Научная статья на тему 'Античные традиции в изображении ангелов в Византии IX-X веков'

Античные традиции в изображении ангелов в Византии IX-X веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
748
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античные традиции в изображении ангелов в Византии IX-X веков»

Н. Р. Панина

Античные традиции в изображении ангелов в Византии 1Х-Х вв.

Традиции эллинистического антропоморфизма, утвердившись в раннехристианском искусстве, послужили основой и для формирования иконографии ангелов, окончательно сложившейся к концу иконоборческого периода. В ней не изображается бестелесная, нематериальная природа существ ангельского мира. Решением проблемы их репрезентации стало обращение художников к тем частям библейского текста, в которых содержалось описание явлений ангелов в человеческом облике. В иконографии, неизменно, присутствует одна важная особенность: предпочтение отдается изображению ангелов как посланников Божьих1. Такой способ изображения соответствовал и самому значению слова «ангел». Оно происходит от греческого слова а^е1о8 - посланник, вестник2.

Самое раннее из существующих изображений ангелов, появилось в третьем веке в сцене Благовещения в Катакомбах Присциллы в Риме. Ангел здесь представлен как твердо стоящий на земле, облаченный в тунику юноша. Это решение потенциально трудного изображения бестелесных существ получило широкое распространение в первые века христианского искусства. И все же в нем ощущалась неспособность к передаче каких-либо трансцендентных признаков событий, отличительных черт и метафизической природы ангелов.

Стремление к большей спиритуализации образа приводит к заимствованию иконографической формулы у языческих моделей. Доступный иконографический способ был найден в позднеантичном искусстве. Источником для христианской иконографии ангелов стал образ небесного вестника - богини Ники. Он появился в эпоху религиозного синкретизма и особенно распространился в 1-Ш вв. Этот образ олицетворял бессмертие3 и по значению соответствовал описанию, по которому ангелам как полностью духовным творениям была дана благодать бессмертия. Свою роль в развитии иконографии христианских ангелов сыграли и другие языческие персонификации. Крылья, свидетельствующие, что изображенный с ними персонаж обитает между небом и землей, являются атрибутом множества персонификаций - ветра, души, психопомпа и астрономических символов. Христианское искусство восприняло этот широко

1 Peers G. Subtle bodies. Representing Angela in Byzantium. Berkeley - Los Angeles - London, 2001. P. 16.

2 Элуэлл У. Камфорт Ф. (гл. ред.) Большой библейский словарь. С. 58-59.

3 Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV-XVI веков в его отношении к античному наследию. С. 20.

127

распространенный мотив, чтобы подчеркнуть нематериальную и сверхчеловеческую природу ангелов.

Но в языческих изображениях Ника и персонификации, предстают обычно в женском образе, а в христианском искусстве ангелов представляют мужские фигуры. Являясь в человеческом облике, ангелы всегда принимали вид мужчин и никогда - женщин или детей1. Мужские и женские фигуры можно отличить, прежде всего, по одеяниям. Ангелы облачены в тунику и паллиум, в то время как Ника обычно представлена в пеплосе или может изображаться в хитоне, при этом, одна грудь оказывается обнаженной2.

Заимствование иконографической схемы у языческих моделей вызывало опасения в первые века христианства. Языческие попытки приравнять христианских ангелов к своим богам могли привести к почитанию ангелов как богов. Но, исторически сложилось так, что для обыденного восприятия были более приемлемы именно те произведения, которые создавались с опорой на классические образцы. Христианская иконография не повторила иконографию уже существовавшую, а переработала ее, восприняв только необходимые элементы3.

Важным примером такой трансформации является саркофаг Sariguzel (II пол. IV в. Археологический музей. Стамбул). На саркофаге изображены две парящие облаченные в туники и паллиумы фигуры ангелов. Они возносят монограмму Христа в гирлянде. Следование классической традиции проявилось здесь в ракурсе фигур, парящих тканях и лентах внизу гирлянды4. А мотивом для расположения ангелов на саркофаге послужила языческая иконография двух крылатых существ, расположенных на одном уровне и держащих гирлянду, медальон или табличку с надписью.

В Византии, за исключением трактата Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», не существовало ни одной повсеместно признанной системы или описания ангельского мира. По словам Иоанна Мейен-дорфа: «Целью Дионисия было сохранение, внутри системы мышления, по наружности христианской, иерархической системы мира, усвоенной неоп-латонизмом»5. В его сочинении ангелы разделяются на три иерархии, каждая из которых разделяется на три лика. В первой иерархии: серафимы, херувимы и престолы. Во второй: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы и ангелы. Сам горний мир имеет иерархическое строение, и высшие ангелы являются посредниками и руководителями

1 Элуэлл У. Камфорт Ф. (гл. ред.) Большой библейский словарь. С. 59.

2 Peers G. Ibid. P. 27.

3 Там же. P. 37.

4 Beckwith J. Early Christian and Byzantine Art. New Haven; London, 1993. P. 48.

5 Мейендорф Иоанн. Византийское богословие. М., 2001. С. 240.

низших1. Трактат Псевдо-Дионисия оказывал влияние на произведения средневекового искусства через литургическую литературу2.

В развитии иконографии, помимо основанного на библейском писании подхода к изображению ангелов, можно выделить еще один, не менее распространенный подход - изображения ангелов, указывающие на их причастность к миру горнему. Они предполагали уже иную манеру исполнения. В отличие от сцен ангельских явлений на земле, в которых изображение фигур ангелов было наиболее близко к традициям эллинистического искусства, второй способ предполагал исполнение фигур в более абстрактной манере, чтобы обозначить неосязаемость их сущностей пребывающих в Царстве Небесном3.

Эти изменения свидетельствуют о том, что стремление к еще большей спиритуализации образа привело к схематизации формы4. Примером может служить мозаика в куполе разрушенной церкви Успения в Никее (Изник). Ангелы - Силы небесные почти неотличимы друг от друга и повторяют один иконографический тип. Это характерный пример представления ангелов в виде крылатых юношей. Пластичность в изображении фигур уходит на второй план, но в исполнении ликов отчетливо видны признаки антикизирующего направления.

Два примера образов средневизантийского периода показывают, как различия в стиле использовались в изображениях ангелов для того, чтобы подчеркнуть разграничения между человеческой и ангельской сущно-стью5. Генри Магваир сопоставил мозаику IX века с изображением архангела Гавриила, находящуюся в виме арки Св. Софии в Константинополе с изображением Богоматери и младенца Христа в апсиде. Лики архангела и Марии исполнены в одной манере и свидетельствуют о принадлежности этого произведения к антикизирующему направлению в византийском искусстве. «Античная» манера исполнения лика подчеркивается мягкостью овала лица, особой нежностью румянца и припухлостью губ. Но по сравнению с эллинистическими моделями взор кажется уже совершенно другим, изменяется и форма глаз.

Фигура архангела трактуется более плоскостно. Она резко контрастируют с фигурами Марии и Младенца в апсиде, которые выделяются

1 Флоровский Г. В. Corpus Areopagiticum. // Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. С. XXVII.

2 Там же. С. XIII.

3 Peers G. Ibid. P. 53.

4 Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006. С. 158.

5 Peers G. Ibid. P. 53.

пластически выявленной объемностью форм1. Этот прием использовался в византийском искусстве и позднее.

Так, на камее с изображением поклонения Христу (XII в. Сардоникс, золото. Эрмитаж) фигуры ангелов подверглись схематизации. Они представлены без детальной проработки формы и выявления объема. Таким образом, подчеркивается их пребывание в мире горнем. В синайской иконе «Чудо архангела Михаила в Хонах» (XII в.) исполнение фигуры архангела в сложном пространственном движении и выразительность ее объемной формы перекликающейся с классическими традициями древнегреческой пластики, указывает на событие, которое совершилось на земле.

О том, что приемы эллинистической техники живописи использовались иконописцами в эпоху македонского ренессанса при изображении ликов ангелов свидетельствует икона-реликварий с частицами истинного древа Господня (X в. Sancta Sanctorum. Ватикан)2. Предположительно, она была создана в 920-930-х годах3. Небольшого размера ставротека с выдвижной крышкой выполнена из дерева и расписана темперными красками. Под крышкой находится крестообразное вместилище для частиц древа Честного Креста. По сторонам от крестообразного углубления попарно расположены погрудные изображения Христа и Богоматери -вверху, архангелов - посередине композиции, и в полный рост фигуры Св. апостолов Павла и Петра с греческими надписями, указывающими на их имена.

Среди всех изображений, особо выделяется исполнение ликов архангелов. Оно наиболее близко к традициям античного искусства: свободная живописная манера, мягкий овал лица, правильные черты, красивый рисунок чуть припухлых губ. Как и в случае с уже рассмотренной синайской иконой, проявившаяся в этом изображении эллинистическая техника живописи была своеобразным «иконографическим атрибутом» бесплотных ангелов4. Такое изображение их ликов стало традиционным уже задолго до эпохи Македонского ренессанса.

При этом, как ни парадоксально, стилистический анализ показывает, что изображение ликов ангелов в манере наиболее близкой к эллинистической должно было свидетельствовать о том, что их природа отлична от человеческой5.

1 Там же. P. 53.

2 Evans H. C. Wixom W. D. The glory of Byzantium. Art and Culture of Middle Byzantine Era A.D. 843 - 1264. New York, 1997. P. 76-77.

3 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. С. 275.

4 Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 154.

5 Peers G. Ibid. P. 53.

Рассматривая эллинистические традиции в византийской иконописи, необходимо упомянуть еще об одном важном явлении. Художественные приемы, свойственные эллинистической живописи, нередко использовались для выделения особых признаков при изображении ангелов. Рассмотрим икону из Синайского собрания «Богоматерь с ангелами и святыми» VII в. На ней представлена Богоматерь, восседающая на троне, по сторонам от которого расположены образы двух святых, по-видимому, Св. воинов Димитрия и Федора. Позади трона изображены два ангела, устремившие свои взоры на луч света, спускающийся на Богоматерь из десницы Бога. В иконе одновременно используются различные стилевые приемы. «Оба святых, строго и неподвижно фланкирующих Деву, обладают схематическими чертами лица, пристальными взглядами и странными, лишенными субстанции телами»1. Подвижные и пространственно понимаемые фигуры ангелов с античными по своему типу лицами контрастируют с неподвижными фигурами на первом плане. По словам Э. Китцингера изображения ангелов соединяют в себе, «как в иллюзионистической живописи помпеянской традиции, импрессионистическую технику с живым движением»2. Он считает, что живописная техника эллинистического типа в изображении бесплотных ангелов свидетельство -вала об отличии их духовного существования от физического3. К. Вайцман также связывает пастозную манеру живописи в изображении ангелов с их небесной природой4. А. М. Лидов, описывая эту икону, также замечает, что «...с точки зрения подражания античным образцам изображения ангелов кажутся прямой цитатой из древнеримских росписей, в образе Богоматери с ее непропорционально крупной головой связь с классической традицией ощущается слабее.»5.

Дискуссия о возможности изображения ангелов, начавшись еще в раннехристианском искусстве, не была завершена вплоть до IX века. В IX веке у иконопочитателей появилась необходимость в объяснении того, каким образом на иконах могут быть изображены существа, не имеющие внешнего вида. Ответом стал трактат Константинопольского патриарха Никифора (806-815) «О херувимах». В своем трактате «патриарх выделяет особый род образов, которые не имеют тождества с прототипом ни по природе (в отличие от Евхаристии), ни по ипостаси (в отличие от икон Христа и святых), а только по энергии»6. В качестве аналогии

1 Китцингер Э., Цит по: Бельтинг Х. Образ и культ. С.154.

2 Там же.

3 Бельтинг Х. Образ и культ. С. 154.

4 Там же.

5 Лидов А. М. Византийские иконы Синая. Москва; Афины, 1999. С. 38.

6 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. С. 478.

131

он приводит пример херувимов, поставленных около Ковчега Завета в Скинии Моисеевой. У этих образов были энергии настоящих херувимов - через них действовали херувимы. Так же проявляют себя ангелы через иконы ангелов, хотя их ипостась не может быть представлена на иконе. И, следовательно, изображения ангелов на христианских иконах в человеческом облике, в виде животных, огненных колес и других символов в равной мере нужно считать условными. Акцент на условности изображения во многом предопределил отличительные особенности иконографии ангелов в византийском искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.