Научная статья на тему 'Антропный принцип в создании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности'

Антропный принцип в создании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Креймер М. А.

Обоснованы экологические, санитарно-гигиенические и эпидемиологические разделы ИСОГД на основе антропного принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPIC PRINCIPLE IN DESIGNING URBAN DEVELOPMENT INFORMATION SYSTEM

Ecological, sanitary-hygienic and epidemiologic sections of the urban development management information system are grounded on the basis of anthropic principle.

Текст научной работы на тему «Антропный принцип в создании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности»

УДК 504

М.А. Креймер

СГГ А, Новосибирск

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обоснованы экологические, санитарно-гигиенические и эпидемиологические разделы ИСОГД на основе антропного принципа.

M.A. Kreymer SSGA, Novosibirsk

ANTHROPIC PRINCIPLE IN DESIGNING URBAN DEVELOPMENT INFORMATION SYSTEM

Ecological, sanitary-hygienic and epidemiologic sections of the urban development management information system are grounded on the basis of anthropic principle.

Наряду с законодательным и финансовым обеспечением социальной деятельности общества и экономической - государства, является важным информационное обеспечение человека, как носителя различных интересов. Градостроительный кодекс, направленный на удовлетворение территориальных интересов различных слоев общества, нуждается в документированных сведениях о развитии территории (статья 56). Модели развития территории заложены в других кодексах Российской Федерации и представлены следующим образом по категориям землепользования.

Земли водного фонда. Водный кодекс поделил территорию России на 20 бассейновых округов, в которых выделяются гидрографические районы и водохозяйственные участки, необходимые для разработки Схемы рационального использования и охраны водных ресурсов. По берегам рек устанавливаются водоохранные зоны. Эти региональные регламенты ограничивают строительство и устанавливают нормы допустимого воздействия на водные объекты при сбросе сточных вод.

Земли лесного фонда в интересах настоящих и будущих поколений поделены на леса, выполняющие защитные функции, эксплуатационные и резервные. В лесном кодексе определены правила районирования лесов, выделение лесничеств и лесопарков. Основным документом является Лесохозяйственный регламент, определяющий правила использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов.

Особо охраняемые природные территории включают следующие территориальные образования: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и

ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Земли населенных пунктов могут включать другие категории землепользования, организованные в Генеральном плане как функциональные зоны. Несмотря на различные классификации, применяемые на землях населенных пунктов (санитарно-гигиенические, градостроительные), сохраняется геоэкологическое проектирование и экспертиза по охране атмосферного воздуха, воды водоемов, используемой в питьевых целях, санитарной очистки территории, проектирования полигонов по захоронению твердых бытовых отходов.

Охрана атмосферного воздуха на территории населенных пунктов осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест (СанПиН 2.1.6.1032-01) и обязательной организацией санитарно-защитных зон и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Гигиена воды водоемов обеспечивается при установлении двух категорий водопользования, места спуска сточных вод и контроля качества самоочищения до санитарно-гигиенических норм. Регламент приведен в гигиенических требованиях к охране поверхностных вод (СанПиН 2.1.5.980-00). Для сохранения качества питьевых вод путем снижения риска аварий создаются зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (СанПиН 2.1.4.1110-02).

Гигиена почвы включает выполнение гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03).

Земли сельскохозяйственного назначения наиболее многочисленные и неразрывно связанные с биосферными процессами. Сельскохозяйственная деятельность человека усиливает миграцию химических элементов и вносит чужеродные в виде удобрений и ядохимикатов. На самих землях становятся актуальными проблемы истощения плодородия, деградации и химического загрязнения.

Земли промышленности включают не только территории с полезными ископаемыми и промышленными объектами, но и транспортные магистрали, связи. Эти объекты расположены «поверх» земель водного и лесного фонда. Они условно отделены от особо охраняемых природных территорий и земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Поэтому для сосуществования на смежных территориях промышленные объекты в проектной документации должны иметь а) Проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ), б) Проекты нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод в водоемы (ПДС), и в) Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Эти затратные по стоимости исполнения и времени согласования документы, без которых экологические платежи взимаются в многократном размере.

Любая экономическая и социальная деятельность не может осуществляться вне требований Земельного кодекса, установившего 7 категорий землепользования и кадастровый учет земель. Как геоэкологические элементы они образуют следующую эволюционную последовательность. После образования круговорота воды в природе (именуемом как земли водного фонда) появились условия для устойчивого существования растительности (именуемой как земли лесного фонда). В последующем на них человек в своих интересах установил особо охраняемые природные территории. Территории с благоприятной средой обитания стали землями населенных пунктов, а плодородные - землями сельскохозяйственного назначения. Наличие полезных ископаемых и территорий, выгодных для инженерного строительства, позволили создать земли промышленности.

В нормотворческой иерархии градостроительный кодекс занимает верховное положение, но опирается на законодательные принципы перечисленных выше кодексов и федеральных законов. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) экологические и санитарно-гигиенические обстоятельства развития представлены в виде «иных необходимых ... сведений ... об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий».

Необходимо подчеркнуть, что ландшафтное районирование и административно-территориальное деление условны относительно биогеохимических процессов, в первом случае из-за многообразия природных комплексов и ограниченности методов экологических исследований, а во втором случае - зависят от политических возможностей и подчинены истории цивилизации. Обеспечение информацией в границах, предусмотренных градостроительным кодексом, всегда будет не полным, так как сама информация выстраивается в интересах «ведомственных» кодексов, без учета необходимой интеграции в градостроительной деятельности.

Для построения единого информационного пространства градостроительной деятельности необходимо принять «градостроительный квант», определяемый социально-биологической сущностью человека. Перечисленные выше природопреобразовательные проекты по категориям землепользования подтверждают наличие антропного принципа, при всей его дискуссионности.

Ежесуточная потребность человека в питьевой воде предопределяет создание первой категории водопользования, зон санитарной охраны, разработку норм предельно допустимого воздействия на водные объекты, проекта водоохранных зон, Схемы рационального использования и охраны водных ресурсов, гидрографическое районирование и пр.

Ежесекундная потребность человека в атмосферном воздухе предопределяет функциональное зонирование территории населенного пункта, обеспечение зелеными зонами для очищения воздуха, соблюдение предельной численности населения и негативных факторов в соответствующих зонах, создание санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов и пр.

Спутником цивилизации является опережающий рост отходов, которые необходимо временно складировать на территории города, организовывать централизованный вывоз на полигоны, которые должны быть изолированы от возможности поступления ингредиентов и инфекций в окружающую среду.

Земная поверхность содержит старые свалки отходов, кладбища, скотомогильники; донные отложения рек и водоемов - ареалы токсических веществ и агентов инфекционных и паразитарных заболеваний.

Антропный принцип является важным методологическим положением для схемы территориального планирования, когда экономика региона должна быть самодостаточной и самоокупаемой. Антропный принцип становится не нужным, если производится преимущественно продукция на экспорт. Если доходная часть бюджета зависит от источников сырья, научных достижений и наличия покупателей, то расходная часть - от демографического состояния общества. Разность двух частей определяет прибыль и законодательство по ее сбору и распределению.

Поэтому перед Схемой территориального планирования единицы административно-территориального деления и Генеральным планом населенного пункта стоят важные задачи интеграции условно, но локально распределенных биогеохимических процессов, которые сгруппированы по 6 категориям землепользования.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в части прочей (экологической, санитарно-гигиенической и эпидемиологической) информации не будет привязана к сложившемуся административнотерриториальному делению. Как правило, такая информация имеет количественное значение, изменяющееся с природными циклами, но не имеет качественных пороговых критериев. Для большинства показателей благоприятные уровни создаются и поддерживаются инженерно-техническими сооружениями и наличием самоочищающей способности объектов окружающей среды.

В устойчивом развитии единицы административно-территориального деления здания и сооружения будут играть историко-культурную роль и ИСОГД. Более важную роль играет изученность и наличие процессов самоочищения воды водоемов, атмосферного воздуха, обезвреживания отходов производства и жизнедеятельности. По крайней мере, в действующем санитарно-гигиеническом законодательстве учитывается этот природный фактор, который позволяет получать природную ренту. В градостроительном кодексе (2004 г.) отсутствует понимание роли процессов ассимиляции, используемые санитарной практикой.

В ИСОГД важным разделом должно стать таблично-графическое представление самоочищающей способности природных комплексов с учетом их экстремальных состояний.

© М.А. Креймер, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.