УДК 902
ЕРМАКОВ Александр Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, заместитель декана исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Автор 84 научных публикаций, в т.ч. 7 монографий и 5 учебных пособий
АНТИСЕМИТСКАЯ ПРОПАГАНДА В НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются формы и содержание антисемитской пропаганды в Национал-социалистической женской организации, дается характеристика пропагандистских составляющих негативного образа еврейского народа, выявлена взаимосвязь антисемитизма с антибольшевизмом и антилиберализмом, показана расово-биологическая основа нацистского антисемитизма.
Антисемитизм, расизм, национал-социализм, нацистская Германия, геноцид, Холокост
Истребление нацистами шести миллионов европейских евреев в годы Второй мировой войны было бы невозможно без сотрудничества с гитлеровским режимом многих немцев и немок. Женщины, как подчеркивает американская исследовательница Клаудия Кунц, в значительной мере способствовали изоляции евреев от остального населения Германии: именно они, начиная с 1933 года, бойкотировали еврейские гешефты и избегали общения со своими «неарийскими» соседями1. Анетта Кун - специалист по исторической феминоло-гии из ФРГ - утверждает, что немецкие женщины в той же мере, что и мужчины несли «политическую ответственность за преступления национал-социалистического режима», за политику геноцида2.
Холокосту, в который в разной степени были вовлечены многие немцы и немки, пред-
шествовала многолетняя антисемитская пропаганда. В еще большей мере гитлеровский режим культивировал ненависть по отношению к евреям после начала их массового уничтожения в 1941 году. Помимо специально созданного министерства народного просвещения и пропаганды распространением идей нацистского расово-биологического антисемитизма занимались другие министерства, партийные и государственные учреждения, различные организации Третьего рейха. При этом антисемитскую пропаганду, специально ориентированную на немецких женщин, вела Национал-социалистическая женская организация (НСФ). В НСФ и находившейся под ее управлением организации Немецкое женское дело (ДФВ) в 1941 году состояло 6 млн участниц. Если исчислять количество всех немецких женщин
© Ермаков А.М., 2010
в возрасте старше 18 лет в 30 млн, то в работе НСФ/ДФВ участвовала каждая пятая немка3.
Одной из основных задач НСФ являлось «воспитание», т.е. идеологическая обработка женской части населения страны. Эта задача выполнялась путем распространения книг, брошюр, периодических изданий, расклейки плакатов, организации выставок, митингов, торжеств. Важные текущие и общие мировоззренческие вопросы в НСФ рассматривались на еженедельных вечерах местных групп - фрау-эншафтов. Отсутствие на нескольких вечерах без уважительной причины могло наказываться денежным штрафом или исключением из НСФ. Имперское управление по работе с женщинами (РФФ) издавало директивы по проведению вечеров и требовало организовывать их так, чтобы участницы фрауэншафта не чувствовали принуждения. Такие вечера должны были напоминать торжество, праздник, участвуя в котором, женщины могут расслабиться и почувствовать единство, сопричастность к общему делу. РФФ подчеркивало, что самой эффективной идеологической обработкой является та, которая не воспринимается объектами как таковая4.
Пропагандистские усилия НСФ постоянно направлялись на формирование у немецких женщин антисемитских убеждений. Еще до прихода нацистов к власти в марте 1932 года, были разработаны «Принципы Национал-социалистической женской ор-
ганизации», провозглашавшие задачей всех национал-социалисток борьбу с «еврейско-материалистическим духом»5.
В июле 1932 года из уст ораторов нацистской женской организации можно было слышать, что «марксизм и его вожди, евреи, точно знали, где они могут начать свою подрывную деятельность. Постепенно они завоевывали театр, кино, литературу и искусство и отсюда оказывали свое разрушительное влияние на нашу молодежь». Среди немецкого народа марксизм и еврейство «распространяли чуждый, разлагающий дух». «Если мы, немцы, говорим о защите женщины, то для нас это - все женщины. Но еврей считает женщиной только
еврейку, арийская женщина для него - лишь животное!»6.
НСФ участвовала в бойкоте еврейских магазинов, адвокатских контор и медицинских кабинетов, проведенном нацистским правительством в начале апреля 1933 года. Незадолго до него руководительницы местных групп получили указание: «Приближается Пасха... Подарки на конфирмацию и причастие, одежду, венки, сборники псалмов, а также пасхальные подарки и сладости для наших детей ни при каких обстоятельствах нельзя больше покупать в универмаге или еврейских магазинах, которые благодаря нашим христианским и немецким торжествам делают коммерческую рекламу, насмехающуюся над нашими чувствами»7.
Плакаты НСФ призывали нацистских активисток: «Четырнадцать лет вы, партийки, плечом к плечу с коричневым фронтом боролись против еврея, смертельного врага немецкого народа, разоблачали еврейскую ложь и сторонились еврейских магазинов. Ни гроша больше еврейскому магазину, никаких еврейских врачей, никакого еврейского адвоката для немецкой женщины или немецкой семьи! Женщины, не надо недооценивать всей серьезности этого решительного боя. Еврей намерен вести его вплоть до уничтожения немецкого народа. Мы ведем его вплоть до уничтожения еврейства»8.
Одна из руководительниц НСФ Паула Зи-бер критиковала буржуазное и пролетарское женское движение в Германии за то, что оно, якобы, попало под влияние «еврейского учения
о равенстве и свободе полов», «выродилось» и несет свою долю ответственности за «деградацию» немецкого народа9. Неудивительно, что во время унификации ненацистских женских организаций, которая официально началась с
10 мая 1933 года, национал-социалистки в ультимативной форме потребовали от их руководства не только безоговорочно встать на сторону гитлеровского правительства и назначить участниц Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) на руководящие должности, но и исключить из своих рядов евреек10. Тогда многие женские организации буквально спешили заявить о своей верности
нацистскому режиму. Никто из феминисток не попытался воспротивиться антисемитской политике нацизма и вступиться за участниц, подвергшихся дискриминации по расовому признаку. Повсюду в Германии заседания женских организаций открывались словами: «Мы просим участниц-евреек покинуть помещение»11.
Известно, что в местных группах гау НСФ Бадена в 1933-1936 годах женщинам часто предлагались доклады по следующим темам: «Версальский диктат», «Борьба за пограничные территории и судьба немцев за рубежом», «Домохозяйка как хранительница народного здоровья», «Национал-социалистка и ее одежда», «Как мы используем нашу морскую рыбу?», «Вопросы воспитания в раннем детском возрасте», «Закон о предотвращении потомства, страдающего наследственными болезнями», «Еврейский вопрос», «Раса и мировоззрение», «Раса - это судьба», «Сионистские протоколы». Несомненно, сочетание антисемитской тематики с апелляциями к национальному чувству немок и сообщением интересных для женщин-домохозяек бытовых знаний способствовало успеху усилий НСФ по формированию негативного отношения к евреям12.
Сразу после издания антисемитских Нюрнбергских законов в сентябре 1935 года РФФ распорядилось об «интенсивном» рассмотрении во всех местных группах НСФ «еврейского вопроса» на основании книги Гитлера «Моя борьба», а во время «Имперской хрустальной ночи» - общегерманского еврейского погрома в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года - некоторые нацистские активистки вышли на улицы вместе с отрядами штурмовиков, чтобы указать им всех евреев-мужчин, проживающих в квартале. Однако, по-видимому, в женской организации не было единодушного одобрения погрома, поскольку в декабре 1938 года журнал НСФ «NS-Frauenwarte» опубликовал статью, призывавшую читательниц не ломать себе голову над «разбитыми витринами и арестованными евреями», ведь, в конечном счете, последние сами виноваты в случившемся13.
За всеми врагами Германии, неустанно напоминали участницам НСФ, стоит еврей -
«мировое еврейство всеми средствами пытается помешать победе национал-социализма». Евреи ненавидят Германию и немецкий народ, они являются «заведомым инструментом враждебных держав». Несмотря на их изоляцию от немцев, «еврейская опасность» для немецкого народа и прежде всего для его зародышевой клетки - семьи - сохраняется, т.к. целью евреев является «внесение бациллы разложения в зародыш, в корень народа - в семью». Как «своевременная и правильная мера» трактовалось введение на территории самой Германии с
15 сентября 1941 года ношения евреями желтой звезды - «звезды Давида». Едва ли обычные немки осознавали, что «тем самым завершились общественное унижение и стигматизация, был окончательно установлен контроль над этим преследуемым меньшинством», - пишет немецкий историк Вольфганг Бенц14.
В марте 1941 года во все гау НСФ была разослана копия антисемитского фильма Фрица Гиппера «Вечный жид», вышедшего в прокат в сентябре 1940 года. Фильм было приказано демонстрировать на всех учебных курсах в школах гау и округов, а также «в ходе прочих учебных мероприятий». В ноябре 1941 года главной темой политических ораторов НСФ была объявлена тема «Еврейство», управления гау регулярно готовили новые и новые материалы для пропагандисток по антисемитской тематике15.
С использованием антисемитских высказываний Иоганна Вольфганга Гете, Артура Шопенгауэра, Джордано Бруно, папы Павла IV, Наполеона, Томаса Карлейля, Лайоша Кошу-та немкам доказывали, что еврейский вопрос существовал «всегда и у всех народов», что еврея представляли себе «разлагающим народ элементом, паразитом в принимающих его народах». Еврейский вопрос отнюдь не был «изобретен» национал-социализмом, как утверждает антигерманская пропаганда. Другим народам, якобы, были давно ясны «две движущие силы еврейства: деньги и секс»16.
Участницы НСФ могли прочитать в своем журнале, что евреи - «раса паразитов», «неполноценная раса», «кровопийцы на теле нашего народа», «настоящие бактерии в международ-
ном порядке». Их убеждали, что еврейский вопрос в оккупированных странах Европы надо решить так же, как он был решен в Германии: на европейском континенте не должно остаться ни одного еврея. «Очагом еврейской инфекции в Европе» было объявлено генерал-губернаторство, в котором есть города, на 70% заселенные евреями. «Как только в каком-либо государстве становятся ощутимыми проявления болезни или политической слабости, в эту несчастливую страну из гетто, расположенных на Востоке, польется поток евреев, чтобы, используя ее бедствия, самим придти к власти и богатству»17
Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и британский министр иностранных дел Энтони Иден были названы «прислужниками анонимного крупного еврейского капитала», а правительства США и Великобритании - «преступными бандами Рузвельта и Черчилля»18. Рузвельт, по словам немецкого женского журнала, - «гангстер», «инструмент своих еврейских сообщников», «заурядный преступник в руках еще более опасных преступников» евреев Феликса Франкфуртера, Самуила Ро-зенмана, Бернарда Баруха, именно их ставленники занимают ведущие посты в государственном аппарате США. Как сообщала немецкая пресса, президент не выполнил свои обещания преодолеть экономический кризис, напротив, в 1937 году, когда в фашистской Италии и национал-социалистической Германии «под гениальным руководством Адольфа Гитлера» наступил расцвет экономики, в США наметился новый виток кризиса; чтобы удержаться у власти, Рузвельт по подсказке своих «советчиков-евреев» приступил к подготовке новой мировой войны; в 1938 году американский президент установил контакты с «поджигателями войны» в Европе - Черчиллем, лордом Галифаксом, «страдающими манией величия поляками» и «продажными субъектами в Париже». После того, как президент пообещал им экономическую помощь и даже участие США в войне против Германии, трагедия в Европе стала неизбежной19. Немецкая пропаганда гласила: теперь же в продолжении войны заинте-
ресованы только евреи, составляющие в США 90% из 46 тыс. миллионеров. «Война нужна еврейству, чтобы ослабить народные тела, потому что только слабые тела терпят паразитов, тогда как сильные отталкивают их. Война нужна еврейству, чтобы создать всеобщий хаос, пока другие народы не осознали еврейского вопроса. Еврейство с нетерпением ждало этой войны для воплощения своего тайного мирового господства». Солдаты, воюющие против Германии и ее союзников, сражаются не на той стороне, все больше запутываясь в сетях, расставленных евреями20.
«Гордый британец и самостоятельный американец не замечают, что со временем они превратились в пособников еврейского стремления к мировому господству. Если Черчилль и Рузвельт сегодня думают, что они правят и сами определяют судьбу своих народов, то они должны оплачивать это самонадеянное безумие потоками крови руководимых ими народов. За кулисами, в безопасности сидят настоящие заправилы, язвительно смеющиеся евреи и ждут, когда нанятое ими войско англичан, американцев и большевиков, уничтожив немецкий народ, осуществит их планы мирового господства». Советский социализм - это «еврейский социализм», равноценный уничтожению «народной субстанции», обезличиванию личности, уравниловка и триумф брутального произвола. Евреи пытаются уничтожить Германию как государство, а немцев - как народ, говорилось в нацистском женском журнале21.
Доказательством этого служили германофобские произведения Ильи Эренбурга, призвавшего «убить немца», который в противном случае не только «возьмет твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии», «повесит русского человека», но и «опозорит русскую женщину»22. Участниц НСФ пугали тем, что «большевистский придворный еврей» Эрен-бург в красноармейских газетах призывает азиатские орды «пить кровь немецких женщин» и «показать фашистским девушкам, у кого власть над ними»23.
По версии РФФ, евреи разжигали антине-мецкие настроения и в западных демократиче-
ских странах. В доказательство приводилось, например, заявление корреспондента «Daily Express» в британском парламенте от 9 февраля 1943 года: «Если бы однажды люди прочитали в газетах, что стихийное бедствие уничтожило немцев и сделало из Германии ливийскую пустыню, то на лице каждого англичанина и американца появилась бы улыбка. В конце войны нужно обстричь немцам когти, забрать у них всю промышленность, создать вокруг Германии карантинный пояс и оставить немцев вариться в собственном соку. Ни британцев, ни американцев не должно интересовать, погибнут они из-за этого, или нет»24.
Конференцию по проблемам экономического развития послевоенного мира в американском городе Хот Спрингс (лето 1943 года) пропаганда НСФ объявила этапом строительства «еврейского мирового господства». На конференции, как рассказывали немецким женщинам, речь, якобы, шла о создании «экономической системы, которая даст в руки евреям бич голода над миром». В соответствии со звучавшими в Хот Спрингсе предложениями, Германия, Италия, Испания, Франция, Бельгия должны будут производить только овощи, фрукты и молочные продукты, а зерно получать из США, Великобритании и СССР Это, якобы, «опустошит хлебную корзину культурных народов Европы», потому что в странах антигитлеровской коалиции вся торговля продовольствием находится в руках евреев. Такая ситуация грозит Германии уничтожением крестьянского сословия, как это произошло в Советском Союзе, и превращением домохозяек и крестьян «в рабов» еврейского капитала25.
Профессор Иоганн фон Леерс популяризировал антисемитские идеи Гитлера и внушал немецким женщинам, что «еврейский народ из-за алчности своей дурной и наследственно криминальной крови и из-за своей глубокой ненависти к неевреям постоянно порождает особенно много сексуальных преступников», что «у евреев особенно часто встречаются криминальные наклонности» и «ни у одного народа в мире нет столько инфицированных венерическими болезнями, душевнобольных, самоу-
бийц и больных. Ни одна раса в мире не знает такого количества индивидуумов, которые наполняют свою жизнь суррогатами любви». Торговля девушками во всех странах, якобы, ведется только евреями. «Алчность, ненависть, презрение к нашим женщинам характеризуют евреев. Представим себе, что еврейство, если бы оно победило в Германии, сделало бы с нашими женщинами и девушками. Как оно похищало, издевалось и бесчестило бы их. Только при мысли об этом кровь стынет в жилах»26. Немецкая исследовательница Маргарет Дёрр верно отмечает, что Леерс «спекулировал на двух вещах: на известном интересе к эротически непристойному и зловещему в чопорной, официально ригидной в моральном отношении атмосфере того времени, и на чувстве гордости из-за высокой оценки немецкой женщины немецким мужчиной»27.
Итак, антисемитская пропаганда, проводившаяся в Национал-социалистической женской организации, была одной из предпосылок и одним из условий Холокоста. Пропаганда НСФ приписывала евреям все мыслимые негативные качества, именно они были представлены немкам как главные виновники бедственного положения Германии после Первой мировой войны, с ними ассоциировались нужда, ухудшение демографической ситуации и падение нравов, наконец, именно евреев обвиняли в развязывании Второй мировой войны. Русские, англичане, американцы, по версии НСФ, стали врагами Германии и немцев именно потому, что попали под влияние еврейства и насаждаемых им «ложных» идеологий - марксизма и либерализма. Пропаганда, проводившаяся среди участниц Национал-социалистической женской организации, придерживалась той же тематики, что и издававшийся гауляйтером Франконии Юлиусом Штрайхером антисемитский журнал «Der Stürmer», акцентированный на сексуальном насилии и извращениях, якобы, присущих еврейскому народу. Пропагандистская деятельность НСФ способствовала как оживлению традиционных для Германии антисемитских клише, так и распространению нового,
расово-биологическиого обоснования антисемитизма. Культивируя ненависть и презрение к евреям, нацистская женская организация, в конечном счете, способствовала реализации
плана их беспощадного и поголовного физического уничтожения, которое национал-социалисты цинично называли «окончательным решением еврейского вопроса».
Примечания
1 Koonz C. Das «zweite Geschlecht» im «Dritten Reich» // Feministische Studien. 1986. Heft 2. S. 19.
2 См.: Kuhn A. Die Täterschaft deutscher Frauen im NS-System - Traditionen, Di-mensionen, Wandlungen // Polis. Heft 7. Frauen im Nationalsozialismus. S. 2-19.
3 Scholtz-Klink G. Die Frau im Dritten Reich. Eine Dokumentation. Tübingen, 1978. S. 75.
4 Dammer S. Kinder, Küche, Kriegsarbeit - Die Schulung der Frauen durch die NS-Frauenschaft // Mutterkreuz und Arbeitsbuch. Zur Geschichte der Frauen in der Weimarer Republik und im Nationalsozialismus. Frankfurt am Main, 1981. S. 231.
5 Diehl G. Die deutsche Frau und der Nationalsozialismus. Eisenach, 1933. S. 118.
6 Цит. по: Michel A. «Alte Kämpferinnen». Dora Horn-Zippelius und Gertrud Gigl, Propaganda- und Gauschulungsleiterinnen der NS-Frauenschaftin Baden // Kißener M., Scholtyseck J. (Hrsg.). Die Führer der Provinz. NS-Biographien aus Baden ud Würt-temberg. Konstanz, 1997. S. 232, 236, 24o.
7 Цит. по: Ibid. S. 242.
8 Цит. по: Зигмунд А.М. Женщины нацистов. М., 2001. С. 118.
9 Цит. по: Koonz C. Mütter im Vaterland. Frauen im Dritten Reich. Freiburg, 1991. S. 97.
10 Arendt H-J. Die «Gleichschaltung» der bürgerlichen Frauenorganisationen in Deutschland 1933/34 // Zeitschrift für Geschichtswissenschaft. 1979. H. 7. S. 623.
11 Koonz C. Mütter im Vaterland. S. 163-164.
12 Michel A. Op. cit. S. 245.
13 Die armen Juden // NS-Frauenwarte. 8. Jg. (1938/1939). S. 407.
14 Benz W. Geschichte des Dritten Reiches. München, 2000. S. 210.
15 Michel A. Op. cit. S. 262.
16 S. Die Juden in der Weltkritik // NS-Frauenwarte. 12. Jg. (1944). Heft. 12. 2. Um-schlagseite.
17 R. K. Ostjuden unter sich // NS-Frauenwarte. 11. Jg. (1942). Oktober. Heft 6. S. 74.
18 R. K. Hätte der Krieg vermeiden werden können? // NS-Frauenwarte. 10. Jg. Heft. 15. 2. Umschlagseite.
19 Der Gangster Roosvelt // NS-Frauenwarte. 11. Jg. (1943). Januar. Heft 10. 3. Umschlagseite.
20 R. K. Die judische Offensive // NS-Frauenwarte. 12. Jg. (1943). Oktober. Heft. 2. S. 15.
21 Schwarz-Semmelroth E. Die grosse Front, die Deutschland heisst // NS-Frauenwarte. 12. Jg. (1944). Heft. 12. S. 167.
22 Эренбург И. Убей! // Красная звезда. 1942. 24 июля.
23 Schwarz-Semmelroth E. Op. cit. S. 167.
24 Ibid.
25 R. K. Die Hungerpeitsche // NS-Frauenwarte. 11. Jg. (1943). August. Heft. 18. 3. Umschlagseite.
26 Leers J. Was der Jude über die Frau denkt // NS-Frauenwarte. 12. Jg. (1943). September. Heft. 1. 3. Umschlagseite.
27 Dörr M. «Wer die Zeit nicht miterlebt hat»... Frauenerfahrungen im Zweiten Weltkrieg und in den Jahren danach. Frankfurt am Main, 1998. Bd. 2. S. 355.
Ermakov Alexandr
ANTI-SEMITIC PROPAGANDA WITHIN THE NATIONAL SOCIALIST FEMALE
ORGANIZATION
The article considers the forms and content of anti-Semitic propaganda within the National Socialist Female Organization and gives a description of the propaganda com-ponents of the Jewry negative image. The correlation between anti-Semitism and anti-Liberalism, and anti-Bolshevism is revealed; the racial biological basis for the Nazi anti-Semitism is shown.
Контактная информация: e-mail: ermakov.a.m@mail.ru
Рецензент - Репневский А.В., доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Лизунов П.В., доктор исторических наук, профессор кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова