®
www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2024.2.16
UDC 94(47).084.8 Submitted: 23.10.2023
LBC 63.3(2) Accepted: 25.02.2024
ANTI-RUSSIAN SANCTIONS: HISTORY AND MODERNITY
Vladimir V. Moiseev
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russian Federation
Vladimir P. Trut
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Leonid A. Sivachenko
Belarusian-Russian University, Mogilev, Republic of Belarus
Abstract. Introduction. The article examines the historical retrospective and the modern application of sanctions by Western countries as political and economic pressure on Russia to achieve geopolitical goals. A historical analysis of the content of the sanctions pressure on our country from unfriendly states will not only reveal its essence and main goals but also help in developing methods to overcome or mitigate the negative effects of sanctions on the economy and socio-political sphere. Methods and materials. The sources of this article are official government documents, published statistical materials, scientific research by domestic and foreign researchers, including works of the modern period, as well as official government decisions of the United States and the European Union on anti-Russian sanctions. The authors consider the consequences of sanctions for the socio-economic development of the Russian Federation. Analysis. As a result of the study, the sanctions imposed by Western countries against our country in various historical periods were analyzed. Special attention is paid in the article to the consideration of the goals and content of the large-scale Western sanctions imposed against the Russian Federation at the present stage, especially after the start of a special military operation in Ukraine. Results. The analysis showed that anti-Russian sanctions have become the main instrument of pressure on the politics and economy of Russia as a sovereign state. Simultaneously with the huge increase in the number of sanctions (about 19 thousand different restrictions and prohibitions), their tightening took place. The banking, energy, manufacturing and some other sectors of the Russian economy suffered certain losses from their impact. Authors' contributions. V.V. Moiseev prepared material on the history of anti-Russian sanctions; V.P. Trut participated in writing the section of the article devoted to modern anti-Russian sanctions. L.A. Sivachenko presented the author's content, which expanded the content of the article on the history and modern anti-Russian sanctions. All the authors were directly involved in the ^ development of the concept of the article, its writing, analysis of the proposed issues, justification and formulation of conclusions.
Key words: anti-Russian sanctions, history, modernity, historical analysis, special military operation.
M
g Citation. Moiseev V.V., Trut V.P., Sivachenko L.A. Anti-Russian Sanctions: History and Modernity. Vestnik g Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye eS otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, $ vol. 29, no. 2, pp. 183-192. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.2.16
C
pq УДК 94(47).084.8 Дата поступления статьи: 23.10.2023
^ ББК 63.3(2) Дата принятия статьи: 25.02.2024
§ АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
«
(D
g Владимир Викторович Моисеев
о
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, © г. Белгород, Российская Федерация
Владимир Петрович Трут
Донской государственный технический университет, г. Ростов на-Дону, Российская Федерация
Леонид Александрович Сиваченко
Белорусско-Российский университет, г. Могилев, Республика Беларусь
Аннотация. Введение. В статье рассматривается историческая ретроспектива и современное применение санкций западными странами в качестве политико-экономического давления на Россию для достижения геополитических целей. Исторический анализ содержания санкционного давления на нашу страну со стороны недружественных государств позволит не только вскрыть его сущность и основные цели, но и окажет помощь в выработке методов преодоления или купирования негативных последствий санкций для экономики и социально-политической сферы. Методы и материалы. Источниками данной статьи являются официальные правительственные документы, опубликованные статистические материалы, научные исследования отечественных и зарубежных исследователей, включая работы современного периода, а также официальные государственные решения США и Евросоюза по антироссийским санкциям. Авторами рассмотрены последствия санкций для социально-экономического развития РФ. Анализ. В результате исследования были проанализированы санкции, вводившиеся западными странами против нашего государства в различные исторические периоды. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению целей и содержания введенных крупномасштабных западных санкций против Российской Федерации на современном этапе, особенно после начала специальной военной операции на Украине. Результаты. Проведенный анализ показал, что антироссийские санкции стали основным инструментом давления на политику и экономику России как суверенного государства. Одновременно с огромным ростом количества санкций (порядка 19 тысяч различных ограничений и запретов) происходило их ужесточение. От их воздействия понесли определенные потери банковский, энергетический, обрабатывающий и некоторые другие секторы российской экономики. Вклад авторов. В.В. Моисеев подготовил материал по истории антироссийский санкций, В.П. Трут участвовал в написании раздела статьи, посвященного современным антироссийским санкциям. Л.А. Сиваченко представил авторский контент, расширивший наполнение статьи по истории и современным антироссийским санкциям. Все авторы принимали непосредственное участие в разработке концепции статьи, ее написании, анализе предложенной проблематики, обосновании и формулировке выводов.
Ключевые слова: антироссийские санкции, история, современность, исторический анализ, специальная военная операция.
Цитирование. Моисеев В. В., Трут В. П., Сиваченко Л. А. Антироссийские санкции: история и современность // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, №» 2. - С. 183-192. - DOI: Ы1р5:/Мо^ощ/ШЛ5688/ггоки4.2024.2.16
Введение. Изучение истории антироссийских санкций и их использование вызывают значительный общественно-политический и научный интерес. В научном плане в работах историков, политологов и экономистов исследуются содержание и целесообразность санкций, их влияние на экономику, политику и социальную сферу России в разные периоды времени, особенно на современном этапе.
Вопросы теории и практики санкционной политики освещены в ряде зарубежных публикаций, монографий и научных статей. Среди них, в частности, исследования А. Аддиса [29], М.С. Даджани [30], М.П. Докси [31], Г.С. Хуф-бауэра [35], Г.С. Хуфбауэра, Дж.Дж. Шотта, К.А. Элиота, Б. Оегг [36] и других авторитетных зарубежных ученых. Так, известные аме-
риканские исследователи Гэри Хафбауэр, Джеффри Шотт, Кимберли Эллиотт и Барбара Оегг в своей работе «Экономические санкции пересмотрены», выдержавшей три издания, аргументировано обосновали их классификацию. В зависимости от политических целей санкции могут быть направлены на 1) смену политического режима; 2) управляемый хаос и дестабилизацию политической системы; 3) снижение военно-промышленного потенциала; 4) сокращение производства военной техники, оружия и боеприпасов; 5) предотвращение или полное прекращение военных действий и т. д. [36]. История антироссийских санкций подтверждает этот вывод.
Среди современных публикаций зарубежных авторов по данному вопросу выделяется работа Дэвида Х. Ранделла и Майкла
Гфеллера, в которой американские эксперты на основе анализа многочисленных фактов делают однозначный вывод о том, что практически все санкции, введенные против России для нанесения ущерба ее экономике, оказались во многом тщетными [34].
Влияние санкций на российскую экономику, военно-промышленный потенциал и социальную сферу анализировали такие отечественные ученые, как Е.Я. Арапова [1], Ф.А. Басов [2], С.В. Бахин и И.Ю. Еременко [3], И.Ф. Газизов и Р.М. Галиев [5], В.Л. Иноземцев [7], С.В. Казанцев [10], А.Б. Лихачева [12], В.В. Саюнов [21], И.Н. Тимофеев [25], И.Г. Шепелев [27] и др.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показал, что исторический аспект антироссийских санкций исследован недостаточно. Не получила должного внимания проблема санкционного давления на СССР, влияния антироссийских санкций на социально-экономическое развитие в современных условиях. Эти и другие проблемы авторы попытались осветить в данной статье.
Материалы и методы. Исследование проводилось с использованием мнений экспертов, статистических данных, официальных документов и выступлений Президента, Председателя Правительства РФ, сообщений о деятельности различных ведомств и других источников по минимизации последствий от санкций. Изучение источников базировалось на принципах историзма и объективности. Историко-системный и проблемно-хронологический методы исследования дали возможность проследить процессы нарастания санк-ционного давления начиная с советского периода и до наших дней. Используя их в анализе западных санкций против СССР и современной России, авторы смогли раскрыть как их сходство, так и различия, позволили показать в целом негативное влияние антироссийских санкций на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Анализ. Авторы считают возможным разделить антироссийские санкции, действовавшие в ХХ и XXI вв., на несколько исторических этапов:
1) санкционное давление на СССР;
2) санкции на Российскую Федерацию до 2014 г.;
3) санкционное давление в связи с российско-украинским конфликтом (2014-2021 гг.);
4) усиление санкций с началом специальной военной операции (СВО).
Первые санкции против Советской России были опробованы уже в 1917 году. Поводом для их введения стали переговоры между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мира, а также декрет ВЦИК от 21 января 1918 г. о национализации предприятий, включая принадлежавшие иностранцам, и аннулировании государственных займов царской России.
Санкции, просуществовавшие до 1925 г., запрещали поставку в Советскую Россию (с 1922 г. - СССР) современных технологий и товаров двойного назначения. Оказавшись в ситуации резкого сокращения импорта, необходимого для начавшейся индустриализации, Советский Союз пошел по пути привлечения тысяч инженерно-технических специалистов и других носителей «ноу-хау», в том числе из-за рубежа. С этой целью при Строительном комитете ВСНХ в 1928 г. было образовано Центральное бюро иностранной консультации (ЦБИК), которое решало практические вопросы, связанные с наймом иностранных конструкторов, инженеров и техников для советских промышленных, строительных и проектных организаций [6]. Такая кадровая политика сыграла важную роль в купировании негативных санкционных ограничений.
С началом холодной войны США в рамках «доктрины Трумэна» стали применять в отношении СССР новый тип экономических санкций, заключавшийся в ограничении его доступа к высоким технологиям и продукции. Так, в 1949 г. в США был принят «Закон об экспортном контроле», который запрещал продавать в Советский Союз и другие социалистические страны стратегически важные материалы, оборудование и вооружение [9].
В декабре 1979 г. после ввода советских войск в Афганистан отношения СССР с Западом резко обострились. Президент США Д. Картер заявил о зерновом эмбарго, которое лишало Советский Союз импорта из США 17 млн т зерна. Это эмбарго СССР удалось преодолеть за счет закупок зерна в Аргентине, Австралии, Испании и Канаде. В 1981 г. США ввели новый запрет: не поставлять в
СССР механизмы и другое оборудование, необходимое для строительства новых магистральных нефте- и газопроводов из Сибири в Европу. Советский Союз в этой ситуации был вынужден продать тонны золота, чтобы закупить трубы большого диаметра в Европе [16].
После распада Советского Союза экономическое давление на нашу страну не прекратилось. Например, печально известная поправка «Джексона-Веника» к закону о торговле США, принятая американскими конгрессменами в 1974 г. и действовавшая как дискриминационная мера в отношении СССР, была автоматически перенесена на Российскую Федерацию и отменена лишь спустя 38 лет, в декабре 2012 г., несмотря на многочисленные обещания снять введенные ею санкции. В том же ряду стоит известный «закон (акт) Маг-нитского», принятый в США в 2012 г., по которому вводились персональные визовые и финансовые санкции в отношении ряда представителей российских правоохранительных органов, подозреваемых в коррупции. В марте 2014 г. комитет по иностранным делам Европейского парламента представил свой «список Магнитского», в котором значилось уже 32 россиянина, в отношении которых вводились аналогичные визовые ограничения и заморозка их возможных банковских счетов.
Очередной этап санкционного давления на Российскую Федерацию начался в связи с присоединением Крыма и событиями на Донбассе. Весной 2014 г. США сгенерировали и ввели самый большой пакет антироссийских санкций. К санкционной политике США вскоре присоединился Евросоюз и ряд других стран, образовав коалицию из 50 антироссий-ски настроенных государств. В результате их санкций развитие экономики РФ стало замедляться. Так, в 2014 г. рост ВВП составил всего 0,6 %, в 2015 г. - уже минус 3,7 %, в 2016 г. -минус 0,2 %, а всего за 2014-2016 гг. - минус 3,8 % [14, с. 25].
Новый виток антироссийских санкций был инициирован США с принятием закона от 2 августа 2017 г. «О противодействии противникам Америки посредством санкций». США запрещали предоставление займов, поставку вооружения, высокотехнологичного оборудования и передачу американских технологий
российским компаниям, занимающимся разведкой и добычей нефти на арктическом шельфе, в глубоководных и сланцевых пластах [15, с. 78-79].
Европейский союз, действуя в унисон с США, установил запрет на инвестиции в российскую экономику, особенно в энергетику, нефте- и газодобычу. Кроме того, США предприняли меры, чтобы Россия не смогла приобрести уникальную технику через третьи страны (параллельный импорт) [8]. В результате Россия лишилась оборудования для буровых установок и платформ, насосов высокого давления, морской техники для работы в Арктике. Это санкционное давление вкупе с подрывом двух газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» в разы сократили объем экспорта газа в Европу [18], нанеся ощутимый урон стратегической отрасли российской экономики.
С началом специальной военной операции России на Украине США и государства Евросоюза разработали и применили против России дополнительный комплекс политических, экономических и иных санкций, добиваясь ее прекращения. К санкциям присоединились Австралия, Великобритания, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань и Швейцария. Первый пакет комплексных антироссийских санкций был разработан Евросоюзом уже в конце февраля 2022 г. после признания Российской Федерацией ДНР и ЛНР. Санкции устанавливали запрет на сделки с ценными бумагами федерального займа РФ, пытаясь таким образом сократить финансирование СВО.
Преследуя ту же цель, США в конце февраля 2022 г. добиваются заморозки международных резервов Центрального банка РФ на сумму более 300 млрд долларов. В марте 2022 г. Евросоюз, действуя в согласии с США, утверждает второй пакет санкций, которым заблокировал банковские счета России в своей юрисдикции. Эти санкции стали ощутимым ударом по финансовой системе России.
Еще одним антироссийским выпадом стали санкции, запретившие продавать нашей стране самолеты и запасные части к ним, передавать в лизинг, страховать воздушные суда. В результате более 600 боингов и аэрбасов, которые находились в лизинге, в марте 2022 г.
лишились лицензии; 78 российских воздушных судов иностранного производства, выполнявших полеты в день ввода санкций, были арестованы в зарубежных аэропортах, остальные были лишены регистрации и права полетов за границу [14, с. 196-197].
В сложившейся ситуации вся надежда возлагалась на отечественный авиапром. Однако, согласно данным Росстата, в 2021 г. произведено не более 20 отечественных авиалайнеров. Для сравнения: в 2021 г. только одна европейская компания «Airbus» выпустила 611 самолетов [28]. По некоторым данным, советские авиазаводы производили столько авиалайнеров, «сколько их выпускали все остальные страны мира, вместе взятые» [26].
Следует подчеркнуть, что сложное, а порой критическое положение после наложения санкций в 2022 г. сложилось не только в авиапроме, но и других отраслях российской экономики, сильно зависимых от импорта. После введения санкций на поставку комплектующих в мае 2022 г. практически остановилось производство легковых автомобилей на заводе АВТОВАЗ. О критической ситуации, сложившейся в других секторах экономики, можно судить исходя из сведений Минпром-торга о том, что доля импорта в российском тяжелом машиностроении превышала 6080 %, станкостроении - 90 %, фармацевтике -70-80 %, в легкой и радиоэлектронной промышленности - до 90 % [37].
В апреле 2022 г. США и Евросоюз объявили о новых экономических рестрикциях: был запрещен импорт из России алкоголя, древесины, морепродуктов, ограничен ввоз удобрений, введен запрет на поставки угля в страны ЕС, а также частичное или полное эмбарго на традиционные экспортные товары: уголь, лес и металлы. Характеризуя последствия запрета для бизнеса, владелец Новолипецкого металлургического комбината В. Лисин заявил, что в этой ситуации для бизнеса будет «не развитие, а выживание» [15, с. 100].
На замедление российской экономики, усиление ее технологической отсталости было направлено Постановление Совета ЕС 2022/ 1904 от 6 октября 2022 г., которое вносило поправки в ряд статей Регламента Евросоюза № 833/2014, запрещавшие предоставлять ин-
женерные и другие услуги РФ в области информационных технологий [33].
С целью затруднить России международные платежи практически все ее ведущие банки были отключены от мировой платежной системы SWIFT [15, с. 27]. Эти и другие санкционные меры нанесли потери как банковскому сектору, так и в целом экономике нашей страны.
Достойный ответ правительство и Центробанк РФ нашли в отношении отключения банков нашей страны от американских платежных систем «Visa» и «Master Card». Задолго до введения этой санкции в стране была разработана и внедрена платежная система «МИР», получившая одобрение десятков миллионов россиян.
Демонстративный уход сотен иностранных компаний с российского рынка с началом СВО ставил целью не только оказание технологического и товарного воздействия на российскую экономику, но и влияние на рядовых россиян, которые лишались доступа ко многим привычным товарам. Разрыв и медленное налаживание новых транспортно-логисти-ческих цепочек привели к сжатию объема экспортно-импортных операций; только импорт сократился почти на треть.
Здесь следует отметить, что уход иностранных фирм с российского рынка вкупе с санкциями, запрещавшими или ограничивавшими поставки товаров народного потребления, были открытым психологическим давлением на граждан с целью вызвать у них недовольство, спровоцировать массовые антиправительственные выступления по методикам «цветных революций». В этой же плоскости лежат и многочисленные санкции по отношению к российским спортсменам и спортивным федерациям, культурным, научным и образовательным организациям.
Наиболее сильным санкционным давлением на Россию, по нашему мнению, является введение в 2023 г. эмбарго на экспорт российской нефти, сначала на морские поставки, а затем и по нефтепроводу «Дружба». В этом же ряду стоит и ограничение поставок «черного золота» по цене не выше $60 за баррель сырой нефти. Цель этих рестрикций ясна: лишить страну-экспортера прибыли и финансовых ресурсов для ведения СВО. Российским
правительством был найден выход из создавшейся ситуации: потоки нефти были перенаправлены в Китай, Индию и другие азиатские страны. Важную роль в увеличении поставок газа должен был сыграть новый магистральный газопровод из России в Китай через Монголию. Став продолжением газопровода «Сила Сибири-2», он позволит увеличить экспорт в Китай дополнительно до 50 миллиардов кубометров газа в год [13]. К сожалению, в первой половине 2024 г. строительство этого газопровода не началось из-за затянувшихся российско-китайских переговоров.
18 декабря 2023 г. Совет Европейского союза объявил об утверждении 12-го пакета антироссийских санкционных мер. В пакете содержался расширенный список юридических и физических лиц, в том числе работающих в разных государственно-политических структурах РФ, например, в Центральной избирательной комиссии [32]. Наличие последних в санкционном списке ЕС красноречиво свидетельствует о попытке вмешательства Евросоюза во внутриполитические процессы, происходящие в России.
Одновременно в этом пакете содержались условия для «разморозки» активов некоторых российских юридических и физических лиц. Так, АО «Альфастрахование» получило разрешение осуществлять платежи в пользу организаций и граждан ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии. Примечательно, что 12-й пакет предусматривал некоторое ослабление запретов и ограничений, касающихся прав собственности и активов некоторых весьма богатых россиян, среди них: миллиардеры П.О. Авен, А.Р. Ротенберг, Б.Р. Ротенберг, Г.Н. Тимченко, М.М. Фридман и др. Им разрешалась продажа или передача своих активов в европейские организации в срок до 30 июня 2024 г. [32]. При этом обнаруживается тенденция оказания давления на российских бизнесменов в зависимости от их политических позиций и отношения к СВО.
Результаты. Таким образом, проведенный анализ показал, что антироссийские санкции, включающие ограничительные и дискриминационные меры в промышленной, технологической, торговой, финансовой, дипломатической, процессуальной, спортивной, культурной и других сферах, с течением времени
трансформировались в прямое вмешательство во внутренние дела России как суверенного государства. При этом преследовались не только экономические, но и конкретные политические цели. Примером могут служить пресловутые поправки «Джексона-Веника», которые администрация США была готова отменить в обмен на проведение российскими властями политики в угоду этой державе.
США и их союзники по санкционной политике использовали секторальные экономические и финансовые меры воздействия на Россию, а также экспортный и импортный контроль, визовые ограничения, вторичные санкции и другие инструменты давления. Причем санкционное давление на Россию осуществлялось с постоянным усилением. По утверждению Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володина только в течение последних десяти лет было введено 18 772 различных ограничений и запретов [24]. Для сравнения, в отношении Ирана в настоящий момент действуют свыше 4 тысяч санкций, против Сирии - более 2 600, а Северной Кореи - свыше 2 тысяч санкций [19]. В отношении Белоруссии уже введено 1 155 санкций, как против государства, так и против крупных государственных компаний, например, МАЗа и БелАЗа, а также в отношении конкретных физических лиц. 3 августа 2023 г. Евросоюз «в ускоренном порядке» ввел новые санкции, запрещающие продажу ее товаров и технологий для использования в авиации и космической отрасли [23].
Таким образом, главным объектом сан-кционного давления в настоящее время стала Российская Федерация, руководство которой проводит самостоятельную и независимую политику против однополярного мира во главе с США, их желания глобального управления и влияния.
Следует признать, что антироссийские санкции в какой-то мере достигли своих целей: банковский, энергетический и оборонный секторы российской экономики заметно пострадали от введенных ограничений и запретов. Опубликованные Росстатом данные свидетельствуют о том, что санкционное давление стало причиной снижения ВВП РФ в 2022 г. на 2,1 % [4], что указывает на некоторые кри-
зисные явления в экономике и привело к сокращению бюджетных доходов. Дефицит федерального бюджета в 2022 г., по утверждению главы Минфина А. Силуанова, составил 3,3 трлн рублей [22]. Выход был найден в масштабной девальвации рубля, с помощью которой дефицит госбюджета был практически ликвидирован. Однако обесценивание рубля на фоне сокращения товарной массы не могло не повлиять на рост цен и инфляцию, которая, по официальным данным, в 2022 г. достигла двузначного числа - 11,94 % [17]. Подобная ситуация с ростом цен и девальвацией национальной валюты сохранилась и в 2023-2024 годах [20].
Отмечая негативное влияние антироссийских санкций на социально-экономическое развитие страны, следует подчеркнуть, что им не удалось ни разрушить экономику, ни вызвать массовые антиправительственные выступления россиян, ни заставить руководство Российской Федерации отказаться от СВО и других решений.
Ключевую роль в устойчивости российской экономики сыграли, по нашему мнению, эффективные меры Президента, Правительства, Центрального банка, Госдумы РФ по минимизации последствий, перестройке экономики в соответствии с новыми вызовами. Была сформирована специальная Правительственная комиссия, разработаны первоочередные антикризисные мероприятия, направленные на повышение устойчивости российской экономики, в том числе по замещению импортных технологий, товаров и комплектующих.
Министерством промышленности и торговли РФ был разработан документ о параллельном импорте, который оказался способным не только наладить новую логистику, но и увеличить поставки в страну, находящуюся под санкциями, недостающих товаров для населения и комплектующих для предприятий. Уже к началу 2023 г. по параллельному импорту было ввезено 2 млн т различных товаров и комплектующих на сумму 17 млрд долларов [11]. В результате 11-й пакет антироссийских санкций, согласованный Евросоюзом 21 июня 2023 г. и направленный на противодействие параллельному импорту, не принес его инициаторам ожидаемых результатов.
Анализ целей и содержания санкционно-го воздействия недружественных государств на СССР и Россию показывает, что ими будут предприняты новые попытки влияния на нашу страну. Евросоюз в начале 2024 г. был занят подготовкой 13-го пакета санкций. При этом негативные последствия как уже введенных, так и новых санкций, вероятно, будут усиливаться, и россиянам нужно встретить новые вызовы более подготовленными. Для этого необходимы активные и выверенные действия, в частности, по дальнейшему развитию всей нашей экономики, импортозамещению, развитию фондового рынка, снижению дефицита бюджета, максимальной адаптации к сложной экономической ситуации. По нашему мнению, основным фактором, который поможет преодолеть беспрецедентное санкци-онное давление, должна стать национально ориентированная экономическая политика, основанная на инновациях и человеческом капитале. Никакие санкции не страшны государству, обладающему технологическим суверенитетом и независимостью от импорта, о чем убедительно свидетельствует наш исторический опыт.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Арапова Е. Я. Новые модальности глобальной санкционной политики // Международная аналитика. 2023. № 14 (1). С. 37-51.
2. Басов Ф. А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 12. С. 62-68.
3. Бахин С. В., Еременко И. Ю. Односторонние экономические «санкции» и международное право // Закон. 2017. № 11. С. 162-175.
4. В Росстате сообщили о снижении ВВП РФ по итогам 2022 г. на 2,1 %. URL: https://tass.ru/ ekonomika/17096797
5. Газизов И. Ф., Галиев Р. М. Анализ влияния санкций на экономику России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 6 (50). С. 46-54.
6. Галушка А. С., Ниязметов А. К., Окулов М. О. Кристалл роста к российскому экономическому чуду. М.: Наше завтра, 2021. 360 с.
7. Иноземцев В. Л. Возможная ошибка в санкционной политике // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2021. № 4 (138). С. 23-36.
8. История американо-российских и российско-американских санкций. URL: https://yandex.ru/ search/?text=https%3A%2F%2F+ria.ru%2F202 10415%2F+sanktsii1728420320.html.&clid=2270455 &banerid=0758004868%3A638c9429ed2a8d1c 0328ccca&win=570&lr=11030
9. Кагалтынов Э. Санкции США против СССР. URL: https ://www.kommersant.ru/doc/3367840
10. Казанцев С. В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2021. 212 с.
11. Ларина А. Объем параллельного импорта составил $17 млрд. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5694631
12. Лихачева А. Б. О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13, №№ 4. С. 52-66.
13. Матвеева О. Газопровод с несколькими неизвестными. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 6125524
14. Моисеев В. В. Импортозамещение в экономике России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Директ-Медиа, 2022. 304 с.
15. Моисеев В. В. Санкции и их влияние на экономику современной России. М.: Директ-Медиа, 2024. 472 с.
16. Наш ответ на санкции Рейгана в 1982 году. URL: https://dzen.ru/b/YjcXxf5lAwDb0TL6
17. Об индексе потребительских цен в декабре 2022 года. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Dok_01-2023.htm
18. Родионов К. «Газпром»: новый минимум поставок. URL: https://oilcapital.ru/ news/2023-04-25/ evropeyskiy-rynok-gaza-itogi-pervogo-kvartala-2023-2912179
19. Россия - абсолютный рекордсмен по числу введенных санкций. URL: https://eadaily.com/ru/ news/2023/02/24/rossiya-absolyutnyy-rekordsmen-po-chislu-vvedyonnyh-sankciy
20. Росстат оценил инфляцию в РФ в 2023 году в 7,42 %. URL: https://www.interfax.ru/business/940012
21. Саюнов В. В. О секторальных санкциях в нефтегазовой отрасли // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. 2018. № 2. С. 71-78.
22. Силуанов заявил, что дефицит бюджета РФ в 2022 г. составил 3,3 трлн руб., или 2,3 % ВВП. URL: https://www. interfax.ru/business/880140
23. Стали известны подробности новых санкций ЕС против Белоруссии. URL: https://eadaily.com/ ru/news/ 2023/08/03/stali-izvestny-podrobnosti-novyh-sankciy-es-protiv-belorussii
24. Teлеграм-канал Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина. URL: https://t.me/ vv volodin/727
25. Тимофеев И. Н. Политика санкций в меняющемся мире: теоретическая рефлексия // Полис. Политические исследования. 2023. N° 2. С. 103-119.
26. Харалужный А. Гражданское авиастроение: советское и постсоветское. URL: https:// topwar.ru/169354-kogda-ja-vizhu-slomannye-krylja-aviastroenie-sovetskoe-i-postsovetskoe.html
27. Шепелев И. Г., Морозов С. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление, инвестиции. 2014. № 2 (4). С. 53-62.
28. Airbus обошел Boeing по объему поставок пассажирских самолетов в 2021 году. URL: https:// www.interfax.ru/world/814977
29. Addis A. Economic Sanctions and the Problem on Evil // Human Rights Quarterly. 2003. № 25. P. 573-623.
30. Dajani M. S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London; Boston: Routledge & Kegan Paul, 1983. 263 p.
31. Doxey M. P. International Sanctions in Contemporary Perspective. London: Macmillan Press, 1987. 175 p.
32. EU Adopts 12th Package of Sanctions Against Russia for Its Continued Illegal War Against Ukraine. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/ip_23_6566
33. EU Council Regulation 2022/1904. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX%3A32022R1904
34. Gfeller M., Randell D. How Russia won the sanctions war with the West // Newsweek, 2024. Jan. 17th. URL: https://www.newsweek.com/how-russia-won-sanctions-war-west-opinion-1861645
35. Hufbauer G. C. Revision of Economic Sanctions: History and Current Policy: Monograph. Washington: Institute of International Economics, 1985. 753 p.
36. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg В. Economic Sanctions Reconsidered. 3rd ed. Washington, DC.: Peterson Institute for International Economics, 2007. 233 p.
37. Moiseev V. V., Sudorgin O. A., Nitsevich V. F. Slatinov V B. Government of Import Substitution as a Factor of Russian Economy Development // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. № 138. P. 706-716.
REFERENCES
1. Arapova E.Ja. Novye modalnosti globalnoj sankcionnoj politiki [New Modalities of Global Sanctions Policy]. Mezhdunarodnaja analitika [International Analytics], 2023, no. 14 (1), pp. 37-51.
2. Basov F.A. Germanija, Evroparlament i politika sankcij v otnoshenii Rossii [Germany, the European Parliament and the Policy of Sanctions Against Russia]. Mirovaja ekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [World Economy and International Relations], 2016, vol. 60, no. 12, pp. 62-68.
3. Bahin S.V., Eremenko I.Ju. Odnostoronnie ekonomicheskie «sankcii» i mezhdunarodnoe pravo [Unilateral Economic "Sanctions" and International Law]. Zakon [Law], 2017, no. 11, pp. 162-175.
4. V Rosstate soobshhili o snizhenii VVP RF po itogam 2022 g. na 2,1 % [Rosstat Reported a 2.1% Decrease in Russia's GDP by the End of 2022]. URL: https://tass.ru/ekonomika/17096797
5. Gazizov I.F., Galiev R.M. Analiz vlijanija sankcij na ekonomiku Rossii [Analysis of the Impact of Sanctions on the Russian Economy]. Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teorija i praktika [Economics and Modern Management: Theory and Practice], 2015, no. 6 (50), pp. 46-54.
6. Galushka A.S., Nijazmetov A.K., Okulov M.O. Kristall rosta k rossijskomu ekonomicheskomu chudu [Crystal of Growth to the Russian Economic Miracle]. Moscow, Nashe zavtra Publ., 2021. 360 p.
7. Inozemcev V.L. Vozmozhnaja oshibka v sankcionnoj politike [A Possible Mistake in the Sanctions Policy]. Neprikosnovennyj zapas: debaty o politike i kulture [Inviolable Reserve: Debates on Politics and Culture], 2021, no. 4 (138), pp. 23-36.
8. Istorija amerikano-rossijskih i rossijsko-amerikanskih sankcij [The History of American-Russian and Russian-American Sanctions]. URL: https : //yandex.ru/search/?text=https%3A%2F%2F+ ria.ru%2F20210415%2F+sanktsii1728420320.html. &clid=2270455&banerid=0758004868%3A638c9429 ed2a8d1c 0328ccca&win=570&lr=11030
9. Kagaltynov E. Sankcii SShAprotivSSSR [U.S. Sanctions Against the USSR]. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3367840
10. Kazancev S.V Antirossijskie sankcii: ocenka ushherba [Anti-Russian Sanctions: Damage Assessment]. Novosibirsk, OOO «Offset-TM», 2021. 212 p.
11. Larina A. Obyem parallelnogo importa sostavil $17 mlrd [The Volume of Parallel Imports Amounted to $ 17 Billion]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5694631
12. Lihacheva A.B. O strategicheskih effektah odnostoronnih sankcij: rossijskij opyt [On the Strategic Effects of Unilateral Sanctions: Russian Experience]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2021, vol. 13, no. 4, pp. 52-66.
13. Matveeva O. Gazoprovod s neskolkimi neizvestnymi [A Gas Pipeline with Several Unknowns]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6125524
14. Moiseev V.V. Importozameshhenie v ekonomike Rossii [Import Substitution in the Russian Economy]. Moscow, Direkt Media Publ., 2022. 304 p.
15. Moiseev V.V. Sankcii i ih vlijanie na ekonomiku sovremennoj Rossii [Sanctions and Their Impact on the Economy of Modern Russia]. Moscow, Direkt Media Publ., 2024. 472 p.
16. Nash otvet na sanktsii Reygana v 1982 godu [Our Response to Reagan's Sanctions in 1982]. URL: https: //dzen. ru/b/YjcXxf5lAwDb0TL6
17. Ob indekse potrebitelskih cen v dekabre 2022 goda. Rosstat [On the Consumer Price Index in December 2022. Rosstat]. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Dok_01-2023.htm
18. Rodionov K. «Gazprom»: novyj minimum postavok [Gazprom: A New Minimum of Supplies]. URL: https://oilcapital.ru/ news/2023-04-25/evropeyskiy-rynok-gaza-itogi-pervogo-kvartala-2023-2912179
19. Rossija - absoljutnyj rekordsmen po chislu vvedennyh sankcij [Russia Is the Absolute Record Holder in the Number of Sanctions Imposed]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/02/24/rossiya-absolyutnyy-rekordsmen-po-chislu-vvedyonnyh-sankciy
20. Rosstat ocenil infljaciju v RF v 2023 godu v 7,42 % [Rosstat Estimated Inflation in the Russian Federation in 2023 at 7.42%]. URL: https://www. interfax.ru/business/940012
21. Sajunov V.V. O sektoralnyh sankcijah v neftegazovoj otrasli [On Sectoral Sanctions in the Oil and Gas Industry]. Mineralnye resursy Rossii: ekonomika i upravlenie [Mineral Resources of Russia: Economics and Management], 2018, no. 2, pp. 71-78.
22. Siluanov zajavil, chto deficit bjudzheta RF v 2022g. sostavil 3,3 trln rub., ili 2,3 % VVP [Siluanov Stated That the Budget Deficit of the Russian Federation in 2022 Amounted to 3.3 Trillion Rubles, or 2.3% of GDP]. URL: https://eadaily.com/ru/news/ 2023/ 08/03/stali-izvestny-podrobnosti-novyh-sankciy-es-protiv-belorussii
23. Stali izvestny podrobnosti novyh sankcij ES protiv Belorussii [Details of the New EU Sanctions Against Belarus Have Become Known]. URL: https:// eadaily.com/ru/news/2023/08/03/stali-izvestny-podrobnosti-novyh-sankciy-es-protiv-belorussii
24. Telegram-kanal Predsedatelja Gosu-darstvennoj Dumy Federalnogo Sobranija Rossijskoj Federacii V.V. Volodina [Telegram Channel of the Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation V.V Volodin]. URL: https:// t. me/vv_volodin/727
25. Timofeev I.N. Politika sankcij v menjajushhemsja mire: teoreticheskaja refleksija [The Policy of Sanctions in a Changing World: Theoretical Reflection]. Polis. Politicheskie issledovanija [Polis. Political Research], 2023, no. 2, pp. 103-119.
26. Haraluzhnyj A. Grazhdanskoe aviastroenie: sovetskoe i postsovetskoe [Civil Aircraft Engineering: Soviet and Post-Soviet]. URL: https://topwar.ru/
169354-kogda-ja-vizhu-slomannye-krylja-aviastroenie-sovetskoe-i-postsovetskoe.html
27. Shepelev I.G., Morozov S.G. Analiz sankcij protiv Rossii, opredelenie vozmozhnogo ih vlijanija na razvitie otechestvennogo oboronno-promyshlennogo kompleksa i promyshlennosti v celom [Analysis of Sanctions Against Russia, Determination of Their Possible Impact on the Development of the Domestic Military-Industrial Complex and Industry as a Whole]. Economika, upravlenie, investicii [Economics, Management, Investments], 2014, no. 2 (4), pp. 53-62.
28. Airbus oboshel Boeing po obyemu postavok passazhirskih samoletov v 2021 godu [Airbus Surpassed Boeing in Terms ofPassenger Aircraft Deliveries in 2021]. URL: https://www.interfax.ru/world/814977
29. Addis A. Economic Sanctions and the Problem on Evil. Human Rights Quarterly, 2003, no. 25, pp. 573-623.
30. Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, Boston, Routledge & Kegan Paul, 1983. 263 p.
31. Doxey M.P. International Sanctions in Contemporary Perspective. London, Macmillan Press, 1987. 175 p.
32. EU Adopts 12th Package of Sanctions Against Russia for Its Continued Illegal War Against Ukraine. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/ detail/en/ip_23_6566
33. EU Council Regulation 2022/1904. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=CELEX%3A32022R1904
34. Gfeller M., Randell D. How Russia Won the Sanctions War with the West. Newsweek, 2024, Jan. 17th. URL: https://www.newsweek.com/how-russia-won-sanctions-war-west-opinion-1861645
35. Hufbauer G.C. Revision of Economic Sanctions: History and Current Policy: Monograph. Washington, Institute of International Economics, 1985. 753 p.
36. Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Washington, DC, Peterson Institute for International Economics, 2007. 233 p.
37. Moiseev V.V., Sudorgin O.A., Nitsevich V.F. Slatinov V.B. Government of Import Substitution as a Factor of Russian Economy Development. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2020, no. 138, pp. 706-716.
Information About the Authors
Vladimir V. Moiseev, Doctor of Sciences (History), Professor, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Kostyukova St, 46, 308012 Belgorod, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9036-3889
Vladimir P. Trut, Doctor of Sciences (History), Professor, Don State Technical University, Gagarina Sq., 1, 344003 Rostov-on-Don, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2833-629X Leonid A. Sivachenko, Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Belarusian-Russian University, Prosp. Mira, 43, 212005 Mogilev, Republic ofBelarus, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7078-9815
Информация об авторах
Владимир Викторович Моисеев, доктор исторических наук, профессор, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ул. Костюкова, 46, 308012 г. Белгород, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9036-3889
Владимир Петрович Трут, доктор исторических наук, профессор, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, 344003 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2833-629X
Леонид Александрович Сиваченко, доктор технических наук, профессор, Белорусско-Российский университет, ул. Мира, 43, 212005 г. Могилев, Республика Беларусь, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-7078-9815