УДК: 328.185 DOI:10.12737/24397
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Смирнов Ф.Ф.1
Целями государственно-правовых реформ, осуществляемых в современной России являются укрепление престижа государственной службы, минимизация имеющихся недостатков в сфере профессиональной деятельности, способствование совершенствованию административно-правового статуса государственного гражданского служащего, а также формирование платформы для дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако вместо прогнозируемого снижения уровня коррупции в России отмечается тенденция к ее росту. Противоречивость сложившейся ситуации заключается в том, что профилактика и противодействие коррупции в системе государственной службы породили еще большую коррупцию. Данная ситуация вызывает серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны.
В статье отмечается, что на современном этапе развития государственной гражданской службы законодательно закреплены антикоррупционные стандарты служебного поведения гражданских служащих, определены категории должностей, на которые распространяются антикоррупционные стандарты, установлены меры ответственности за их невыполнение, также сформированы организационные основы противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, антикоррупционные стандарты служебного поведения, государственные гражданские служащие.
ANTI-CORRUPTION STANDARDS OF OFFICIAL CONDUCT OF PUBLIC CIVIL SERVANTS
SMIRNOV F.F. - Postgraduate student of the Department of Economics and Economic Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Central Russian Institute of Management - branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The objectives of state and legal reforms in modern Russia are strengthening the prestige of civil service, minimization of existing shortcomings in the sphere of professional activity, promoting improvement of administrative and legal status of a state civil servant, as well as formation of a platform for further socio-economic development of the country. However, instead of the projected decrease in the level of corruption in Russia, there is a tendency to its growth. The contradictory nature of the situation is in the fact that prevention and fight against corruption in public service has given rise to even a greater corruption. This situation is a serious concern of the government and institutions of civil society in our country.
The article notes that at the present stage of the development of state civil service, anti-corruption standards of official conduct of civil servants are legislated, categories of posts are defined, which are subject to anti-corruption standards, sanctions for non-compliance are established, also the organizational framework for combating corruption is formed.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, anti-corruption standards of official conduct, civil servants.
1 Смирнов Федор Федорович - аспирант кафедры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д.5а,.e-mail: [email protected]
Эффективная государственная антикоррупционная политика включает в себя комплексную систему по разработке и осуществлению разносторонних и последовательных правовых мер, а также различных организационно-технических, финансово-экономических и политических мероприятий по устранению или минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в сферах жизнедеятельности общества. Необходимость проведения такой политики обусловлена тем, что современное состояние коррупции в России достигло размеров, угрожающих эффективному финансово-экономическому развитию и внутриполитической стабильности, а также негативно влияет на личность, общество и государство1. Бесспорно, коррупционные угрозы, проявляющиеся во всех сферах экономической деятельности и управления, наиболее опасны и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности всех государств2.
К настоящему времени принят целый блок антикоррупционных федеральных правовых актов, среди которых особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», который стал важнейшим системообразующим антикоррупционным нормативно-правовым актом. Соответствующий закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придавая правовому порядку в данной сфере большую системность и определяя логическое развитие законодательства о противодействии коррупции.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» впервые было дано комплексное легальное определение того, что следует понимать под антикоррупционной деятельностью. В этой связи, согласно закону, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений3. Весьма важным стало подробное закрепление в данном Федеральном законе основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7), хотя в то же время их максимально широкое закрепление достаточно дискуссионно. В числе таких направлений следует особо выделить введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Понятие антикоррупционных стандартов неразрывно связано с понятием служебного поведения гражданских служащих, которое было впервые закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
1 Шедий М.В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ: автореф. дис. ... док. социол. наук : 22.00.04, защищена 2014, г. Москва.
2 Потомский В.В. Антикоррупционная политика Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности // Безопасность в современном мире: Всероссийская научно-практическая конференция. -Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2016. - С. 328.
3 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
Федерации». Однако законодатель, введя в научный оборот понятие «служебное поведение», не определил его границы и содержание. Поэтому одни авторы используют его как синоним уже существующего понятия «организационное поведение»1, другие рассматривают его как составную часть более широкого понятия «организационное поведение»2, третьи, наоборот, утверждают, что служебное поведение - понятие более широкое, так как оно включает всю совокупность поступков и действий, совершаемых человеком в процессе не только его внутриорганизационных, корпоративных отношений, но и во взаимодействии с внешней средой, что для государственного гражданского служащего приобретает первостепенное значение в контексте его миссии как миссии общественного служения3.
По нашему мнению под служебным поведением следует понимать совокупность поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.
Понятие «служебное поведение» раскрывается в статье 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой содержится перечень требований к служебному поведению гражданских служащих. Данные требования определяют, во-первых, корпоративное поведение должностных лиц в своей профессиональной среде, во-вторых, их отношение к своему служебному долгу, предписывая добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, в-третьих, соблюдение установленных Законом ограничений и предостерегая от совершения поступков, порочащих честь и достоинство гражданского служащего, и возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Прежде всего Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает характер взаимоотношений государственных служащих с гражданами, признание, соблюдение и защита прав и свобод которых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяют смысл и содержание их профессиональной деятельности.
Многоплановостью понятия «служебное поведение» гражданского служащего оправдывается и то многообразие средств, которые используются для того, чтобы направлять, регулировать, контролировать и оценивать его. Например, в их число входят: во-первых, закрепленные Законом правовые нормы; во-вторых, моральные нормы; в-третьих, правила делового и общепринятого этикета4.
Таким образом, система требований к служебному поведению государственных гражданских служащих включает подсистемы морального регулирования, правовых норм и правил служебного этикета.
Правовые основы антикоррупционных стандартов к служебному поведению гражданских служащих сформулированы и закреплены в ряде статей Федерального закона от 27 июля
1 Бас В.Н. Анализ подходов к определению понятия «организационное поведение» // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - № 146. - С. 82.
2 Усова О.В. Социальные установки как факторы формирования организационного поведения государственных гражданских служащих // Вопросы управления. - 2014. - № 5 (11). - С. 84.
3 Шедий М.В. Корпоративная культура как управленческий ресурс государственной службы : Монография. Орел: Издательство ОРАГС, 2005.
4 Абрамова Л.П., Варбенкова Т.М. Этические нормы в системе государственной службы // Государственная служба. Вестник координационного совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СевероЗападном Федеральном округе. - 2009. - № 2. - С. 39-59.
2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1, их действие обеспечено законодательно установленными мерами ответственности, предусматривающими дисциплинарные взыскания за совершение должностного проступка, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение предусмотренных Законом ограничений и запретов.
Однако указанный в Федеральном законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень распространяемых на гражданских служащих требований к служебному поведению не исчерпывается. Согласно ст. 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» федеральными конституционными законами, федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности, «в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения»2.
Исследование требований к служебному поведению гражданских служащих и ответственности за их нарушение показывает, что это весьма эффективный инструмент профилактики коррупции. Правильное применение этих норм позволяет весьма результативно предотвращать не только коррупционные проявления, но даже их предпосылки.
Актуальность обеспечения антикоррупционных стандартов служебного поведения гражданских служащих подтвердил проведенный 25 апреля 2014 года Третий Евразийский антикоррупционный форум на тему «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции». В ходе проведения Форума работали дискуссионные площадки по обсуждению проблем имплементации требований антикоррупционных международно-правовых актов в национальное законодательство, усиления роли международных организаций в поисках оптимальных технологий противодействия коррупции, формирования научных основ измерения уровня коррупции, стандартов противодействия коррупции в контрактной системе, разработки современных технологий противодействия коррупции и проблем их реализации3.
Таким образом, проблема коррупции в сфере гражданской службы, как уже отмечалось, невозможно решить в кратчайшие сроки. Для снижения уровня коррупции необходима последовательная и системная антикоррупционная политика. В целях достижения определенного результата в деле реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения гражданских служащих необходимы действенные правовые средства, а также механизмы их реализации.
Библиография/References:
1. Абрамова Л.П., Варбенкова Т.М. Этические нормы в системе государственной службы // Государственная служба. Вестник координационного совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе. - 2009. - № 2. -С. 39-59.
2. Бас В.Н. Анализ подходов к определению понятия «организационное поведение» // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - № 146. - С. 81-86.
1 О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
2 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».
3 Цирин А.М., Черепанова Е.В., Тулинова О.А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал Российского права. - 2014. - № 7. - С. 143.
3. Потомский В.В. Антикоррупционная политика Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности // Безопасность в современном мире: Всероссийская научно-практическая конференция. - Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2016. - С. 328.
4. Усова О.В. Социальные установки как факторы формирования организационного поведения государственных гражданских служащих // Вопросы управления. - 2014. - № 5 (11). - С. 83-88.
5. Цирин А.М., Черепанова Е.В., Тулинова О.А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал Российского права. - 2014. - № 7. - С. 143-149.
6. Шедий М.В. Корпоративная культура как управленческий ресурс государственной службы: Монография. - Орел: Издательство ОРАГС, 2005.
7. Шедий М.В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ: автореф. дис. ... д. социол. наук : - М., 2014.
1. Abramova, L.P., Varbenkova, T.M. (2009) Eticheskie normy v sisteme gosudarstvennoi sluzhby [Ethical standards in the civil service] // Gosudarstvennaia sluzhba. Vestnik koordinatsionnogo soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoi sluzhbe pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiiskoi Federatsii v Severo-Zapadnom Federal'nom okruge.- № 2. - P. 3959. (In Russ.).
2. Bas, V.N. (2009) Analiz podkhodov k opredeleniiu poniatiia «organizatsionnoe povedenie [The analysis of approaches to the definition of "organizational behavior] // Nauchnyi vestnik MGTU GA. - № 146. - P. 81-86. (In Russ.).
3. Potomskii,V.V. (2016) Antikorruptsionnaia politika Rossiiskoi Federatsii v kontekste obespecheniia natsional'noi bezopasnosti [Anti-corruption policy of the Russian Federation in the context of national security] // Bezopasnost' v sovremennom mire: Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia. -Volgograd: Izd-vo Volgograd skogo filiala FGBOU VO RANKhiGS. - P. 328. (In Russ.).
4. Usova, O.V. (2014) Sotsial'nye ustanovki kak faktory formirovaniia organizatsionnogo povedeniia gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Attitudes as factors in the formation of organizational behavior of civil servants] // Voprosy upravleniia [Management Issues]. - № 5 (11). - P. 83-88. (In Russ.).
5. Tsirin, A.M., Cherepanova E.V., Tulinova O.A. (2014) Sovremennye standarty i tekhnologii protivodeistviia korruptsii [Modern standards and technology to counter corruption] // Zhurnal Rossiiskogo prava [Journal of Russian Law]. - № 7. - P. 143-149. (In Russ.).
6. Shedii, M.V. (2005) Korporativnaia kul'tura kak upravlencheskii resurs gosudarstvennoi sluzhby [Corporate culture as the management resources of public service]: monografiia. Orel: Izdatel'stvo ORAGS. (In Russ.)
7. Shedii, M.V. (2014) Korruptsiia kak sotsial'noe iavlenie: sotsiologicheskii analiz [Corruption as a social phenomenon: the sociological analysis]: avtoref. dis. ... d. sotsiol. nauk. - M. (In Russ.).