АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1 "2 "I
Хусаинова Е.А. , Калабашева А.П. , Сибгатуллина А.Р.
1Хусаинова Екатерина Александровна - старший преподаватель, кандидат экономических наук, кафедра экономики и организации производства, экономический факультет;
2
Калабашева Анастасия Петровна - студент; Сибгатуллина Альбина Ринатовна - студент, кафедра экономики организаций и предприятий, Казанский государственный энергетический университет,
г. Казань
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема сущности антикризисного управления предприятием, его основные составляющие.
Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, последствия, противодействия, стабилизация, стадии кризиса.
Тема антикризисного управления предприятия является довольно актуальной в настоящее время. Антикризисная политика в компании должна проводиться на всех этапах хозяйственной деятельности.
Под воздействием кризиса на предприятии сказывается дисбаланс, состояние неравновесия, что, прежде всего, требует от руководства предприятием применения практических навыков и опыта предвидения кризиса и его распознавания, а также, устранения негативного влияния и последствий воздействия кризиса [1].
Сам термин «антикризисное управление» возник недавно. В одних случаях под данным термином понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других — управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства [2].
Антикризисное управление представляет собой целостную систему приемов и методов управлением предприятия, которые взаимосвязаны, эти приемы и методы направляются на предупреждение или устранение кризисных явлений, неблагоприятных для бизнеса. Благодаря реализации специальной программы для компании, которая имеет стратегический характер и может устранить различные финансовые трудности, предприятие может сохранить и улучшить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на свои собственные ресурсы.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы могут быть внешними, которые не зависят от деятельности предприятия, и внутренними, которые зависят от деятельности предприятия.
Внешними факторами является рост инфляции, нестабильность налоговой системы, политическая нестабильность, нестабильность валютного рынка, рост безработицы, снижение уровня реальных доходов населения и др. К внутренним факторам можно отнести: низкую конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей, низкую производительность труда, перегруженность объектами социальной сферы, высокие энергозатраты, отсутствие гибкости в управлении, и др.
Главным инструментом антикризисного управления является стабилизационная программа.
Стабилизационная программа — это маневр денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Заполнение осуществляется с помощью максимизации прибыли и экономии.
Для увеличения денежных средств необходимо перевести активы предприятия в денежную форму, а именно, осуществить продажу краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы
нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы; конвертировать долги в уставной капитал; выкупить долговые обязательства с дисконтом и др.
Можно выделить четыре стадии кризиса и, соответственно, действия по антикризисному управлению предприятием на данных стадиях.
Стадия № 1. Данная стадия часто бывает скрытой. На ней может снижаться рентабельность и объемы прибыли, падать эффективность капитала. Антикризисное управление предприятием на стадии № 1 — пересмотр стратегии фирмы; реструктуризация предприятия; реструктуризация тактики предприятия, которая ведет к снижению издержек и штата управленческого аппарата.
Стадия № 2. На данной стадии появляется убыточность производства. Антикризисное управление предприятием на стадии № 2 — стратегическое управление, реализующиеся благодаря добровольной реструктуризации предприятия.
Стадия № 3. На данной стадии отсутствуют собственные средства и резервные фонды у предприятия. Антикризисное управление предприятием на стадии № 3 — происходит его реструктуризация и запускается программа стабилизации финансово-экономического состояния, для которой необходимо найти средства.
Стадия № 4. На данной стадии наблюдается острая неплатежеспособность.
Таким образом, первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов.
На современном этапе развития можно использовать различные стратегии для антикризисного управления, но самым главным является предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; противодействие кризису, замедление его процессов; стабилизация ситуации благодаря резервам, дополнительным ресурсам; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса.
Правильно выбрать ту или иную стратегию можно исходя из глубины и характера кризиса.
Список литературы
1. Одаренко Т.Е., Марузенко Н.А. Антикризисное управление человеческими ресурсами в современных организациях // Таврический научный обозреватель, 2015. № 3. Ч. 1. С. 7-10.
2. Григорьева Ю.О., Татарченко Ю.В. Методика выбора стратегии антикризисного управления предприятием / Ю.О. Григорьева, Ю.В. Татарченко // Бизнес Информ., 2012.