ЛИТЕРАТУРА
1. Биомеханические основы техники выполнения гандбольных бросков различными способами / И.В. Петрачева, Ю.Н. Котов, К.Б. Ясин, А.Ю. Вагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 181-185.
2. Котов, Ю.Н. Биомеханические критерии рациональности техники бросков в прыжке гандболисток / Ю.Н. Котов, А.В. Воронов, И.В. Петрачева // Теория и практика физ. культуры. -2012. - № 4. - С. 72-74.
3. Lanka, J. Individual, Inter-individual and Group Variation of technique in throwing sports / J. Lanka, A. Shalmanov // Scientific Proceedings of Riga Technical University. - Riga, 2008. - Р. 200-207.
4. Van den Tillaar, R. A force-velocity relationship and coordination patterns in overarm throwing / R. VD. Tillaar, G. A. Ettema // Journal of sport science and medicine. - 2004. - N 3. - P. 211-219.
5. Wagner, H. Coordinative and tactical parameters of team-handball jump throw, The correlation of level of performance, throwing quality and selected technique tactical parameters / H. Wagner, S. Kainrath, E. Müller // Journal of sports science. - 2008. - N 338. - P. 35-41.
6. Yotov, I. Kinematic Structure of the Jump Shot in Handball Game / I. Yotov, Z. Arakchiyski // Journal European handball federation. - 2012. - N 6. - P. 1-7.
REFERENCES
1. Petracheva, I.V., Kotov, Yu.N., Yaseen, Q.B. and Vagin, A.Yu. (2016) "Biomechanical basic techniques performance handball of throwing with different ways", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 181-185.
2. Kotov, Yu.N., Voronov, A.V, and Petracheva, I.V. (2012), "Biomechanical criteria of efficiency of jumper technique of female handball players", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 72-74.
3. Lanka, J. and Shalmanov, A. (2008), "Individual, Inter-individual and Group Variation of technique in throwing sports", Scientific Proceedings of Riga Technical University, publishing house RTU, Riga, pp. 200-207.
4. Van den Tillaar, R. and Ettema G. A. (2004), "A force-velocity relationship and coordination patterns in overarm throwing", Journal of sport science and medicine, No. 3, pp. 211-219.
5. Wagner, H., Kainrath, S. and Müller, E. (2008), "Coordinative and tactical parameters of team-handball jump throw, The correlation of level of performance, throwing quality and selected technique tactical parameters", Journal of sports science, No. 338, pp. 35-41.
6. Yotov, I. and Arakchiyski, Z. (2012), "Kinematic Structure of the Jump Shot in Handball Game", Journal European handball federation, Vienna, Austria- Publisher, No. 6, pp. 1-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2016
УДК 797.21
АНТИТУРБУЛЕНТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБТЕКАЕМОСТИ ТЕЛА ПЛОВЦА
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Потапова, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Сформулировано понятие антитурбулентных упражнений. Выявлено, что обучение антитурбулентным упражнениям способствует улучшению метрических показателей в прикладном плавании. Установлены прогрессирующие изменения абсолютных и относительных пространственных характеристик одновременной техниче-
ской комбинации прикладного плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в изменениях динамических параметров испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: антитурбулентные упражнения, экономичность движений, прикладное плавание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p186-189
ANTI-TURBULENT EXERCISES AS A MEANS OF IMPROVING THE DYNAMIC OF
SWIMMER BODY STREAMLINING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Victorovna Potapova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State Pedagogical University, Moscow
Annotation
The article explores the capabilities of applied swimming training on the basis the use of private motor experience of military men. The notion of anti-turbulent exercises is formulated. It was found that training anti turbulent exercises helps to improve the metric indicators in the applied swimming. It was found the progressive changes of absolute and relative metric characteristics of simultaneously technical combination of applied swimming. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in changes of the dynamic parameters of the subjects of experimental and control groups are presented.
Keywords: anti-turbulent exercises, economy of movements, applied swimming.
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее эффективный фактор увеличения продуктивности плавания - это уменьшение внешнего гидродинамического сопротивления воды за счет создания динамической обтекаемости тела. Условия, способствующие обтекаемости, целесообразно рассматривать в двух фазах гребкового цикла - при выполнении гребковых движений и во время скольжения.
В первом случае данный вопрос сводится к попеременному поддержанию билатеральных обтекаемых позиций, а во втором - к проецированию всех звеньев тела в одну линию. Динамическое сочетание обозначенных принципов формирует модель скользящего плавания на основе увеличенной фазы скольжения.
Как свойство экономичности техники плавания обтекаемость задается пространственной ориентацией звеньев тела друг относительно друга и ориентацией всей кинематической системы тела в водной среде. Первая характеристика имеет отношение к форме тела, вторая связана с горизонтальной стабилизацией пловца.
Овладение навыками динамической обтекаемости связано не только с поддержанием вытянутого линейного положения тела во время скольжения, но и стремлением к подобному положению при производстве гребковых движений.
Проецирование всех звеньев тела в одну линию увеличивает продвижение вперед, что проявляется в улучшении таких важных биомеханических характеристик как «шаг» плавания и амплитуда гребка. «Шаг» плавания - это перемещение тела за один цикл гребковых движений, а амплитуда гребка - длина гребкового движения по кратчайшему расстоянию между задней и передней точками траектории.
Для увеличения «шага» плавания уменьшение гидродинамического сопротивления имеет большее значение, чем увеличение силы тяги. На уровне слабо экономичного владения техникой «шаг» плавания на 80% зависит от сопротивления воды и лишь на 20% -от силы гребковых движений. Поэтому проецирование звеньев тела в одну линию снижает сопротивление формы, увеличивает эффективность скольжения и вносит положитель-
ный вклад в увеличение «шага» плавания.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для формирования навыков динамической обтекаемости тела во время плавания были разработаны антитурбулентные упражнения, направленность которых характеризовалась развитием умения поддерживать обтекаемые позиции и проецировать все звенья тела вдоль единой оси, совпадающей с направлением движения. В связи с этим занимающиеся обучались активному посылу туловища вперед вслед за руками и умению удерживать единую линию тела на фазе скольжения.
Для экспериментальной проверки эффективности воздействия антитурбулентных упражнений были сформированы две группы испытуемых из числа военнослужащих -экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Состав участников групп прошел предварительную проверку на статистическую однородность.
Испытуемые ЭГ, владевшие одновременной симметричной технической комбинацией, обучались прикладному плаванию по методике экономизации движений с помощью освоения антитурбулентных упражнений, выполнявшихся на суше и в воде. Участники эксперимента, составившие КГ, проходили начальное обучение технике плавания способом брасс, которое проводилось целостно-раздельным методом [1].
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения биомеханических параметров движения до и после проведения эксперимента. Измерение проводилось по стандартным методикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлена динамика изменений технических параметров, полученная в результате эксперимента.
Таблица 1
Изменение метрических показателей техники плавания испытуемых экспериментальной и контрольной групп в результате эксперимента
Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Амплитуда гребка, м 0,73±0,02 0,82±0,05 0,71±0,02 0,74±0,02
Пропульсивный «шаг», м 0,51±0,01 0,55±0,01 0,58±0,02 0,55±0,02
Коэффициент скольжения 0,35±0,02 0,49±0,02 0,33±0,01 0,36±0,02
Рассмотрение данных таблицы позволяет отметить общее уменьшение амплитуды гребка на фоне возрастания пропульсивного «шага» у испытуемых экспериментальной группы. В совокупности с увеличившимися пропульсивным «шагом» и «шагом» плавания эта тенденция может быть признана позитивной, поскольку за счет меньших экстенсивных действий был получен больший результирующий эффект - увеличенное перемещение тела за одно гребковое движение.
У участников эксперимента, составивших контрольную группу, наблюдалась обратная тенденция: увеличение амплитудного размаха гребка в сочетании со снижением пропульсивного «шага». Общий размах гребка увеличивается, а продвижение тела вперед, связанное с эффективностью общей координации движений при правильном положении тела, является не столь значительным в связи с необходимостью полного согласования движений в целостный способ плавания.
В результате обучения у испытуемых экспериментальной группы коэффициент скольжения достоверно увеличился. Его возрастание произошло за счет преимущественного увеличения «шага» скольжения по отношению к пропульсивному «шагу», что свидетельствует об эффективности сформированных в результате эксперимента типологических комбинаций элементов, применяемых обучаемыми.
Аналогичная тенденция была отмечена и среди испытуемых контрольной группы, однако рост коэффициента скольжения оказался не столь значительным. Все изменения оказались достоверными. Таким образом, как причины, так и величина прироста коэффициента скольжения свидетельствуют в пользу методики обучения участников экспериментальной группы. Вышеизложенное позволяет заключить, что в результате проведенного эксперимента изменения метрических параметров техники плавания испытуемых ЭГ носили более выраженный прогрессирующий характер, чем у обучаемых КГ. Данный факт свидетельствует об эффективности применявшихся антитурбулентных упражнений и их положительном влиянии на формирование экономичной техники прикладного плавания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. (2001), Swimming, Physical Culture and Sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.03.2016
УДК 796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ АНАЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ
КОРРЕКЦИИ ЖИРОВОЙ МАССЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Леонидовна Волкова, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрены механизмы расходования жировых запасов организма в условиях физической работы аэробного и анаэробного характера. Приведены доводы в пользу использования упражнений анаэробного характера на уроках по физической культуре в школе, для коррекции жировой массы тела учащихся. Описан эксперимент, результаты которого показывают статистически значимое снижение процента жировой массы тела у школьников, занимающихся упражнениями преимущественно анаэробного характера.
Ключевые слова: коррекция жировой массы тела, физическая культура, избыточный вес, гликолиз, липолиз, упражнения анаэробного характера, упражнения аэробного характера.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p189-193
APPLICATION OF EXERCISES OF ANAEROBIC CHARACTER CORRECTING FAT MASS OF SCHOOLBOYS AT LESSONS ON PHYSICAL EDUCATION
Gennady Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalya Leonidovna Volkova, the post-graduate student, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article considers the mechanisms of fatty mass lost of the organism in the conditions of physical activity of aerobic and anaerobic character. Arguments in favor of use of exercises of anaerobic character are given in lessons of physical culture at school for correction of fatty body weight of pupils. Experiment which results show statistically significant decrease in percent of fatty body weight at the school students who are engaged in exercises of mainly anaerobic character has been described.
Keywords: correction of body fat, physical education, obesity, glycolysis, lipolysis, exercises of