УДК 338
С.А. Мартышкин*
АНТИТРЕСТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ И ВНЕШНЕЙ ЭКСПАНСИИ США (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)
В статье рассматривается история регулирования экономики в США в начале ХХ столетия. Изучаются такие проблемы, как антитрестовская политика американских президентов Т. Рузвельта, У.Г. Тафта и В.Т. Вильсона и их политика внешней экспансии как в Латинской Америке, так и на Дальнем Востоке. Делается вывод о том, что вильсоновская «новая демократия» явилась основой так называемого «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.
Ключевые слова: тресты, корпорации, антитрестовская политика, государственное регулирование экономики, федеральная администрация.
В истории Соединенных Штатов Америки был период, который можно назвать началом государственного регулирования экономики. В начале ХХ в. в стране ширилось антитрестовское движение, направленное на регулирование деятельности корпораций со стороны государства. Данное направление опиралось на соответствующее федеральное законодательство. В 1890 г. в США приняли закон Шермана, который считается первым антитрестовским законодательным актом этой страны. С приходом на пост американского президента Теодора Рузвельта (1901—1909 гг.) антитрестовская регулирующая деятельность государства стала более активной.
Рузвельт полагал, что государство должно было не просто регистрировать деятельность предпринимателей, а координировать развитие бизнеса. Предприниматели сопротивлялись государственному регулированию экономики. Возникали конфликтные ситуации с участием бизнесменов и американского государства. В 1902 г. таким конфликтом стала проблема функционирования «Нозерн секью-ритиз кампани». Это был крупный концерн, монопольно владевший почти всеми железными дорогами в северо-западных штатах. Косвенно данную транспортную систему контролировал банкирский дом Моргана. Единомышленник Рузвельта, министр юстиции США Ф. Нокс сделал сенсационное заявление в феврале 1902 г.: оказывается, американское правительство собиралось потребовать разделить «Но-зерн секьюритиз кампани» на основе шермановского законодательства.
Дж. Морган возмутился таким решением федеральной администрации. Однако Рузвельт не побоялся ущемить интересы финансовой элиты Америки. В марте 1902 г. началось разбирательство дела о демонополизации «Нозерн секьюритиз кампани». Вопрос о данной компании решал Верховный суд США. В итоге год
* © Мартышкин С. А., 2014
Мартышкин Сергей Алексеевич ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Антитрестовское движение в США и государственное регулирование экономики: ретроспективный анализ внутренней политики и внешней экспансии США
(начало XX века)
спустя высшая судебная инстанция Америки проголосовала за принудительную демонополизацию «Нозерн секьюритиз кампани», чтобы не нарушать закона Шер-мана. Рузвельт использовал этот случай для пропаганды своей политики социальной демагогии, получившей название «честного курса».
Конгресс США принял ряд законов против монополий в 1903 г. Было создано Бюро по делам корпораций. Оно собирало информацию о деятельности корпораций и проводило специальные расследования. Зато в 1905 г. конгресс провалил законодательство об установлении государственного контроля над железными дорогами. Борьба между сторонниками и противниками государственного регулирования в США также привела к вступлению в силу билля Хэпберна, предусматривавшего право Межштатной торговой комиссии устанавливать пределы повышения тарифных ставок. Расширялись полномочия правительственной санитарной инспекции на бойнях и мясокомбинатах в 1906 г. Расширилась площадь земель, охраняемых государством. Государственный резервный фонд земель увеличился вчетверо. Противники государственного регулирования земель в 1907 г. провалили законопроект о создании национальной комиссии по водным путям. В ответ на это противодействие администрация Рузвельта добилась в 1909 г. поправки к закону об охране берегов рек и улучшении гаваней [1, с. 111—114].
Преемник Рузвельта на посту президента США У.Г. Тафт (1909—1913 гг.) продолжал проводить политику демонополизации. Но она оказалось не такой активной, как при прежнем главе Белого дома. Либеральный реформизм нового президента на деле оказался замаскированным консерватизмом. Тафт по-прежнему произносил речи о необходимости антитрестовской борьбы. Вдвое больше, чем при Рузвельте, возбуждалось судебных дел против трестов по закону Шермана. Однако результаты этой борьбы оставались более чем скромными. В 1911 г. Верховный суд США возбудил иск против «Стандарт ойл». Корпорацию разделили на несколько частей, но ими всеми руководил все тот же Рокфеллер. При Тафте расследовалась деятельность «Стального треста», «Интернэшнл харвестер кампани». Правда, сам Тафт предлагал классификацию трестов на хорошие и плохие: первые надо оставить в неизменном виде, а с последними можно особенно не церемониться. Идея Тафта явно противоречила закону Шермана. «Дипломатия доллара» Тафта полна противоречий во внутренней экономической политике [2, с. 278—281].
Активизировалось государственное регулирование экономики при новом президенте США В. Вильсоне. При нем были приняты два закона, дополнившие антитрестовское законодательство: о создании Федеральной промышленной комиссии и закон Клейтона. Федеральная промышленная комиссия не могла эффективно регулировать деятельность монополий. Она была призвана всего лишь собирать информацию и привлекать к ответственности юридических и физических лиц, которые применяли «нечестные» методы конкуренции. Закон Клейтона (октябрь 1914 г.) должен был внести ясность в антитрестовскую борьбу. Были уточнены формулировки о законности деятельности корпораций. Закон Клейтона также был направлен против профсоюзов — их тоже посчитали разновидностью корпораций. Но Тафт и конгресс не соглашались полностью запретить профсоюзы как своеобразные «монополии», «тресты». Закончилась первоначальная, довоенная программа президента Вильсона, получившая название «новой демократии». Осенью 1914 г. президенту и его администрации казалось, что наступила пора отказаться от политики либеральных экономических реформ. Первая мировая война заставила Вильсона не просто продолжить, но вывести на новый уровень государственное регулирование экономики [3, с. 72—79].
Государственное регулирование экономики внутри страны дополнялось у президентов США начала ХХ столетия курсом на внешнюю экспансию. Очевидна связь между
стремлением контролировать экономическое положение в стране и политикой приобретения новых экономических сфер американского влияния. Экспансионистская политика была свойственна США во время всех администраций: Рузвельта, Тафта и Вильсона. Различались лишь ее детали. Показательно, что «честный курс» Т. Рузвельта в качестве государственного регулирования трестов и монополий в США на международной арене именовался политикой «большой дубинки». Американские бизнесмены установили необходимый для них порядок у себя дома, в США, и готовились к новым внешним завоеваниям. В начале ХХ в. американский экспорт вырос вчетверо в сравнении с серединой XIX в. Товары из Америки направлялись в страны Европы. Европейские предприниматели стали все чаще говорить об американской опасности вследствие недобросовестной конкуренции со стороны корпораций США. Крупным центром торговли и ареной борьбы между народами Запада и Востока призван был стать Тихий океан. США должны были, по мнению ее политических лидеров, стать великой державой [4, с. 17, 31].
Особенно интересовала американских экспансионистов соседняя с США страна — Мексика. Ее правительство поощряло иностранные инвестиции в экономику и одновременно сохраняло полуфеодальные порядки в сельском хозяйстве страны. В начале ХХ в. в Мексике располагались две трети капиталовложений США в Латинской Америке. В национальном богатстве Мексики около половины принадлежало американским монополиям. Корпорации США занимали главенствующие позиции в мексиканской экономике. Американцы в Мексике были заняты не только в крупной промышленности, но и в мелком бизнесе, культуре, образовании, здравоохранении. Американо-мексиканские отношения обострялись в случае недоброжелательности мексиканцев в адрес экономических позиций США в этой стране. Администрация США неизменно выступала в защиту американского экономического и политического влияния в Мексике. Сущность мексиканской политики США сводилась к борьбе с иностранными концессиями на территории этой латиноамериканской страны и отождествлялась американскими журналистами с той антитрестовской борьбой, которую федеральная администрация вела внутри Соединенных Штатов. Президент Вильсон пошел на открытую интервенцию в Мексике в 1913 г. [5, с. 54, 74].
Американские экспансионисты рассчитывали и на малоосвоенный в ту эпоху дальневосточный, прежде всего китайский, рынок. В попытке колониального закабаления Китая заметную роль сыграли группы Дж. Моргана и Дж. Рокфеллера. Производители и экспортеры керосина, муки, стали и текстиля из США рассчитывали укрепить собственные позиции в Китае. На рубеже XIX—ХХ вв. в США действовали объединения промышленников и финансистов, ориентированные на китайский рынок: «Америкэн Чайна дивелопмент кампани», «Америкэн Эйши-этик ассошиейшн», «Комитет американских интересов в Китае» [6, с. 44].
Несмотря на явную склонность Рузвельта к политике внешней экспансии на Дальнем Востоке, которая заставила американского президента переориентироваться от традиционной «дружбы» с Японией на эскалацию конфронтации с этой страной, промышленно-финансовые круги США не очень высоко оценивали успехи своей федеральной администрации на пути формирования сферы экономического влияния в Китае. Так, американский журнал «Коммершел энд файненшл кроникл» написал в 1907 г., что американские позиции в Тихоокеанском регионе существенно ослабли за время пребывания Рузвельта на посту президента США [7, р. 294].
Президент США У.Г. Тафт сам был вынужден признать, что «в японо-китайской конвенции... 1907 г. предусматривалась... попытка установить монопольный контроль над добычей угля в Южной Маньчжурии и над магистралью Аньдун-Мукден, что исключает американцев из широкого круга предприятий, в которых они принимали
Антитрестовское движение в США и государственное регулирование экономики: ретроспективный анализ внутренней политики и внешней экспансии США
(начало XX века) 101
участие в соответствии с подписанным американо-китайским договором... 1909 г.» [8, р. 84—85]. Конкуренция внутри группы американских экспансионистов, ориентировавшихся на китайский рынок, только усилилась в течение непоследовательной внешней политики Тафта. В декабре 1911 г. американский журнал «Уорлд уорк» выступил с критикой восточноазиатской политики этого президента. «Главный результат "дипломатии доллара" на Дальнем Востоке, — писал «Уорлд уорк», — состоит не только в подрыве интересов Дж. Моргана, "Кун, Леб энд кампани", "Фест нейшнл бэнк" и "Нейшнл Сити бэнк", в отказе других государств предоставить США равную долю с остальными финансовыми группами в субсидировании индустриального развития Китая, но и в том, что она способствовала назреванию китайской революции» [9, р. 135].
Политика Вильсона в Восточной Азии отличалась большей продуманностью, чем у его предшественника на посту главы Белого дома — Тафта. Однако и новый президент США мало преуспел на пути осуществления американской внешнеэкономической экспансии на Дальнем Востоке. Вильсон заявил о выходе американских банков из состава международного финансового консорциума, который предоставил крупный заем Китаю в 1913 г. Российский журнал «Китай и Япония» сделал вывод, что японские фабриканты совершенно вытеснили американских с китайского рынка благодаря более низкой цене японских товаров [10, с. 34].
Во время I мировой войны в США сформировался новый тип государственного регулирования экономики — военная администрация. Это была параллельная структура власти, которая была призвана удовлетворять военные потребности Америки. Возникли новые государственные институты на случай чрезвычайной обстановки военного времени. По сути, они были выведены из ведения высших правительственных органов. До вступления США в войну в апреле 1917 г. были отдельные комиссии и комитеты, а затем, в августе 1916 г., возник Совет национальной обороны, который явился совещательным органом при американском президенте. Наконец, в марте 1918 г. появилось Военно-промышленное управление. Этот орган координировал работу по регулированию экономической сферы США. Опыт военно-государственного регулирования американской экономики сослужил хорошую службу правящим кругам США: его широко использовали во время «нового курса» президента США Ф.Д. Рузвельта [11, с. 119—120].
Библиографический список
1. Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Политический портрет. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. 192 с.
2. История США: в 4 т. Т. 2. 1877-1918. М.: Наука, 1985. 600 с.
3. Гершов З.М. Вудро Вильсон. М.: Мысль, 1983. 335 с.
4. Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале ХХ века. М.: Наука, 1969. 468 с.
5. Фоменко Р.В. Мексиканская политика Вудро Вильсона (1913-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2001.
6. Мартышкин С. А. Борьба в правящих кругах США по вопросам отношений с Японией (1906-1914 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Куйбышев, 1990.
7. The Commercial and Financial Chronicle. 1907. Vol. 84.
8. Congressional Record. 1909. Vol. 45. Pt. 1.
9. The World's Work. 1911. Vol. 22. № 2.
10. Китай и Япония. 1916. № 238.
11. Окунь А.Б. Военная администрация США: опыт коллективного портрета // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. 2. Самара: Самарский университет, 1997. С. 112-120.
References
1. Utkin A.I. Theodore Roosevelt. Political portrait. Sverdlovsk: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 1989. 192 p.
2. History of USA: in 4 vol. Vol. 2. 1877-1918. M.: Nauka, 1985. 600 p.
3. Gershov Z.M. Woodrow Wilson. M.: Mysl, 1983. 335 p.
4. Zubok L.I. Expansionist policy of the USA in the beginning of the XX century. M.: Nauka, 1969. 468 p.
5. Fomenko R.V. Mexican policy of Woodrow Wilson (1913-1917 years): thesis ... of the candidate of historical sciences. Samara, 2001.
6. Martyshkin S.A. Fighting in the ruling circles of the USA on the question of relations with Japan (1906-1914 years): thesis ... of the candidate of historical sciences. Kuibyshev, 1990.
7. The Commercial and Financial Chronicle. 1907. Vol. 84.
8. Congressional Record. 1909. Vol. 45. Pt. 1.
9. The World's Work. 1911. Vol. 22. № 2.
10. China and Japan. 1916. № 238.
11. Okun' A.B. Military Government of the USA: experience of collective portrait // History and historiography of the foreign world in persons. Ed. 2. Samara: Samarsky Universitet, 1997. P. 112-120.
S.A. Martyshkin *
ANTITRUST MOVEMENT IN THE USA AND STATE REGULATION OF ECONOMICS: RETROSPECTIVE ANALYSIS OF INNER POLICY AND FOREIGN EXPANSION OF THE USA (BEGINNING OF THE XX CENTURY)
The article deals with the history of economic regulation in the USA in the beginning of the XX century. Such problems as antitrust policy of American presidents Th. Roosevelt, W.H. Taft, and W. Th. Wilson and their policies of foreign expansion both in Latin America and in the Far East are discussed. Author made his conclusion that Wilson's «New Democracy» was a base of the so-called «New Deal» of F.D. Roosevelt.
Key words: trusts, corporations, antitrust policy, state regulation of economy, federal administration.
* Martyshkin Sergey Alekseevich ([email protected]), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.