Воронкова О.Н.,
к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected]
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ И РЕФЛЕКСИЯ РОССИЙСКИХ
ВЛАСТЕЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ
В статье автор анализирует направления воздействия антироссийских санкций и ответных мер, предпринимаемых государственными органами власти во внутренней и внешней политике, на национальную экономику, выявляя их последствия. В результате сделаны выводы о необходимости формирования антисанкционной и антикризисной государственной стратегии на основе стратегического импорто-замещения и превращения государства в источник инвестиционных ресурсов для реального сектора в обмен на взаимные обязательства.
Ключевые слова: санкции, рефлексия, государственная стратегия, стратегическое импортозамещение, инвестиционные ресурсы, реальный сектор.
Voronkova O.N.
ANTI-RUSSIAN SANCTIONS AND THE REFLECTION OF THE RUSSIAN AUTHORITIES: THE CONSEQUENCES
In article the author analyzes the directions of influence of anti-Russian sanctions and response measures undertaken by state authorities in domestic and foreign policy, on the national economy, identifying the implications. As a result the Author come to the conclusion about the necessity of formation of anti-sanctions and anticrisis strategy of the state on the basis of a strategic import substitution and transformation of the state into a source of invest-
ment resources for the real sector in exchange for " mutual" commitments.
Keywords: sanctions, reflection, state strategy, strategic substitution, investment resources, real sector.
Санкционная война, наложившая-ся на влияние глобального системного экономического кризиса, имела ряд последствий, предопределяющих действия российских властей по минимизации их отрицательного влияния с учетом продвижения национальных интересов и интересов национальных хозяйствующих субъектов. В то же время действительность свидетельствует об отсутствии государственной стратегии анти-санкционного и антикризисного развития, что формирует нулевой или обратный эффект рефлексии российских властей. Соответственно, исследуем направления влияния антироссийских санкций на национальную экономику, а также ответные действия государственной власти, порождающие новые реакции в национальной экономике.
Так, под влиянием антироссийских санкций [1], связанных с запретом на поставки в РФ оборудования, а также ответного продовольственного эмбарго (введено Указом Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [2, 3, 4]) активизировался процесс импортозамещения, а политика развития импортозамещающих производств (и производная от нее долгосрочная проблема политики self reliance - опоры на собственные силы) становится альтернативой сырьевой модели развития экономики как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе [5, 6].
Однако импортозамещение сталкивается со значительными ограничениями: во-первых, временным лагом между началом инвестирования в производство импортозамещающей продукции и реальным насыщением рынка
ею; во-вторых, отсутствием необходимых инвестиционных ресурсов, направляемых на создание/модернизацию импортозамещающих производств.
В целом, по опросам российских предпринимателей, наиболее суще-
Одновременно, несмотря на то что введенное продуктовое эмбарго выразилось в существенном ограничении сбыта продукции сельского хозяйства западноевропейских производителей (импорт санкционных продуктов сократился с 7 млрд до 3,2 млрд долл.[8]) и могло стать причиной масштабного им-портозамещения в аграрном и продовольственном секторе страны, реально произошло импортерозамещение, то есть замена одного поставщика другим, европейских поставщиков - южноамериканскими, китайскими и турецкими производителями сельскохозяйственной продукции. Так, Турция смогла поставить на 940% больше мяса с субпродуктами в январе-апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта страна стала третьим по размеру поставщиком на российский рынок в этой группе с долей 11,1% (после Белоруссии и Бразилии).
ственными являются «отсутствие отечественных аналогов оборудования и сырья любого качества» (62% респондентов) и «низкое качество российского оборудования» (35%) (рис. 1).
Лидером прироста в поставках мяса крупного рогатого скота стала Колумбия - поставки выросли более чем на 1000%. Российский рынок овощей захватил Пакистан - из этой страны в первые четыре месяца 2015 года в Россию завезли 18 тыс. т вместо 1 тыс. за тот же период 2014 года. Поставки рыбы сильно выросли из Гренландии (на 2671%) и с Фарерских островов (на 189%). Несмотря на то что обе эти территории относятся к Дании, их российские санкции не коснулись. Казахстан на 2000% нарастил поставки сливочного масла, начались поставки и из Белоруссии, которых в 2014 году не было. По импорту сыра и творога Белоруссия стала лидером (до введения санкций была на втором месте после ЕС).
Несмотря на охлаждение политических отношений между Россией и Украиной, импорт украинских товаров по некоторым позициям значительно вырос: на 141% увеличился импорт мя-
Все еще приемлемые цены на импортное оборудование и сырье
Завышенные цены на отечественное оборудование и сырье
Недостаточные объемы выпуска отечественного оборудования и сырья
Недостаточная поддержка властями выпуска отечественного оборудования ..
Низкое качество отечественного оборудования и сырья
Отсутствие аналогов отечественного оборудования и сырья любого качества
62%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 1 - Проблемы импортозамещения для российских промышленных предприятий, по данным опроса, январь 2015 г.,% [7]
са (кроме крупного рогатого скота), в 10 раз - поставки свинины.
Изменились и сами импортируемые товары: после объявления санкций импортеры отчасти переориентировались на более дешевые позиции. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в физическом выражении импорт сократился на 35%, а в стоимостном - на 53% [8].
Тем не менее санкционная война и рефлексия на нее российских властей
Однако после санкций наблюдается динамика в пользу умеренного роста в структуре ВВП производственного сектора. Так, по итогам 1 -го полугодия 2015 года доля обрабатывающих производств в ВВП выросла на 1%, даже несмотря на негативную динамику в обрабатывающей промышленности (рис. 3), а вклад сектора услуг в ВВП сокращается [12]. По мере снижения ключевой
через поощрение импортозамещения все-таки привели к некоторым сдвигам в структуре ВВП страны [9, 10, 11, 12]. В период до введения санкций структура ВВП России находилась где-то в середине между развитыми (с преобладанием сектора услуг в ВВП) и развивающимися (с высокой долей сельского хозяйства и производственного сектора) экономиками (рис. 2).
ставки ЦБ данная тенденция может получить продолжение.
То есть налицо проявление курса на реиндустриализацию российской экономики, когда реальный сектор начинает доминировать по сравнению с постиндустриальным, что является современным трендом в мировой экономике [13, с. 134-154].
■ Обрабатывающие производства
Оптовая и розничная торговля
16,20%
22,50% ■ Добыча полезных ископаемых
0,30% ■ Транспорт и связь
2,60% 3,60% 17,40% ■ Государственное управление,
обеспечение военной безопасности,
4 4,90% * соцстрахование Строительство
5,10%
6,90% 11,60% Финансовая деятельность
8,90%
Производство и распределение
эл/энергии, воды и газа
Рисунок 2 - Диаграмма структуры ВВП РФ по отраслям в 2014 г. [12]
Рисунок 3 - Диаграмма изменения вклада отдельных отраслей в ВВП, 1-е полуг. 2015 к 1-му полуг. 2014,% [12]
По итогам I квартала 2015 года можно констатировать резкое ухудшение условий воспроизводства реального сектора российской экономики (рис. 4). Объем выданных ему кредитов сократился почти на полтриллиона рублей, на
60% выросла доля просроченной задолженности. С января 2015 года она стала в целом убыточной. Суммарная прибыль предприятий сократилась вдвое по сравнению с докризисным 2007 годом.
-17,7
Н 1,900 'о
■ 6,00%
-4,0НО |
-4,50%
-5,20%
-6,00% ■
- 6,50% Ш
-8,50 Уо Ш
ю
-12,5 Л Л 1ПО/
- 14,20 О л л рпо/
- 14,80 О
Производство пищевых продуктов, включая напитки Производство нефтепродуктов Обработка древесины и производство изделий из д Химическое производство
Обрабатывающие производства
Производство неметаллических минеральных ресу| металлургическое производство
Производство резиновых и пластмассовых изделий Производство электрооборудования Целлюлозно-бумажное производство Производство машин и оборудования Текстильное и швейное производство Производство кожи, изделий из кожи, обуви Производство транспортных средств и оборудован!
Рисунок 4 - Динамика отраслей промышленности РФ в январе-августе 2015 г. [12]
Таким образом, сформировался временной лаг между введением санк-
ций и инвестиционным кризисом в реальном секторе российской экономики.
По данным конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е. Гайдара, инвестиционные планы
российских предприятий сократились за сентябрь 2014 г. - февраль 2015 г. на 45 пунктов (рис. 5).
сг» стч о о о •—« ■—I г^ <-N1 го со т тг 1Л
О О *—* ч—* ч—1 ч—< »Н гН гН Ч—I ч—I | *—* ч—I .—1
^Т СТ^ г^ I—- гч и^ О ГП СО ч—I ОЭ ! ЧГ
оооо.но>ноооо^ооо
Рисунок 5 - График динамики баланса ожидаемых капитальных вложений в основные фонды в промышленности РФ в сентябре 2014 г. - феврале 2015 г. [12]
В настоящее время уровень инвестиций в ВВП составляет менее 20%. Этого слишком мало для обеспечения нормального роста экономики. При этом наиболее значительно просели по инвестициям в основной капитал обрабатывающие производства, доля инвестиций в основной капитал которых на конец 2014 г. в% к предыдущему году составила 3,7% (лучшие позиции демонстрировала отрасль производства кожи, изделий из кожи и обуви, где объем инвестиций в основной капитал составил 73,7% от уровня 2013 г.) [14].
Продолжающаяся на этом фоне политика Банка России по дальнейшему сжатию денежной массы усугубляет описанные процессы и влечет расстройство всей системы воспроизводства и денежного обращения. Снижение уровня монетизации в 2014 г. на 10%, в 2015 г. - на 15-20% неизбежно повлечет соответствующее падение инвестиций и производства, дальнейшее ухудшение финансового положения и массовые банкротства предприятий реального сектора [14].
Одновременно, по словам Сергея Глазьева, в сентябре 2015 г. представившего доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопас-
ности России», преодоление инвестиционного кризиса, а также нейтрализация влияния санкций возможны за счет своевременного вывода российских краткосрочных активов из США и ЕС, что изменило бы сальдо в их сторону [15]. Так, «объем валютных активов Российской Федерации, размещенных в юрисдикции стран НАТО, составляет более 1,2 трлн долл., в том числе краткосрочных - около 0,8 трлн долл. Их замораживание может быть частично компенсировано ответными мерами в отношении активов стран НАТО в России, объем которых составляет 1,1 трлн долл., в том числе долгосрочных - более 0,4 трлн долл.» [16, с. 8]. Однако, несмотря на угрозы санкций, продолжается размещение в американских и европейских ценных бумагах российских активов.
Развертыванию кризисной спирали под влиянием наложившихся друг на друга последствий глобального структурного кризиса и санкционного влияния способствует и поддержание Банком России политики полной открытости российского финансового рынка, для которого характерны значительные масштабы вывоза капитала и отсутствие внутренних источников кредитования.
Как следствие, денежная масса в российской экономике формируется преимущественно под иностранные обязательства и остается недостаточной для финансирования даже простого воспроизводства основного капитала. Результатом такой политики является глубокая внешняя зависимость российской экономики от внешнего рынка, сохранение сырьевой специализации при развитии «голландской болезни» на фоне падении цен на традиционные экспортные товары, деградация инвестиционного сектора и упадок обрабатывающей промышленности, подчиненность финансовой системы интересам иностранного капитала, в пользу которого, по подсчетам С.Ю. Глазьева, осуществляется ежегодный трансфер в размере 120150 млрд долл. [15]
Политика Банка России по поддержанию высоких процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также банкротства предприятий с негативными социальными последствиями [17].
Отчасти решив бюджетные проблемы 2015 г. (один из плюсов перехода к свободному курсообразованию в октябре 2014 г.), курсовая динамика явно осложнила решение задачи импортоза-мещения. Стоит учитывать, что многие производства зависят от поставок зарубежных сырья и оборудования в рамках реализации нормального функционирования производства и его модернизации, а низкий рубль не способствует импорту и повышательно влияет на процентные ставки. При этом дальнейшая реализация модернизационных проектов в производственном секторе без доступного кредита невозможна, что ставит под угрозу и развитие им-портозамещения [5, 10, 15].
В данном контексте рассмотрим механизмы государственной стратегии
капиталонасыщения экономики при условии действия запрета на внешние заимствования и недоступности долгосрочных инвестиционных ресурсов. В частности, послания Президента РФ Федеральному Собранию и поручения Президента Правительству РФ свидетельствуют, что «государство стремится минимизировать собственный инвестиционный и организационно-хозяйственный потенциал, делегируя эти функции финансовому рынку» [14], ориентируя банки на использование своего организационно-хозяйственного механизма кредитования инвестиционных проектов посредством филиальной сети во всех регионах страны. Для этого в рамках антикризисного плана правительства предусмотрена докапитализа-ция системных банков в размере 1 трлн рублей государственных денег посредством механизма залога государственных ценных бумаг, а также докапитали-зация ВЭБ, «Газпромбанка», субсидии «Росэксимбанку» на сумму более чем 2 трлн руб. [18]
Однако, инвестируя средства через банки (для которых функция прямого инвестирования не свойственна), государство поддерживает в первую очередь сами банки, в то время как механизм контроля за целевым использованием данных средств с ориентацией на конечного потребителя в реальном и инновационном секторах не выработан. В результате такой инструмент предоставления через банки государственных средств на условиях срочности, возвратности и платности (в лучшем случае на среднерыночном уровне), по сути, формирует целую сферу дорогостоящего инвестиционного посредничества, в пользу которой распределяются государственные ресурсы, контроль и надзор за деятельностью которой по дальнейшему адресному их распределению ограничен.
В целом, обращаясь к предпринимательскому сектору, можно сформиро-
вать следующие легальные направления адаптации к санкционной войне, коррелирующие с направлениями и государственной политикой [ 19-21]:
- переориентация внешнеэкономической деятельности на партнеров из стран, которые не участвуют в экономических санкциях («неприсоединившиеся государства»), что поддерживается и на государственном уровне, в частности, «восточным вектором» внешнеэкономической политики;
- увеличение отечественного производства продукции, импорт которой подвергся санкциям и продовольственному эмбарго, преимущественно потребительского назначения, что не требует значительных капиталовложений и дает более быструю отдачу вследствие быстрой оборачиваемости таковых производств;
- наращивание экспортных поставок на новые, поддерживаемые государством рынки;
- использование для торговли компаний-посредников, выступающих под флагами самых разных государств;
- использование для международных расчетов альтернативных доллару США и евро средств, переход на расчеты в национальных валютах либо различных форм товарообменных операций. Налицо возрождение офсетных сделок как в торговле продукцией военного назначения (традиционно используемые), так и в сферах торговли маши-нотехнической продукцией с развивающимися странами. Адаптируя данное направление к государственному уровню, можно увидеть ускоренное создание альтернативной системы международных расчетов в рамках БРИКС.
Одновременно на государственном уровне минимизация негативных последствий санкций возможна посредством реализации таких мер, как: снижение ставки рефинансирования Центрально банка России в целях расширения доступности кредитных ресурсов;
введение валютного контроля и временных ограничений на вывоз валюты и золота;
- внедрение практики инвестиционного банковского кредита; регулирование цен на ряд товаров (газ, закупочные цены, тарифы на электроэнергию); отступление от Бюджетного правила, увеличение бюджетного дефицита до 23%; увеличение темпа роста денежной массы до 20-30% в год; введение прогрессивной шкалы подоходного налога;
- налоговое стимулирование инвестиций, мораторий на все изменения, ухудшающие финансово-экономическое положение предприятий.
Подводя итог исследованию направлений влияния санкций, а также решений государственных органов в рамках нейтрализации их негативных последствий для российской экономики, можно констатировать назревшую необходимость перехода к политике self reliance во всех сферах национальной экономики, в том числе финансовой (важное место должно отводиться согласованности реализуемых различными институтами государственной власти мер регулирования), а также выработки долгосрочной и последовательной государственной стратегии антикризисного и антисанкционного развития, базирующейся на превращении государства в источник инвестиционного развития с обратными обязательствами бизнеса по удовлетворению потребностей внутреннего рынка (оптимального и стратегического импортоза-мещения), обеспечению внешних обязательств страны, реинвестированию средств в национальную экономику. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хронология введения санкций на Украине и ответные меры России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20150912/1244331049. html (дата обращения: 12.09.2015).
2. Указ Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. «О применении отдельных
специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ИПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/
3. Указ Президента РФ от 24 июня 2015 года № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2015, № 0001201506250001.
4. Указ Президента РФ от 29 июля 2015 года № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2015, № 0001201507300002.
5. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 23 сентября. - С. 1-3. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/ 09/23/statiya-site.html (дата обращения: 24.09.2015).
6. Сенчагов В., Иванов Е. Государственная структурная политика -основа импортозамещения // Проблемы теории и практики управления. - 2015. -№ 6. - С. 7-19.
7. Цухло С. Импортозамещение рискует столкнуться с жесткими ограничениями [Электронный ресурс] // Финам.т. - Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/newsitem/im portozameshenie-riskuet- stolknutsya- s-zhestkimi-ogranicheniyami-20150403-140712/ (дата обращения: 03.04.2015).
8. Импорт санкционного продовольствия в Россию упал на 53%. Исследование Центра международной торговли // РБК. - 09.06.2015.
9. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные отношения России с Ев-
ропейским союзом // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 67-79 (71-72).
10. Последствия введенных санкций для экономического развития России. Материалы исследований Института экономики РАН [Электронный ресурс] / под рук. Б.А. Шмелева. - Режим доступа: http://www.rescue.org.ru/publ_ 1_posledstviya-vvedennyx-sankcii-dlya-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.html (дата обращения: 29.09.2015).
11. Доклад об экономике России № 34: Сложности экономической адаптации и трансформации. Всемирный банк, 30 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pubdocs. worldbank.org/pubdocs/publicdoc/2015/9/ 136351443562971021^34-1^^ (дата обращения: 01.10.2015).
12. Экономика России: в поисках дна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/ forecasts/ekonomika-rossii-v-poiskax-dna-20150925-19120/?utm_source=morning_ revi&utm_medium=new&utm_content= 28.09.2015&utm_campaign=all_morning (дата обращения: 29.09.2015).
13. Воронкова О.Н. Реиндустриа-лизация & неоиндустриализация: концептуальные основы и возможности повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике // Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной) : моногр. - Кн. 1. - Одесса: С.В. Куприенко, 2015. - С. 134-154.
14. Симонов В.В. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. - 2015. - № 2. - С. 49-68.
15. Глазьев С.Ю. Доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России», 17 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news-front.info/2015/09/17/plan-glazeva/ (дата обращения: 17.09.2015).
16. Глазьев С.Ю. Между Вашингтоном и Пекином // Экономические
стратегии. - 2015. - Т. 17. - № 3 (129). -С. 6-19.
17. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 43 (280). - С. 2-11.
18. Нетреба П., Милюкова Я. Борьба с кризисом обойдется властям в 2,7 трлн руб. [Электронный ресурс] // РБК-Новости. - 21.01.2015. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/21/01/2015/54b fb7b59a794765ed3b1d1f (дата обращения: 10.10.2015).
19. Катасонов В. Экономические войны и экономические санкции - I // Фонд стратегической культуры [Электронное издание]. - 19.001.2015. - Ч. 1.
- Режим доступа: http://www.fondsk.ru/ news/2015/01/19/ekonomicheskie-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-i-31389.html (дата обращения 09.08.2015).
20. Катасонов В. Экономические войны и экономические санкции - II // Фонд стратегической культуры [Электронное издание]. - 19.001.2015. - Ч. 2.
- Режим доступа: http://www.fondsk.ru/ news/2015/02/02/ekonomicheski-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-ii-31569.html/ (дата обращения: 09.08.2015).
21. Катасонов В. Экономические войны и экономические санкции - III // Фонд стратегической культуры [Электронное издание]. - 19.001.2015. - Ч. 2.
- Режим доступа: http://www.fondsk.ru/ news/2015/02/02/ekonomicheski-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-iii-31590.html (дата обращения: 09.08.2015).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Hronologija vvedenija sankcij na Ukraine i otvetnye mery Rossii [El-ektronnyj resurs]. - URL: http://ria.ru/spravka/20150912/124433104 9.html (data obrashhenija: 12.09.2015)
2. Ukaz Prezidenta RF №560 ot 06.08.2014 g. «O primenenii otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasnosti Rossijskoj
Federacii» [Elektronnyj resurs] // IPS «Garant». - URL: http://base.garant.ru/ 70711352/
3. Ukaz Prezidenta RF ot 24 ijunja 2015 goda № 320 «O prodlenii dejstvija otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih mer v celjah obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru. - 25.06.2015. -№ 0001201506250001.
4. Ukaz Prezidenta RF ot 29 ijulja 2015 goda №391 «Ob otdel'nyh special'nyh jekonomicheskih merah, primenjaemyh v celjah obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. -www.pravo.gov.ru. - 30.07.2015. -№ 0001201507300002.
5. Medvedev D.A. Novaja real'nost': Rossija i global'nye vyzovy // Rossijskaja gazeta. - 2015. - 23 sentjabrja. - S. 1-3. -http://www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (data obrashhenija: 24.09.2015).
6. Senchagov V., Ivanov E. Gosudar-stvennaja strukturnaja politika - osnova im-portozameshhenija // Problemy teorii i prak-tiki upravlenija. - 2015. - № 6. - S. 7-19.
7. Cuhlo S. Importozameshhenie riskuet stolknut'sja s zhestkimi ogranichen-ijami [Elektronnyj resurs] // Finam.ru. -03.04.2015. - URL: http://www.finam.ru/analysis/newsitem/im portozameshenie-riskuet-stolknutsya-s-zhestkimi-ogranicheniyami-20150403-140712/ (data obrashhenija: 03.04.2015).
8. Import sankcionnogo prodo-vol'stvija v Rossiju upal na 53%. Issledo-vanie Centra mezhdunarodnoj torgovli // RBK. - 09.06.2015.
9. Klinova M., Sidorova E. Jekonomicheskie sankcii i ih vlijanie na hozjajstvennye otnoshenija Rossii s Evropejskim Sojuzom // Voprosy jekonomiki. - 2014. - № 12. - S. 67-79 (71-72).
10. Posledstvija vvedennyh sankcij dlja jekonomicheskogo razvitija Rossii. Materialy issledovanij Instituta jekonomiki
RAN [Elektronnyj resurs] / pod ruk. B.A. Shmeleva. - URL:
http://www.rescue.org.ru/publ_1_posledstv iya-vvedennyx-sankcii -dlya-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.html (data obrashhenija: 29.09.2015).
11. Doklad ob jekonomike Rossii № 34: Slozhnosti jekonomicheskoj adapta-cii i transformacii. Vsemirnyj bank, 30 sentjabrja 2015 g. [Elektronnyj resurs]
- URL: http://pubdocs.worldbank.org/ pubdocs/publicdoc/2015/9/136351443562 971021/rer34-rus.pdf (data obrashhenija: 1.10.2015 )
12. Ekonomika Rossii: v poiskah dna [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.finam.ru/analysis/forecasts/eko nomika-rossii-v-poiskax-dna-20150925-19120/?utm_source=morning_revi&utm_ medium=new&utm_content=28.09.2015 &utm_campaign=all_morning (data obrashhenija: 29.09.2015).
13. Voronkova O.N. Reindustrializa-cija & neoindustrializacija: konceptual'nye osnovy i vozmozhnosti povyshenija konku-rentosposobnosti strany v mirovoj jekonomike // Sostojanie i perspektivy razvitija jekonomiki (mirovoj, nacional'noj, regional'noj) : monogr. - Kn. 1. - Odessa: S.V. Kuprienko, 2015. - S. 134-154.
14. Simonov V.V. Antirossijskie sankcii i sistemnyj krizis mirovoj jekonomiki // Voprosy jekonomiki. - 2015.
- № 2. - S. 49-68.
15. Glaz'ev S.Ju. Doklad «O neot-lozhnyh merah po ukrepleniju jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii», 17 sentjabrja 2015 g. [Elektronnyj resurs].
- URL: http://news-front.info/2015/09/17/ plan-glazeva/ (data obrashhenija: 17.09.2015).
16. Glaz'ev S.Ju. Mezhdu Vashing-tonom i Pekinom // Jekonomicheskie strategii. - 2015. - T. 17. - № 3 (129). -S. 6-19.
17. Dudin M.N., Ljasnikov N.V. Razvitie jekonomiki Rossii v uslovijah jekonomicheskih sankcij: nacional'nye in-teresy i bezopasnost' // Nacional'nye inter-esy: prioritety i bezopasnost'. - 2014. -№ 43(280). - S. 2-11.
18. Netreba P., Miljukova Ja. Bor'ba s krizisom obojdetsja vlastjam v 2,7 trln rublej [Elektronnyj resurs] // RBK-Novosti. - 21.01.2015. - URL: http://www.rbc.ru/economics/21/01/2015/5 4bfb7b59a794765ed3b1d1f (data obrashhenija: 10.10.2015).
19. Katasonov V. Ekonomicheskie vojny i jekonomicheskie sankcii - I // Fond strategicheskoj kul'tury [Elektronnoe iz-danie]. - 19.001.2015. - Chast' 1. - URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/01/19/ek onomicheskie-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-i-31389.html (data obrashhenija: 09.08.2015).
20. Katasonov V. Ekonomicheskie vojny i jekonomicheskie sankcii - II // Fond strategicheskoj kul'tury [Elektronnoe izdanie]. - 19.001.2015. - Chast' 2. -URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/02/ 02/ekonomicheski-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-ii-31569.html/ (data obrashhenija: 09.08.2015).
21. Katasonov V. Ekonomicheskie vojny i jekonomicheskie sankcii - III // Fond strategicheskoj kul'tury [Elektronnoe izdanie]. - 19.001.2015. - Chast' 3. -URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/02/ 02/ekonomicheski-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-iii-31590.html (data obrashhenija: 09.08.2015).