Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
УДК 340.131.2 А. К. Дзугкоев*
Антикоррупционная экспертиза как вид правовой экспертизы нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России
В настоящей статье автор на основании изученной нормативно-правовой базы в сфере антикоррупционой политики государства раскрывает такой необходимый элемент нормотворческого процесса во внутренних войсках МВД России, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, которая рассматривается в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции в органах военного управления внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, нормативный правовой акт, коррупция, органы военного управления, юридическая служба.
A.K. Dzugkoev*.The anticorruption expertise as a kind of legal expertise of regulatory legal acts in the internal troops of the Ministry of Interrior of Russia. In this article, on the basis of the studied regulatory framework in the field of anti-corruption policy of the state, the author reveals such an essential element of the rule-making process in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia as anticorruption expertise of regulatory legal acts and their drafts, which considered as one of the key measures in the prevention of corruption in the military administration bodies
Keywords: anticorruption expertise, regulatory legal act, corruption, military administration bodies, legal service.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов — сравнительно новая процедура среди антикоррупционных инициатив Президента Д.А. Медведева, призванная повсеместно изменить деятельность юридических служб российских органов власти с тем, чтобы отныне особое внимание обращать на профилактику коррупции, начиная с исходного этапа — выработки государственно-властного решения.
Следует признать, что коррупция сегодня имеет крайне изощренные и моментально реагирующие на ситуацию схемы. В своей статье «Россия, вперед!» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отнес коррупцию к одному из запущенных социальных недугов, сковывающих творческую энергию страны, тормозящих наше общее движение вперед1.
Введение в практику деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации обязательного требования о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является одним из ключевых элементов текущей административной реформы2.
В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 ноября 2003 г.3 и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.4, которые, бесспорно, являются базовыми международными документами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.
31 июля 2008 г. Президент Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в т.ч. по приведению антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права.
Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в т.ч. рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства.
В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации5.
Для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России особый интерес представляют Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и
* Дзугкоев, Алан Казгериевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-328-5576. E-mail:alandzug@mail.ru
* Dzugkoev, Alan Kazgerievich, postgraduate student of the chair of «The theory and history state and law» of the St.-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russian. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 8-921-328-55-76. E-mail:alandzug@mail.ru
Статья поступила в редакцию 2 февраля 2011 года.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»6.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» является базовым нормативным актом в системе правового обеспечения противодействия коррупции, который можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации, поскольку он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на военной, государственной, и муниципальной службе, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Этим же актом определяются общие вопросы организации деятельности по противодействию коррупции (принципы, организационные основы противодействия, профилактика и т.д.), а также устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением военной, государственной и муниципальной службы.
Правительством Российской Федерации были даны соответствующие поручения Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых направлены на реализацию федеральных законов7. Также Правительством был утвержден План разработки соответствующих нормативных правовых актов, в котором определены сроки и ответственные исполнители от федеральных органов исполнительной власти8.
В соответствии с поручением министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева внесены коррективы в План МВД России по противодействию коррупции9.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции определяется антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6). Значительным шагом по профилактике коррупции стало издание постановлений Правительства РФ от 5 марта 2009 г. №№ 195, 196, утвердивших Правила и Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции10. Однако Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»11 отменяет их действие и утверждает новую методику и правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов.
Необходимо отметить, что в работе над перечисленными указами Президента России и постановлениями Правительства в пределах компетенции принимали активное участие Правовой департамент МВД России и Правовое управление Главного Командования ВВ МВД России.
Так что же такое коррупция и как с ней бороться? Этимологически понятие «коррупция» (от лат. согтрйо — подкуп) — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения12. Как правило, коррупция сопровождается нарушением законности. В настоящее время наукой сделан значительный шаг в изучении этого явления, в результате чего учеными-юристами сформулированы различные подходы к правовому пониманию термина «коррупция». Это стало возможным в силу того, что отечественная правовая мысль преодолела ту точку зрения, согласно которой коррупция сводилась к банальному взяточничеству. Отказавшись от привычных терминов, используемых законодателем, таких как «взятка», «злоупотребление», «превышение» и т.д., большая часть ученых и практиков пошла по конвенциональному пути, т.е. по пути уяснения сути явления с помощью единого подхода к методологии его изучения, достижения согласия по наиболее ключевым моментам13 .
Автор, изучив различные подходы к понятию коррупции и проанализировав коррупционную практику в органах военного управления внутренних войск МВД России, сформулировал ее как девиантное поведение воинских должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам военной службы и др. военнослужащих, имеющихся у них полномочий, а также иных административных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи с их правовым статусом, умелом использовании ими коррупционных составляющих и пробелов в законодательстве для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях.
Анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в 2009 г. показал, что определенная работа по противодействию коррупции в войсках проведена. В
2009 г. в сравнении с 2008 г. сократилось на 30% число преступлений корыстной направленности (с 248 до 173). В 2009 г. возбуждены уголовные дела в отношении 14 командиров воинских частей, которыми совершено 17 преступлений (в 2008 г. — 21), 82% из них составляют преступления коррупционной направленности14 . Однако это только те цифры, которые освещаются официально, в действительности же нет такой воинской части, которую коррупция обходила бы стороной.
Внутренние войска МВД России — неотъемлемая составная часть государственного механизма. Они являются войсками правопорядка, призванными обеспечивать конституционный строй и общественную безопасность в государстве. Именно поэтому коррупционные проявления в войсках могут стать одним из факторов, приводящих к снижению их боеспособности. Внутренние войска не смогут решать те задачи, которые возлагаются на них законодательством, следствием чего может стать прямая угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Одной из эффективно действующих на сегодняшний день мер по профилактике коррупции во внутренних войсках МВД России выступает тщательная, профессионально проведенная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов органов военного управления.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Во исполнение требований Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, издан приказ МВД России от 11 августа 2009 г. № 631, которым внесены отдельные изменения в Правила подготовки проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденные приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 48415 .
В соответствии с приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России»16 и приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 г. № 122 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов
нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России»17 , правовая экспертиза
представляет собой исследование проектов правовых актов, разрабатываемых во внутренних войсках МВД России, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также правовым актам МВД России, на соответствие их правилам юридико-технической и лингвистической проработанности при разработке проектов правовых актов.
В целях предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения противодействия коррупции в системе МВД России, а также во внутренних войсках МВД России, совершенствования деятельности по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, подготавливаемых во внутренних войсках МВД России, на предмет выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, издан приказ МВД России от 15 января
2010 г. № 15 «Об организации проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность в системе МВД России»18 . В развитие требований приказа МВД России разработан и утвержден в установленном порядке приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 мая 2010 г. № 183 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России»19.
К проектам правовых актов и иных документов, подготавливаемых в органах военного управления внутренних войск МВД России, по которым проведение правовой экспертизы на коррупциогенность обязательно, относятся:
— проекты правовых актов, содержащие нормативные предписания, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации;
— проекты гражданско-правовых договоров, в т.ч. государственных контрактов;
— проекты распоряжений по вопросам списания материальных средств;
— проекты конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Основной целью антикоррупционной экспертизы органы военного управления ставят выявление в проектах правовых актов и иных документов коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Коррупциогенными факторами признаются положения правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении данных правовых актов, в т.ч. могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Кроме того, такие положения могут устанавливать необоснованно широкие пределы полномочий должностных лиц (командиров, начальников), а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к военнослужащим, гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Подробный перечень факторов, относящихся к коррупционным, указан в утвержденных Постановлением Правительства РФ № 96 от 26 февраля 2010 г. правилах и методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов. Коррупциогенными нормами признаются положения проектов правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
Проведение экспертизы на коррупциогенность в отношении проектов правовых актов и иных документов, подготавливаемых в органах военного управления внутренних войск МВД России, осуществляется юридическими подразделениями (офицерами-юристами).
Антикоррупционная экспертиза проекта правового акта проводится исключительно после его согласования со всеми заинтересованными подразделениями (управлениями, отделами, службами).
Для удобства проведения оценки проекта правового акта на коррупциогенность можно условно выделить два этапа: общая оценка правового акта и оценка правового акта по существу.
В рамках общей оценки правового акта оцениваются: общая обоснованность; финансовоэкономическая обоснованность; определение возможного коррупциогенного потенциала; соблюдение правил юридической техники.
К числу основных общих правил юридической техники чаще всего относят: рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний в проекте правового акта; отсутствие пробелов и противоречий действующему законодательству; краткость и компактность изложенных правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания; ясность, простота и доступность языка правового акта; точность и определенность используемой технологии.
Подписание правового акта либо иных документов, по которым проведение правовой экспертизы на коррупциогенность обязательно, должно осуществляться только уполномоченным на то лицом в рамках
его компетенции. О наличии коррупциогенных норм в проекте правового акта могут свидетельствовать отсутствие адекватного обоснования, недостаточность финансово-экономического обоснования, которая может выражаться в завышении затрат в сравнении с публичным интересом. Отличительным признаком коррупциогенных норм в проекте правового акта является наличие норм, допускающих их произвольную трактовку и применение их должностными лицами по собственному усмотрению.
Коррупционным проявлениям способствует возможность расширительного толкования компетенции органа, расплывчивость при определении сферы его деятельности, например, включение в проект правового акта формулировок «вправе», «может», «уполномочен по иным вопросам», «и иные полномочия» и т.д.
Офицер-юрист в целях эффективного проведения экспертизы на коррупциогенность должен обеспечить ее системность, достоверность и проверяемость результата. Для этого необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
По результатам экспертизы юридическим подразделением составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные коррупциогенные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов, и предложения о способе их устранения. Также в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
Заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим должностным лицом, являющимся разработчиком проекта приказа или иного документа. Все положения проекта правового акта, либо проекта иного документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки данного проекта структурным подразделением — разработчиком проекта.
Результатом внедрения в процесс нормотворчества во внутренних войсках экспертизы на коррупциогенность должно стать сокращение коррупционного рынка в сферах действия правовых актов, прошедших указанную экспертизу. Весь вопрос в том, насколько эффективно превентивные возможности экспертизы на коррупциогенность будут использоваться на практике.
Таким образом, в условиях реформирования внутренних войск МВД России на юридические подразделения возлагается ответственная задача — обеспечить эффективное функционирование нормативных правовых актов, содержащих нормы антикоррупционной направленности, а также иных нормативных правовых актов по вопросам прозрачности деятельности органов военного управления. Однако немаловажно и то, что для полноценного действия данных норм должны совершенствоваться и правоприменительные механизмы их реализации: ведь даже самое совершенное законодательство не достигнет своей цели без эффективной реализующей его системы.
Автор считает, что качественное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России будет способствовать снижению коррупционных проявлений в сфере военной службы, что значительно повысит степень боевой готовности в войсках, а так же уровень уважения и доверия к органам военного управления среди военнослужащих.
Список литературы
1. Медведев, A-А. Россия, вперед! — URL: http://kremlin.ru/news/5413 (дата обращения: 21.09.2010).
2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.,
одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. —
URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
3. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 08 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 21 марта.
4. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Федеральный
закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ г. // Российская газета. — 2006. — 28 июля.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25декабря
2008 г. № 274-ФЗ / / Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
7. Поручения Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. № СС-П16-7710 и от 15 января 2009 г. № СС-П4-126. — URL: http://wwwgovernment.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
8. Поручение Правительства РФ от 6 марта 2009 г. № СС-П16-1239. — URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
9. Распоряжение МВД России от 9 сентября 2008 г. № 1/673412.
10. Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195. — URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
11. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 // Российская газета. — 2010. — 5 марта.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
12. Юридическая энциклопедия / иод ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997. — С. 215.
13. Право и безопасность. — 2002. — № 2-3 (3-4), август. — URL: http://www.editor@dpr.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
14. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 15 февраля 2010 г. № 50 «О состоянии воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в
2009 г. и мерах по их поддержанию в 2010 г.».
15. Приказ МВД России от 11 августа 2009 г. № 631 «О внесении изменений в приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России».
16. Приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России».
17. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 г. № 122 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России».
18. Приказ МВД России от 15 января 2010 г. № 15 «Об организации проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность в системе МВД России».
19. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 мая 2010 г. № 183 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России».
Literature
1. Medvedev, D. A. Forward, Russia! — URL: http://kremlin.ru/news/5413 (date accessed: 21/09/2010).
2. The Concept of Administrative Reform in the Russian Federation in 2006-2010 Approved by the Regulation of the Government of the Russian Federation № 1789-p of October 25, 2005. — URL: http:/ /www.government.ru/ (date accessed: 09/20/2010).
3. «On Ratification of the United Nations Convention against Corruption» Federal Law № 40-FZ of March 8, 2006 // Rossiyskaya gazeta. — 2006. — 21 March).
4. «On Ratification of the Criminal Law Convention on Corruption» Federal law of № 125-FZ July 25, 2006 / / Rossiyskaya gazeta. — 2006. — 28 July.
5. «On Introduction of Amendments into Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the ratification of the United Nations Convention against Corruption of October 31, 2003, and the Criminal Law Convention on Corruption of January 27, 1999, and the Federal Law «On Combating Corruption» Federal Law № 280-FZ of December 25, 2008 / / Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 30 December.
6. «On Combating Corruption» — Federal Law № 273-FZ of December 25, 2008 / / Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 30 December.
7. Instructions of the Government of the Russian Federation № SS-A16-7710 of December 30, 2008 and № SS-A4-126 of January 15, 2009. URL: http://wwwigovernment.ru/ (date accessed: 20/09/2010).
8. Instruction of the Government of the Russian Federation № SS-A16-1239 of March 6, 2009. URL: http://www.government.ru/ (date accessed: 09/20/2010)
9. Order of the Russian Ministry of Internal Affairs № 1/673412 of September 9, 2008).
10. «On the Adoption of the Rules of Examination of Draft Regulatory Legal Acts and Other Documents with the Aim of Identifying Provisions in them that Allow for Creation of Conditions for Corruption» RF Government Regulation № 195 of March 5, 2009, URL: http://www.government.ru/ (date accessed: 20/09/2010).
11. «On the Order of Handling Anticorruption Expertise of Draft Regulatory Legal Acts and Other Documents» RF Government Regulation № 96 // Rossiyskaya gazeta. — 2010. — 5 March.
12. Legal Encyclopedia / ed. M.Y. Tikhomirov. — Moscow, 1997.
13. Law and Security. — 2002. — № 2-3 (3-4), august. — URL: http://www.editor@dpr.ru/(date accessed: 20/09/2010).
14. Order of the Commander-in-Chief of the interior troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 50 of February 15, 2010 «On the State of Military Discipline and Order in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2009 and the Measures for their Support in 2010».
15. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 631 of 11 August 2009 «On Introduction of Amendments into Order to the Russian MOI № 484 of June 27, 2003» On Approval of Rules of Preparation of Regulatory Legal Acts in the Central Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
16. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 6 ofJanuary 5, 2007. «On approval of the Manual on the Organization of Legal Work in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia».
17. Order of the Commander-in-Chief of the Internal Troops of Russian MOI № 122 of March 31, 2004 «On Approval of the Rules of Preparation of Regulatory Legal Acts and Other Legal Instruments in the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and of the Samples of Execution of the Draft Legal Documents and Other Legal Acts in the Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia».
18. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 15 of January 15, 2010 «On Organization of Examination of Draft Regulatory Legal Acts and Other Documents for Corruptibility in the Russian Ministry of Internal Affairs».
19. Order of the Commander-in-Chief of the Internal Troops of Russian MOI № 183 of May 1,
2010 «On the Order of Handling Anticorruption Expertise of Draft Regulatory Legal Acts and Other Documents in the Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia».
1 Д.А. Медведев. «Россия, вперед!» // URL: http://kremlin.ru/news/5413 (дата обращения: 21.09.2010.)
2 Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
3 «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» Федеральный закон от 08 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 21 марта.
4 «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ г. // Российская газета. — 2006. — 28 июля.
5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25декабря 2008 г. № 274-ФЗ / / Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
6 «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25декабря 2008 г. № 273-Ф3. / / Российская газета. — 2008. — 30
декабря.
7 Поручения Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. № СС-П16-7710 и от 15 января 2009 г. № СС-П4-126. URL: http:// www.government.ru/(дата обращения: 20.09.2010).
8 Поручение Правительства РФ от 6 марта 2009 г. № СС-П16-1239. URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
9 Распоряжение МВД России от 9 сентября 2008 г. № 1/673412.
10 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 URL: http:// www.government.ru/ (дата обращения: 20.09.2010).
11 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 // Российская газета. — 2010. — 5 марта.
12 Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1997. С.215.
13 Журнал «Право и безопасность» № 2-3 (3-4) август 2002. URL: http://www.edltor@dpr.ru/(дата обращения: 20.09.2010).
14 Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 15 февраля 2010 г. № 50 « О состоянии воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в 2009 г. и мерах по их поддержанию в 2010 г. ».
15 Приказ МВД России от 11 августа 2009 г. № 631 «О внесении изменений в приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России».
16 Приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6. «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России».
17 Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 г. № 122 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России».
18 Приказ МВД России от 15 января 2010 г. № 15 «Об организации проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность в системе МВД России».
19 Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 мая 2010 г. № 183 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России».
УДК 343.985 И. А. Журавков*
Тактические особенности вербальных следственных действий при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве
Автор выделяет и характеризует этапы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, определяет стадии и тактические особенности вербальных следственных действий в этих условиях.
Ключевые слова: тактика, досудебное соглашение, сделка с правосудием, допрос, действия следователя.
I.A. Zhuravkov*. Tactical features of verbal investigation at the conclusion of pretrial agreements on cooperation. The author identifies and describes the stages of pre-trial a cooperation agreement determines the stage of verbal and tactical features of investigative actions in these circumstances.
Keywords: tactics, pretrial agreement, to deal with justice, questioning the actions of the investigator.
В 2009 г. в уголовно-процессуальное законодательство были внесены дополнения, регламентирующие порядок и условия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым и обвиняемым. При условии заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, наличии смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств срок и размер наказания может быть сокращен. Для этого подозреваемому или обвиняемому необходимо совместно с адвокатом подать ходатайство на имя прокурора о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, заключить так называемую «сделку с правосудием».
Следствие желает получить показания, а подозреваемый (обвиняемый) желает и готов их дать взамен на смягчение или освобождение от наказания.
* Журавков, Илья Александрович, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель кандидат юридических наук, профессор кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России К.И. Сотников. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (921) 777-73-27. E-mail: zhuravkof@mail.ru
* Zhuravkov, Ilya Aleksandrovich, post-graduate student of department of criminalistic of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 15 декабря 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011