в транспортном отношении. В целом для территории НАО характерная средняя степень антропогенной нагрузки на природную среду
Список литературы
1. Василевская В.Д., Григорьев В.Я. Биологические показатели деградации и самовосстановления почвеннорастительного покрова тундр// Сибир. экол. журнал. 2002. № 3. С. 355-370.
2 .Гетман А.В. От разведки-к добыче//Заполяр. регион. 2008. №2.С. 10-14.
3. Ненецкий автономный округ в цифрах: стат. сб. Архангельск, 2007.
Shumilova Yuliya, Konovalova Nataliya
ANTHROPOGENIC ENVIRONMENTAL LOAD IN THE NENETS AUTONOMOUS AREA
Anthropogenic environmental load in the Nenets Autonomous Area has a linear focal character. Maximum values of anthropogenic load are observed in places of oil and gas industries, pipelines and roads. Low anthropogenic load can be seen in inaccessible territories, far away from industrial development. Reindeer breeding provides background load
Контактная информация: Шумилова Юлия Николаевна e-mail\ [email protected]
Рецензент - коробов В.Б., доктор географических наук, директор Центра развития и координации инновационной деятельности Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова