Научная статья на тему 'Антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования'

Антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНОМИЧНОСТЬ / ANTINOMY / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL VALUES / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / BIOLOGICAL DETERMINISM / СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / SOCIAL DETERMINISM / КОММУНИКАЦИЯ И ИЗОЛЯЦИЯ / COMMUNICATION AND ISOLATION / GENERALLY CULTURAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битарова Л. Г., Тонковидова А. В., Орлова Э. А.

В современной парадигме гуманистического образования общекультурные компетенции (ОКК) приобретают значимость, т. к. способствуют формированию свободно развивающейся личности. Цель настоящего исследования раскрыть антиномичность общекультурных компетенций в контексте противоречий современного педагогического образования. Задачи исследования: 1. Провести философско-культурологический анализ сущности антиномий в образовании. 2. Раскрыть направления формирования общекультурных компетенций в профессиональном образовании. Объект исследования антиномичность формирования общекультурных компетенций Предмет исследования возможность преодоления антиномий ОКК в современном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTINOMY OF THE FORMATION OF GENERALLY CULTURAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the modern paradigm of humanist education generally cultural competences (GCC) are becoming more and more significant because they assist to the formation of a free developing individual. The aim of the given research is to reveal the antinomy of GCC in the context of contradictions of modern pedagogical education. Tasks of the research: 1. To carry out philosophically-culturological analysis of the essence of antinomies in education. 2. To reveal directions of the forming of GCC in professional education. The research object is antinomy of the formation of generally cultural competences. The research subject is the possibility to overcome antinomies of GCC in modern professional education.

Текст научной работы на тему «Антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования»

working out and basing of methods of combining parameters of tourist pedestrian walking tours

A. Yurchenko, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The contents of methods of combining parameters of tourist walking tours as an additional means of physical education is based in increasing level of the physical development and preparedness, and also the functional condition of students organism systems in the conditions of organizing extracurricular forms of moving activity. This provision is possible to be realized on the basis of

purposeful combination of different indices both of their loading and the effectiveness of their training.

Key words: students, pedestrian walking tours, methods, parameters combining, effectiveness training, physical preparedness, functional condition of organism systems.

УДК 37.01

антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования

Старший преподаватель Л. Г. Битарова,

преподаватель А. В.Тонковидова,

кандидат педагогических наук, доцент Э. А. Орлова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В современной парадигме гуманистического образования общекультурные компетенции (ОКК) приобретают значимость, т. к. способствуют формированию свободно развивающейся личности.

Цель настоящего исследования - раскрытьантиномичность общекультурных компетенций в контексте противоречий современного педагогического образования.

Задачи исследования:

1. Провести философско-культурологический анализ сущности антиномий в образовании.

2. Раскрыть направления формирования общекультур-

ных компетенций в профессиональном образовании.

Объект исследования - антиномичность формирования общекультурных компетенций

Предмет исследования - возможность преодоления антиномий ОКК в современном профессиональном образовании.

Ключевые слова: антиномичность, общекультурные компетенции, биологический детерминизм, социальный детерминизм, культурные ценности, коммуникация и изоляция.

В современной социокультурной эпохе разные формы культуры выделяют два типа образования, один из которых стремится передать от одного поколения к другому насле-

дие своих приемов и правил, гарантируя их полное сохранение, а другой стремится проводить обновление или исправление этих приемов и правил. К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» демонстрирует несколько вариантов развития образования. Первый путь основан на положении, что нужно учиться тому, что имеет применение в жизни. Особую значимость, с этой точки зрения, приобретают общекультурные компетенции, понимаемые как «требования массы и сводятся к усредненному, которое может быть выражено в форме вульгарной понятности». На втором пути возникает «единообразное воспитание, парализующее духовную свободу. Основные убеждения фиксируются в виде определенного верования и вместе со знанием и умением вколачиваются как способ чувствования и оценки». На практике это привело к методически ориентированному образованию, проявившему себя в традиционной авторитарной педагогике (П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, Д. И. Писарев). Данный путь ведет к воспроизводству людей, способных осуществлять сложные функции. Но любой прогресс основан на свободном выборе свободных людей, которые следуют также и общечеловеческой исторической традиции, которая формирует у них общекультурные компетенции в рамках профессионального образования. На этом основан третий путь, по К. Ясперсу, который может стать стержнем интернационализации образования: «Народное образование может привести массы на путь, который ведет к аристократии духа, - постоянно фактически идущий отбор может завершиться созданием подлинной аристократии без наследственных прав и привилегий...»1

В современной парадигме гуманистического образования общекультурные компетенции приобретают значимость, т. к. способствуют формированию свободно развивающейся личности. Социально-философским мерилом гуманитарного образования должен выступать, по мнению Н. С. Розова, баланс «в ориентации образования на Человека, общество, культуру». Общекультурные компетенции способствуют повышению качества образования, которое должно быть направлено на соответствие уровня образования жизненным реалиям. Они раскрывают воспроизводство и развитие культуры (как системы образцов), воспроизводство и развитие общества (как воплощения социальных образцов культуры в общественных институтах, педагогических структурах, межличностных отношениях), воспроизводство и развитие человека (как носителя антропных образцов культуры) [2].

Объект исследования - антиномичность формирования общекультурных компетенций. Предмет исследования - возможность преодоления антиномий ОКК в современном профессиональном образовании.

Цель настоящего исследования - раскрыть антиномичность общекультурных компетенций в контексте противоречий современного педагогического образования.

Целью были предопределены задачи исследования:

1. Провести философско-культурологический анализ сущности антиномий в образовании.

2. Раскрыть направления формирования общекультурных компетенций в профессиональном образовании.

Современное профессиональное образование содержит в себе некоторые противоречия в связи с фактом формирования общекультурных компетенций, преодоление которых необходимо в рамках высшего профессионального образования.

Первое противоречие можно назвать апорией «биологического детерминизма». Эта апория вытекает из выявляемой связи между духовными и биологическими феноменами человеческой жизни, неразрывно связанными с функционированием организма, в свою очередь зависящими от физических условий и условий среды. В соответствии с данным подходом профессиональное образование на основе общекультурных компетенций практически не имеет смысла, так как в человеке все предопределено (педагогическая теория «бихевиоризма» Э. Торндайка, Дж. Б. Уотсона)2. Но факты доказывают обратное. Ж. П. Сартр в работе «Экзистенциализм - это гуманизм» писал, что «Человек есть то, что он сам из себя делает»3. Развиваясь физически и духовно, тренируя тело, расширяя кругозор и мировоззрение с помощью профессионального образования, в том числе и гуманитарного, человек фактически преодолевает «биологический детерминизм» и становится свободным. Поэтому тезису «биологического детерминизма» можно противопоставить тезис «радикального индетерминизма». Но не только душа и сознание человека являются «чистой свободой» или «свободным потоком воды», но и тело человека можно изменить и развить его возможности, преодолев биологический детерминизм, сформировав общекультурную компетентность.

Второе противоречие можно назвать апорией «социального детерминизма». Эта апория вытекает из существующего в педагогике учения о социальной природе человеческой личности (теория К. Маркса)4; т. е. отмечает, что человеческая личность не является одной и той же во все времена и во всех обществах. С другой стороны, существует тезис социального индетерминизма. Согласно нему, личность, будучи реальностью-в-себе, не растворима в социальных элементах, которые можно в ней выявить, она полностью независима по отношению к социальным силам и руководит собой самостоятельно вне всякого отношения и подчинения

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 138-143.

2 Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. - М., 1998.

3 Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М., 2000. - С. 226.

4 Маркс, К. Критика политической экономии. - Т.1 - М., 1983.

этим силам (экзистенциальная педагогика). Этот тезис находит свое подтверждение в различных видах профессиональной деятельности, ведь достижения и рекорды - это всегда преодоление норм. Выдающийся, креативный профессионал действует с ориентацией не на повторение чужих достижений, а на их преодоление, с ориентацией на себя, на развитие собственных возможностей и способностей. Если человек в социуме будет действовать «как все», то он потеряется в общей массе. Это относится как к творчеству, искусству, философии, так и к любой другой профессиональной деятельности.

Следующая апория ценностей рождается из той ситуации современной культуры, которую обычно называют словом «кризис». Рассмотреть бытийный статус общекультурных компетенций невозможно вне проблемы ценностей, которые являются их наполнением. Обычный научный анализ может дать лишь относительную рационализацию смысла культурных ценностей, которые предполагают преимущественно остен-сивные определения. Д. Э. Мур утверждал, что добро является неопределимым качеством, как и цвет: нельзя научить слепого тому, что такое красное и желтое, также нельзя научить, что такое добро того, кто его не осознает. Б. Рассел считал, что мораль - это не что иное, как одновременное желание того, чтобы вещи шли определенным образом, сопровождаемые желанием, чтобы все желали того же самого5. А. Д. Айер, Р. Карнап утверждали, что мораль принадлежит к сфере эмоций и, поэтому суждение, которое одобряет или не одобряет что-то, является просто выражением эмоционального состояния. Таким образом, общекультурные компетенции - это лишь «дискрипция», по Б. Расселу. Факт, доказывающий несостоятельность подобной теории языка, состоит в том, что правила и предписания встречаются не только в морали, но и в любой области человеческой деятельности. Мораль основывается на разуме, который предписывает человеку, как считал Кант, его обязанности, своим абсолютным повелением. Но понимание общекультурных компетенций как моральной проблемы возникает лишь тогда, когда осознается: человеческие отношения, чтобы быть сохраненными и упроченными, а не ослабленными и разрушенными, должны быть упорядочены нормами, и что всякая норма, пригодная для того чтобы упорядочивать их, должна иметь значение как для меня, так и для других, и наоборот (как писал Ж. П. Сартр, «выбирая себя, мы выбираем все человечество в целом»6).

С проблемой ценности переплетается другая, столь же фундаментальная для гуманитарного образования проблема, проблема отношения между сущим и должным. Более того, в определенном аспекте, речь идет о двух различных выражениях одной и той же проблемы. Можно воспитывать человека лишь используя силы и способности, которыми он обладает, и поэтому рас-

сматривая его таким, каков он есть на самом деле. Но, с другой стороны, можно воспитывать человека, лишь уяснив то, чем он должен быть, и поэтому пытаясь поднять на уровень этого должного его действительную реальность. Вследствие этого проблема отношения между сущим и должным человека требует к себе пристального внимания. Должное, т. е. система ценностей или идеалов, определяющаяся без учета действительных способностей реализации, которыми обладает человек, бесполезна и недейственна. Но, с другой стороны, определение должного по мерке действительной человеческой реальности и выявленных способностей самого человека ведет к низведению должного и составляющих его ценностей до уровня, на котором они в конечном счете совпадают с сущим и с его неценностями. Стало быть, выявление отношений между сущим и должным следующая трудность, которая встает перед всякой теорией профессионального образования и формирования общекультурных компетенций.

Гуманитарное образование решает трудность определения соотношения между сущим и должным. Человек - это всегда проект как для самого себя, так и для окружающего его мира. Философия, история и в целом культура расширяют горизонты человеческого сознания. Таким образом, должное совпадает с сущим, всегда находится в развитии, оно не завершено, как не завершен и сам человек. Он способен выбрать себя свободно как нравственного человека, будучи творцом всех ценностей.

Апория коммуникации и изоляции в формировании общекультурных компетенций посредством профессионального образования является на сегодняшний день особенно актуальной. Коммуникация является основной характерной чертой всякой социальности и в силу этого человеческой личности, а также необходимым условием интернационализации профессионального образования. Люди образуют сообщество, потому что они устанавливают связи друг с другом: и связь здесь не только вербальная, но и субстанциальная. Единую субстанцию коммуникации сложно выявить в связи с культуррелятивизмом. Но, на наш взгляд, этой единой субстанцией могут стать общекультурные компетенции.

Н. Гартман в Объективном духе Гегеля видит духовную (т. е. социальную) жизнь в ее тотальности как она исторически рождается, развивается, достигает высшей точки и приходит в упадок7; и поэтому он обнаруживает в ней совокупность форм, содержаний, принципов, которые возвышаются над индивидуальными сознаниями. Конкретным проявлением Объективного духа могут стать общекультурные компетенции, являющиеся внутренним «духовным» содержанием духовной жизни, включающим в себя науку, искусство, нравственность и религию. Изоляция систем профессионального образования и невозможность формирования обще-

5 Рассел, Б. Брак и мораль. - М., 2004. - С. 24.

6 Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М., 2000. - С. 218.

7 Гартман, Н. К основоположению онтологии. - СПб., 2003. - С. 478.

культурных компетенций, определения их онтологического статуса связана не с количеством, а с качеством самих человеческих отношений; или, точнее говоря, с их модальностью. Следовательно, не существует факторов, которые бы с необходимостью детерминировали бы изоляцию, как не существует факторов, которые бы с необходимостью ее исключали. Например, физические дефекты, которые способствуют изоляции людей с ограниченными возможностями, не детерминируют ее с необходимостью, если человек включается в систему профессионального образования. Другие формы изоляции вызываются различием интересов и видов деятельности среди членов одного и того же неоднородного общества. Деловые люди, художники, ученые живут в различных мирах, едва соприкасающихся друг с другом. Кроме того, разделение труда в современном обществе, специализация образования, прагматичный подход к спектру получаемых знаний обособляют каждого человека в ограниченной сфере коммуникации, в которой часто этот самый человек находит лишь безличные контакты, связанные исключительно с трудом или деятельностью, которую он осуществляет («теория отчуждения» К. Маркса). В эти контакты личность вступает не как личность, а лишь в своей трудовой задаче и, следовательно, во всем остальном она остается в чем-то вроде изоляции, которая часто остро ощущается. Этот тип изоляции может быть разрушен принятием участия в различных сферах и интересах, которые больше подходят для того, чтобы установить личные отношения посредством формирования общекультурных компетенций. Общекультурные компетенции охватывают мир в целом, являются интернациональными, в них как раз преодолевается культуррелятивизм.

На наш взгляд, можно выделить три направления в формировании общекультурных компетенций в профессиональном образовании. Первое - реализм, исходящий из того, что общекультурные компетенции объективно существуют. Логика (логическая культура), которая, по словам Пиаже, является «моралью мысли, установленной санкционированной другими»8, инновационный инструментарий, помогут их сформировать в ходе тщательного изучения природы и общества. Цель - овладение ресурсами и повышение жизненного уровня людей. Второе - это идеализм - вера в существование высшего идеала, стоящего над индивидуальным существованием. Цель - поиск смысложизненных и нравственных ориентиров в процессе приобщения к общекультурным компетенциям. Третье - прагматизм заключается в том, что профессиональное образование должно быть полезным, оно помогает выявить, различить и объяснить общекультурные компетенции в профессиональном образовании с помощью современных педагогических технологий: проектного обучения - учебного метода, сосредоточенного на студенте,

при котором он сам выбирает проекты, учитывающие всестороннее исследование ценности темы. Основанное на проблеме изучение заключается в том, что студенты сотрудничают, чтобы рассмотреть спорный вопрос проблемы, поскольку они стремятся создать жизнеспособные решения, в отличие от традиционной схемы обучения в виде лекции. Прикладное изучение является самым спорным, потому что оно описывается как ситуация, в которой студенты через реализацию проектов активно исследуют, организуют и «приводят в действие» свои собственные идеи. Обучение жизненным навыкам - тем, которые приносят пользу студенту и работодателю, но, как это ни парадоксально, редко находятся формально в учебных планах, хотя компе-тентностный подход в образовании пытается устранить этот пробел. Эти навыки включают тайм-менеджмент, критическое мышление, взаимодействие, лидерство, исполнительность, коммуникацию и организационные навыки. В педагогическом образовании актуализируется полезное изучение, в центре которого находится студент, изучающий опыт; и подлинное изучение, в котором инструкция ориентируется в максимально возможной степени на «реальный мир».

Студенты работают с кейсами и участвуют в решении значащих, функциональных задач. Ориентация действия в педагогическом процессе делает студентов активными участниками своего образования, а не пассивными получателями информации. Изучение и действие должны быть глубоко связаны; поэтому, в течение обучения, новички должны попытаться выполнить существенные задачи9.

Главная цель освоения общекультурных компетенций - включение обучающегося во взрослое общество и успешная деятельность в условиях демократии на основе дивинации и сравнения, когда он начинает с самого себя. Четвертое направление, как синтез экзистенциализма, феноменологии, герменевтики в формировании общекультурных компетенций, проявляется в развитии индивидуальной неповторимости, а не в слепом подражании культурным нормам, так как «норма» ограничивает человеческие потенции. Г. Га-дамер подчеркивает, что образование есть подлинно историческое событие, сохраняющее и развивающее все то, с чем оно соприкасается, а не культивирование чего-то данного10. Для встраивания в систему социальных коммуникаций у будущего профессионала должен произойти диалектический скачок на основе «понимания» как важной методологической установки формирования общекультурных компетенций.

Выводы:

1. Философско-культурологический анализ сущности антиномий в современном педагогическом образовании показывает необходимость их преодоле-

8 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. - С. 65.

9 Robert Hugg and Scott Wurdinger A Practical and Progressive Pedagogy for Project Based Service Learning International Journal of Teaching and Learning in Higher Education 2007, Volume 19, Number 2, 191-204 http://www.isetl.org/ijtlhe/ ISSN 1812-9129.

10 Гадамер, Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 647.

ния с целью реализации гуманистической парадигмы «личностно-ориентированного» образования.

2. Антиномии в формировании общекультурных компетенций могут быть преодолены на основе философских методологических установок, способствующих интернационализации современного высшего образования и укреплению трансдисциплинарности.

3. Для встраивания в систему социальных коммуникаций у будущего профессионала должен произойти диалектический скачок на основе герменевтического «понимания» как важной методологической установки в формировании общекультурных компетенций.

В заключение вышеизложенного необходимо отметить, что профессиональное образование выступает как единая система, в которой основными компонентами выступают человек и бытие, причём они представляются не как раздельно взаимодействующие объекты, а как единый, в котором осуществляется процесс погружения одного в другое.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 138-143.

2. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. - М., 1998.

3. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М., 2000. - С. 218.

4. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М., 2000. - С. 226.

5. Маркс, К. Критика политической экономии - Т.1 - М., 1983.

6. Рассел, Б. Брак и мораль. - М., 2004. - С. 24.

7. Гартман, Н. К основоположению онтологии. - СПб., 2003.

- С. 478.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. - М.,1969.

- С.65.

9. Robert Hugg and Scott Wurdinger A Practical and Progressive Pedagogy for Project Based Service Learning International Journal of Teaching and Learning in Higher Education 2007, Volume 19, Number 2, 191-204 http://www.iset!. org/ijtlhe/ ISSN 1812-9129.

10. Гадамер, Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 647.

antinomy of the formation of generally cultural competences in the process of professional education

L. Bitarova, Senior Teacher, A. Tonkovidova, Teacher,

E. Orlova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

In the modern paradigm of humanist education generally cultural competences (GCC) are becoming more and more significant because they assist to the formation of a free developing individual.

The aim of the given research is to reveal the antinomy of GCC in the context of contradictions of modern pedagogical education.

Tasks of the research:

1. To carry out philosophically-culturological analysis of the essence of antinomies in education.

2. To reveal directions of the forming of GCC in professional education.

The research object is antinomy of the formation of generally cultural competences.

The research subject is the possibility to overcome antinomies of GCC in modern professional education.

Key words: antinomy, generally cultural competences, biological determinism, social determinism, cultural values, communication and isolation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.