Вестник Сибирского юридического института МВД России
УДК 343.98
Елена Витальевна ГУЛИНА,
научный сотрудник лаборатории сравнительного правоведения Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ)
АНТИКРИМИНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФОРМА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*
ANTI-CRIMINAL EDUCATION AS A FORM OF CRIMINALISTIC PREVENTION IN CRIMINAL CASES ON CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION
В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы криминалистической профилактики коррупционных преступлений в сфере высшего образования. Антикоррупционное просвещение как форму криминалистической профилактики предлагается реализовывать в том числе путем использования методологии и методик составления карт коррупционных рисков для работников сферы высшего образования, оснащая эти карты криминалистической и оперативно-розыскной информационной составляющей.
The article deals with theoretical and applied problems of criminalistic prevention of corruption crimes in the sphere of higher education. It is proposed to implement anti-corruption education as a form of criminalistic prevention through using methodology and methods of making corruption risks maps for employees in the sphere of higher education, equipping these maps with criminalistic and operational-search information component.
Ключевые слова: криминалистическая профилактика, коррупционные преступления, антикоррупционное просвещение, высшее образование, карта коррупционных рисков.
Keywords: criminalistic prevention, corruption crimes, anti-corruption education, higher education, corruption risk map.
Проблемы коррумпированности и высоких коррупционных рисков в сфере высшего образования в России находятся в центре внимания как широких слоев общественности, так и научных криминалистических и криминологических исследований. Так, в средствах массовой информации регулярно появляются и вызывают определенный общественный резонанс сообщения о привлечении к уголовной ответственности преподавателей и иных работников вузов. [13] Как отмечается в криминалистических публикациях, множественные факты взяточниче-
ства в сфере высшего образования обусловлены как коррумпированностью общества и власти в целом, так и отсутствием интереса студентов к учебе, низкой заработной платой педагогов и другими причинами. К самым распространенным формам коррупции в этой сфере относится незаконное вознаграждение при проведении промежуточной, семестровой и итоговой государственной аттестации студентов. [16]
Безусловно, наиболее эффективными средствами противодействия данным преступлениям, как и любым иным, является
* Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-4484.2018.6.
Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
их профилактика. В научной литературе по криминалистике всегда уделяется внимание проблемам криминалистической профилактики (криминалистической превенции). Как отметил В.В. Вандышев: «Назначение рассматриваемого учения (криминалистической профилактики) - в формировании теоретических начал, которые могли бы служить исходной базой для разработки конкретных вопросов выявления и установления причин и условий, способствующих совершению и сокрытию правонарушений, и их профилактики с помощью криминалистической техники, тактики и методики» [2]. Крупные работы монографического характера опубликованы М.Ш. Махтаевым. Кроме прочего автор анализировал различия между криминалистической и криминологической профилактикой преступлений. [8]
Однако прикладные разработки по криминалистической профилактике применительно к отдельным видам и группам преступлений сравнительно редки и мало востребованы практикой. Так, И. И. Иванов отметил, что 67% опрошенных им следователей признали, что изучение ими публикаций по предупреждению преступлений редко способствует эффективному его использованию на практике, а 20% отметили бесполезность таких рекомендаций. [6] Такое положение в науке и правоприменении нельзя признать удовлетворительным. Ведь вряд ли подлежит сомнению то обстоятельство, что потенциально эффективность качественных рекомендаций профилактического характера весьма высока, особенно на уровне частных криминалистических методик.
Вместе с тем отдельные научные положения и прикладные рекомендации все же имеются. Например, А.В. Чумаков в рамках диссертационного исследования, посвященного методике расследования мошенничества при получении выплат [17] (здесь и далее приводятся некоторые из результатов данного исследования. - Е.Г.), и иных публикаций предложил меры криминалистической профилактики данной разновидности преступлений с акцентом на создание антикриминальных
просветительских рекомендаций как формы криминалистической профилактики. [5]
Нам интересен сам подход автора, а также иных исследователей, которые в своих работах акцентируют внимание на эффективности правового, антикриминального просвещения как форме криминалистической профилактики. Так, Р.А. Степаненко разработал теоретические положения и прикладные рекомендации по криминалистической профилактике посредничества во взяточничестве. Основываясь на концепции, предложенной Ю.П. Гармаевым [4], автор выдвинул ряд научных положений. Изложим их здесь кратко и сразу адаптируем под задачи настоящей статьи.
Разработка мер правового просвещения населения как формы криминалистической профилактики подразумевает применение нескольких важных методологических правил:
- криминалистическая характеристика преступлений может и должна излагаться в двух формах: сначала - для представителей стороны обвинения, затем - в краткой и доступной форме - для широких слоев населения в целях их антикриминального просвещения и общего предупреждения;
- иные прикладные рекомендации также могут излагаться в двух формах: условно говоря, «профессиональной» и «просветительской». Так, применительно к профилактике коррупционных преступлений в сфере высшего образования в рамках некой «процедуры преобразования» могут быть созданы рекомендации следующего типа: о типичных заблуждениях по поводу непреступности и ненаказуемости отдельных способов коррупционных преступлений, включая методы вовлечения граждан в их совершение; о типичных ситуациях по делам данной категории с учетом сферы деятельности адресатов рекомендаций; о средствах и методах криминалистической деятельности по борьбе с коррупционными преступлениями в сфере высшего образования; о том, как людям не допустить вовлечения себя в эти опасные противоправ-
ные деяния.
1
1 Сформулировано на основе положений работ Ю.П. Гармаева, Р.А. Степаненко, Д.А. Степаненко и А.В. Чумакова. [3; 5; 14]
ЛЯЬ Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России
Здесь важно отметить, что изучение уголовных дел о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования, а также опрос респондентов - практических сотрудтников и работников вузов (в ходе исследования были опрошены 25 следователей Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия, имеющих стаж следственной работы не менее 5 лет, а также 38 аботников высших учебных заведений. Далее - респонденты) показал, что совершение данных коррупционных посягательств обусловлено недооценкой, а порой и полным непониманием субъектов правоотношений в сфере высшего образования типичных коррупционных рисков в указанной сфере.
Как отмечает А.Е. Помазуев, в литературе единообразное толкование рассматриваемого термина отсутствует, несмотря на то что он широко распространен в работах, затрагивающих вопросы противодействия коррупции в тех или иных сферах, а наиболее часто термин используется, когда речь заходит о государственной и муниципальной службе. [1; 7; 15; цит. по 12].
Автор определяет коррупционные риски как обобщенную оценку вероятности возникновения коррупции и ее угрозы общественным отношениям, а также верно отмечает, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда) является одним из основных органов, осуществляющих методическое обеспечение в сфере противодействия коррупции. [12]
В своих Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [11] (далее для краткости - Методические рекомендации. В развитие этого документа были приняты Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции [10]) Минтруда рассматривает оценку коррупционных рисков как один из основных инструментов предупреждения коррупционных правонарушений во всех организациях в целом по России. Констатируется, что оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ
реализуемых функций организации и установить конкретные административные процедуры, которые могут создавать условия для совершения коррупционных правонарушений служащими (работниками). Это, в свою очередь, позволяет принимать адресные меры, препятствующие реализации сложившихся на практике конкретных коррупционных схем, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений.
В рамках настоящего исследования выдвинута и проверена гипотеза о том, что категория «коррупционные риски» и процедура оценки коррупционных рисков может быть использована как часть методологической основы криминалистического исследования и после некоторого преобразования использоваться как инструмент, позволяющий:
- кратко изложить криминалистическую характеристику коррупционных преступлений в сфере высшего образования;
- создать криминалистические просветительские рекомендации и мероприятия как форму криминалистической профилактики.
Для проверки гипотезы были тщательно изучены Методические рекомендации и корреспондирующие им документы, проведены опросы и анкетирование респондентов. С учетом важности указанного официального документа для целей настоящего исследования проанализируем его более подробно.
Методические рекомендации Минтруда определяют коррупционный риск как «возможность совершения коррупционного правонарушения, возникающую в условиях наличия коррупциогенных факторов», коррупционную схему - как «способ совершения коррупционного правонарушения» (Методические рекомендации. Раздел «Основные понятия»). Перечисляются признаки, характеризующие коррупционное поведение должностного лица при осуществлении кор-рупционно опасных функций. То есть данный официальный документ зачастую оперирует криминалистическими научными категориями, такими как способ правонарушения (преступления), признаки преступления и др.
Кстати говоря, процесс оценки коррупционных рисков в целях подготовки карт коррупционных рисков рекомендуется про-
Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
водить в соответствии с «основными принципами», к числу которых относится положение о привлечении заинтересованных сторон, под которым понимается участие и учет мнения всех заинтересованных сторон, включая институты гражданского общества, экспертов. Такими экспертами, полагаем, могут и должны стать ученые и практикующие криминалисты. В п. 12 Методических рекомендаций прямо указано, что в состав рабочей группы по оценке коррупционных рисков могут привлекаться внешние эксперты и представители правоохранительных органов.
К числу основных функций рабочей группы относится разработка и участие в реализации важнейшего документа - карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Проект этого документа, названный «Форма карты коррупционных рисков и мер по их минимизации», включен в приложение к Методическим рекомендациям (№ 4). В Методических рекомендациях достаточно подробно представлены методология и методики создания карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Во многом это напоминает методологию и методику создания криминалистической характеристики коррупционных преступлений. Например, в документе предложена «пошаговая», алгоритмичная схема проведения оценки коррупционных рисков, включая анализ статистических данных, судебной практики, опрос предпринимателей, экспертов и иных лиц по предлагаемой здесь же анкете (приложение 2), получение информации от правоохранительных органов и многое другое. Такой подход вполне соответствует методологии создания видовой криминалистической характеристики.
Этап реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков включает следующие виды методов: правовые, организационные и профилактические. Как минимум последние два вида методов имеют существенную криминалистическую составляющую. В частности, в Методических рекомендациях в качестве метода указана проверка наличия возможной аффилиро-ванности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками), проводимая уполномоченным подразделением органа
(организации). Очевидно, что такая проверка не может быть в полной мере проведена сотрудниками организации (как правило, это кадровые подразделения) в силу отсутствия у них полномочий (равно как и образования, опыта), имеющихся только у сотрудников правоохранительных органов.
Упомянутая «форма карты коррупционных рисков и мер по их минимизации» содержит табличное описание следующих элементов: вид административной процедуры, вид коррупционной схемы, то есть способа коррупционного правонарушения, наименование подразделения и должностей с коррупционными рисками и другие. Эти данные имеют много общего с такими элементами криминалистической характеристики, как способ преступления, обстановка, данные о субъекте.
Изложенное позволяет перейти к следующим выводам и предложениям. Полагаем, что применительно к коррупционным преступлениям в сфере высшего образования (равно как и к иным видам преступных коррупционных посягательств) проекты карт коррупционных рисков и мер по их минимизации могут быть эффективно сформированы криминалистами-разработчиками (учеными и практиками) на основе криминалистической характеристики и методики расследования соответствующих коррупционных преступлений с учетом следующих положений.
1. Это могут быть именно проекты карт, поскольку они будут разработаны криминалистами в рамках предметной области своей науки, то есть посвящены преимущественно преступным коррупционным рискам, а не любым коррупционным правонарушениям. То есть эти проекты, представленные криминалистами на рассмотрение соответствующих образовательных организаций, подлежат доработке сотрудниками их уполномоченных подразделений (юристами, работниками кадровых служб и др.).
2. Назначение проектов карт может быть двуединым: 1) краткое изложение особенностей криминалистической характеристики коррупционных преступлений в сфере высшего образования, адресованное следователям и иным представителям стороны об-
ЛЯЬ Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России
винения в уголовном процессе; 2) средство правового просвещения как формы криминалистической профилактики, адресованное работникам и учащимся вузов, а также широким слоям населения, вступающим правоотношения в сфере высшего образования.
3. Указанные проекты карт могут содержать криминалистическую (а также в определенной мере оперативно-розыскную, не секретную) информационную составляющую. Так, в соответствующих разделах карты могут быть представлены следующие информационные блоки:
- для достижения задач общей превенции при описании вида коррупционной схемы, то есть способа коррупционного преступления, могут быть приведены данные о квалификации преступлений по УК РФ с указанием максимального срока и размера наиболее строго вида наказания за их совершение, а также следы и иные источники информации о преступной схеме. Тем самым с профилак-
тических позиций будет продемонстрирована неотвратимость наказания за коррупционные преступления;
- при описании мер минимизации коррупционных рисков могут быть представлены (кратко) виды оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, виды помощи общественности правоохранительным органам, направленные на выявление, раскрытие и расследование указанных способов коррупционных преступлений.
Такая работа должна быть продолжена, поскольку подобного рода научный прикладной продукт с криминалистической и оперативно-розыскной составляющей, как показал опрос респондентов, весьма востребован адресатами и не имеет аналогов ни в криминалистической литературе, ни в исследованиях, посвященных разноотраслевым аспектам противодействия коррупции в сфере высшего образования.
Библиографический список
1. Абрамова, М.В. Применение кадровых технологий в целях предупреждения коррупционных рисков / М.В. Абрамова // Российский следователь. - 2013. - № 5. - С. 21-25.
2. Вандышев, В.В. Криминалистическая профилактика в системе криминалистики / В.В. Вандышев // Правоведение. - 1982. - № 2. - С. 89-90.
3. Гармаев, Ю.П. Расследование коррупционного посредничества : монография / Ю.П. Гармаев, Д.А. Степаненко, Р.А. Степаненко. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 208 с.
4. Гармаев, Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике / Ю.П. Гармаев // Библиотека криминалиста : научный журнал. - М., 2015. - № 5 (22). - С. 258-270.
5. Гармаев, Ю.П. Теоретические и прикладные аспекты дальнейшего развития концепции антикриминального просвещения как формы криминалистической профилактики / Ю.П. Гарма-ев, А.В. Чумаков // Юридические исследования. - 2018. - № 10. - С. 21-29.
6. Иванов, И.И. Криминалистическая превенция: комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив : дис. ... докт. юрид. наук / И.И. Иванов. - СПб., 2004. - С. 4-5.
7. Казаченкова, О.В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков / О.В. Казаченкова // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - С. 36-42.
Дискуссионная трибуна соискателей 1Ц1 ученых степеней и званий «tSr*
8. Махтаев, М.Ш. Проблемы криминалистического обеспечения предупреждения преступлений : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / М.Ш. Махтаев. - М., 2001.
9. Методика разработки коррупционной карты рабочего места руководителя образовательной организации / И.П. Воронцова [и др.]. - Красноярск, 2015. - 148 с.
10. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.12.2018).
11. О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций») : письмо Минтруда России от 25.12.2014 № 18-0/10/ В-8980 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.12.2018).
12. Помазуев, А.Е. Коррупционные риски: понятие и значение для механизма противодействия коррупции / А.Е. Помазуев // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2016. - № 2.
13. Преподавателя Волгоградского аграрного университета задержали при получении взятки. - URL: https://news.rambler.ru/crime/39737356-prepodavatelya-volgogradskogo-agrarnogo-universiteta-zaderzhali-pri-poluchenii-vzyatki (дата обращения: 27.12.2018).
14. Степаненко, Р.А. Особенности методики расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Р.А. Степаненко. -Краснодар, 2015. - 261 с.
15. Таева, Н.Е. Направления совершенствования системы государственной и муниципальной службы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг (нормативное регулирование) / Н.Е. Таева // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 6. - С. 1121-1128.
16. Христинина, Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Христинина. - Тюмень, 2016.
17. Чумаков, А.В. Особенности методики расследования мошенничества при получении выплат : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Чумаков. - Барнаул, 2018. - 239 с.