К.Г. Исупов
АНТИХРИСТ
Земной противобог и лжемессия, явление которого знаменует конец истории. С появлением на Руси святоотеческих памятников и расширением проблемного репертуара сектантских сочинений и до конца XVII в. А. трактуется как перманентная историческая угроза. Поиск претендентов на черный трон от Нерона до Петра Великого на русской почве связывается с мифом о подменном царе и самозванством. Керженский раскольник Козьма Андреев комментирует реформы Петра I как антихристовы по преимуществу. Понадобился авторитет Стефана Яворского, чтобы защитить Государя от обличений Григория Талицкого. Кардинальный аспект восприятия Антихриста - учение о «духовном Антихристе», расколовшее старообрядческое движение на два русла: одни трактуют природу противобога «чувственно» (в согласии с евангельским преданием), другие - трансцендентно (А. - это мировое зло и состояние мира). Эти представления могли пересекаться в точке такого рода убеждения, по смыслу которого стихия злого отыскивает среди людей медиумов для сатанинских инспираций. Как все самозванцы, А. опознается по признаку чуждости. Поразившее современников пророчество К. Леонтьева о том, что России суждено породить Антихриста, строится на игре между «чужим» и «своим»: следуя Евангелию, философ полагает появление «человека беззакония» в еврейской среде, однако в географических пределах России. Как и соловьевский А., он начнет с эксплуатации принципа равенства (опираясь на французскую революционную практику и утопические прожекты Запада). В «Письмах к Соловьеву» Леонтьев говорит о грядущей борьбе с «антихристом демократии» и соглашается с мнением еп. Феофана (Г. В. Говорова), который в сочинении «Отступление в последние дни мира» пишет: «Когда всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, - тогда Антихристу откроется простор для действований». Мыслители Х1Х-ХХ вв. изучают возможности А. в образах Великого Инквизитора. «Легенде о Великом Инквизиторе» в творчестве Достоевского предшествовали «черновики» Антихриста: Раскольников, Петр Верховенский, Смердяков. Достоевский открыл у человека орган темных внушений; он явился как результат болезни человечности.
Духовный контур «внутреннего Антихриста» проступил в волевом существе и мышечной ткани Раскольникова как основной психомоторный двигатель поступка. Герой превращается в механического исполнителя антихристова замысла («убийство по совести»). В «Легенде» Ивана Карамазова дана антиутопия тоталитарного государства, в котором основные христианские ценности подменены человекобожескими антиценностями классического (ренессансного) гуманизма; в его программах осуществлены «богоборческие дерзновения Прометея-Светоносца, творящего род сынов своих, царство Люцифера». Д. Андреев увидел в Великом Инквизиторе Достоевского предпоследнее воплощение А. в истории. Эссе с заголовком «Великий Инквизитор» создали Н. Бердяев в 1907 г., С. Франк, И. Шаховской и А. Мацейна в 1940-х гг.; появились подражания В. Соловьеву. Русский апокалипсис нач. ХХ в., фиксируемый такими текстами, как «Всадник (Нечто о городе Петербурге)» Евг. Иванова, «Конь Бледный» Б. Савинкова, «Апокалипсис нашего времени» В. Розанова и «Апокалипсис в русской литературе» А. Крученых, первой «Симфонией»
A. Белого «Антихрист» и его же статьей «Апокалипсис в русской поэзии»; деятельностью таких кружков, как «союз апокалиптиков» в «Братстве Христианской борьбы» (В. Эрн, А. Ельчанинов, В. Свенцицкий), обостренным вниманием церковной (Ф. Бухарев, Н. Троицкий) и научной (П. Морозов) мысли к «Откровению» ап. Иоанна Богослова, нашел выразительную аналогию в спорах вокруг «Заката Европы» Шпенглера, а также во множестве сочинений, трактующих революционный хаос в России в терминах и символах Апокалипсиса. Критика «исторического христианства» в кругу энтузиастов «нового религиозного сознания» дополнительно стимулировалась книгой об Антихристе Э. Ренана и трактатом Ницше «Антихрист». Русские ницшеанцы прочли памфлет баденского философа в контексте того убеждения, что полнота Христова дела должна быть усвоена через полноту его отрицания. Герой романа-исповеди
B. Свенцицкого «Антихрист. Записки странного человека» оглядывается в пустоте обезбоженного мира и решает, что он-то и есть А. (ср. Станев Е. Антихрист). Входит в моду персональное самотитулование. Вслед за Ницше (см. в письме к М. фон Мейденбург от 3-4 апреля 1887 г.: «Я есмь <...> Антихрист») Н. Клюев и А. Скрябин назвали себя антихристами. А. Белый высказался о современнике: «Это предтеча Антихриста, этот верзила Маяковский». Оценки русской революции в публицистике приобретают формы критики А.: «Русские революционеры, апокалиптики и нигилисты пошли за соблазном антихриста» (Бердяев Н. «Духи русской революции»). Как на сбывающуюся реальность антихристова царства смотрит на революцию С. А. Аскольдов. В контексте мифологии истории Вяч. Иванова для трагической диалектики русского прошлого А. как одно из ее кризисных состояний оказывается вполне органичным. Эпоха религиозного возрождения активно осваивает темы черта, мирового Зла (см. сб. Сатанизм; Лукаш И. Дьявол; Чулков Г. Сатана; Андреев Л. Дневник Сатаны; в 1905 г. Л. Толстой издал инфернальную сказку «Разрушение и восстановление Ада»; в 60-е гг. опубликован трактат В. Зень-ковского «Зло и отрицание»). В работах о Достоевском Н. Лосского, С. Булгакова, А. Белого источник лжегуманизма увиден в гордыне позитивистского всезнайства. Так же думали Ф. Достоевский и Н. Федоров.
Г. Федотов прибавил в характеристику А. «соблазн ложного смирения, тонкой эротики и ложного аскетизма». С другой стороны, знаменательна для умонастроений начала века реплика горьковского дьячка в «Жизни Клима Самгина»: «Не Христос-Авель нужен людям, людям нужен Прометей-Антихрист». Очень скоро А. становится расхожим символом фашизма (Й. Рот «Антихрист»; ср. новеллу И. Шлафа «Смерть Антихриста» и роман П. Виглера «Антихрист» о Фридрихе II Штауфене), коммунизма и большевизма (А. Толстой «Хождение по мукам»; П. Струве «Мои встречи и столкновения с Лениным»; С. Булгаков «Откровение Иоанна Богослова»). Завершением классических для русской мысли представлений об А. стала книга Д. Андреева «Роза Мира»: если Ленин здесь - лишь черновик А., то Сталин - решительная репетиция будущего последнего Князя Тьмы. По мысли русского визионера, в конце времен духовный собор исторических культур и религий образует Розу Мира, промыслительное творчество Божьего Космоса будет завершено, А. прекратит свое квазисуществование. Евангельские образы А. (Мф. 24, 5, 23-24, 26; Мк. 13, 6, 21-22; Лк. 21, 8; 2 Фес. 2, 3-12; Ио 2, 18, 22; 4, 3; 3 Ио 7; Отк. 19, 20; 10, 2, 15) и русская апокалиптика сливаются в метаисторической грезе Андреева. Образ Антихриста продолжает свою эволюцию в современной прозе (Ф. Горенштейн «Псалом») и праворадикальной публицистике.
Лит.: Аверинцев С. С. Антихрист // Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., 1980. С. 8587; Аггеев Конст. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Леонтьевым понимания христианства. Киев, 1909; Александров Д. Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества (Об Антихристе). СПб., 1912; Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991; Андреев Л. Дневник Сатаны. Гельсингфорс, 1921; Антихрист // Большая энциклопедия / Ред. С. Н. Южаков. Т. 1. СПб., 1904. С. 691-694; Антихрист явился. Тайна беззакония. М., 1913; Антихрист. Изумительное пророчество брата Иоанна, предсказанное в 1600 г. Екатеринодар, 1914; Арсеньев А. Е. Непристойные речи. Глава 9. Последователи Талицкого // Исторический вестник. 1897. Август. С. 390-393; Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины: сборник статей о русской революции. М.; Пг., 1918; Баусов Н. И. Книга об Антихристе. М., 1890; Белоусов А. Ф. Последние времена // Aequinox. Сб. памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 9-33; Беляев А. О. О безбожии и Антихристе. Ч. 1. Подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. СПб., 1898; Богословский М. И. Человек беззакония // Православный собеседник. Казань, 1895. Ч. 2. С. 261-297. Ч. 3. С. 125-157; Бороздин А. К. Очерки истории русского религиозного разномыслия. СПб., 1905; Бронзов Н. И. Современное антихристианство. СПб., 1912; Булгаков С. Н. Человечность против человекобожия // Русская мысль (Пг., М.). 1917. № 5-6. Отд. X; Введенский С. Н. К биографии митрополита Стефана Яворского // Христианское чтение. 1812. Июль-Август. С. 892-919; Введенский С. Н. Тамбовский епископ Игнатий // Исторический вестник. 1902. Ноябрь. С. 625-646; Виноградов Н. И. Антихристианство и Антихрист по учению Христа и апостолов. Нижн. Новг., 1885; Виноградов Н. И. О конечных судьбах мира и человека. Нижн. Новг., 1887 (1889); Гаврилов В. М. Антихрист. Ташкент, 1915; Гришин А. С. Миф об Антихристе в русской истории и литературе кон. 19-20 вв. // Антихрист. Антология / Сост., статьи, ком-мент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова. М., 1995. С. 400-414; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старобрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосиб., 1988; Закржевский А. Одинокий мыслитель. Киев, 1916; Дружинин В. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912; Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие Антихриста // Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 379-393; Измайлов В. К. Антихристова печать (рассказ) // Жизнь и социализм, 1906. № 2. Апрель; Иоанн, митроп. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995; Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и древнерусской литературах: Исследования и тексты // Чтения в
ОИДР. 1897. Кн. 4. Отд. 3; Каталог, или Библиотека староверческой литературы церкви, собранные тщанием Павла Любопытного. СПб., 1829 / Изд. В. И. Касаткин. М., 1861 (переизд.: Чтения в ОИДР. 1863. Кн. 1. С. 119-178); Исупов К. Г. Русский Антихрист: Сбывающаяся антиутопия // Антихрист (Из истории отечественной духовности). Антология / Сост., статьи, коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова. М., 1995. С. 5-34; Кисин Б. Антихрист // Литерат. Энцикл. / ред. В. Фриче. М., 1930. Т. 1; Клейн И. Слово о полку Игореве и апокалиптическая литература (К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 104-115; Мережковский Д. С. Крест и Пет-раграмма // Царство Антихриста. Париж, 1922. С. 177-188; Никольский Н. А. Антихрист // Энцик. Словарь Гранат. 7-е изд. М., 1909. Т. 3. Стлб. 202-203; Нилус Сергей. Великое в малом, и Антихрист как близкая политическая возможность. Записки православного. 2-е изд. Царское Село, 1905; Нильский А. Об Антихристе против раскольников. СПб., 1859; Новоструев А. Слово св. Ипполита об Антихристе в славянском переводе по списку XII в. М., 1868; Об Антихристе // Прибавление к изд. творений свв. отцов в русск. пер. М., 1858. Ч. 17. Кн. 3. С. 419-451; Кн. 4. С. 493-574; Орлов А. Критический разбор главнейших мнений об Антихристе // Православное обозрение. 1889; Покровский Н. Н. Повесть о дубченских скитах // Новый мир, 1991. № 9 (О сочинении современного апо-калиптика Афанасия Герасимова «О временах», 1969-1970); Рабинович Е. Г. Выработка стратегии поведения в поздней античности (Феб - Люцифер) // Этнические стереотипы поведения / ред. А. Байбурин. Л., 1985. С. 95-120; Реутин М. Ю. Игры об Антихристе в Южной Германии. Средневековая пародия. М., 1994; Рождественский Т. С. Мысли о наступлении на земле царства Антихриста и выводы из нее в старообрядческой поэзии // Записки Моск. археолог. ин-та. 1910. Т. 6. Отд. 2. С. V-XLIII (отд. изд.: Памятники старообрядческой поэзии. М., 1910); Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. М., 1993; Русский Крест / ред. А. Л. Казин. СПб., 1994. С. 116-125; Россия перед пришествием Антихриста. М., 1993; Сатанизм. М., 1910; Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания о древнерусской письменности и влияние их на русские духовные стихи. Тула, 1879; Сенатов В. Философия истории староообрядчества. М., 1908. Т. 1-2; Семевский М. И. Самуил Выморков, проповедник явления Антихриста в 1722-1725 гг. // Семевский М. И. Слово и дело. 1700-1725. СПб., 1884 (М., 1991; репринт). С. 125-184; Семевский М. И. Тайная Канцелярия при Петре Великом. Гл. XXIV. Антихрист // Семевский Н. И. Слово и дело. 1700-1725. СПб., 1884 (М., 1991). С. 107-124; Сер-биненко В. В. Спор об Антихристе: Вл. Соловьев и Г. Федотов // Общест. жизнь. Исслед. и публ. М., 1990. Вып. II. С. 29-40; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Соколов П. Социализм как антихристианское. Елабуга, 1909; Соловьев С. М. Монах Самуил (Страницы из истории раскола) // Православное обозрение. 1860. Т. 2. № 7; Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 616-620; Сосунов Е. Ф. Победа Христа над Антихристом. Казань, 1905; 1911; Срезневский И. Сказания об Антихристе в славянских переводах. СПб., 1974; Струве Н. А. Антихрист в Москве? // Вестник РСХД, 1995. № 172; Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Структура текста-81. М., 1981; Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об Антихристе. М., 1992; Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-Город в библейской эсхатологии // Сб., посвященный С. Ф. Ольденбургу. Л., 1934; Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Путь. Париж, 1926. № 5; Феодор. Послание ко всем православным об Антихристе // Материалы по истории раскола за первое время его существования / ред. Н. Субботин. М., 1881. Т. 6. С. 261-267; Феодору А. Представления об Антихристе (Библейско-богословское и историко-дог-матическое исследование) / пер. с греч. // Феология, 1970 (машинопись в Библиотеке Петербургской Духовной Академии); Феофан, еп. (Г. В. Говоров). Отступление в последние дни мира. М., 1881; Чулков Г. Сатана. М., 1915; Яворский С. Знаменья пришествия Антихриста. М., 1703; Cierniak U. Wizij Antychrysta u staroobrz^dowcyw a proroctwa bibline // Biblia a kultura Europy. ¡tódh, 1992; Crummey R. The Old Believers & the Wordl of Antchirist. The Vyg Community and the Russian State, P. 1694-1855. Madison, 1970; Holovaty O. Merezhkovsky. Christ and Аntichrist. Ann Аrbor, 1978.