Мальцева О.В., к.э.н.
Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования
В статье рассмотрена практика антимонопольного регулирования в российской экономике и предложены некоторые направления совершенствования антимонопольного регулирования
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения, недобросовестная конкуренция
Современное состояние российской экономики, характеризующееся бюджетным дефицитом, ростом цен и инфляцией, сокращением производства указывает на необходимость прорыва в направлении диверсификации нашей экономики, уменьшения ее сырьевой направленности, придания ей инновационного характера, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Чтобы добиться этого, необходимо нацелить народное хозяйство и население не только на выживание в трудных условиях, но и на скорейшее возобновление экономического роста на более эффективной основе, каковой должна стать конкуренция, позволяющая экономить и эффективно использовать ресурсы, разрабатывать и применять новейшие технологий и технические достижения, с использованием всего потенциала отечественной науки, формировать и развивать конкурентные преимущества предприятий.
Оценить эффективность антимонопольного регулирования возможно на основе анализа практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» в части: выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, антиконкурентных действий органов исполнительной власти, и недобросовестной конкуренции. Анализ основных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволяет выявить основные тенденции в применении антимонопольного законодательства, его «узкие» места, и сформулировать рекомендации по их совершенствованию.
Представляется целесообразным провести анализ и дать оценку работе ФАС, начиная с 2007 года, в связи тем, что 26 июля 2006 г. был принят закон «О защите конкуренции», статьи которого в полной мере стали применяться с начала 2007 года. Именно, данный закон оформил унификацию российского антимонопольного законодательства, развил процедурные и охранительные нормы, скорректировал сущностные институты отечественного конкурентного права и сократил сферу государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией [1].
Объем работы ФАС в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства с 2007 года имеет тенденцию к росту. Так в 2007 году было рассмотрено 9366 заявлений, возбуждено 3924 дела о нарушении антимонопольного законодательства, принято 2597 решений, а уже в 2009 году количество рассмотренных заявлений увеличилось на 45% , возбужденных дел на 60%, принятых решений на 64% по сравнению с 2007 годом. По результатам первого полугодия 2010 года количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства составило 5437, принятых решений 3879 следует предполагать, что общее количество рассмотренных и возбужденных дел по результатам года также увеличится. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2007 г. -___________________I полугодие 2010 г.[2]_________________________
Года 2007 2008 2009 2010 - I полугодие
Рассмотрено 9366 10704 16959 -
Возбуждено 3924 6541 9664 5437
Принято решений 2597 3993 6864 3879
В структуре дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» (табл. 2) максимальный удельный вес приходится на антиконкурентные акты и действия органов власти.
Таблица 2
Количество и структура дел, возбужденных в соответствии с законом «О защите конкуренции» за 2008г.- I полугодие 2010 г.[3]
Нормы антимонопольного законодательства 2008 год 2009 год I полугодие 2010 г
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Всего 6541 100 9664 100 5437 100
Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.10) 1639 25,1 2411 24,9 1289 23,7
Запрет на ограничивающие конкуренцию соглаше- 359 5,5 488 5 277 5
ния или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст.11)
Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст.14) 517 7,9 687 7,1 427 7,8
Запрет на антиконкурентные акты и действия органов власти (ст.15-21) 3523 53,8 5820 60,2 2907 53,4
Другие (ст. 25, 34, 35, 38) 503 7,7 258 2,7 537 9,8
В 2008 г. на их долю приходилось 53,8%, в 2009 г.- 60,2%, в I полугодии 2010 года - 53, 4% в общем количестве возбужденных дел. Работа антимонопольных органов показывает, что антиконкурентные акты и действия органов власти не сокращаются и представляют собой наибольшую угрозу для конкуренции.
В законе «О защите конкуренции» к деятельности органов государственной власти и местного самоуправления установлены следующие нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий:
- запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов
власти;
- запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами;
- антимонопольные требования к торгам, которые проводят органы
власти;
- запрет на передачу прав на государственное или муниципальное имущество без проведения конкурса;
- правила отбора органами власти финансовых организаций;
- правила предоставления государственных и муниципальных преференций.
В актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлены следующие основные виды нарушений: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление непредусмотренных законодательством требований к хозяйствующему субъекту; наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти; указания со стороны органа власти о заключении договоров; установление ограничений в выборе продавцов; предоставление государственных и муниципальных преференций с нарушением требований законодательства. А в актах представительных органов власти преобладают такие виды нарушений как: установление единого налога на вмененный доход в размере, пре-
86
вышающем предельно допустимый; предоставление льгот при уплате транспортного налога; дополнительное согласие органов власти на осуществление отдельных видов деятельности; выражение предпочтений при выборе поставщика; установление ограничений хозяйствующим субъектам при выборе ассортимента продаваемой продукции.
В соглашениях или согласованных действиях между органами власти и между органами власти и хозяйствующими субъектами наиболее распространены следующие виды нарушений: раздел товарного рынка; ограничение доступа на рынок, выхода с рынка; установление различных цен на один и тот же товар; повышение, снижение или поддержание цен.
Среди других нарушений следует выделить: предоставление в аренду имущества без проведения торгов; распределение маршрутов внутригородских перевозок пассажиров без проведения конкурса; передача функций по управлению многоквартирными домами конкретному хозяйствующему субъекту без проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
В отраслевом разрезе преобладают дела по фактам нарушений в сферах операций с недвижимостью, услуг по перевозкам автомобильным транспортом, ЖКХ, торговли и общественного питания.
Среди нарушений со стороны хозяйствующих субъектов лидирующее место занимают нарушения антимонопольного законодательства, связанные со злоупотреблением доминирующим положением. Доля их в 2008 году составила 25,1%, в 2009 г.- 24,9%, в I полугодии 2010 года - 23,7% в общем количестве возбужденных дел. На долю выявленных нарушений в 2007 году приходилось 28,3%, а в 2008 г. -23,2% в общем количестве выявленных нарушений. В 2009 г. удельный вес таких нарушений сократился до 19,1%, т.е снизился за 2 года на 9,2%, что может свидетельствовать о тенденции к сни-жению[4].
Наиболее распространенными видами злоупотреблений являются:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (чаще высокой);
- необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);
- необоснованное сокращение или прекращение производства товара.
Более половина принятых решений о злоупотреблении доминирующим положением за 2007г. - I полугодие 2010 г. было совершено в секторе тепло- и электроэнергетике, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере газа.
В 2009 году увеличилось количество дел, возбужденных в связи с нарушением запрета на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов (488 дел, что на 36% больше, чем в 2008 году). Это связано с активной реализацией в 2009 году программы освобождении от ответственности лиц,
добровольно отказавшихся от участия в антиконкурентных соглашениях и сообщивших об этом в антимонопольные органы. Эта программа предусматривает, что хозяйствующие субъекты, добровольно заявившие в антимонопольный орган о заключении антиконкурентных соглашений, отказавшиеся от участия в них и представившие доказательства существования картеля, полностью освобождаются от административной ответственности.
С соответствующими заявлениями в ФАС России обратились около 500 компаний, среди которых: крупнейшие финансовые организации («Сбербанк России», «Росгосстрах»); ведущие производители продуктов питания («Вимм-Билль-Данн», «Валио»); крупнейшие торговые сети («Тандер» - магазины «Магнит»); лидеры рынка телекоммуникаций («Нокиа»), региональные нефтяные компании, хлебозаводы, предприятия деревообрабатывающей промышленности, производители контрольно-кассовой техники[4].
Наиболее распространенными видами соглашений были соглашения об установлении или поддержании цен (тарифов), скидок, о создании препятствий доступу на рынок, выходу с рынка, необоснованный отказ от заключения договоров.
Наиболее остро проблема антикартельного регулирования в России стоит таких отраслях как:
- оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;
- агропромышленный комплекс и розничная торговля;
- банковская сфера (потребительское кредитование);
- фармацевтическая промышленность и рынок аптечных услуг;
- промышленность строительных материалов и металлургическая
промышленность[5].
Недобросовестная конкуренция имеет более низкую долю в общем числе возбужденных дел и на протяжение трех лет составляла не более 8% общего количества возбужденных дел. Удельный вес принятых решений снижается, составив 7,5 % в 2007 г., 5,5.% в 2008 г., 5,8% в 2009 году.
Среди запретов на недобросовестную конкуренцию наибольшую долю имеет продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, далее распространение ложных сведений, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Следует отметить, что в связи с тем, что решение антимонопольного органа может быть обжаловано хозяйствующим субъектом в течение трех месяцев со дня принятия решения в суде, непрерывно происходит увеличение массива дел, находящихся в стадии рассмотрения в судах. Ежегодно увеличивается количество исков в суды о признании недействительными решений антимонопольных органов (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика обжалованных и отмененных решений антимонопольных _______органов в суде за 2007г.- I полугодие 2010г. [3]_________
Показатели 2007г. 2008 г. 2009г. I пл 2010г.
Принято решений о признании нарушений 2597 3993 6864 3879
Обжаловано решений антимонопольного органа 844 1091 1887 1413
Признано судом полностью недействительными решений 173 220 298 189
Фактически в судах обжалуется каждое четвертое решение о признании нарушения (в 2007 году в судах обжаловалось каждое третье решение о признании нарушения). Недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов. Обжалование решений о признании нарушений хозяйствующими субъектами ведет тем самым к росту объема работы и без того увеличивающего ежегодно.
Анализ практики применения норм закона РФ «О защите конкуренции» позволяет сделать следующие выводы:
1) происходит постоянный рост количества заявлений хозяйствующих субъектов по поводу нарушений закона «О защите конкуренции», что с одной стороны подтверждает заинтересованность хозяйствующих субъектов действовать на рынке в условиях конкуренции, а с другой увеличивает нагрузку на антимонопольный орган заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции;
3) значительное место в практике правоприменения занимает устранение нарушений без возбуждения дела, в результате достигнутого сторонами соглашения по рассматриваемому вопросу, способствуя экономии издержек антимонопольных органов на рассмотрение дел, но также это может свидетельствовать и о том, что антимонопольные органы входят в «сговор» с нарушителями законодательства и предпочитают не начинать официальную процедуру рассмотрения дела;
3) структура дел возбужденных, в соответствии с законом «О защите конкуренции» практически не изменялась, антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления занимают первое место среди всего объема возбужденных дел, увеличившись в 2009 году на 6,4%;
4) существенная доля выявленных нарушений относится к отраслям
естественных монополий: тепло- и электроэнергетике, жилищно-
коммунальному хозяйству и к сфере газа;
5) нарушения, связанные со злоупотреблением доминирующим положением на протяжении двух лет имеют тенденцию к снижению;
6) соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов распространены в отраслях оптовой и розничной торговли нефтепродуктами,
89
агропромышленном комплексе, банковской сфере, фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов и в металлургической промышленности;
7) слишком большая длительность судебных процессов по антимонопольным делам, где недействительными признаются в среднем только около 20% обжалованных решений антимонопольных органов.
Наряду с этим, следует отметить существенное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, анализ практики применения норм антимонопольного законодательства позволяет утверждать о неразвитости конкуренции на отраслевых рынках, что обуславливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы.
В целях совершенствования механизма антимонопольного регулирования по инициативе ФАС уже были внесены изменения в закон «О защите конкуренции» и в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе:
1) уточнение понятия и порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, направленного на устранение предоставление необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам, а также санкций за нарушение установленного порядка;
2) исчерпывающий перечень положений, которые должны содержать правила недискриминационного доступа к товарам (услугам) субъектов естественных монополий;
3) уточнение ограничений к соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов;
4) порядок и полномочия антимонопольных органов при проведении проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;
6) регламентирован порядок проведения торгов в отношении договоров, предусматривающих передачу прав в отношении государственного и муниципального имущества.
В 2010 году ФАС разработан «третий антимонопольный пакет законов», который направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части либерализации вертикальных соглашений. Закон уточняет понятие «координация экономической деятельности», «вертикальное» соглашение», «государственные или муниципальные преференции», критерии определения монопольно высокой цены товара, требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, полномочия антимонопольного органа, порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Также «третий антимонопольный пакет законов» исключает применение уголовного наказания за согласованные действия и вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции, что позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и
создаст условия для развития конкуренции, особенно потенциально конкурентных отраслях.
Таким образом, антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.
Литература
1. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 7.
2. вставлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008», «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.
3. Составлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.
4. «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009». URL: http:// www.fas.ru.
5. Картели // Конкуренция и рынок.- №2. - 2009. - С. 8-9.
УДК 338.2
Ткаченко В.Н., асп.
Значение государственной кадастровой оценки земель при формировании земельного налога Ростовской области
Главная задача государственной кадастровой оценки земель - установление обоснованной платы за землю и создание единой системы налогообложения всех земель Российской Федерации. Стоимостная оценка земель является важнейшим экономическим инструментом управления рациональным использованием земельных ресурсов.
Ключевые слова: государственная кадастровая оценка земель, кадастровая стоимость земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости земли, земельный налог, сравнительный анализ, инвентаризация земель, методические рекомендации.