Проблемы экономики и менеджмента
Е.Л. Сафонова
преподавател ь, кафедра «Государственное управление и экономическая безопасность», ФГБОУВПО «Московский государственный индустриальный университет»
В. И. Агапов
студент,
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Ограниченность ресурсов порождает нестабильность доходов предприятия. Риски, возникающие в процессе этой нестабильности, снижаются за счет адекватного и рационального менеджмента. На сегодняшний день, в условиях мирового экономического кризиса, данная тема является актуальной, поскольку в ней освещаются проблемы и пути решения управления предприятием в соответствующих условиях.
Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, стратегия предприятия.
E.L. Safonova, Moscow State Industrial University
V.I. Agapov, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Moscow
ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The Scarcity of resources creates instability of the income of the enterprise. Risks arising in the course of this instability, reduced through adequate and rational management. Today, in conditions of global economic crisis, this topic is relevant because it highlights the problems, solutions, management in appropriate conditions.
Keywords: crisis, crisis management, business strategy.
Актуальность рассмотрения данной темы - вопросов антикризисного управления - значима, поскольку любая организация, которая осуществляет коммерческую деятельность, находится в условиях постоянной трансформации среды как внутренней, так и внешней. Иногда эти изменения способствуют возникновению «неблагоприятных условий» для бизнеса, что в конечном счете может привести к ликвидации предприятия.
Основная задача любого руководителя не допустить ошибок в своей деятельности по функционированию организации. Поэтому большое значение имеет умение предвидеть наступающий кризис, готовиться к нему и преодолевать его последствия. Наиболее важен человеческий фактор. Антикризисные методики лишь снижают вероятность кризиса, не исключая его полностью. Именно поэтому важно быть готовым к «неожиданностям». Необходимым условием понимания системы антикризисного управления является определение сущности конкретной проблемы.
Как и в любой деятельности, целостное понимание проблемы увеличивает
20
№ 9 (37) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
шансы к разрешению неблагоприятной ситуации. Итак, кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее устойчивости в окружающей среде. Суть данного понятия заключена в решении проблем и конфликтов, которые в данной сложившейся ситуации нельзя решить привычными методами.
Рассмотрим несколько вариантов развития событий, направленных на снижение кризисных ситуаций.
1. Маркетинговая стратегия. Такой вид политики должен быть направлен на поддержание и развитие производства и продаж для удовлетворения потребностей клиентов, на улучшение интеллектуальных способностей сотрудников с целью разработки нового ассортимента продукции и качества данных товаров.
2. Политика возврата компании на рынок. Предполагает возникновение компании на прежнем рынке с собственными продуктами либо услугами, никак не представляющимися новинкой для предоставленного рынка и еще имеющимся у других предприятий.
3. Политика становления рынка. Организация увеличивает продажи собственных продуктов и (либо) услуг в итоге создания новых или создания рынков сбыта.
4. Политика разработки продукта. Исполняется средством создания сознательно новейших либо трансформации издаваемых продуктов, присутствующих на других рынках.
5. Политика ухода с рынка (закрытие компании как хозяйствующего субъекта). Политика воспринимается после кропотливого анализа финансовой (продолжения функционирования) и ликвидационной стоимостей.
6. Антикризисная производственная политика. Для такого варианта выполнения будет предпочтительнее новая команда управленцев. Г лавная цель производственного маркетинга в переломной ситуации содержится в устройстве особых условий и средств, которые обеспечивают помощь необходимого организационно-технического значения уровня производства, нацеленного на побуждение становления рыночных взаимоотношений, обеспечивающих выход компании из состояния кризиса. Основные способы:
а) политика усовершенствования качеств продукта;
б) политика перестройки компании;
в) политика конфигурации номенклатуры и набора продукции;
г) политика увеличения экономической эффективности производства.
7. Антикризисная финансовая политика. Исследование финансовой кризисной политики организации направлена на создание работающей структуры управления денежными запасами, которая поможет решить как стратегические, так и тактические вопросы в заданной деятельности.
8. Политика роста ликвидности активов. Эта политика действует на повышение стоимости собственного капитала, а для этого необходимо улучшение стратегии в деятельности предприятия.
9. Деятельность по оптимизации структуры капитала. Ориентирована на приобретение приемлемой пропорции долга и собственности, на оптимизацию
№ 9 (37) - 2014
21
Проблемы экономики и менеджмента
издержек на привлечённый капитал и увеличение рыночной стоимости предприятия.
10. Стратегия усовершенствования порядка учёта и контроля издержек. Ориентирована на контроль системы административного учета в местах сосредоточения интереса высшего управленческого звена, на обнаружение внутренних запасов, стратегическое и оперативное регулирование расходами и профитом, на подъём конкурентоспособности предприятия.
11. Политика оптимизации выгоды. Включает усиление контролирования рентабельности продукта и цены операционных активов, использование способностей ценовой политики (арбитражного ценообразования) и улучшение ассортиментной политики.
Подводя итог пониманию сущности антикризисного состояния и методик, можно сказать, что антикризисное управление - это ранняя диагностика предприятия с целью выявления, предупреждения и устранения кризисных явлений на предприятии.
Современный менеджер обязан быть постоянно готов к переломным ситуациям и приготовить план по их преодолению. Возникновение кризисных ситуаций следует рассматривать не как совпадение событий, а как должность, характерную деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. от 25.07.2003 // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. № 1 (ч. 1). -Ст. 3; 2009. - № 30. - Ст. 3732, Ст. 3739.
3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Богданова Т.А. [и др.]; под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Спец. лит., 2006. - 511 с.
4. Гиляровская Л.Т. Комплексный подход анализу и оценке финансового положения организации / Л.Т. Гиляровская, А.В. Соболев // Аудитор. - 2007. - № 4. -
С. 47-57.
5. Иванов В.Н. Правовые основы антикризисного управления в
предпринимательской деятельности / В.Н. Иванов, В. А. Выскребцев. - М.: Макцентр. изд-во, 2009. - 280 с.
6. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с.
7. Малахов С. А. Финансовое состояние и поведение российских предприятий / С. А. Малахов // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С. 51-52.
8. Нейман Е.Н. Диагностика кризиса в компании / Е.Н. Нейман // Консультант. -
2008. - № 1. - С. 32-35.
9. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование: практич. пособие / В.Н. Самочкин. - М.: Дело, 2012. - 220 с.
10. Справочник кризисного управляющего / под ред. Уткина Э.А. -М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2009.
11. Шаталина Ю. Если партнер становится банкротом / Ю. Шаталина // Практическая бухгалтерия. - 2009. - № 9. - С. 21-25.
22
№ 9 (37) - 2014