Научная статья на тему 'АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛЬМЫ И БОРЬБА С АНТИСЕМИТИЗМОМ В 20-30-Х ГГ. XX В. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ'

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛЬМЫ И БОРЬБА С АНТИСЕМИТИЗМОМ В 20-30-Х ГГ. XX В. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ БОРЬБА / АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛЬМЫ / АНТИСЕМИТИЗМ / РЕЛИГИЯ И КИНО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фолиева Т. А.

В конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе поднимается волна антисемитизма. Она столь значима, что с 1926 г. ее подавление воспринимается как первоочередная задача. Причиной расцвета юдофобии является сложная социально-экономическая ситуация, ошибки органов государственной власти и шовинизм. В советской литературе некоторые экономические причины принимались в расчет, однако всплеск антисемитизма связывали прежде всего с империалистическим прошлым, пережитками и контрреволюцией. На борьбу с антисемитизмом был привлечен Союз воинствующих безбожников (СВБ), поскольку господствовала идея, что борьба с юдо-фобией является частью антирелигиозной работы. Один из методов работы СВБ - использование кинематографа в пропагандистских целях, воздействие на зрителей с помощью антирелигиозных фильмов. В статье рассматривается публикация М. Н. Кефала, автор подготовила материал, состоящий из двух частей. В первом - подборка из семи фильмов, которые затрагивают еврейский вопрос, во второй части - материалы для доклада об антисемитизме. Борьба с антисемитизмом продолжалась до 1932 г., в работе СВБ она была включена в антирелигиозную пропаганду, методы и инструменты были одинаковыми, схожим был и результат - юдофобия и религиозность были выдавлены из общественной сферы в повседневную в результате давления органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-RELIGIOUS FILMS AND THE FIGHT AGAINST ANTI-SEMITISM IN THE 20-30S. XX CENTURY IN THE SOVIET UNION

During the late 1920s and early 1930s, there was a surge of anti-Semitism in the Soviet Union, which was considered the first immediate task since 1926. This wave of Judeophobia was attributed to the socio-economic situation, mistakes made by the state authorities, and chauvinism. While there were some common reasons cited in Soviet literature, anti-Semitism was primarily associated with the imperialist past, survivals, and counter-revolution. To combat anti-Semitism, the Union of Militant Atheists (UMA) was involved, as the fight against Judeophobia was seen as part of anti-religious work. The UMA used cinema as a propaganda tool to attract viewers through the use of anti-religious films. The article discusses the completion of the publication of M. N. Kefala, which consists of two parts. The first part contains a selection of seven works that cover the Jewish question, while the second part contains materials for a report on anti-Semitism. The fight against anti-Semitism continued until 1932, and the SVB included it in anti-religious propaganda. Methods and tools were developed, and results were achieved, as Judeophobia and distrust were squeezed out of public organizations into the daily sphere of activity due to pressure from the authorities.

Текст научной работы на тему «АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛЬМЫ И БОРЬБА С АНТИСЕМИТИЗМОМ В 20-30-Х ГГ. XX В. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ»

УДК 296.2+211.5

DOI: 10.14258/nreur(2023)1-06

Т. А. Фолиева

Лиссабонский университет, Лиссабон (Португалия)

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛЬМЫ И БОРЬБА С АНТИСЕМИТИЗМОМ В 20-30-Х ГГ. XX В. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

В конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе поднимается волна антисемитизма. Она столь значима, что с 1926 г. ее подавление воспринимается как первоочередная задача. Причиной расцвета юдофобии является сложная социально-экономическая ситуация, ошибки органов государственной власти и шовинизм. В советской литературе некоторые экономические причины принимались в расчет, однако всплеск антисемитизма связывали прежде всего с империалистическим прошлым, пережитками и контрреволюцией. На борьбу с антисемитизмом был привлечен Союз воинствующих безбожников (СВБ), поскольку господствовала идея, что борьба с юдо-фобией является частью антирелигиозной работы. Один из методов работы СВБ — использование кинематографа в пропагандистских целях, воздействие на зрителей с помощью антирелигиозных фильмов. В статье рассматривается публикация М. Н. Ке-фала, автор подготовила материал, состоящий из двух частей. В первом — подборка из семи фильмов, которые затрагивают еврейский вопрос, во второй части — материалы для доклада об антисемитизме. Борьба с антисемитизмом продолжалась до 1932 г., в работе СВБ она была включена в антирелигиозную пропаганду, методы и инструменты были одинаковыми, схожим был и результат — юдофобия и религиозность были выдавлены из общественной сферы в повседневную в результате давления органов власти.

Ключевые слова: антирелигиозная борьба, антирелигиозное движение, Союз воинствующих безбожников, антирелигиозные фильмы, антисемитизм, религия и кино.

Цитирование статьи:

Фолиева Т. А. Антирелигиозные фильмы и борьба с антисемитизмом в 20-30-х гг. XX века в Советском Союзе // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 1. С. 93-102. БОТ: 10.14258/пгеиг(2023)1-06.

I.A. Folieva

University of Lisbon, Lisbon (Portugal)

ANTI-RELIGIOUS FILMS AND THE FIGHT AGAINST ANTI-SEMITISM IN THE 20-30S. XX CENTURY IN THE SOVIET UNION

During the late 1920s and early 1930s, there was a surge of anti-Semitism in the Soviet Union, which was considered the first immediate task since 1926. This wave of Judeophobia was attributed to the socio-economic situation, mistakes made by the state authorities, and chauvinism. While there were some common reasons cited in Soviet literature, anti-Semitism was primarily associated with the imperialist past, survivals, and counter-revolution. To combat anti-Semitism, the Union of Militant Atheists (UMA) was involved, as the fight against Judeophobia was seen as part of anti-religious work. The UMA used cinema as a propaganda tool to attract viewers through the use of anti-religious films.

The article discusses the completion of the publication of M. N. Kefala, which consists of two parts. The first part contains a selection of seven works that cover the Jewish question, while the second part contains materials for a report on anti-Semitism. The fight against anti-Semitism continued until 1932, and the SVB included it in anti-religious propaganda. Methods and tools were developed, and results were achieved, as Judeophobia and distrust were squeezed out of public organizations into the daily sphere of activity due to pressure from the authorities.

Keywords: anti-religious struggle, anti-religious movement, League of militant atheists, anti-religious films, anti-Semitism, religion and cinema.

For citation:

Folieva T. A. Anti-religious films and the fight against anti-Semitism in the 20-30s. XX century in the Soviet Union. Nations and religions of Eurasia. 2023. 28 (1). P. 93-102. DOI: 10.14258/nreur(2023)1-06.

Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, докторант, Университет Лиссабона Faculty of Humanities of the University of Lisbon Alameda da Universidade, 1600-214 Lisboa. Адрес для контактов: [email protected], ORCID: 0000-0001-6631-6022, ResearcherlD ABE-7097-2020.

Folieva Tatyana Alexandrovna, PhD in Philosophy, PhD student, University of Lisbon, Faculty of Humanities of the University of Lisbon, Alameda da Universidade, 1600-214 Lisboa. Contact address: [email protected], ORCID: 0000-0001-6631-6022, ResearcherID ABE-7097-2020.

Введение

В конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе поднимается волна антисемитизма. На борьбу с ней отправляются все доступные силы — от партийных деятелей до творческой интеллигенции. Привлекается и Союз воинствующих безбожников, который к концу 20-х гг. накопил опыт активной пропаганды. Цель статьи — исследовать использование антирелигиозного кинематографа в борьбе с юдо-фобией. То, какое значение придавалось кинематографу, специфика материала и особенности его подачи — все это вызывает большой интерес среди отечественных исследователей [Головнева, Головнев, 2021, 2022; Гурьянов, 2018; Дианова. 2022. Карляви-на, 2019; Шерстнев, 2016].

Часть публикаций выстраивается вокруг общей характеристики антирелигиозных фильмов [Дианова, 2022; Карлявина, 2019; Шерстнев, 2016], другая часть посвящена конкретным кинолентам [Головнева, Головнев, 2021, 2022]. В нашей статье мы попытаемся определить, для чего и почему в борьбе с антисемитизмом использовалось кино. Источником нам послужит публикация Марии Николаевны Кефала в журнале «Антирелигиозник» [Кефала, 1931], речи Емельяна Ярославского [Ярославский, 1935, 1935а], работы, посвященные всплеску антисемитизма, написанные в 1930-х гг. [Ларин, 1929].

Всплеск антисемитизма в Советском Союзе и Союз воинствующих безбожников

В 20-е ггг. прошлого столетия в советском обществе происходит всплеск антисемитизма, исследователи выделяют несколько причин этого явления. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, продолжалась «антисемитская традиция» — идеи, которые существовали в Российской империи, а после революции не исчезли, наоборот, в какой-то момент актуализировались [Ларин, 1929: 37-44. Шварц, 1952: 13-14].

Во-вторых, появилась и обострилась дискуссия по крымскому вопросу, или «Южному проекту», который предполагал переселение еврейского населения на полуостров и создание там автономной области. До 1924 г. переселение было стихийным, но позже «приняло плановый, строго централизованный характер» [Кондратюк, 2021: 64]. Планировалось, что в результате «через 10 лет евреи должны составлять около 25% населения Крыма» [Ларин, 1929: 74]. При этом правительство не учитывало, что на территории только одной Украины «насчитывалось до 5 млн безземельных крестьян из числа коренного населения. Если учесть, что на их глазах еврейские колонисты получали бесплатно земельные угодья, заграничную сельскохозяйственную технику, семена и породистый скот, тогда как им власти предлагали искать лучшую долю на обширных пространствах за Уралом, становятся очевидными причины, вызвавшие взрыв массового антисемитизма в стране во второй половине 20-х годов» [Костырченко, 2003: 99].

В-третьих, в это время изменились области расселения еврейского населения — произошло массовое переселение из черты оседлости в другие регионы страны, а из местечек в города: «еврейское население из преимущественно местечкового (и мелкогородского) превратилось в преимущественно крупногородское и отчасти деревенское» [Ларин, 1929: 57-58]. В связи с этим изменилось и присутствие евреев в различных сек-

торах социальной и экономической жизни, они стали конкурентной силой [Костыр-ченко, 2003: 100-101].

В четвертую группу можно объединить важные, но менее заметные причины: обнищание части еврейского населения и увеличение в этих слоях преступности, бытовая неустроенность населения в целом и т. д. [Костырченко, 2003: 101-102].

Волна антисемитизма была столь сильна, что вызвала обеспокоенность в партийных и государственных структурах. Борьбу с антисемитизмом начинает М. И. Калинин, его поддерживает нарком здравоохранения Н. А. Семашко [Семашко, 1926], позже к ним присоединяются нарком просвещения А. В. Луначарский [Луначарский, 1928] и известный революционный деятель Ю. Ларин [Ларин, 1929], постепенно к процессу подключаются партийные структуры [Шварц, 1952: 80-97], академические ученые [Лозинский, 1929; Плисецкий, 1931] и др. Одним из первых на борьбу с антисемитизмом был призы-ван Союз воинствующих безбожников (СВБ), поскольку юдофобия связывалась с религиозными представлениями и вероисповедной политикой до 1917 г. Сам СВБ не избежал влияния волны антисемитизма, но такие явления скорее были исключением и достаточно жестко подавлялись руководством [Кефала, 1931: 95; Лучшев, 2016: 244-245].

Кампания по преодолению антисемитизма началась в 1926 г., «достигнув своего апогея в 1929 — начале 1930 года, затем стала ослабевать, пока не сошла на нет в 1932 году... значительно укрепившемся к тому времени режиму власти уже не составляло большого труда сначала пресечь открытые проявления антиеврейских настроений, а затем прекратить (якобы в интересах консолидации общества) публичное обсуждение и самой проблемы антисемитизма» [Костырченко, 2003: 108]. Активность членов Союза воинствующих безбожников также пришлась на эти годы: от первого выступления идеолога группы Емельяна Ярославского в 1926 г. до последних публикаций в журнале «Антирелигиозник» в 1932 г.

Позицию Союза воинствующих безбожников можно представить, основываясь на программных выступлениях Ем. Ярославского:

(а) «антисемитизм на протяжении веков являлся орудием эксплуататорских классов, групп, партий, организаций»; (б) «антисемитизм в России. с самого начала возник на почве борьбы интересов различных торговых групп, которые видели в еврейских купцах конкурентов себе»; (в) «антисемитизм в Советской России — орудие контрреволюции. Основной корень, который питает и сохраняет антисемитизм, это сохранение эксплуататорских классов . бывшие люди всех мастей, все они объединены величайшей ненавистью к революции, и все они не прочь использовать антисемитизм как орудие в борьбе с Советской властью» [Ярославский, 1935: 342-343, 346-347].

Для того чтобы победить антисемитизм, «надо уметь вскрыть его конкретные реакционные черты, надо уметь показать социальные, классовые корни антисемитизма в каждый данный момент, надо срывать маску с замаскированных, скрытых антисемитов, наиболее опасных; надо давать антисемитизму отпор при всех его проявлениях, а не отмалчиваться» [Ярославский, 1935: 351].

На практике борьба с антисемитизмом должна была реализовываться через усиление антирелигиозной пропаганды, создание кружков и клубов, куда бы входили нацменьшинства, с помощью подготовки лекторов, которые могли бы бороться с юдофо-

бией. Это стандартные методы работы, которые применялись СВБ как в центральных регионах, так и на периферии. Таким образом, борьба с религией и борьба с антисемитизмом, выстроенные по одному принципу, получали одинаковое значение. Например, Ем. Ярославский указывает: «У меня лежит записка о закрытии синагоги в Москве. Это имело бы громадное значение и для борьбы с антисемитизмом» [Ярославский, 1935а: 69].

Антирелигиозные фильмы и борьба с юдофобией

В 1908 г. появился первый русский фильм «Стенька Разин», в это же время формируется особая культура «кино-чтения»: «в журналах печатались «либретто» фильмов, представленных в прокате. Сначала это были либретто зарубежных фильмов, которые шли на российских экранах, постепенно рядом с ними стали появляться описания отечественных кинокартин» [Ковалова, 2013: 34]. Кинолибретто — предтеча сценария и трейлера, своеобразная реклама киноленты и помощник для зрителя (они ориентировали в происходящем и объясняли сюжет). С развитием советского кинематографа и государственных институтов всеобщего образования и просвещения кинолибретто становится инструментом передачи полезной, с точки зрения власти, информации.

Теперь после непосредственного пересказа фильма включались дополнительные материалы: доклады, статистика, статьи политических деятелей. Не остались в стороне и безбожники — антирелигиозные фильмы и дополнительные к ним материалы активно применялись на местах: «кинокартину можно с большим успехом комбинировать с лекцией, экскурсией, агитсудом, конкурсом, викториной, окружением картины лозунгами, плакатами и всеми другими видами пропаганды» [Полтевский, 1930: 3].

Один из ярких примеров подобного доклада был подготовлен Марией Николаевной Кефала и опубликован в журнале «Антирелигиозник» [Кефала, 1931]. Данный материал состоит из двух частей. Первая представляет собой подборку фильмов (с пересказом сюжета), которые рекомендуются для борьбы с юдофобией. Всего таких кинолент 7: «Бунт бабушек» (1929, реж. Оскар Галлай, 52 мин., фильм не сохранился); «Каин и Артем» (1929, реж. Павел Петров-Бытов, 85 мин.); «Запомните их лица» (1931, реж. Иван Мутанов, 69 мин.); «Колючая проволока» («Barbed Wire», 1927, реж. Роулэнд В. Ли, 70 мин.); «Мабул. Кровавый поток» (1925, реж. Евгений Иванов-Барков, 43 мин.), «Его превосходительство» (1925, реж. Григорий Рошаль, 66 мин.); «Крест и маузер» (1925, реж. Владимир Гардин, 74 мин.). Представленные киноленты очень разнохарактерны: подборка М. Н. Кефала включает фильмы разных жанров — от комедий («Бунт бабушек») до романтических историй («Колючая проволока»). Но этим данный перечень и хорош, так как автор попыталась учесть разнообразные вкусы аудитории.

В то же время фильмы отражают те вопросы, которые следовало прорабатывать в ходе пропаганды. Рассмотрим, какие конкретные задачи решались в этих кинолентах. Например, кинолента «Бунт бабушек» рассказывает о конфликте между еврейской и русской семьей. Обе семьи прогоняют молодоженов, у которых позже рождается ребенок. «Бабушки, желающие нянчиться с новорожденным, устраивают «бунт», и примирение совершается на Октябринах, организованных комсомольской ячейкой» [Ке-фала, 1931: 93]. Здесь и бабушки прогрессивные, и национальные предрассудки побеждены с помощью атеистических обрядов.

Фильм «Каин и Артем» снят по мотивам одноимённого рассказа М. Горького и рассказывает о становлении революционеров. Основная тема «Колючей проволоки» — «проявление шовинизма во время империалистической войны 1914-1918 гг. среди французского крестьянства при столкновении с немецкими военнопленными» [Кефала, 1931: 93]. «Мабул. Кровавый поток» снят по мотивам повести Ш. Алейхема «Кровавый поток», в киноленте с негативной оценкой показан погром: «перед зрителем проходят картины ужасающих зверств (грабежа, насилий, убийств), данных с беспощадной реальностью» [Кефала, 1931: 93]. Фильм «Его превосходительство» основан на реальных событиях — покушении сапожника Гирша Леккерта на убийство виленского генерал-губернатора фон Валя, а «Крест и маузер» показывает, как появлялись кровавые наветы.

Особо стоит выделить киноленту «Запомните их лица». Она была снята на волне борьбы с антисемитизмом специально и, скорее всего, по государственному заказу. Сюжет фильма таков: «Рабочий кожевенного завода еврей Нахум Бейчик изобретает машину, облегчающую тяжёлый труд по выделке кожи. Частный предприниматель, бывший кулак Лопатин, пытается купить изобретение и использовать его в своих корыстных интересах. Встретив со стороны Нахума Бейчика решительный отказ, кулак использует антисемитские настроения отсталой части рабочих и с помощью своих сообщников, хулиганов и прогульщиков, пытается убить изобретателя.». Если ранее описанные фильмы рассказывали об «империалистах», дореволюционных временах и освещали пережитки внутри семей, то «Запомните их лица» рассказывает об антисемитизме в рабочей среде. Сам фильм является своеобразной предтечей жанра мо-кьюментари — псевдодокументального кино. В киноленту включены неигровые кадры (рабочие на свои местах, ярмарка и т. д.), камера часто акцентирует внимание на лицах, лозунгах и стенгазетах «на заводе». Это самый агитпроповский фильм из всей подборки, но именно он является киноиллюстрацией тезиса Ем. Ярославского о том, что ан-тисемизм — оружие контрреволюции.

Однако цель М. Н. Кефала состояла не только в указании на фильмы, но и в подтверждении идей, которые в них заложены. Отсюда вытекает вторая часть — «Материалы для доклада». Первое, что делает автор, — признает распространение национализма и антисемитизма в Советской России. По ее мнению, это связано с «обострением классовой борьбы в связи с последовательно и твердо проводимым партией и советской властью нашего Союза социалистическим наступлением» [Кефала, 1931: 94]. Антисемитизм есть «распространение вражды к еврейской нации» и «гнусное наследие прошлого, это кровавое, «отравленное оружие, выпавшее из рук царя и жандарма», ныне подхвачено врагами трудящихся» [Кефала, 1931: 94]. Автор развивает данные утверждения, в ее глазах проявление антисемитизма свидетельствует о том, что трудящиеся подтверждены контрреволюционному влиянию. Антисемитизм — это наследие царской власти, он использовался в Российской империи, чтобы отвлечь население от «истинных виновников их тяжелого положения» [Кефала, 1931: 95]. Вследствие этого к вопросу требуется особое внимание со стороны партийных органов и лекторов от СВБ. Корни юдофобии, согласно рассматриваемому докладу, имеют социально-экономические причины, которые также обнаруживаются в прошлом: и в Римской империи, и в Российской. Однако социально-экономические причины имперской властью

скрывались — «эксплуататорские классы прибегали к услугам религии, под маской которой во все времена, во всех странах они скрывали свои классовые интересы и цели... По отношению к евреям была выработана целая система религиозно-национальных обвинений» [Кефала, 1931: 96]. Соответственно, борьба с религией означает раскрытие социально-экономической сущности антисемитизма и окончательную победу над ним.

Перед нами обращение к прошлому как обоснование настоящего. Однако вопросы, которые задаются рабочими в фильме (и которые приводит сама М. Н. Кефала), свидетельствуют о том, что героев мало волнуют особенности экономических отношений в недалеком прошлом: «Есть ли засилье евреев во власти?», «Почему евреям дали хорошую землю в Крыму, а русским дают где похуже?», «Почему партийная оппозиция на 76% была из евреев?», «Почему евреи не стоят в очередях?» и др. [Кефала, 1931: 93]. Вряд ли рассказ о погромах в царской России или указание на антисемитизм «бывших» могли ответить на вопрос про очереди. М. Н. Кефала следует заданному официальному дискурсу, который игнорирует антисемитизм на повседневном уровне и манипулирует сложными теоретическими построениями. И вот здесь кинематограф выступает как помощник лектора, готовый ответить на вопросы населения, рассказать о том, что было («Крест и маузер», «Мабул»), показать, что будет («Бунт бабушек», «Запомните эти лица»), создать образ еврея-революционера («Каин и Артем»).

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить следующее. В конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе поднимается волна антисемитизма. Она столь значима, что с 1926 г. ее подавление воспринимается как первоочередная задача. На решение данного вопроса направляются активисты из партийных кругов и творческой интеллигенции. Современные исследователи подчеркивают, что причиной расцвета юдо-фобии является сложная социально-экономическая ситуация, ошибки органов государственной власти и шовинизм, который в послереволюционное время не исчез. В советской литературе некоторые экономические причины принимались в расчет, однако всплеск антисемитизма связывался прежде всего с империалистическим прошлым, пережитками, контрреволюцией и деятельностью «бывших людей», которые влияли на рабочих и крестьян. Одновременно с этим антисемитизм рассматривался как наследие вероисповедной политики в Российской империи, результат конкуренции православия и иудаизма, поэтому на борьбу с ним и выступил Союз воинствующих безбожников. Одним из методов работы являлась демонстрация кинематографа, просмотры фильмов сопровождались дополнительным материалами — от докладов до агит-судов. Специалистами СВБ составлялись специальные подборки для лекторов «на местах», при этом описывался сюжет каждого фильма, объяснялся выбор той или иной ленты. Кинематограф как форма досуга привлекал многих людей, поэтому становился хорошей платформой для иллюстрации пропагандистских текстов, делая их более понятными и жизненными.

Борьба с антисемитизмом была включена в антирелигиозную пропаганду, методы и инструменты использовались одинаковые, схожим был и результат — юдофобия и религиозность были выдавлены из общественной в повседневную сферу в результа-

те давления органов власти. В то же время стоит отметить, что к концу 1930-х гг. меняется стиль работы СВБ. Организация становится более формальной и идеологически выдержанной, интерес к использованию антирелигиозных фильмов исчезает вплоть до начала хрущевской кампании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Головнева Е. В., Головнев И. А. Советская антирелигиозная фильма. «Сектанты» Владимира Королевича (1930) // Религиоведение. 2021. № 3. С. 151-159.

Головнева Е. В., Головнев И. А. Антирелигиозный фильм Анатолия Терского «У сектантов» (1930) // Религиоведение. 2022. № 1. С. 147-156.

Гурьянов П. С. Антирелигиозная борьба большевиков в 1920-1930-е гг. при помощи кино // Общество: философия, история, культура. 2018. № 8 (52). С. 131-135.

Дианова Е. В. Научно-просветительные культурфильмы в антирелигиозных кампаниях 1920-х годов // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков: материалы XXI Международной научной конференции. Иваново, 2022. С. 311-318.

Карлявина А. И. Антирелигиозный кинематограф в советской пропаганде 1920-х годов // Артикульт. 2019. № 3 (35). С. 97-104.

Кефала М. Религия и антисемитизм // Антирелигиозник. 1931. № 8. С. 93-99.

Ковалова А. О. Сценарий в русском кино 1910-1920-х годов: к истории вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 3. С. 33-47.

Кондратюк Г. Н. Переселение в Крым евреев: начальный этап (1924-1928 годы) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Исторические науки. 2021. Т. 7 (73). № 1. С. 63-91.

Костырченко, Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М. : Междунар. отношения, 2001. 778 с.

Ларин Ю. Евреи и антисемизм в СССР. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1929. 311 с.

Лозинский, С. Г. Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время. М.: Атеист, 1929. 205 с.

Луначарский, А. В. Об антисемитизме. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1929. 48 с.

Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917-1941 гг. СПб. : Информационно-техническое агентство Ритм, 2016. 364 с.

Плисецкий М. С. Религия и быт грузинских евреев. М. ; Л. : Моск. рабочий, 1931. 178 с.

Полтевский А. Н. Антирелигиозная фильма: Справочно-метод. пособие по работе с антирелигиозной фильмой в клубе и избе-читальне. М. : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1930. 32 с.

Семашко Н. А. Кто и почему травит евреев: С прил. ст. М. И. Калинина «Еврейский вопрос и переселение евреев в Крым». М. ; Л. : Гос. изд-во, 1926. 29 с.

Шварц С. М. Антисемитизм в Советском Союзе. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952. 262 с.

Шерстнев Г. Обличение приема: к прагматике звукового антирелигиозного фильма // Новое литературное обозрение. 2016. № 2 (138). С. 170-181.

Ярославский Ем. М. Против религии и церкви: Пролетарская революция в борьбе с религией. М. : Гаиз, 1935. Т. 3. 563 с.

Ярославский Ем. М. Против религии и церкви: Борьба за преодоление религии. М. : Гаиз, 1935. Т. 4. 420 с.

REFERENCES

Dianova E. V. Nauchno-prosvetitel'nye kul'turfil'my v antireligioznykh kampaniiakh 1920-kh godov [Scientific and educational cultural films in the anti-religious campaigns of the 1920s]. Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov v istorii Rossii XX-XXI vekov. Materialy XXI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. [State, society, church in the history of Russia in the XX-XXI centuries. Materials of the XXI International Scientific Conference]. Ivanovo, 2022. P. 311-318 (in Russian).

Golovneva E. V., Golovnev I. A. Antireligioznyi fil'm Anatoliia Terskogo "U sektantov" (1930) [Anti-religious film by Anatoly Tersky "At the sectarians" (1930)]. Religiovedenie. [Study of Religions]. 2022, no 1. P. 147-156 (in Russian).

Golovneva E. V., Golovnev I. A. Sovetskaia antireligioznaia fil'ma. "Sektanty" Vladimira Korolevicha (1930). [Soviet anti-religious film. "Sectarians" by Vladimir Korolevich (1930)]. Religiovedenie. [Study of Religions]. 2021, no 3. P. 151-159 (in Russian).

Gur'ianov P. S. Antireligioznaia bor'ba bol'shevikov v 1920-1930-e gg. pri pomoshchi kino [The anti-religious struggle of the bolsheviks in the 1920s-1930s through the cinema]. Obshchestvo:filosofiia, istoriia, kul'tura. [Society, philosophy, culture]. 2018, no 8 (52). P. 131135 (in Russian).

Karliavina A. I. Antireligioznyi kinematograf v sovetskoi propagande 1920-kh godov [Anti-religious cinema in the Soviet propaganda of the 1920s]. Artikult. 2019, no. 3 (35). P. 97-104 (in Russian).

Kefala M. Religiia i antisemitizm [Religion and anti-Semitism]. Antireligioznik. [Anti-religious]. 1931, no. 8. P. 93-99 (in Russian).

Kovalova A. O. Stsenarii v russkom kino 1910-1920-kh godov: k istorii voprosa [Scenario in Russian cinema of the 1910-1920s: on the history of the issue]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie. [Bulletin of St. Petersburg University. Art history]. 2013, no. 3. P. 33-47 (in Russian).

Kondratiuk G. N. Pereselenie v Krym evreev: nachal'nyi etap (1924-1928 gody) [Resettlement of Jews in Crimea: the initial stage (1924-1928)]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriia "Istoricheskie nauki". [Uchenye zapiski V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Series "Historical Sciences"]. 2021, vol. 7 (73), no 1. 2021. P. 63-91 (in Russian).

Kostyrchenko, G. V. Tainaia politika Stalina: Vlast' i antisemitizm. [Stalin's Secret Politics: Power and Anti-Semitism] M.: Mezhdunar. otnosheniia, 2001. 778 p. (in Russian).

Larin Iu. Evrei i antisemizm v SSSR. [Jews and Anti-Semitism in the USSR]. M.: Gosudarstvennoe izd-vo; L.: Gosudarstvennoe izd-vo, 1929. 311 p. (in Russian).

Lozinskii, S. G. Sotsialnye korni antisemitizma v srednie veka i v novoe vremia [Social roots of anti-Semitism in the Middle Ages and in modern times]. M.: Ateist, 1929. 205 p. (in Russian).

Lunacharskii, A. V. Ob antisemitizme [About anti-Semitism]. M.: Gosudarstvennoe izd-vo; L.: Gosudarstvennoe izd-vo. 1929. 48 p. (in Russian).

Luchshev E. M. Antireligioznaia propaganda v SSSR: 1917-1941 gg. [Anti-religious propaganda in the USSR: 1917-1941]. SPb.: «Informatsionno-tekhnicheskoe agentstvo Ritm', 2016. 364 p. (in Russian).

Plisetskii, M. S. Religiia i bytgruzinskikh evreev [Religion and way of life of Georgian Jews]. M., L.: Mosk. rabochii, 1931. 178 p.

Poltevskii, A. N. Antireligioznaia fil'ma: Spravochno-metod. posobiepo rabote s antireligioznoi fil'moi v klube i izbe-chitalne [Anti-religious film: A reference method. manual for working with an anti-religious film in the club and reading room]. M.: Gos. izd-vo khud. lit-ry, 1930. 32 p.

Semashko, N. A. Kto i pochemu travit evreev: S pril. st. M. I. Kalinina "Evreiskii vopros i pereselenie evreev v Krym" [Who and why poisons the Jews: With adj. Art. M. I. Kalinina "The Jewish Question and the Resettlement of Jews in the Crimea"]. M.; L.: Gos. izd-vo, 1926. 29 p. (in Russian).

Sherstnyov G. Oblichenie priema: k pragmatike zvukovogo antireligioznogo fil'ma [Exposure of reception: to the pragmatics of a sound anti-religious film]. Novoe literaturnoe obozrenie. [New Literary Review] 2016, no 2 (138). P. 170-181 (in Russian).

Shvarts S. M. Antisemitizm v Sovetskom Soiuze [Anti-Semitism in the Soviet Union]. N'iu-Iork: Izd-vo im. Chekhova, 1952. 262 p. (in Russian).

Yaroslavskii, Em. M. Protiv religii i tserkvi: Proletarskaia revoliutsiia v bor'be s religiei [Against religion and the church: Proletarian revolution in the fight against religion.]. M.: Gaiz, 1935. Vol. 3. 563 p. (in Russian).

Yaroslavskii, Em. M. Protiv religii i tserkvi: Bor'ba za preodolenie religii. [Against religion and the church: The struggle to overcome religion]. M.: Gaiz, 1935. Vol. 3. 420 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 01.12.2022.

Принята к публикации 22.12.2023.

Дата публикации 03.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.