Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика современной России: международный аспект'

Антикоррупционная политика современной России: международный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CORRUPTIONAL RELATIONS / ПУБЛИЧНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / PUBLIC PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов Артем Алексеевич

В статье рассмотрены сложные вопросы формирования и реализации на практике антикоррупционной политики в России, осмыслен опыт других государств, государственных и общественных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the complicated issues of forming anticorruption policy in Russia and implementation it into practice. The experience of other countries, state and public institutes is analyzed.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика современной России: международный аспект»

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

УДК 323.3

На глобальную угрозу коррупции для экономической безопасности государств указывает текст Итогового документа Саммита 68, состоявшегося в июле 2006 г. в г. Санкт-Петербурге, где сказано: «Масштабная коррупция среди руководящих работников высокого уровня в исполнительной, судебной и законодательной ветвях власти может оказывать разрушительное влияние на демократию, принципы верховенства закона и социально-экономическое развитие. Мы признаем, что коррупция способствует распространению организованной преступности и терроризма, подрывает доверие общества к правительству и дестабилизирует экономику. Коррупция среди государственных чиновников может препятствовать иностранным инвестициям, сдерживать экономический рост и устойчивое развитие и расшатывать устои правовой и судебной систем. Коррупция напрямую и наиболее тяжело сказывается прежде всего на малоимущих слоях населения».

Антикоррупционная политика руководства страны включает как внутреннюю, так и международную компоненты. Между этими компонентами существует диалектическая взаимосвязь, и было бы методологически ошибочным недооценивать либо переоценивать влияние внешнего фактора на трансформацию отношения элиты современной России к противодействию коррупции.

Было бы ошибочным считать Россию единственной страной с тотально пораженной коррупцией экономической и политической системами. Некоторые исследователи говорят о возникновении, к примеру, в Южной Корее феномена, именуемого не иначе как «коррупционная экономика» [8, с. 48]. Аналогичные практики имеются и в других странах, что не означает невозможности противодействия коррупции.

Специфика антикоррупционной деятельности состоит в том, что коррупция

А.А. САМСОНОВ

является не только криминальной проблемой, но и социальной, а также политической. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая 19 мая 2008 г. на совещании по проблемам противодействия коррупции отметил: «Очевидно, что коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься» [5]. На современном этапе трансформации российского общества возможности для коррупционных действий не только не сокращаются, а зачастую расширяются. Их последствия становятся более опасными для социального развития. Политическая коррупция негативно влияет на положение страны в международном сообществе, препятствует привлечению иностранных и отечественных инвестиций в реальный сектор экономики, создает угрозу социальной и экономической безопасности.

Коррупция в России остается одним из главных препятствий для осуществления эффективного управления и ставит под угрозу демократию, становление институтов гражданского общества, подрывает возможности государства для обеспечения роста благосостояния граждан. В условиях неразвитости институтов гражданского общества политические элиты в современной России могут превратиться в монопольные субъекты власти, от действий которых во многом зависят направление и темпы политического развития страны. Наблюдается возрастание роли в политических процессах административной бюрократии, часто ориентированной на извлечение статусной ренты [4]. Факт, что российские граждане в данный период более склонны к пассивной адаптации к проявлениям системной коррупции, неже-

ли к активным протестам, свидетельствует о слабости функционирования в стране институтов гражданского общества.

С начала 1990-х годов международная помощь России по антикоррупционной проблематике была сосредоточена на содействии государству и институтам гражданского общества в разъяснении базовых основ этого явления, а также помощи в разработке антикоррупционного законодательства. При этом рост общественного внимания к коррупционным проявлениям был вызван не повышением эффективности учреждений судебного преследования и принуждения, а результатом деятельности масс-медиа.

Однако участие НКО в «цветных революциях» испугало российскую элиту, которая приняла меры по ужесточению законодательства, регулирующего деятельность «третьего сектора». С 2006 года некоммерческие организации (НКО) сталкиваются с более серьезными административными барьерами, нежели коммерческие организации. С 2001 по 2008 годы число НКО в стране сократилось более чем в 2 раза, что негативно сказалось на построении гражданского общества в нашей стране и усилиях по формированию общественной инфраструктуры противодействия коррупции [1]. «Изоляционистский» дискурс опасен для развития страны и формирования здорового гражданского общества, поскольку в значительной степени влияет на рост в обществе политической аномии.

Фетишизация финансовой помощи западных грантодателей как латентной формы финансирования антигосударственной деятельности на самом деле противоречит принципам правового государства. Если имеются нарушения в этой сфере, то они должны быть выявлены соответствующими госструктурами, а виновные - привлечены к ответственности. В противном случае в вопросах повышения активности населения в решении многочисленных проблем страна не будет развиваться.

В силу ряда объективных и субъективных причин, большая часть населения современной России отрицательно относится к самой идее демократии. Соответственно и помощь западных акторов в развитии демократических институтов не

встречает поддержки респондентов, что неизбежно сказывается и на перманентных конфликтах элиты со структурами гражданского общества [3], вносящими вклад в институциализацию ценностей демократии.

Взаимная юридическая помощь -важный механизм, посредством которого международное сообщество может более эффективно отслеживать и привлекать к ответственности межнациональных преступников в сфере международной коррупции и взяточничества. Эффективное сотрудничество между представителями силовых структур, действующих в рамках разных юрисдикций, играет решающую роль при предъявлении обвинений при расследовании коррупционных действий. Международные соглашения, а также двусторонние соглашения по выдаче лиц, уличенных в коррупционной деятельности, обмены соответствующими сведениями, гарантирующими осуществление юридической помощи в вопросах противодействия преступности важный фактор невозможности уйти от ответственности даже при переезде в другую страну.

Вместе с тем не стоит переоценивать значимость для антикоррупционных действий документов межгосударственного сотрудничества. К примеру, в одном из интервью ведущий эксперт по России фонда Heritage Ариэль Коэн заявил, что подобный документ вряд ли будет эффективным способом борьбы с коррупцией:«Непонятно, для чего необходимо его предлагать, если не выполняются уже существующие соглашения. Практически США не преследовали высокопоставленных чиновников РФ, в отличие от их коллег в Казахстане и на Украине» [6]. Результатом становится усиление недоверия зарубежных инвесторов к вкладыванию средств в российскую экономику, особенно во время мирового финансово-экономического кризиса и в посткризисный период.

Международный опыт [9] свидетельствует: в процессе целенаправленной деятельности правительств наблюдается уменьшение уровня коррупции по всему миру от Уганды до Сингапура, от Гонконга до Чили. Эти действия включают снижение тарифов и иных торговых барьеров, объединение рынков, устранение субсидий

предприятиям, уменьшение регулирования предпринимательской деятельности, либерализацию требований к лицензированию. То есть речь идет о снижении барьеров входа на рынок в результате демонополизации государственного участия.

Другие реформы, которые препятствуют коррумпированным действиям, включают реформу государственной службы, юридическую и судебную реформы. Важны и микроорганизационные реформы, типа улучшения административных процедур (регламентов) и недопущения дублирования управленческих функций, чтобы избежать влияния коррупционеров на принятие решений; уменьшение степени организационной власти отдельно взятого чиновника и т. д. Представляется, что по тем или иным причинам российские законодатели в реализации новой антикоррупционной стратегии используют лишь некоторые из вышеперечисленных инструментов, накопленных в странах со значительно меньшим по сравнению с Россией уровнем коррупции.

Представляет интерес опыт не только экономически развитых стран, но и регионов с транзитными политическими режимами. К примеру, принимая во внимание накопленный опыт по борьбе с коррупцией в Азиатско-Тихоокеанском регионе [7], представляется целесообразным сосредоточить внимание на создании в России условий для неподкупности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, а также иных приравненных к ним лиц. Достижение этих целей возможно на основе:

• консолидации правовых средств, направленных против коррупции;

• обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

• совершенствования структуры аппарата, кадровой работы и процедуры принятия решений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

• обеспечения неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение либо правонарушение, связанное с коррупцией;

• недопустимости для должностных лиц органов государственной власти занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов, в том числе на безвозмездной основе.

Положения Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. предусматривают институт публичного должностного лица в качестве основного субъекта коррупционных отношений. В российском законодательстве такого института как целостной правовой категории в настоящее время нет. Большая часть лиц, подпадающих под эту категорию, именуется государственными (гражданскими) служащими, которые имеют правовое положение наёмных работников. Их правовые отношения с государством устанавливаются в форме контракта государственной службы, причём сторону государства представляет руководитель государственного органа прохождения службы.

Для развитых в правовом отношении государств такой подход не свойственен, так как он считается коррупциогенным. Лица, относящиеся к категории публичных должностных лиц и не входящие в состав правительства в качестве министров, имеют статус чиновников, и их отношения с государством не устанавливаются контрактом - институтом частного или гражданского права, а имеют публично-правовой характер, реализуемый посредством их юрисдикционного статуса. При этом разрешение конфликтов или прекращение отношений публичных должностных лиц совершается исключительно судом, а не руководителем соответствующего государственного органа.

Именно публично-правовые отношения налагают ограничения на права и свободы чиновника. Они выражаются в запрете на занятие предпринимательской деятельностью и личное участие в управлении своим имуществом, приносящим доход. В случае наделения чиновника обязанностями представлять государство или иное публичное образование в управлении компанией, ему запрещается владеть её акциями или акциями аффилированных с нею лиц, что исключает возможность принятия решений

по тем публичным делам компании, в которых лицо имеет имущественный интерес. Нарушение запретов влечёт уголовное преследование любого публичного должностного лица с последующим увольнением с должности и дисквалификацией чиновника как государственного служащего. В зависимости от размера причинённого ущерба общему благу нации и публичным интересам, устанавливается гражданская или уголовная ответственность.

Этот институциональный пробел российской государственной службы по сравнению с публичными службами развитых стран является одной из основных причин экстраординарного характера коррупции в России. Таким образом, существенное ограничение коррупции в нашей стране невозможно без изменения законодательства о государственной службе, которое можно назвать её реинституционализацией [2, с. 22-27]. На сегодняшний день при анализе новой антикоррупционной политики руководства страны можно вести речь лишь об элементах реинституционализации государственной и муниципальной службы.

Многопрофильная коррупция подрывает международный престиж современной России. Успех антикоррупционной кампании в первую очередь зависит от национальных ресурсов и совместных усилий общества и правительства. Однако коррупция является также международным явлением и поэтому с ней надо бороться как на национальном так и на международном уровнях. В последнее время коррупция заняла заметное место в повестке дня задач международного сообщества.

В свете международного опыта, координирование национальной политики с международными инициативами является предварительным условием для эффективной борьбы с коррупцией. Напуганная участием некоммерческих организаций в «цветных революциях» российская правящая элита в настоящее время фактически блокирует иностранную помощь по созданию инфраструктуры гражданского общества в сфере противодействия коррупции, а отечественный бизнес финансово не поддерживает такого рода проекты «третьего сектора».

1. Зубченко Е. Игольное ушко власти. Некоммерческие организации ожидает вторая волна ликвидации? // Новые Известия. - 2008. 15 апреля.

2. Казанцев Н.М. К вопросу о совершенствовании антикоррупционной государственной политики // Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008.- № 6(351).

3. Метлушенко М.В. Основные детерминанты политических конфликтов оппозиционно ориентированных структур гражданского общества и элиты в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2009.

4. Орлов А.Р. Основные направления противодействия политической коррупции в России // Власть. 2008. № 10; Орлов А.Р. Противодействие коррупции как политическая задача // Человек и власть в современной России: Межвуз. науч. сб. - Саратов: СГСЭУ, 2008. - Вып. 10.

5. Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/05/200940.

shtml

6. Сидоров Д., Зыгарь М. Америка предложит России взятки. Барак Обама нашел тему для разговора с Дмитрием Медведевым // Коммерсантъ.- 2009.- № 25(4080) от 12.02.

7. Страхов С.В. Коррупция в АТР: страновой и региональный аспект // Экономические проблемы развития стран Азии: вызовы, противоречия, трудности. (Сборник научных статей) ИЭ РАН, Центр азиатских исследований. -М., 2006.

8. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности // Журнал российского права. 2007.-

№ 2.

9. Buscaglia E., Dakolias M., Ratliff W. Judicial Reform in Latin America: A Framework for National Development. / Essays in Public Policy. - Stanford: Hoover Institution. 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.