СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 332.142(470.12) © Л.Г. Иогман
Антикризисный компонент регионального управления: состав и инструменты
В статье характеризуется состав антикризисных мер, осуществляемых органами власти и управления Вологодской области, используемые инструменты их реализации. Приводятся основные результаты изменений в социально-экономической ситуации региона в 2009 году, определяются направления действий, обеспечивающих устойчивое развитие области.
Вологодская область, антикризисные меры, текущая социально-экономическая ситуация, диверсификация экономики.
Леонид Генрихович ИОГМАН
кандидат экономических наук,
начальник департамента экономики,
первый заместитель Губернатора Вологодской области
К настоящему времени Правительство Российской Федерации сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объёмам используемых ресурсов.
По оценкам экспертов, суммарная «стоимость» антикризисных мер в отношении реального сектора экономики в октябре 2008 — декабре 2009 г. составила 2,1 -2,5 трлн. руб. (рисунок).
На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1 — 1,2 трлн. руб.), на втором — меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери — 500 —
700 млрд. руб.), на третьем — меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, — 250 — 300 млрд. руб., далее — стимулирование внутреннего спроса (180 — 240 млрд. руб.) и меры по поддержке малого и среднего предпринимательства (60 — 90 млрд. руб.)
Кроме мероприятий федеральных органов, кризисная обстановка потребовала и быстрого реагирования региональных властей.
Для Вологодской области задачи антикризисных действий были весьма сложными. Накануне кризиса область демонстрировала высокие темпы экономического роста, была регионом-донором. Кризис прервал
Оценка «стоимости» мер антикризисной политики в России
поступательное движение. Наибольший удар пришёлся на металлургию. Сокращение спроса привело к падению цен на чёрные металлы.
В трудном положении оказались предприятия машиностроения, лесопромышленного комплекса, стекольной промышленности и других отраслей, в которых возникли проблемы со сбытом продукции.
Как и в других субъектах РФ, в области снизилась инвестиционная активность, реализация ряда инвестиционных программ отложена до лучших времен. Перед правительством области встала задача осуществления оперативных мер, призванных защитить граждан и экономику от кризисного шока, обеспечить её жизнеспособность.
Уже с октября 2008 года была начата работа по формированию антикризисного Плана действий правительства области, а к началу 2009 года он был трансформирован в формат детальных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы.
В полной мере задействован административный ресурс и отстроена система антикризисного реагирования. Активно работает областная межведомственная комиссия с участием депутатов Законодательного Собрания, профсоюзных органи-
заций, правоохранительных органов, представителей бизнес-сообщества. Функционирует Штаб оперативного реагирования, а также отраслевые комиссии по сферам деятельности и комиссии в муниципальных образованиях.
В сжатые сроки были составлены списки системообразующих и градообразующих организаций, имеющих право на получение государственной поддержки, для включения в перечень предприятий регионального значения, формируемый Министерством регионального развития Российской Федерации. Перечень системообразующих организаций утверждён Правительственной комиссией 23 декабря 2008 года. В перечень предприятий регионального значения от области вошли 19 организаций. Принято распоряжение Губернатора области от 12.01.2009 г. № 14-р «О создании рабочей группы по повышению устойчивости функционирования системообразующих организаций области». Развернут мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения.
13.01.2009 года принято распоряжение Губернатора области №29-р «О создании комиссии по взаимодействию с ОАО «Северсталь» по вопросам стабилизации
социально-экономической ситуации. В соответствии с графиком, подписанным ОАО «Северсталь» и мэрией г. Череповца 1 июня 2009 г., объекты социальнокультурного назначения, находящиеся в собственности ОАО «Северсталь», переданы по договору № БП 9005 в безвозмездное пользование муниципальному образованию «Город Череповец». Это решение смягчило положение в металлургической отрасли.
Осуществлён ряд мер по стабилизации деятельности предприятий машиностроительного комплекса.
При поддержке правительства области автобусы «Олимп» производства ОАО «Вологодский машиностроительный завод» и троллейбусы «Авангард» производства ОАО «Транс-Альфа Электро» приказом министра промышленности и торговли РФ В.Б. Христенко от 05.05.2009 г. №380 включены в Перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами РФ. В заявку Мин-региона России на предоставление субсидии для Вологодской области включены модели 17 автобусов и одного троллейбуса. Вопросы поставок продукции ЗАО «ВПЗ», ОАО «Вологодский машиностроительный завод», «Вологодский завод СКДМ» для нужд транспортных организаций рассмотрены ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
Машиностроительным предприятиям области оказано содействие в решении вопросов бесперебойной подачи тепловой и электрической энергии (ОАО «Электро-техмаш»); погашения задолженности за потребленную теплоэнергию (ЗАО «ВПЗ»); предотвращения отключения электроэнергии (ООО «Кран-Сервис плюс»); возобновления электропитания и подключения электрооборудования к сетям (ООО «Краны и компоненты»).
В рамках стабилизации работы лесопромышленного комплекса решены такие вопросы, как: выделение дополнительных субвенций из федерального бюджета в сумме 61 млн. руб. на строительство лесных дорог; субсидирование за счёт средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам лесопромышленным организациям области для создания межсезонных запасов. Для улучшения финансового состояния предприятий ЛПК предусмотрено установление арендной платы за пользование лесом по фактическим объёмам заготовки древесины с отсрочкой платежей. Принят пакет нормативных правовых актов в части установления порядка и нормативов заготовки древесины, недревесных лесных ресурсов, а также установления ставок платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Принято решение о предоставлении государственных гарантий отдельным предприятиям ЛПК.
В государственные лесничества подано 1987 заявлений на выделение древесины для строительства индивидуальных жилых домов. Гражданам, желающим построить жильё, предоставляется возможность приобретения 200 куб. м древесины (ранее этот норматив составлял 10 куб. м). Стоимость 200 куб. м древесины, предоставляемой по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не превышает 200 рублей (ранее она составляла от 16 до 20 тысяч руб.). Из общего числа заявок удовлетворены 927, т. е. заключены договоры купли-продажи с общим объёмом 124,8 тыс. куб. м древесины. А четыреста человек, получившие эту форму поддержки, уже освоили свои делянки. По заявкам лесопользователей продлены сроки действия договоров купли-продажи лесных насаждений.
В электроэнергетике сокращены лимиты потребления электрической и тепловой
энергии организациям, финансируемым из областного бюджета, с учётом минимума энергопотребления и мероприятий по энергосбережению (постановление Правительства Вологодской области от 24.02.2009 №334). За 9 месяцев 2009 года объёмы электропотребления в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижены на 5,4%.
В настоящее время с целью предоставления государственной гарантии по кредитам, гарантированным поставщикам электрической энергии, департаментом финансов области оказано содействие ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» в получении кредита в Сбербанке РФ на сумму
150,0 млн. рублей под залог имущества без предоставления областной гарантии. Кроме того, банком «ВТБ «Северо-Запад» положительно решён вопрос о предоставлении ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» кредита на сумму 150,0 млн. рублей без предоставления государственной областной гарантии.
Губернатором области и ООО «Межрегионгаз» подписан скорректированный план-график синхронизации выполнения программы газификации в области в рамках Договора о сотрудничестве между Правительством Вологодской области и ОАО «Газпром».
Для агропромышленного комплекса важное значение имело утверждённое правительством области Положение о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений выделяются льносеющим хозяйствам (сельскохозяйственным организациям независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским/фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям), льноперерабатывающим организациям, занимающимся выращиванием льна и его переработкой.
Для осуществления мониторинга ситуации на потребительском рынке области сформированы перечни, в которых определены 11 наименований социально значимых товаров и 16 наименований товаров первой необходимости, входящих в состав стандартной потребительской корзины.
В постановлении Правительства Вологодской области от 13 января 2009 года №8 «О реализации Плана действий по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы области», с целью обеспечения постоянного наличия в торговых объектах социально значимых продовольственных товаров, а также товаров стандартной потребительской корзины, даны рекомендации хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю продовольственными товарами:
— принимать меры к своевременному осуществлению расчётов с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;
— для оптовых организаций — обеспечить двухмесячный запас социально значимых продовольственных товаров длительного срока хранения (соль, крупы, сахар, масло подсолнечное);
— для розничных организаций — обеспечить наличие в предприятиях торговли социально значимых товаров и товаров первой необходимости.
Осуществляется обеспечение предоставления торговых мест на розничных рынках области сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности области в соответствии с действующим законодательством. В Реестр розничных рынков области включено 32 розничных рынка, общее количество торговых мест — 3 247, из них большая часть (63%) приходится на непродовольственные товары. Наибольшее количество торговых мест по реализации продовольственных товаров занимает продажа овощей и фруктов (243 места), мясной продукции (187), товаров бакалейной группы (89).
В рамках обеспечения продовольственной безопасности населения, а также в целях стимулирования сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей организована продажа продовольственных товаров через ярмарки и выездную торговлю. Органами местного самоуправления выделено 86 площадок для проведения ярмарок с организацией льготных торговых мест для продажи сельскохозяйственной продукции. За период с декабря
2008 по 22 декабря 2009 года организовано 104 ярмарки с общим оборотом порядка
204,1 млн. рублей.
За счёт средств областного бюджета предусмотрены компенсации части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам предприятий АПК, предоставляются субсидии на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, на развитие животноводства.
Банковский сектор является частью инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование реального сектора региональной экономики. Результаты мониторинга свидетельствуют, что финансовая система области работает стабильно. С начала 2009 года кредитными организациями области юридическим лицам предоставлено кредитов на сумму более 12 млрд. рублей; расчётная средняя ставка по кредитам составила 17,94%.
Для поддержания устойчивого состояния в финансовой сфере области и повышения доступности кредитов для населения и реального сектора экономики правительством области рекомендовано руководителям коммерческих банков принятие мер по увеличению кредитных портфелей не менее чем на 2% ежемесячно.
Правительством области подготовлен список более 300 организаций, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и социальной сферы области, рекомендуемых к приоритетному кредитованию коммерческими банками.
Особое внимание обращено на использование резервов малого и среднего бизнеса.
Вологодская область признана победителем Конкурса по отбору субъектов РФ для предоставления в 2009 году субсидий с целью финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках господдержки малого предпринимательства, и получила право на субсидии из федерального бюджета в размере 74,8 млн. руб.
Постановлением правительства области от 27.01.2009 № 118 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 — 2012 годы» (с изменениями; далее — ДЦП). На реализацию программы в бюджете области предусмотрены средства в сумме 286,8 млн. руб., в том числе в 2009 г. — 65,9 млн. руб.
В рамках реализации ДЦП расширен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и заёмным средствам через предоставление:
ж субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка);
ж поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по обеспечению обязательств, основанных на кредитных договорах;
ж субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и лизинговым платежам в лизинговых компаниях (на 25.12.2009 г. одобрено 175 заявок на предоставление субсидий по компенсации процентной ставки по кредитам на общую сумму 34,4 млн. руб.);
ж субсидий на возвратной основе в виде микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства (микрофинансирование). Получателем субсидии определён СПКК «Вологда-кредит».
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в социально значимых отраслях (пищевая промышленность, текстильное производство, производство одежды, выделка и крашение меха, производство изделий народных художественных промыслов, ЖКХ, туроператорская деятельность), ставка по налогу установлена в размере 5% (Закон области от 27 февраля 2009 года № 1960-03 «Об установлении налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, на 2009 год»).
Ставки арендной платы за арендуемое организациями малого бизнеса имущество, находящееся в областной собственности, в целях имущественной поддержки малого бизнеса снижены на 30%, а срок выкупа арендуемых помещений площадью до 1500 кв. м увеличен с 5 до 7 лет.
Для обеспечения конструктивного взаимоотношения органов власти всех уровней с предпринимательским сообществом по вопросам поддержки малого предпринимательства и ликвидации административных барьеров открыта «горячая линия» в интерактивном режиме на сайте правительства области.
Для стабилизации положения на региональном рынке труда правительством области принимаются активные меры по поддержке и оптимальному регулированию в текущих условиях рынка труда. В целях снижения напряжённости разработана и постановлением правительства области от 14 января 2009 года №13 утверждена целевая программа «Содействие занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году» (с изменениями от 5 февраля 2009 года №182). Программа одобрена Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда Правительства Российской Федерации.
В целях принятия дополнительных мер по оказанию гражданам государственной услуги по информированию о положении на рынке труда и осуществления оперативной связи с населением области организована постоянная работа «телефона доверия», в центрах занятости населения работают «горячие линии». В Центре занятости г. Череповца с 19 января 2009 года работает многоканальная «горячая линия» «Антикризис». Информация о номерах телефонов размещена на сайте департамента занятости области, опубликована в городских и районных газетах, данная информация систематически публикуется в газете «Биржа труда». По телефонным «горячим линиям» консультации получили 5 995 работодателей и 50037 граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы. Органами службы занятости области организовано 89 специализированных информационно-консультационных киосков для самостоятельного поиска работы гражданами.
Проводимая региональными органами управления, муниципалитетами, хозяйствующими субъектами работа по преодолению кризисной ситуации даёт определённые позитивные подвижки. Некоторые важнейшие индикаторы изменений в социально-экономической ситуации по итогам
2009 года представлены в таблице.
Однако ещё многие проблемы кризисной ситуации остаются чрезвычайно острыми. Это касается, прежде всего, увеличения масштабов официально зарегистрированной безработицы, несбалансированности доходов и расходов консолидированного бюджета области, восстановления объёмов экспорта металлопродукции.
Достичь максимально эффективного использования производственного и сырьевого потенциала области возможно через решение ряда проблем в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере. Для этого необходимо снизить долю сырьевых производств; уменьшить удельный
Индикаторы интегральной оценки текущей социально-экономической ситуации
в Вологодской области
Индикатор Значение индикатора
Индекс промышленного производства: - январь - август 2009 г. в % к январю - августу 2008 г. 76,6
- январь - декабрь 2009 г. в % к январю - декабрю 2008 г. 87,6
Реальные денежные доходы населения: - январь - июль 2009 г. в % к январю - июлю 2008 г. 83,4
- январь - декабрь 2009 г. в % к январю - декабрю 2008 г. 86,6
Доля убыточных предприятий и организаций, % - июль 2009 г. 41,4
- декабрь 2009 г. 22,6
Темпы роста собственных доходов консолидированного бюджета: - январь - июль 2009 г. в % к январю - июлю 2008 г. 60,4
- январь - декабрь 2009 г. в % к январю - декабрю 2008 г. 55,2
вес энергетических и транспортных затрат в структуре себестоимости продукции; привести технико-технологический уровень производства в соответствие с современными требованиями; ускорить процесс обновления основных фондов, имеющих высокую степень физического и морального износа; повысить уровень использования производственных мощностей, конкурентоспособность продукции и уровень развития внутри- и межотраслевой кооперации предприятий на территории области; устранить нехватку квалифицированных кадров.
Реализация антикризисных мер, с позиций выбора инструментов, идёт по двум направлениям: наращивание ресурсов на отдельных существующих инструментах, их «масштабирование» и создание новых инструментов.
По первому направлению задача заключается в максимально выгодном использовании местных конкурентных преимуществ территории с ориентиром на преумножение внутреннего потенциала региона и укрепление его позиций на межрегиональном и международном рынке.
По второму направлению суть работы состоит в преодолении моноструктурности экономики области за счёт диверсификации.
Формирующаяся в регионе инновационная система создаёт условия для выпуска предприятиями новой конкурентоспособной продукции, разработки новых видов оборудования и технологий.
В металлургии осваивается производство высококачественного листа для производства кузовных автокомпонентов, горячеоцинкованного проката с полимерным покрытием, разработано оборудование для бесконтактного ультразвукового контроля качества металлов.
В строительстве широкое применение находят технологии быстрого возведения жилых, бытовых, административных и производственных зданий, производства современных энергоэффективных строительных материалов и конструкций; в лесопереработке внедряются производство биотоплива, линии для получения профилированных пиломатериалов, вакуумно-импульсная сушка древесины.
За минувшие годы огромный шаг вперёд в техническом перевооружении производства, выводе его на мировые стандарты сделала химическая отрасль. Заводы группы «ФосАгро» — ОАО «Череповецкий «Азот» и ОАО «Аммофос» — в самый сложный период не останавливали производство, не увольняли людей, продолжая выпускать продукцию. Это стало возможным
только потому, что была вовремя проведена модернизация производства. Завершено строительство систем сернокислотного производства, построен технологический трубопровод для доставки аммиака из хранилищ, приняты другие меры, позволившие не только наращивать объёмы производства минеральных удобрений, но и повышать их качество.
Поддержка химических предприятий г. Череповца в условиях общего экономического кризиса способствует диверсификации экономики Вологодчины, уходу от её гипертрофированной зависимости от «Северстали». Полностью «слезть» со «Стальной иглы» экономика области в ближайшем будущем, конечно, не сможет, но вполне возможно использовать кризисную ситуацию для того, чтобы частично сбалансировать слишком сильное влияние «Северстали» на положение региона.
В области созданы объекты инфраструктуры внедрения инноваций: бизнес-инкубаторы в городах Вологде и Череповце, филиалы бизнес-инкубаторов в районных центрах Белозерске, Грязовце, Соколе, Вожеге; инновационно-технологический центр ВоГТУ; проектно-иссле-
довательский центр ОАО «Сухонский речной концерн»; Центр трансфера технологий Института социально-экономического развития территорий РАН; Центр венчурных инвестиций «Вологодчина»; более 20 информационно-консалтинговых центров. Активно работают две торгово-промышленные палаты, Агентство городского развития (Череповец), ООО «Вологодское Бюро интеллектуальной собственности», Деловой клуб и Клуб деловых людей (Вологда, Череповец), учебно-производственные центры при вузах.
Координацию инновационной деятельности осуществляют экспертный научный совет и Совет по развитию научно-технического потенциала области.
Институтом социально-экономического развития территорий РАН разработана Программа развития научно-технического потенциала Вологодской области на период до 2025 года, направленная на обеспечение устойчивого роста научно-технического потенциала, его эффективное использование в целях социально-экономического развития территорий и улучшения качества жизни населения.