ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)
УДК 211.5(091);27
АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ТАТАРСКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МОТИВАМИ (60-90-Е ГГ. XIX В.)
© И.К.Загидуллин
В статье освещаются основные направления и мотивация антиправительственных выступлений татарских крестьян Среднего Поволжья и Приуралья в пореформенный период.
Ключевые слова: татарское крестьянское движение, податный гнет, антиправительственные выступления, групповые порубки леса.
В статье впервые как целостное социальное явление рассматриваются антиправительственные выступления татарских хлебопашцев, принадлежавших к бывшим государственным крестьянам, а также мещеряков, тептяр, ставших в
1865 г. «сельскими обывателями». Анализ этих выступлений в регионе компактного расселения основной массы татар - Волго-Уралье - позволил определить основные направления и особенности проявления их протеста, увидеть общие черты с антиправительственными выступлениями многонационального крестьянства края.
Отдельные аспекты выступлений татарских хлебопашцев в контексте изучения многонационального крестьянского движения пореформенного периода в Казанской губернии рассматривались, главным образом, в трудах С.И.Даишева и И.К.Загидуллина, в Среднем Поволжье -Ю.И.Смыкова.
В российских реалиях любое неповиновение представителям власти воспринималось как сопротивление и антиправительственное выступление. Формы выражения социального протеста крестьянских масс были разнообразными. Применительно к XIX в. их можно назвать «протестом путем уклонения». Это способ, при помощи которого сельские общества или группы крестьян «пытались облегчить тяготы своей жизни и выразить недовольство посредством кратковременного отказа исполнять предписанное, а также других действий, сводящих к минимуму возможность столкновений с теми, кого они считают своими притеснителями» [1: 55].
Сельские жители также пользовались возможностью подачи прошений, чтобы выразить свое недовольство в отношении действий отдельных представителей власти и правительственных нововведений и непопулярных мер.
Неповиновение крестьян рассматриваемого времени явилось следствием ухудшения эконо-
мического положения сельского населения, усиления фискального гнета самодержавия, превышения представителями местной администрации своих полномочий во взаимоотношениях с хлебопашцами и т.д. Отмена крепостного права и связанные с ней преобразования способствовали росту общественной активности населения. В ряде регионов отмечалось неповиновение сельского податного населения нововведениям власти.
Грамотное проведение аграрной реформы
1866 г. в государственной деревне способствовало предупреждению волнений. Прирезка земли проводилась с учетом ошибок предыдущих аграрных преобразований у бывших помещичьих и удельных крестьян. Свою роль сыграло, конечно, и отсутствие личного интереса чиновников, составлявших «владенные записи». Поэтому выступления бывших государственных крестьян в период проведения земельной ревизии были незначительны и носили локальный характер.
Главными причинами нежелания татарских хлебопашцев получать «владенные записи» являлись: выделение меньших по размеру, чем раньше, угодий, прирезка неудобных для земледельческого производства наделов и далеких от их места жительства участков, различные слухи о непременном ухудшении их материального положения после прирезки земли.
В Казанской губернии против получения «владенных записей» активно выступали чувашские и татарские сельские общества. Волнения начались с первыми попытками составления местными властями «владенных записей». В марте
1867 г. против получения «владенных записей» выступили некоторые селения Свияжского уезда, а в апреле волнения, хотя и без открытого сопротивления властям, прокатились по деревням Те-тюшского уезда. В сентябре того же года сплоченное и решительное сопротивление татарского
сельского общества деревни Сосмак Пшенгер Казанского уезда закончилось «поркой 40 наиболее активных крестьян присланной полицейской командой» [2: 157].
Наиболее крупное выступление татарских крестьян в связи с реализацией аграрной реформы произошло в июне 1869 г. в Спасском уезде. Поводом для него послужили слухи о том, что крестьяне поступят в удельное ведомство и что им будут установлены тяжелые повинности и большие налоги. Инициатором и центром неповиновения властям стало сельское общество деревни Старые Бараны. Для успокоения крестьян местные власти попытались использовать представителей мусульманского духовенства, пообещав за содействие в принятии «владенных записей» по 120 десятин земли. Узнав об этом, крестьяне, используя право общины на высылку из селения неугодных и провинившихся лиц, составили приговор об удалении муллы в Сибирь. Для подавления волнения в Спасский уезд выехал губернатор Н.Я.Скарятин, предварительно послав туда исправников Свияжского и Тетюшско-го уездов [3: 141 - 142].
В Пермской губернии, где оформление «вла-денных записей» происходило во второй половине 1870-х гг., отказ от межевания земельных угодий среди крестьян Кунгурского уезда был вызван слухами о приписке их к крепостному сословию [4: 388 - 389].
Грабительское расхищение башкирских вотчинных земель в Приуралье и отсутствие на огромных земельных угодьях новых хозяев привели к тому, что в 1882 - 1884, 1888, 1889 гг. в Бирском, Уфимском и Стерлитамакском уездах татарское и башкирское население прибегало к массовым порубкам лесов, ставших частновладельческими, захвату лугов и пашен новых владельцев, а также угодий переселившихся крестьян, купивших земли на льготных условиях у башкир или у казны. Более того, начались захваты земель местных помещиков, в том числе Тев-келевых. Слабость местной администрации способствовала увеличению подобных случаев. Дело доходило то того, что некоторые помещики вынуждены были оставлять свои усадьбы [5: 245
- 254, 379 - 380, 672 - 673, 720 - 721].
Групповые порубки леса татарскими крестьянами Поволжья и Приуралья являлись составной часть правонарушений сельского населения. Получение в результате прирезки земель худших участков и небольших участков, отсутствие должного контроля за охраной леса способствовали частым коллективным порубкам. В 1868 г. с целью пресечения хищений леса крестьянами казанский губернатор был вынужден издать пред-
писание «запретить крестьянам посещать казенные леса». Сельские старосты и волостные старшины несли персональную ответственность за исполнение данного предписания. Несмотря на строгие меры, нужда заставляла крестьян губернии продолжать порубки [6: 114 - 115; 2: 215 -269].
Земля для крестьянского хозяйства являлась основным источником существования. Чувство общинной собственности и стремление крестьян при малейшей возможности заполучить даже небольшой земельный участок превращали земельные споры в жестокие конфликты. Численность конфликтующих селений, давние обиды приобретали в таких ситуациях большое значение. Например, в июле 1861 г. татарские крестьяне деревни Малый Сулабаш Казанского уезда оказали сопротивление прирезке части используемой ими земли в пользу помещика Мамаева. Их поддержали крестьяне соседней деревни Дубъязы. Волнение приняло настолько угрожающий характер, что приехавший для усмирения крестьян мировой посредник «едва смог уехать, и то обманом» [7: 485 - 486].
Нередко подобные конфликты выливались в неповиновение властям, пытавшимся восстановить порядок и защитить интересы одной из сторон. Так, например, летом 1884 г. татарские сельские общества деревень Мамадыш-Тявгильдино (Танаево) и Багаево в Мамадыш-ском уезде оказали сопротивление администрации при размежевании спорной земли в пользу крестьян деревни Арсланово.
Споры о земле между общинами носили еще более ожесточенный характер. Часто они перерастали в столкновения больших групп крестьян. Осенью 1886 г. одно из таких столкновений произошло между татарами деревень Тимерчи, Ку-юк и Букмыш Мамадышского уезда. Причиной раздора стали 63 десятин земли, которые были отобраны у общества деревень Куюк и Тимерчи и присоединены к деревне Букмыш [6: 159].
Во время конфликтов с местными властями по аграрным вопросам крестьяне нередко обращали свой гнев против своих сельских старост, которые обычно старались беспрекословно выполнять указания администрации.
В последующие десятилетия в условиях усиления земельного голода часть межобщинных конфликтов произошла вследствие прирезки земли и лесных угодий в 1860 - 1870-х гг. Не-размежеванные земельные участки часто становились «яблоком раздора» в конфликтах между общинами. Так, из-за спорного общего лесного надела в мае 1889 г. произошло столкновение крестьян деревень Арбаш и Старые Чапьи Мама-
дышского уезда [8: 1 - 1об.]. В 1874 г. девять соседних татарских сельских обществ Тетюшского уезда получили в пользование общий лесной надел площадью 869,9 дес. Через два года началась расчистка площади под пашню. С 1887 г. крестьяне близлежащих к лесному наделу деревень Шамбулыхчи, Бибиево-Биябаш и Новопоселенные Биябаши не допускали на этот участок жителей других селений, мотивируя тем, что лес находился в общем владении, а поскольку он вырублен, то они потеряли на него права. В октябре 1890 г. 800 крестьян напали на землемера и группу крестьян, требуя оставить земли за ними, при этом было убито и ранено несколько человек. Прирезка земли была произведена в присутствии военной команды (400 штыков), 25 крестьян были арестованы и отправлены в тюрьму, многие жестоко наказаны розгами [9: 257 - 258].
В последней четверти XIX в. отмечалось усиление социальных противоречий в деревне, частые неурожаи привели к ухудшению экономики крестьянского хозяйства. В татарской поземельной общине земельные переделы производились, как правило, через каждые 12 лет. На начало 1880-х гг. приходится полоса этих важных в крестьянской жизни событий, производимых впервые после оформления «владенных записей» по реформе 1866 г. В соответствии с законом сельские общества имели право произвести передел земли по своему усмотрению: по ревизским душам или по наличным душам мужского пола. Беднейшая часть крестьян, чтобы хоть как-то поправить свое положение, требовала распределения наделов по второму способу. Состоятельной части общины было выгодно сохранение наделов по ревизским душам. Одной из причин такого противостояния явилось не только уменьшение наделов последних, но и нарушение уже отлаженной системы закабаления бедных крестьян. В ряде селений кулакам удавалось склонить на свою сторону более 1/3 домохозяев, лишая таким образом сельский сход кворума. Для разрешения спора враждующие стороны часто обращались в вышестоящие инстанции.
В 1881 г. столкновения из-за коренного передела земли произошли в деревнях Молвино, Ка-рашам и Бузаево. В Спасский уезд в сопровождении полицейской команды был направлен чиновник особых поручений при губернском правлении князь Девлет-Кильдеев, и беспорядки в этих деревнях прекратились. Конфликтные ситуации в 1880 - 1882 гг. по жизненноважному вопросу наблюдались также в селениях Малый Ачасыр, Малые Кушманы Свияжского уезда, Бе-ляхчи Чистопольского уезда, Куюк Мамадыш-ского уезда [6: 158 - 159].
Нежелание платить обязательные страховые сборы порой мотивировалось запретом шариата или невыгодностью их уплаты. В частности, в ноябре 1882 г. жители деревни Куртамыш Челябинского уезда Оренбургской губернии отказались платить страховой сбор, их сопротивление было подавлено военной командой [10: 794].
Одной из самых тяжелых повинностей была рекрутская повинность (до 1874 г.), из-за которой семья теряла работника в хозяйстве. Состоятельные хозяйства за плату и исполнение определенных обязанностей (выплата недоимок и долгов, несение каких-то повинностей, забота о его семье и др.) нанимали вместо своего члена семьи наемного рекрута, обычно бедняка. Основная часть крестьян была лишена такой возможности. Единственным способом уклонения от рекрутской повинности оставалось далеко не безобидное для здоровья членовредительство, наиболее распространенное среди татар. Такая практика сохранялась и после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности [6: 115 - 116].
Другой, не менее важной причиной выступлений татарских крестьян был фискальный гнет. Волнения во время сбора податей и недоимок были прямым следствием тяжелого экономического положения хлебопашцев. Обычно местные власти описывали имущество крестьян, оставшихся в долгу, и устраивали продажу по умеренным ценам их домашнего скота, предметов быта, вплоть до подворных строений. Это вызывало возмущение и сопротивление селян. 22 апреля 1883 г. жители крупного татарского селения Нижний Елюзань Кузнецкого уезда Саратовской губернии (200 чел.), вооружившись кольями и вилами, сорвали опись имущества у односельчан за недоимки перед правительством и частными лицами, напали на судебного пристава и урядника, избили нескольких понятых [10: 377 - 378]. После неурожайного года крестьяне воздерживались от уплаты налогов. В этой связи примечателен коллективный отказ в ноябре 1903 г. ряда татарских селений Бугульминского уезда Самарской губернии от уплаты выкупных платежей, всех казенных и волостных сборов [11: 165 -167].
Противочумные и противохолерные правила требовали подчинения народных традиций и образа жизни строгим медицинским нормативам, что воспринималось как покушение власти на религиозные права. Немаловажное значение в формировании такого мнения имело и то обстоятельство, что сельские общества находились под влиянием мировоззрения мулл-кадимистов, отрицавших всякое нововведение.
Волнения среди мусульман Бугульминского, Бугурусланского, Бузуклукского и Николаевского уездов были вызваны «Правилами о порядке применения в Самарской губернии меры убивания зачумленного и подозреваемого в зачумле-нии скота...» от 1884 г. В соответствии с этими правилами в деревнях учреждались чумные комиссии и ветеринарные стражники для контроля за перегоном скота, которые содержались за счет населения. Эти непопулярные среди крестьян мероприятия проводились с различными нарушениями, негативно сказавшимися на их экономическом положении. Однако «ближайшим источником волнения было ложное истолкование изданных земством чумных правил, в которых имелось как бы в виду одно только русское население..., а не татарское... В этих правилах говорилось о священниках, а о муллах не упоминалось, вследствие чего татары стали думать, что и у них будут православные священники» [12: 162
об.]. В брошюре о противочумных мероприятиях, изданной на татарском языке, говорилось, что умерщвление животных должно было производиться посредством укола в затылок, что было воспринято татарами как посягательство на мусульманскую веру. В прошении министру внутренних дел от 1885 г. поверенные от 6 деревень Бугульминского уезда просили прислать «печатные объявления о том, что правительство не желает изменить нашу религию, и предоставляет нам ту же свободу вероисповедания, которая существовала до сих пор» [13: 105 - 109].
В начале 1885 г. крестьяне не позволяли врачам забивать скот, отказывались оплачивать мероприятия земства по борьбе с чумой и составлять списки рогатого скота. 19 мая 1885 г. «для увещевания» в деревню Сулеево Бугульминского уезда прибыло высокое начальство. После того как губернатор приказал арестовать сельского старосту, собравшегося встать на колени, «. толпа до 600 человек, вооруженная кольями, двинулась с угрозами на губернатора и его спутников, и лишь обнаженные шашки 14 урядников и полицейских приостановили движение толпы». Когда губернатор покидал деревню, жители с криками и угрозами кинулись за ним, бросая колья в его экипаж. Через несколько дней в Сулее-во прибыла военная команда: активисты были арестованы и принудительно переписан крестьянский скот. Весной-летом 1885 г. вооруженные выступления против местных властей произошли в деревне Новое Усманово Бугурусланского уезда, деревнях Бигашево и Бакаево Бугульминско-го уезда, где жителей буквально под угрозой расстрела заставили подчиниться властям [2: 191
- 192].
Среди выступлений по социально-экономическим мотивам различных групп многонационального крестьянства Казанской, Самарской и Симбирской губерний в 1860 - 1900 гг. на бывших крепостных крестьян приходится 338 выступлений (2/3 на выдачу уставных грамот после отмены крепостного права), у бывших удельных, главным образом русских, крестьян - 79, на жителей бывшей государственной деревни - 83. По неполным данным за этот период в Симбирской губернии произошло 6 выступлений татарских крестьян, в Самарской губернии - 10 (порубки леса и противодействие санитарно-эпидемиологическим мероприятиям) [2: 117 - 125], в Казанской губернии - 127 [6: 246].
Взаимодействие соседних сельских обществ во многом зависело от мотивации действий крестьян. Именно поземельная община представляла интересы жителей деревни в качестве юридического лица в вопросах землепользования, являлась главным институтом, ответственным за общественный правопорядок, своевременный сбор налогов и исполнение повинностей. Основной формой антиправительственных выступлений татарских крестьян являлась борьба против государственной системы землевладения, податного гнета, командно-административных методов управления власти и бесчинства отдельных ее представителей.
Исследование поддержано грантом РГНФ (11-11-16010а/В /2011).
1. Верт П. От «сопротивления» к «подрывной деятельности»: власть империи, противостояние местного населения и их взаимозависимость // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет / сост. П.Верт, П.С.Кабы-тов, А.И.Миллер. - М.: Новое изд-во, 2005. -С. 48 - 82.
2. Смыков Ю.И. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за землю и волю (60 - 90-е гг. XIX в.). -Казань: Татар. книж. изд-во, 1973. - 270 с.
3. Материалы по истории Татарии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - Вып.1. - 591 с.
4. Крестьянское движение в России в 1870 - 1880 гг.: сб. документов / под ред. П.А.Зайончковско-го. - М.: Наука, 1968. - 613 с.
5. Крестьянское движение в России в 1890 - 1900 гг.: сб. документов / под ред. А.В.Шапкина. - М.: Изд-во социально-политической лит., 1959. -752 с.
6. Загидуллин И. К. Татарские крестьяне Казанской губернии во второй половине XIX в. (60-90-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 1992. - 269 с.
7. Устюжанин Е.И. Крестьянское движение в период реформы 1861 г. // Материалы по истории Татарии. - Казань, 1948. - Вып.1. - С.485 - 486.
8. Национальный архив РТ. - Ф.1. - Оп. 3. - Д. 7621.
9. Даишев С.И. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве Казанской губернии в конце XIX в. (80 - 90-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 1959. - 326 с.
10. Крестьянское движение в России в 1881 - 1889 гг.:
сб. документов / под ред. А.С.Нифонтова и Б.В.Златоустовского. - М. Изд-во Социальнополитической лит., 1960. - 964 с.
11. Крестьянское движение в России в 1901-1904 гг.: сб. документов / отв. ред. А.М.Анфимов. - М.: Изд-во социально-политической лит., 1998. -965 с.
12. Национальный архив РТ. - Ф. 51. - Оп. 4 доп. -Д.83.
13. Рафикова Г. «Волнение возникло из заблуждений и ошибок» (Сулеевское восстание 1885 г.) // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 2004. - №2. - С. 105
- 109.
ANTI-GOVERNMENT DEMONSTRATIONS OF TATAR PEASANTS OF THE MIDDLE VOLGA AND URALS REGION CAUSED BY SOCIO-ECONOMIC MOTIVES (60 - 90S OF THE XIX CENTURY)
I.K.Zagidullin
The article highlights the main trends and motivation of the Tatar peasant anti-government revolts in the Middle Volga and Urals Region in the post-reform period.
Key words: Tatar peasant movement, tax-paying oppression, anti-government demonstrations, mass forest-felling.
Загидуллин Ильдус Котдусович - доктор исторических наук, доцент, заведующий отделом средневековой истории Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.
E-mail: zagik63@mail.ru
Поступила в редакцию 29.02.2012