СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ SOCIOLOGY OF MANAGEMENT
5.4.7 Социология управления
(социологические науки)
Sociology of Management
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-169-176 УДК: 316 ГРНТИ: 04.41 EDN: PEOZQY
Антиинфляционная политика государства на рынке продовольственных товаров
А.В. Деникина ©, П.В. Разовb ©, Е.Д. Казаковаc ©
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается эффективность антиинфляционной политики государства на рынке продовольственных товаров и мнение граждан о приоритетах и проблемах в этой области. Методология: количественный исследовательский метод. Применялся опрос населения через сеть Интернет. Анкета включала вопросы, связанные с уровнем дохода, потребительским поведением в контексте продовольственных товаров, характеристикой продовольственных товаров, информированностью о мерах антиинфляционной политики, ведущейся в России. Выборка составила 938 респондентов из различных регионов России. В интересах исследования общая выборка была разделена по квартилям в соответствии с уровнем дохода, что позволило сравнить воздействие инфляции и эффективность антиинфляционной политики на различные группы граждан. Результаты исследования показали, что принимаемые меры обладают определенным уровнем эффективности, но не представляются достаточными. Кроме того, граждане недостаточно осведомлены о мерах, принимаемых антиинфляционной политикой, и важной представляется информационно-просветительская работа в этом направлении. Значительная доля респондентов считает важным проведение проверок причин повышения цен в конкретных случаях.
Ключевые слова: инфляция, антиинфляционная политика, продовольственные товары, регулирование цен, экономическая политика, социология управления
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-169-176
Anti-inflationary State Policy on the Food Market
A.V. Denikin3 ©, P.V. Razovb ©, E.D. Kazakovac ©
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the effectiveness of the state's anti-inflationary policy in the food market and the opinion of citizens on priorities and problems in this area. The study showed that the measures taken have a certain level of effectiveness, but do not seem sufficient. In addition, citizens are not sufficiently aware of the measures taken by the anti-inflationary policy, and information and educational work in this direction is important. A significant proportion of respondents consider it important to check the reasons for price increases in specific cases.
Key words: inflation, anti-inflationary policy, food products, price regulation, economic policy, sociology of management
ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Инфляция является одним из ключевых факторов, влияющих на экономическую стабильность и уровень жизни населения любой страны. Особенно остро этот вопрос стоит на рынке продовольственных товаров, так как изменение цен на них непосредственно затрагивает благосостояние граждан. В этом контексте актуальность антиинфляционной политики государства на рынке продовольственных товаров становится очевидной.
Одним из основных эффектов антиинфляционной политики является стабилизация цен, повышающая предсказуемость и устойчивость рынка продовольственных товаров, а также снижение резких колебаний цен на продукты питания. Необходимо учитывать, что антиинфляционная политика также может иметь негативные последствия, такие как замедление экономического роста, сокращение государственных расходов и социальных программ, а также увеличение налогового бремени.
Инфляция приводит к потере покупательной способности денег, что ухудшает качество жизни, особенно для людей с низкими доходами. Рост цен на продукты питания создает неопределенность в бюджетах семей и предприятий, что затрудняет планирование и ведет к нестабильности. Инфляция усугубляет социальные неравенства, увеличивая разрыв между богатыми и бедными. Люди с ограниченными ресурсами сталкиваются с трудностями в обеспечении базовых потребностей и тратят на них все большую долю своего дохода, тогда как богатые люди, хоть и замечают инфляцию, но в целом остаются способны поддерживать привычный уровень жизни.
Исследование антиинфляционной политики государства на рынке продовольственных товаров имеет важное значение для обеспечения стабильности цен, защиты интересов населения и устойчивого развития экономики. В этом контексте актуальность темы исследования заключается в необходимости разработки эффективных мер по сдерживанию инфляции и обеспечению стабильности цен на продовольственные товары.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе обзора литературы по тематикам, связанным с продовольственной инфляцией и близкими вопросами, обнаружено немало интересных научных работ. Среди общего массива актуальных исследований гораздо больше экономических статей, чем социологических, что дополнительно повышает актуальность данной работы.
В статье М. Байновой рассматривается вопрос о роли государственного регулирования в экономике и значении конкуренции для снижения цен в период кризиса [1]. Целью исследования является обобщение мнения предпринимателей о возможных направлениях регулирования роста цен в России. Выводы исследования показывают, что предприниматели готовы принять государственное регулирование цен из-за высокой монополизации в топливно-энергетическом секторе, сельском хозяйстве и розничной торговле. Также предприниматели заинтересованы в снижении налоговой нагрузки и ставки по кредитам.
С. Дробышевский и другие в своей статье рассматривают оптимальность выбранного Банком России целевого уровня инфляции [2]. Авторы статьи проводят
Деникин А.В., Разов П.В., Казакова Е.Д. -
комплексный анализ теоретических концепций оптимальной инфляции, международной практики установления целевой инфляции, а также экономе-трических оценок. В статье представлено обобщение теоретических механизмов оптимальности нулевого либо положительного уровня инфляции и сделан вывод о значительном количестве механизмов, приводящих к оптимальности положительной инфляции. В заключении работы на основании проведенного исследования сделан вывод об обоснованности текущей цели по инфляции и представлены предложения по дальнейшему совершенствованию политики инфляционного таргетирования в России.
В работе В. Дуплина и других проводится анализ динамики цен на рынке колбасных изделий в России в 2019-2021 гг. [3]. Цель исследования состоит в оценке устойчивости цен на рынке колбасных изделий в условиях продовольственной инфляции. В ходе исследования выявлено, что объем потребления колбасы на человека в год вырос до 10,2 кг в 2021 г. Результаты исследования показывают, что несмотря на рост цен на рынке колбасных изделий, их устойчивость в целом сохраняется, однако необходимо принимать меры по стабилизации цен в условиях продовольственной инфляции.
Е. Матерова и другие в своей работе рассматривают вопрос о поиске эффективных инструментов управления инфляцией в развитых странах в долгосрочном периоде [4]. На основании проведенного исследования сделан вывод об эффективности политики финансового ослабления в краткосрочном периоде, однако в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы в странах Большой семерки может вызвать искусственный рост цен на активы и увеличение доли спекулятивных инвестиций, что приведет к рецессиям и затяжным спадам экономической активности.
В статье Е. Репринцевой и Е. Пахомовой исследуется вопрос о влиянии роста цен на продукты питания на продовольственную безопасность населения [5]. Текущая ситуация характеризуется продолжающимся снижением реальных доходов населения и высокими темпами роста цен каждый год. В сложившихся условиях одним из важных направлений становится стабилизация ситуации на продовольственном рынке и обеспечение государственного контроля и регулирования цен на основные базовые продукты питания. Автор статьи делает вывод о необходимости разработки комплексных мер по обеспечению устойчивости цен на продукты питания и продовольственной безопасности населения.
Статья Н. Эриашвили и В. Елизаровой посвящена актуальной проблеме инфляции и ее влиянию на экономическое развитие страны и уровень жизни населения [6]. Авторы статьи рассматривают причины возникновения инфляции и ее связь с нестабильным социально-экономическим положением в стране. Отмечается, что борьба с инфляцией происходит только тогда, когда устраняются причины, ее вызвавшие, и что основной целью антиинфляционной политики государства является превращение инфляции в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Природа и причины инфляции, постепенного повышения общего уровня цен на товары и услуги, хорошо изучены. Феномен инфляции является общеизвестным не только в научных кругах, но и среди населения, которое на практике сталкивается с его проявлениями. В современной рыночной экономике невысокий уровень инфляции считается позитивным признаком, свидетельствующим о росте и развитии экономики. Механизм очень прост: когда у потребителей имеется доход, достаточный для приобретения товаров и услуг, спрос начинает превышать предложение и поставщики повышают цены.
Такая ситуация стимулирует переход от накопления к инвестициям, поскольку люди не заинтересованы в обесценивании своих финансовых ресурсов и стремятся к получению прибыли, как минимум превышающей темпы инфляции. Инвестиции же, в свою очередь, приводят к экономическому росту. Здесь нужно сделать оговорку о том, что для государства выгодно, когда граждане инвестируют именно в отечественный бизнес, а не выводят заработанные капиталы за рубеж, но в настоящее время необдуманная политика западных режимов, приведшая к частичной изоляции российского рынка от мирового, в значительной степени помогает решить данную проблему.
Вместе с тем инфляция, несмотря на вышеописанный пример и несколько других причин, позволяющих считать ее позитивным для экономики явлением, воспринимается обществом тяжело, в лучшем случае как неизбежное зло. Наиболее сильно от нее страдают малоимущие категории граждан, для которых инвестиционная деятельность не является характерным видом экономического поведения. Кроме того, позитивность влияния инфляции на экономику справедлива только для достаточно низких ее значений, не превышающих 6% в год [7], а этого результата в Российской Федерации в настоящее время не всегда удается достичь.
В связи с этим в государствах, где уровень инфляции превышает оптимальный, применяется антиинфляционная политика - комплекс мер, направленных на стабилизацию экономики и снижение роста цен, в том числе и на рынке продовольственных товаров, как одном из самых чувствительных для населения сегментов. К используемым мерам относятся регулирование цен, поддержка сельского хозяйства и предприятий пищевой промышленности, а также обеспечение прозрачности и конкуренции на рынке, предотвращающее злоупотребления и сговоры со стороны производителей и посредников.
Монетарная политика обладает возможностью снижения уровня инфляции через повышение процентной ставки центральным банком, что приводит к удорожанию кредитов для бизнеса и населения [8]. Из-за этого снижается потребительский спрос на товары и услуги, ограничивается финансирование корпоративных проектов, экономический рост замедляется. Уменьшается объем денежной массы в обращении и, соответственно, уровень инфляции. Негативные последствия данного инструмента вынуждают применять его адресно и вдумчиво, внимательно следя за последствиями, выходящими далеко за рамки цен на продукты питания.
Аналогичные по мощности и последствиям инструменты, снижающие инфляцию, находятся в области фискальной политики. Сокращение государственных расходов снижает давление на спрос, в результате чего стимул для роста цен на предложение падает [9]. Проблема в том, что данная мера связана с сокращением расходов на социальные программы, инфраструктурные проекты или иные дела государственной важности, на что не всегда есть возможность пойти.
У государства остаются прочие меры для контроля инфляции, в частности, специально направленные на стабилизацию цен на продовольственные товары. Общему тренду на развитие экономики в большей степени соответствует не снижение спроса, а увеличение предложения продуктов питания. Поддержка сельского хозяйства и развитие сельскохозяйственных технологий должны увеличивать производство продуктов питания и снижать их стоимость, что необходимо закладывать в условия оказания поддержки. Для поддержки отечественного производителя с целью противодействия инфляции возможно введение протекционистских мер, ограничивающих импорт товаров народного потребления или повышающих их стоимость для потребителя, что является непопулярной, но действенной в средней и длительной перспективе мерой [10]. Создание стратегических запасов продовольственных товаров полезно для обеспечения стабильности цен в случае непредвиденных событий, таких как неурожай или экономический кризис. Развитие транспортной инфраструктуры особенно важно для удаленных районов России, где цены на товары традиционно значительно выше, чем в центральной части страны. Введение мер социальной поддержки для наименее защищенных слоев населения, таких как продуктовые карточки, имеет доказанную эффективность [11]. В народной памяти подобные мероприятия ассоциируются с очень тяжелыми временами, поэтому их введение является рискованным шагом, тем более что недоброжелатели России, безусловно, воспользуются данным поводом для решения собственных задач, связанных с информационно-психологическими воздействиями. В свете данного соображения при
возможном планировании введения той или иной системы карточек предлагается учитывать и ссылаться на опыт США, где действует система программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program, SNAP).
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения социологического исследования был выбран количественный исследовательский метод. Применялся опрос населения через сеть Интернет. Анкета включала вопросы, связанные с уровнем дохода, потребительским поведением в контексте продовольственных товаров, характеристикой продовольственных товаров, информированностью о мерах антиинфляционной политики, ведущейся в России.
Выборка исследования составила 938 респондентов различных регионов России. В интересах исследования общая выборка была разделена по квартилям в соответствии с уровнем дохода, что позволило сравнить воздействие инфляции и эффективность антиинфляционной политики на различные группы граждан.
При этом наибольший интерес для исследования представляет первый или нижний квартиль, которому соответствуют наименее защищенные слои общества, испытывающие на себе максимум негативного воздействия от инфляции и фактически являющиеся главными выгодоприобретателями от мер антиинфляционной политики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первый этап исследования напрямую посвящен теме восприятия потребителями антиинфляционной политики государства и выяснению наиболее фундаментальных вопросов, связанных с ней (табл. 1). Нужно заметить, что для наглядности все шкалы оценок были нормализованы таким образом, чтобы низкое значение соответствовало негативной оценке метрики, а высокое - позитивной. Поэтому в таблице представлена, например, «стабильность цен», где низкое значение указывает на восприятие цен как нестабильных, а высокое - как стабильных.
Квартиль доходов [Income quartile] Осведомленность [Awareness] Результат [Result] Стабильность [Stability]
Цен [Prices] Потребления [Consumption] Образа жизни [Lifestyle]
Первые 25%, бедные [First 25%, poor] 3,6 4,6 1,8 2,4 1,9
Вторые 25% [Second 25%] 2,7 2,2 2,9 5,3 5,6
Третьи 25% [Third 25%] 4,5 3,4 3,4 7,8 6,8
Четвертые 25%, богатые [Fourth 25%, rich] 5,8 5,2 2,8 8,6 8,1
Таблица 1
Восприятие потребителями основных аспектов антиинфляционной политики государства
на рынке продовольственных товаров [Consumers' perception ofthe main aspects ofthe anti-inflationary state policy in the food market]
Деникин А.В., Разов П.В., Казакова Е.Д. -
Граждане с низким доходом не имеют достаточной осведомленности о проводимой антиинфляционной политике государства на рынке продовольственных товаров, хотя ее и нельзя назвать нулевой. Государству следует усилить информационную работу, донося информацию более активно и доступно. При этом бедные граждане признают определенные положительные результаты антиинфляционной политики государства на рынке продовольственных товаров. Тем не менее, стабильность по всем трем рассматриваемым категориям у наиболее уязвимых граждан оказывается на низком уровне. Рост цен вызывает финансовые трудности, вынуждающие изменять потребительское поведение, от чего в том числе страдает жизненный уровень. Это значит, что бедные граждане вынуждены отказываться от приобретения некоторых важных покупок или услуг потому, что иначе не смогут позволить себе нормально питаться.
Граждане с умеренным уровнем дохода в наименьшей степени осведомлены о проводимой антиинфляционной политике государства на рынке продовольственных товаров, в то время как граждане со средним и высоким доходом демонстрируют более существенный уровень осведомленности, причем он растет с уровнем дохода граждан. Если сделать довольно консервативное предположение о корреляции уровня дохода с образованием и эрудицией, то следствием из него будет то, что информация о политике доносится до граждан, но для этого используются недостаточно понятные средства. То, что первый квартиль больше второго информирован о политике, объясняется тем, что эта группа в наибольшей степени зависима от нее.
Богатые граждане оценивают антиинфляционную политику на среднем уровне, равно как и рассмотренные выше бедные, но, скорее всего, по разным причинам. Бедная категория граждан получает явственную помощь от государства, в то время как богатые граждане просто в курсе происходящих на продовольственном рынке событий из-за характерного для них более высокого уровня экономической грамотности. В то же время две средние группы оценивают результаты низ-
ко, поскольку для этих групп населения не выполняется ни одно из этих условий.
Все группы граждан оценивают стабильность цен на низком уровне. Из этого следуют существенно различные последствия для разных групп, но общее наблюдение очевидно и справедливо для всех.
У граждан с умеренным доходом стабильность потребительского поведения выражена на среднем уровне. Им приходится адаптироваться под перемены на рынке, но они обладают достаточными возможностями для того, чтобы не ограничивать себя в нормальном уровне потребления. Это довольно важный результат исследования, положительно оценивающий деятельность антиинфляционной государственной политики. Вместе с тем у более состоятельных групп граждан не наблюдается существенных проблем, связанных с ограничением потребления, поскольку их доходы заведомо перекрывают рост цен на продукты питания.
Граждане с умеренным доходом средне оценивают стабильность своего жизненного уровня. Они чувствуют себя достаточно устойчиво, несмотря на возможные влияния инфляции. Оценка данного показателя у более состоятельных граждан несколько выше, однако она также относится к диапазону среднего уровня. Это свидетельствует о наличии определенных финансовых проблем и ограничений, но связанных не с продуктами питания, а с иными областями жизнедеятельности. И только самые богатые граждане не испытывают проблем, связанных со снижением стабильности жизненного уровня в связи с инфляцией, поскольку их доходы явно достаточны для того, чтобы не зависеть от подобного рода невзгод. Также следует заметить, что для этой группы граждан в наибольшей степени характерно вложение денег в инвестиции, а не складывание их в сбережения, подверженные обесцениванию.
Следующий этап исследования был посвящен более детальному анализу ключевых проблем рынка продовольственных товаров (табл. 2). Шкалы оценок выстроены так, что высокое значение указывает на большую значимость данной проблемы.
Таблица 2
Ключевые проблемы рынка продовольственных товаров [Key problems of the food market]
Квартиль доходов [Income quartile] Общий рост цен [Overall price increase] Цены на неосновные продукты [Prices for non-core producís] Качество в сегменте [Quality in the segment] Разнообразие в сегменте [Diversity in the segment] Доступность в сегменте [Availability in the segment]
Первые 25%, бедные [First 25%, poor] 9,6 5,9 8,4 4,5 6,3
Вторые 25% [Second 25%] 5,3 7,6 6,5 2,3 5,3
Третьи 25% [Third 25%] 6,1 6,4 2,9 1,7 4,9
Четвертые 25%, богатые [Fourth 25%, rich] 2,3 2,9 3,2 2,8 4,2
Граждане с низким доходом испытывают значительное увеличение стоимости продуктов, что затрудняет их финансовое положение. При этом их оценка роста цен на неосновные продукты оказалась ниже. В результате углубленного анализа данного кажущегося противоречия мы пришли к выводу, что существенная доля бедных граждан просто не питается такими продуктами, считая их неоправданной роскошью и обходясь только базовыми, самыми доступными основными продовольственными товарами.
При этом второй по значимости проблемой для данного квартиля оказалось низкое качество продуктов в бюджетном сегменте. Более подробный анализ результатов опроса выявил неравномерность распределения оценок внутри квартиля: о низком качестве продуктов заявляют люди из нижнего дециля дохода, тогда как все еще небогатые, но уже не настолько бедствующие люди приближаются в своих оценках качества к следующему квартилю. Это свидетельствует о низком качестве именно самых дешевых продуктов, но говорит о вполне приличном качестве многих других товаров из бюджетного сегмента.
Разнообразие товаров внутри соответствующего сегмента оценивается на среднем уровне, однако в данной категории этот результат самый высокий, что указывает на недостаточное разнообразие бюджетных продуктов. Доступность товаров все группы потребителей оценили на примерно одном среднем уровне, с трендом на снижение проблемы при росте доходов. Дополнительный анализ выявил зависимость доступности продовольственных продуктов от региона, а не от уровня дохода.
Общий рост цен воспринимается как значимая, но не критическая проблема двумя средними квартилями. Представители обеих этих групп сталкиваются с увеличением цен, и оно их беспокоит, но не воспринимается как угроза для их образа жизни. Богатые люди спокойно относятся к проблеме роста цен по очевидным причинам.
В то же время граждане с умеренным доходом отмечают существенный рост цен на неосновные продукты на рынке. Такие продукты как рыба, за исключением самых дешевых сортов, становятся непозволительной роскошью и из категории обычной или еды выходного дня постепенно превращаются в товары, доступные только по большим праздникам. С повышением дохода
данная проблема становится менее заметной, что соответствует общему пониманию ситуации и не нуждается в дополнительных пояснениях.
Качество продуктов также в целом растет с удорожанием сегмента, равно как и разнообразие, хотя в верхнем квартиле и наблюдается несколько более высокая оценка проблем, связанных с разнообразием продуктов питания, что объясняется высокими запросами богатых людей и некоторыми ограничениями, связанными с западными санкциями. При этом нужно подчеркнуть, что данная проблема не воспринимается богатым квартилем как нечто существенное, она скорее просто отмечается.
Заключительный этап исследования был направлен на выяснение приоритетов и пожеланий потребителей из разных групп, связанных с вопросами антиинфляционной политики. Высокое значение соответствует высокому приоритету данного вопроса.
Стабилизация цен на продовольственные продукты является наиболее важным приоритетом для граждан с низким доходом. Они по определению имеют проблемы с покупательной способностью, ограничивающие их возможности по планированию бюджета.
Важность повышения качества продуктов этой группой граждан также оценивается достаточно высоко. Предыдущее исследование уже выявило проблемы с качеством продуктов в самом бюджетном секторе, из-за чего наиболее уязвимым гражданам приходится выбирать между пристойным качеством и доступной ценой, чего быть не должно.
Разумеется, бедные граждане высоко оценивают необходимость поддержки уязвимых групп в контексте рынка продовольственных товаров, поскольку они являются выгодоприобретателями мероприятий такого рода.
Для этих граждан не является приоритетной необходимость проверки причин роста цен на рынке, поскольку их основным интересом является стабильность цен и доступность продуктов, то есть сосредоточение на непосредственных результатах антиинфляционной политики. При этом граждане с низким доходом на сравнительно высоком уровне оценивают необходимость предоставления отчетов о деятельности антиинфляционной политики государства. Это свидетельствует об их интересе к мерам, принимаемым для борьбы с инфляцией, о которых они могут быть недостаточно осведомлены.
Таблица 3
Приоритеты и пожелания потребителей [Priorities and wishes ofconsumers]
Квартиль доходов [Income quartile] Стабилизация цен [Price stabilization] Рост качества [Quality growth Поддержка уязвимых групп [Support for vulnerable groups] Проверка причин роста цен [Checking the causes of price increases] Отчеты о деятельности политики [Reports on the activities of the policy]
Первые 25%, бедные [First 25%, poor] 8,3 7,2 7,8 3,4 5,8
Вторые 25% [Second 25%] 9,2 4,3 4,2 5,6 7,7
Третьи 25% [Third 25%] 5,1 2,5 6,4 8,9 4,2
Четвертые 25%, богатые [Fourth 25%, rich] 4,2 1,6 8,1 6,9 1,6
Деникин А.В., Разов П.В., Казакова Е.Д. -
Граждане с умеренным доходом придают даже большее значение стабилизации цен на основные продовольственные товары, чем самая бедная группа. Это связано с тем, что данный квартиль если и получает прямую поддержку от государства для покупки продовольственных товаров, то она минимальна, при этом доходы у них не слишком высокие. Поэтому для них важна общая стабилизация на рынке, где они действуют самостоятельно. Более состоятельные категории граждан также указывают важность данного аспекта, но у каждой из них также имеется более приоритетное пожелание, о которых речь пойдет ниже.
Повышение качества продовольственных товаров не имеет высокого приоритета ни у одного квартиля, исключая беднейший. Это указывает на хорошее качество продуктов питания. Оценка важности данного вопроса снижается с увеличением дохода, что согласуется с общим пониманием обстоятельств, в которых более обеспеченные люди покупают более качественные продукты.
Пожалуй, наиболее любопытными оказались результаты отношения к поддержке наименее благополучных групп населения. Граждане с умеренным доходом, которые не относятся к выгодоприобретателям такого рода поддержки, но при этом испытывают определенные финансовые трудности, хотя и осознают важность рассматриваемой меры, но не проявляют особенного энтузиазма. В то же время с ростом дохода увеличивается осознание социальной ответственности государства и возникает интерес к обеспечению поддержки бедствующей части населения. У самых богатых людей данный приоритет является наивысшим, что указывает на осознание данной группой проблем, характерных для малообеспеченных граждан.
В проверке причин роста цен в первую очередь заинтересованы граждане из третьего квартиля. Вероятно, в данную группу попало наибольшее число специалистов различного профиля, которые проявляют большой интерес к выявлению факторов, влияющих на рост цен, и ожидают от государства анализа и принятия мер для предотвращения инфляционных процессов. Более и менее богатые люди также считают эту деятельность важной, но не настолько.
Отчетность о деятельности антиинфляционной политики государства оказалась важнее всего для граждан с умеренным уровнем дохода. Учитывая, что эта группа в первом исследовании показала самую низкую осведомленность, данный результат свидетельствует о тяге к повышению информированности о процессах такого рода. С ростом дохода важность данного приоритета падает, вероятно как раз потому, что более состоятельные люди либо считают себя достаточно осведомленными о происходящем, либо просто не заинтересованы в личном погружении в данный вопрос, предпочитая заниматься более характерными для себя делами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байнова М.С. Социологические аспекты государственного регулирования цен и поддержки конкуренции в кризисный период // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8. № 1. С. 31-39. Б01: 10.21603/2500-3372-2023-8-1-31-39.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях санкционного давления и прочих ситуаций, повышающих волатильность рынка и уровень инфляции, государственная антиинфляционная политика на рынке продовольственных товаров является важным инструментом для обеспечения стабильности цен и поддержания уровня жизни населения. Ее эффективность зависит от адаптации используемых мер к конкретным условиям каждой страны. При разработке и внедрении необходимо учитывать не только экономические, но и социальные факторы.
Проведенное исследование позволило сделать ряд наблюдений и выводов касательно различных аспектов, связанных с антиинфляционной политикой.
1. Принимаемые меры обладают определенным уровнем эффективности, но он не представляется достаточным. Подавляющая часть респондентов сообщает о нестабильности цен на продукты питания, как первостепенной важности, так и не относящиеся к основным группам. Для граждан с низким доходом высокие цены на продукты питания являются существенной проблемой. Среди ключевых проблем также отмечено низкое качество самых бюджетных товаров, к потреблению которых вынуждены прибегать наименее обеспеченные люди.
2. В основном граждане недостаточно осведомлены о мерах, принимаемых антиинфляционной политикой. Представляется важной информационно-просветительская работа в данном направлении. Некоторые группы граждан проявляют значительный интерес к получению отчетов о проделанной работе в доступной форме.
3. У разных групп граждан выражены различные приоритеты в контексте рассматриваемой темы. Наиболее важным из них является стабилизация цен, то есть главная задача антиинфляционной государственной политики. В обстоятельствах, препятствующих ее достижению, важным приоритетом является поддержка наиболее уязвимых групп граждан, обеспечивающая им достойный уровень жизни, при котором они могут питаться достаточно качественными продуктами и, желательно, иметь достаточные средства для остальных важных расходов. Кроме того, значительная доля респондентов считает важным проведение проверок причин повышения цен в конкретных случаях.
Результаты исследования полезны для политиков и экономистов, участвующих в принятии решений по управлению продовольственным рынком и антиинфляционной политикой. Дальнейшие исследования на смежные тематики позволят выявить более конкретные слабые места политики и найти подходящие решения, повышающие качество жизни граждан России.
REFERENCES
1. Baynova M.S. Sociological aspects of state price regulation and competition support in the crisis period. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 2023. Vol. 8. No. 1. Pp. 31-39. (In Rus.). DOI: 10.21603/2500-3372-2023-8-1-31-39.
2. Дробышевский C.M., Трунин П.В., Синельникова-Мурылева E.B. и др. Оптимальная инфляция в России: теория и практика // Экономическая политика. 2020. Т. 15. № 4. С. 8-29. DOI: 10.18288/1994-5124-2020-4-8-29.
3. Дуплин В.В., Перькова Е.Ю., Беляев С.А., Праздничкова Н.В. Устойчивость цен на рынке колбасных изделий России в условиях продовольственной инфляции. Ц Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.
2022. №9. С. 160-165.
4. Mamepoea Е.С., Корякина Т.В., Суханова И.Г., Шарафутдинов А.Г. Оценка эффективности проведения антиинфляционной политики (на примере стран большой семерки) // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. Т. 20. № 3. С. 34-47. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3).34-47.
5. Репринцева Е.В., Пахомова Е.В. Устойчивость цен как элемент обеспечения продовольственной безопасности населения Ц Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 8. С. 214-220.
6. Эриашвили Н.Д., Елизарова В.В. Инфляция и современная Россия Ц Вестник Московского университета МВД России.
2023. № 6. С. 287-291. DOI: 10.24412/2073-0454-2023-6-287291. EDN: EEIIBS.
7. Перевышина Е.А. Влияние инфляции на темпы экономического роста //Финансы и кредит. 2016. № 9. С. 16-28.
8. Картаев Ф.С. Влияет ли выбор режима монетарной политики на инфляцию? Ц Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2016. № 5. С. 39-51.
9. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А., Мельник М.В., Петрович Т. Государственные расходы и общественные цели: реалистичны ли решения «современной денежной теории»? // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 3. С. 6-18. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-6-18.
10. Литвинов А.И. Современные тенденции протекционизма в международной торговле//Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 3. С. 117-125. DOI: 10.24412/20728042-2023-3-117-125.
11. Антипов В.И., Чащина Т.В. Оценка эффективности использования продуктовых карточек для бедных//Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. С. 572-590. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_4_8_572_590. EDN: SWTMGN.
2. Drobyshevsky S.M., Trunin P.V., Sinelnikova-Muryleva E.V. et al. Optimal inflation in Russia: Theory and practice. Economic Policy. 2020. Vol. 15. No. 4. Pp. 8-29. (In Rus.). DOI: 10.18288/1994-5124-2020-4-8-29.
3. Duplin V.V., Perkova E.Yu., Belyaev S.A., Festivalkova N.V. Price stability in the Russian sausage market in conditions of food inflation. Bulletin ofthe Kursk State Agricultural Academy. 2022. No. 9. Pp. 160-165. (In Rus.)
4. Materova E.S., Koryakina T.V., Sukhanova I.G., Sharafutdinov A.G. Evaluation of the effectiveness of anti-inflationary policy (on the example of the G7 countries). Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2022. Vol. 20. No. 3. Pp. 34-47. (In Rus.). DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3).34-47.
5. Reprintseva E.V., Pakhomova E.V. Price stability as an element of ensuring food security of the population. Bulletin ofthe Kursk State Agricultural Academy. 2022. No. 8. Pp. 214-220. (In Rus.)
6. Eriashvili N.D., Elizarova V.V. Inflation and modern Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 6. Pp. 287-291. (In Rus.). DOI: 10.24412/2073-0454-2023-6-287-291. EDN: EEIIBS.
7. Perevyshina E.A. The impact of inflation on economic growth rates. Finance and Credit. 2016. No. 9. Pp. 16-28. (In Rus.)
8. Kartaev F.S. Does the choice of monetary policy regime affect inflation? Bulletin ofthe Moscow University. Series 6: Economics. 2016. No. 5. Pp. 39-51. (In Rus.)
9. Stepnov I.M., Kovalchuk Yu.A., Melnik M.V., Petrovich T. Government spending and public goals: Are the solutions of the "modern monetary theory" realistic? Finance: Theory and Practice. 2022. Vol. 26. No. 3. Pp. 6-18. (In Rus.). DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-6-18.
10. LitvinovA.I. Modern trends of protectionism in international trade. Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 3. Pp. 117-125. (In Rus.) DOI: 10.24412/2072-8042-2023-3117-125.
11. Antipov V.I., Chashchina T.V. Evaluation of the effectiveness of using food cards for the poor. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2023. Vol. 19. No. 4. Pp. 572-590. (In Rus.). DOI: 10.52180/19999836 2023 19 4 8 572 590. EDNSWTMGN.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 71,62%
Рецензент: Кибакин М.В., доцент, кафедра права; Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел России
Статья поступила в редакцию 30.06.2024, принята к публикации 25.07.2024 The article was received on 30.06.2024, accepted for publication 25.07.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Деникин Анатолий Васильевич, доктор философских наук, профессор; профессор, кафедра философии; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-2466-0703; SPIN-код: 4127-7164; E-mail: [email protected]
Разов Павел Викторович, доктор социологических наук, профессор; профессор департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2714-8622; SPIN-код: 9488-2829; E-mail: [email protected]
Казакова Екатерина Дмитриевна, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-16100925; SPIN-код: 4069-5123; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Anatoly V. Denikin, Dr. Sci. (Philos.), Professor; Professor, Department of Sociology; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-2466-0703; SPINcode: 4127-7164; E-mail: [email protected]
Pavel V. Razov, Dr. Sci. (Sociol.), Professor; Professor at the Department of Sociology of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government ofthe Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-3298-6156; SPINcode: 9488-2829; E-mail: [email protected]
Ekaterina D. Kazakova, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-1610-0925; SPIN code: 40695123; E-mail: [email protected]