Туркменистан славится своими красочными праздниками, такими как Наурыз и День туркменского ковра. Эти события сопровождаются традиционными танцами, музыкой и кулинарией, которые демонстрируют богатство национальной культуры. 3. Музыка и танцы
Туркменская музыка, исполняемая на таких инструментах, как дутар и гиджак, отражает историю и душу народа. Танцы, в свою очередь, воплощают элементы природы, быта и национальных обычаев. Современные подходы к сохранению наследия
В Туркменистане уделяется большое внимание сохранению культурного наследия. Это включает в
себя:
Реставрацию исторических памятников, таких как Мерв и Куня-Ургенч.
Популяризацию национальных традиций через фестивали, выставки и научные конференции. Образование молодёжи в духе уважения к истории и культуре. Список использованной литературы:
1. Аннамурадов, Г. (2018). История Туркменистана: Культура и традиции. Ашхабад.
2. Карыев, М. (2020). Шёлковый путь и культурное наследие Туркменистана. Издательство Академии наук Туркменистана.
3. ЮНЕСКО. (2017). Культурное наследие Центральной Азии. Париж: UNESCO Publishing.
4. Чарыев, А. (2019). Туркменские ковры: Искусство и символика. Ашхабад.
© Гурбанова М., Досчанова Ф., Мирабова Дж., Шыхыев Ш., 2024
УДК 9
Довранов Б.,
преподаватель,
Туркменский государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди.
Чарджоу, Туркменистан.
АНТИЧНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Аннотация
В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия).
Ключевые слова:
полис, гражданская община.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис - это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (с^Иа от латинского слова с^ -гражданин) или просто римским народом (рори^ Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу "три" как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как до государственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были а) право на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова "полис"). Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус - одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за пределы гражданского общества.
В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной.
Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был адвг риЬНсиБ (общественное поле), в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.
Список использованной литературы:
1. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.
2. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.: Наука, 1999.
© Довранов Б., 2024