'2
№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич,
старший научный сотрудник отдела уголовного,
уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Наиболее приоритетным направлением деятельности современного государства и общества является противодействие коррупции. Развитие экономики, политической и социальной сферы, уровень и качество жизни граждан Республики Казахстан зависит от успехов государства в этой деятельности. Противодействие коррупции возможно при объединении усилий как самих граждан и их объединений, так и правоохранительных органов. Для успешности и необратимости этого процесса необходимо взаимодействие институтов гражданского общества (политических партий, правозащитных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, профессиональных объединений, средств массовой информации, неправительственных организаций, учебных заведений, научных сообществ), государства и местного самоуправления в сфере противодействия коррупции. На важность взаимодействия органов власти и гражданского общества в сфере противодействия коррупции постоянно обращает внимание Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
Последним примером является обнародованный подробный план реформирования страны, названный «Планом Нации». Предполагается, что программа эта призвана заложить фундамент «коренных преобразований в обществе и государстве», при этом главной целью ее станет «лечение системных заболева-ний, а не сглаживание их внешних симптомов». На сегодняшний день «План Нации» уже включает в себя «100 конкретных шагов» по реализации институциональных
Плохих политиков коррумпируют хорошие
бизнесмены.
Джозеф Фок[1]
реформ, которые еще совсем недавно легли в основу предвыборной программы победившего на минувших выборах Нурсултана Назарбаева. 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ. Так, для формирования профессионального государственного аппарата, к примеру, считается целесообразным модернизировать процедуру поступления на госслужбу, перейти на оплату труда по результатам, усилить борьбу с коррупцией.
Помимо этого приняты и другие нормативно-правовые акты: «Стратегия «Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» и «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», где одной из главной целью Президент определил «бескомпромиссную борьбу с коррупцией», а также Программа противодействия коррупции партии «Н^р Отан» на 2015-2025 годы. В данной Программе решены основные задачи по созданию общественной инфраструктуры противодействия коррупции и защиты прав граждан, привлечению к ответственности лиц, невзирая на их должности, открытому обсуждению проблем с коррупцией.
В рамках деятельности Республиканского общественного совета по противодействию коррупции, региональных и территориальных общественных советов, а также с участием депутатов всех уровней, НПО, СМИ значительно расширен охват общественным контролем наиболее коррупциогенных сфер [2].
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в це-
лом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего, это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни [3].
Всевозрастающие масштабы коррупции, как в Казахстане, так и в других странах мира, возрастающая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.
Как отмечает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Надо использовать новые правовые механизмы, информационные возможности, шире привлекать общество для предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений» [4, 2].
Для решения и реализации масштабных задач вышеперечисленных программных документов необходимо качественно повысить эффективность противодействия коррупции в стране.
Выработка новых системных и долгосрочных мер противодействия коррупции со стороны государства и общества включает в себя следующее;
Во-первых, отсутствуют единые правила, методика и технология оценки степени вовлеченности институтов гражданского общества, как впрочем, и институтов государственной власти в реализацию антикоррупционной политики. Таким образом, необходимость разработки инструментария такой оценки.
Во-вторых, придать должное значение вовлеченности институтов гражданского
общества в совместную антикоррупционную.
В-третьих, сами институты гражданского общества не особенно активно стремятся участвовать в антикоррупционной деятельности. Таким образом, активность институтов гражданского общества в исследуемой сфере оставляет желать лучшего.
При этом под институтами гражданского общества понимаются действующие на добровольных началах сообщества автономных от соответствующих органов публичной власти граждан. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, правозащитные и другие общественные объединения, организации, прежде всего негосударственные, образования, науки, культуры, медицины и т.д.
Очевидно, что важнейшим источником коррупции в любой стране является бюрократия. Поэтому необходимо формирование сис-темы действенных политико-правовых инсти-тутов, способных повлиять, остановить бюро-кратизацию государственных и муниципальных структур. Именно эти институты и должны стать основой современной отечественной антикоррупционной политики [5, с. 2].
Мы согласны с мнением Е.О. Алауханова, который пишет, что «...демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Ухудшение социально-экономического положения граждан, всег-да сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, -все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций» [6, с.97].
Исходя из вышеизложенного, проводимая антикоррупционная деятельность во многом сократила проявления коррупции на низовом уровне. Однако более высокие уровни государственных служащих - высшее и среднее звенья - пока остаются вне охвата предпринимаемых государством противокоррупционных мер.
На наш взгляд, противодействие коррупции силами только государственных и правоохранительных органов не позволит значительно снизить ее уровень. Все еще существует недоверие гражданского общества к органам власти, а также низкий уровень правовых знаний,социальной активности
№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
населения,что приводит не только к слабому исполнению законов и иных норм, но и тормозят развитие в обществе. Низкая правовая культура, низкая правовая ответственность, не способствуют укоренению традиции широкого использования гражданами своих конституционных прав. В результате чего, пониженный правовой иммунитет влечет отсутствие массового неприятия коррупционных проявлений.
Для коренного изменения ситуации и развития механизмов в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции необходимо совершенствование антикоррупционной деятельности вместес комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий.
Также, для дальнейшего усиления прозрачности деятельности государственных институтов, необходимо законодательное закрепление норм, основанных на принципах информированности населения, подотчетности правительства институтам гражданского
общества и пропаганды прозрачности этой деятельности.
Утверждение подобных законодательных норм даст возможность регулировать прозрачность в освещении работы-министерств, акиматов, других государственных органов и их территориальных подразделений, национальных компаний и институтов развития с участием государства, что существенно сократит степень коррумпированности и будет являться одним из эффективныхмер и методов противодействия борьбы с коррупцией в нашей стране. Эти нормы неразрывно связаны с реализацией 5 институциональных реформ Н.А. Назарбаева «100 конкретных шагов», а именно «п.94. Внедрение «Открытого правительства». Разработка ЗАКОНА О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ, который позволит сделать любую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов, за исключением отнесенной к государственной тайне и иной информации, охраняемой законодательством».
Список литературы
1. http://citaty-super.ru
2. http://nurotan.kz
3. http://www.juristlib.ru/book
4. Послание Президента народу Казахстана от 27.01.2012, газета Turan № 1 (73) 2012, январь.
5. Зиманов С.З. Несколько слов о «ЖетыЖаргы». Известия АН КазССР. 1975. - 73 с.
6. Алауханов Е.О. Антикоррупционная правовая политика. — Алматы: Нур-пресс, 2009. - 256 с.
Бул мацалада жемцорлъщца царсы KYpec саласындагы азаматтъщ цогам институттары мен мемлекеттщ взара ic-щимыл мэселелер1 царастырылган.
Ty^h свздер: азаматтыц цогам институттары, сыбайлас жемцорлыц, сыбайлас жемцорлыцца царсы зацнама.
В данной статье автор рассматривает вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова: институты гражданского общества, коррупция, антикоррупционное законодательство.
In this article the author considers the issues of interaction of civil society institutions and the state in the sphere of fighting corruption.
Keywords: civil society, corruption, anti-corruption legislation.
^айрат Еслямкалиулы Исмагулов,
КР Зацнама институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстыщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бвл1мшц ага гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Азаматтык KOFaM институттарыныц сыбайлас жемкорлыкка карсы кызмет
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
Антикоррупционная деятельность институтов гражданского общества
Ismagulov Kairat Eslyamkalievich,
senior researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law en cementand forensic of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.
Anti-corruption activities of civil society institutions