Бочкарев Георгий Дмитриевич
обучающийся магистратуры, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Антиутопии как коммуникативные инструменты управления будущим
В статье рассмотрены такие жанры кинематографа, как утопия и антиутопия, раскрыты их определения, представлены сходства и различия между ними. В статье раскрыта состоятельность антиутопии как коммуникативного инструмента управления будущим в отрыве от литературы в данных жанрах. На примере трех фильмов и сериалов раскрыто устройство антиутопий, а также методы, при помощи которых данные фильмы и сериалы воздействуют на аудиторию. Также в данной статье показан эффект, оказываемый на общество произведениями в данном жанре. По результатам исследования сделан вывод, что антиутопии действительно способны оказывать воздействие на общество как инструмент управления будущим.
Ключевые слова: антиутопия, утопия, кинематограф, коммуникативный инструмент, общество, будущее, фильм, франшиза, манипуляция.
Для цитирования: Бочкарев Г.Д. Антиутопии как коммуникативные инструменты управления будущим // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1. № 2. С. 20-23. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0110
Georgiy D. Bochkarev
Master's Student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Anti-utopias as communicative tools for managing the future
The article examines such genres of cinema as utopia and anti-utopia, reveals their definitions, and presents the similarities and differences between them. The article reveals the validity of anti-utopia as a communicative tool for managing the future in isolation from literature in these genres. Using the example of three films and TV series, the structure of anti-utopias is revealed, as well as the methods by which these films and TV series influence the audience. This article also shows the effect that works in this genre have on society. Based on the results of the study, it was concluded that anti-utopias are indeed capable of influencing society as a tool for managing the future.
Keywords: anti-utopia, utopia, cinema, communication tool, society, future, film, franchise, manipulation.
JEL Classification: L82
For citation: Bochkarev G.D. Anti-utopias as communicative tools for managing the future. Issues of Media Business, 2022, vol. 1, no. 2, pp. 20-23. DOI: 10.24412/3034-1930-2022-0110
Видение будущего всегда занимало важную роль в умах людей. С течением времени менялись и проблемы, которые нужно было решать в будущем, и пути их решения. Для того, чтобы привлечь внимание людей к данным проблемам, авторы порой обращаются к таким жанрам литературы и кинематографа, как утопия и антиутопия. В данной работе утопии и антиутопии как коммуникативные инструменты управления будущим будут рассматриваться в кинематографических произведениях, имеющих большую популярность.
Для начала стоит раскрыть понятия «утопия» и «антиутопия». Утопия — это некое идеальное государство, жители которого существуют в кажущихся идеальными условиях. Слово утопия происходит от греческих слов «ou», означающего «нет» или «не», и «topos», означающего «место». С момента своего первоначального замысла утопия стала означать место, о котором мы можем только мечтать, иными словами, настоящий рай. Утопия и утопизм — это слова, используемые для обозначения провидческих реформ, которые имеют тенденцию быть невероятно идеалистическими. Важно отметить, что многие утопии — это сатиры, высмеивающие существующие условия, вместо того чтобы предлагать практические решения для них.
Сам термин «утопия» несет в себе атрибуты тщательно продуманного мысленного эксперимента, своего рода игры для интеллектуалов, которые ставят перед собой задачу спроектировать будущее общество, совершенное общество. Проецирование лучшего мира в будущее делает сегодняшние проблемы более заметными для общества. Главная трудность утопического жанра как в кино, так и в литературе заключается в отсутствии драматического конфликта; состояние совершенства не несет в себе какого-либо конфликта [Бакутина, 2019].
В свою очередь, антиутопия — это место, которое является полной противоположностью утопии. Иными словами, это место, или же состояние человека, которое при нормальных и рациональных условиях считается плохим. Антиутопия — это не реальное место; это предупреждение, обычно о чем-то плохом, что делает, например, правительство, или о чем-то хорошем, что оно не делает. Феномен антиутопии возникает как ответ и критика утопической литературы. Антиутопии — это способ коммуникации авторов со зрителями, в котором первые делятся своими заботами и переживаниями об обществе и человечестве в целом. Хотя понятия и разные, но все же у них есть общие черты, например, изображение идеального общественного строя в придуманной стране, или изображение некого проекта реформ, обычно социальных. Однако, несмотря на данную схожесть, антиутопия выделяется, показывая, что та самая идеальность ненастоящая и, наоборот, оказывает губительное воздействие на общество и людей.
В антиутопиях и утопиях как средствах коммуникации часто применяются манипуляцион-ные вещи, оказывающее психологическое подсознательное воздействие и заставляющие думать, что идея в голове у зрителя появилась сама по себе после изучения, а не из-за кого-то, в данном случае автора, извне. Примерами таких приемов могут служить: местоимения «мы», настраивающие зрителя на то, что описываемая утопия или антиутопия — это, непосредственно, будущее и экранных героев, и зрителей, то есть «нас»; подача информации как факта, который настраивает зрителя на понимание того, что то, что он наблюдает, произойдет, если допустить данный ход событий; аудиовизуальные приемы, такие как постановка кадра, музыкальное оформление, цветокоррекция, которые способны создать как уютную, так и напряженную атмосферу.
Также, и утопии, и антиутопии имеют общие черты научной фантастики и/или фэнтези, и обе они, как правило, разворачиваются в будущем, в котором технология была использована для создания идеальных условий жизни. Однако после того, как установилась обстановка для начала утопической или антиутопической истории, в центре внимания обычно оказывается не сама технология, а скорее психологическое состояние и эмоции персонажей, живущих в таких условиях.
В отличие от антиутопий, утопиями люди интересуются меньше, ведь добиться идеального общества, идеального мира для всех одновременно крайне сложно. В первую очередь, это связано с субъективностью взглядов: у каждого из нас свои представления об идеальной жизни и поэтому кажется практически невозможным общество, в котором каждый живет так, как ему нравится.
Другая проблема утопий — авторы обычно оставляют за скобками метод достижения идеального будущего. Люди в данном случае могут действовать в соответствии со своими убеждениями, и если единственное, что мешает им или их семье, клану, племени, расе или религии попасть в «утопию», — это кто-то другой или какая-то другая группа, тогда действия людей не знают границ. Может происходить все, что угодно: от проявления нетолерантности к другой группе людей до геноцида. Внутри каждой утопии есть антиутопия, стремящаяся вырваться наружу. Планы изменения мира, направленные на то, чтобы поставить всю человеческую жизнь и деятельность под благотворный контроль, неизбежно превращаются в регламентацию и принуждение.
Отсюда логичный вывод, почему жанр утопии является сложным для понимания, продумывания и написания — чтобы достичь то самое идеальное будущее, нужно пройти сложный 21 путь становления, который может занять много лет, отнять много сил или вовсе отнять все мо-
Бочкарев Георгий Дмитриевич
ральные принципы. То есть, достижение утопии абсолютно точно требует жертв, которые зависят уже от моральности самого человека или общества, и масштабных изменений во многих сферах жизни, а когда приходится убивать людей десятками миллионов, чтобы осуществить свою утопическую мечту, создается только антиутопический кошмар.
Исходя из всех вышеперечисленных ограничений, в большинстве случаев в кинематографе одновременно используются оба жанра. Но и здесь также существуют свои препятствия. В первую очередь, стоит отметить несамостоятельность наиболее известных фильмов в данных жанрах: почти за каждой успешной утопией или антиутопией на экране стоит литературный первоисточник. Наиболее очевидными примерами здесь являются франшизы «Голодные игры» и «Дивергент». С одной стороны, это позволяет авторам расширить аудиторию своих проектов и заставить задуматься о будущем общества. Но с другой стороны, это осложняет путь новым, оригинальным проектам, которые могут отметать в пользу уже известных франшиз. При этом, утопии и антиутопии, не имеющие за собой уже сформированной фанатской базы, довольно часто проваливаются в прокате, несмотря на положительные отзывы критиков и оригинальность своих идей.
Говоря о примерах подобных фильмов, не кроющих в себе переосмысление уже существующих литературных источников, в первую очередь стоит вспомнить фильм «Гаттака» 1997 г., признанный в 2011 г. самым достоверным научно-фантастическим фильмом всех времен по версии специалистов НАСА [Лента, 2011]. Главный герой живет в мире, где стало возможным редактирование генов человека. Жизнь и смерть людей в таком обществе практически полностью предопределена: при рождении врачи узнают ожидаемую продолжительность жизни и возможную причину смерти младенца. С одной стороны, это практически идеальное общество, где можно создать идеального человека, который добьется любых высот. Однако люди, зачатые «в любви», по большей части негодны для такого общества: у них в ДНК не устранена склонность к насилию и алкоголизму, а тело может страдать от различных генетических заболеваний. И хоть дискриминация в этом обществе и запрещена, таких людей практически не берут на серьезные должности, оставляя за ними должность уборщика. Именно таким, несовершенным, и является главный герой, который пытается заняться тем, чем хотел еще с детства, а именно космосом. Он вынужден скрывать свою истинную личность благодаря фальшивым анализам ДНК, при этом в умственных способностях он ни в чем не уступает годным людям.
Фильм не снискал особого успеха в прокате, едва окупившись. Но при этом ему удалось породить в научном сообществе дискуссию об опасности беспрестанного совершенствования генетических характеристик тех или иных видов, что является целью современных биотехнологий. «Гаттака» даже упоминалась генетиками на страницах известных научных изданий [Silver, 1997].
Идеальным примером антиутопии, созданной для экрана, является сериал-антология «Черное зеркало». Каждый эпизод рассказывает историю о человечестве, в котором получила широкое распространение какая-либо технология или концепция. Стоит углубиться в первую серию третьего сезона под названием «Нырок». В этом мире существует система социального рейтинга, где каждый может поставить человеку оценку по пятибалльной шкале. И чем выше данный рейтинг, тем больше услуг доступно человеку. С одной стороны, это делает общество более вежливым и учтивым по отношению друг к другу, а с другой стороны это делает людей эмоционально ущербными, заставляет скрывать свои истинные чувства и эмоции, приводя к неутешительным последствиям. Героиня эпизода пытается переехать в роскошный жилой комплекс, но для выплаты арендной платы ей не хватает денег. Однако, повысив свой рейтинг, у нее появится возможность получить скидку на новое жилье. Для выполнения своей цели она отправляется на свадьбу к подруге детства, где надеется впечатлить своей речью гостей свадьбы с высоким рейтингом. Рейс, которым она должна была лететь, отменен, и, спустя несколько случайных конфликтов в аэропорту, ее сниженный рейтинг вынуждает ее взять устаревший электромобиль в аренду и ехать на свадьбу на нем. В дороге электромобиль разряжается, но зарядка таких старых моделей уже нигде не производится. Остаток пути она вынуждена преодолеть автостопом, однако водители сторонятся ее из-за низкого рейтинга. В итоге ее подбирает дальнобойщица с рейтингом «1,4», которая рассказывает историю о том, что раньше она также стремилась к наиболее высокому рейтингу, однако вскоре ее муж умер от рака вследствие того, что экспериментальное лечение было предложено пациенту с рейтингом «4,4», в то время как у ее мужа был рейтинг «4,3». В свою очередь, когда невеста узнает, насколько снизился рейтинг главной героини, она отзывает свое приглашение на свадьбу. Главная героиня решает незаконно пробраться на свадьбу, в результате чего попадает в тюрьму, где у нее изымается чип для отслеживания рейтинга. Но довольно быстро она осознает, что рада этому, так как теперь может не скрывать свои эмоции от других людей.
Так, идеальное, на первый взгляд, общество постепенно превращается для зрителя в жесто-22 кое и обезличенное, где во главе находятся не человеческие качества, а цифры. Понять это нам помогает цветовая гамма эпизода, в которой изначально преобладают пастельные тона, которые
Issues of Media Business 2022, vol. 1, no. 2
ближе к концу тускнеют, а также музыкальное оформление эпизода, в один из важных для героини моментов имитирующее звук снижения рейтинга, напоминая нам о главном страхе героини.
Схожая по принципу действия «Система социального доверия» постепенно внедряется в Китае уже несколько лет. Основная ее цель — «построение гармоничного социалистического общества». К гражданам с низким рейтингом могут быть применены различные санкции, такие как запрет на работу в госучреждениях, отказ в соцобеспечении, отказ в местных люксовых гостиницах и ресторанах и так далее. Мы на реальном примере можем наблюдать, как стремление к утопии, по сути, только усиливает разделение общества [Lee, 2020].
Стоит также упомянуть о франшизе «Судная ночь» [Некита, Маленко, 2020]. Суть данной франшизы заключается в том, что в Америке после экономического краха правительство решается пойти на радикальные меры: раз в год на 12 часов разрешается любая преступная деятельность, а социальные службы на это время прекращают свою работу. Благодаря такому шагу все остальное время в году преступность в стране практически отсутствует, создавая идеальные условия для жизни общества. Большинство относится к данному событию как к празднику, закупает оружие и устраивает разбой на улицах городов. Государство в свою очередь под предлогом данного события занимается истреблением людей, живущих за чертой бедности, на поддержку которых тратится много ресурсов. Низший слой данного общества не может позволить себе даже надежно забаррикадировать собственное жилище, практически полностью исключая возможность самообороны.
Данная франшиза обращает внимание на необходимость тщательной и грамотной работы с такими социальными проблемами, как бедность, преступность и неравенство, что предлагает задуматься о судьбе общества, где преобладает жестокость в отношении бедняков.
Кроме описанных выше примеров, достойны рассмотрения и множество других утопий и антиутопий, которые поднимают актуальные для общества вопросы. К примеру, фильм «Лоб-стер» 2015 г., который акцентирует внимание на необходимости поиска решения демографической проблемы в Европе [Рудакова, 2020] при помощи сюрреалистического сюжета, или франшиза «Бегущий по лезвию», поднимающая вопрос о месте искусственного интеллекта и андроидов, появление которых уже сложно назвать вопросом «далекого будущего» в нашем мире.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что утопии и антиутопии являются хорошими коммуникативными инструментами управления будущим за счет манипулятивного инструментария авторов, который заставляет зрителя задуматься над текущими и будущими проблемами общества. Утопии и антиутопии в современном мире являются фантазиями о будущем, основанными на нынешней реальности и подкрепленными различными историческими фактами. Все это в сумме оказывает воздействие при помощи приемов коммуникации на зрителей, вкладывая им идею поведения для достижения или избегания того или иного будущего. Подобные жанры действительно оказывают большое влияние на сознание людей и формируют поведенческий паттерн для достижения определенной картины мира. Часто утопии и антиутопии показывают настолько реалистичные концепции развития общества и технологий, что в течение всего нескольких последующих лет элементы этих концепций способны воплощаться в жизнь.
Литература
Бакутина А.В. Утопия и антиутопия. Дихотомическое развитие антиутопии как отдельного жанра // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2019. № 2 (10). С. 11.
Некита А.Г., Маленко С.А. «Все мы там будем»: «Судная ночь» как пример эгалитарной идеологии кровавого, «санационного» карнавала // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 1 (36). С. 12-21.
Рудакова Е.К. Демографический кризис в Европе: типы возпроизводства населения // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 246253.
Lee A. What is China's social credit system and why is it controversial // South China Morning Post. 2020. Т. 9. Silver L.M Genetics goes to Hollywood // Nature Genetics. 1997. No. 17. P. 260-261.
References
Bakutina A.V. Utopia and anti-utopia. Dichotomous development. Science in a Megapolis, 2019, no. 2 (10), pp. 11. (In Russian)
Lee A. What is China's social credit system and why is it controversial. South China Morning Post, 2020, vol. 9.
Nekita A.G., Malenko S.A. «We'll all be there»: «the purge» as an example of egalitarian ideology in a bloody, «sanitary» carnival. Journal of Wellbeing Technologies, 2020, no. 1 (36), pp. 12-21. (In Russian)
Rudakova E.K. Demographic crisis in Europe: types of population reproduction. Vlast', 2020, vol. 28, no. 5, pp. 246-253. (In
Russian) 23
Silver L.M Genetics goes to Hollywood. Nature Genetics, 1997, no. 17, pp. 260-261.