Научная статья на тему 'Анонимщики и власть в советской России в 1930-е 1960-е гг'

Анонимщики и власть в советской России в 1930-е 1960-е гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАВМИРОВАННОЕ НАСИЛИЕМ СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / АНОНИМЫ / БЕЗЫМЯННЫЕ ПИСЬМА И ЛИСТОВКИ / РЕПРЕССИВНЫЕ ОРГАНЫ / ПОДАВЛЕНИЕ АНОНИМЩИКОВ В 1930-Е 1960-Е ГГ / SOVIET PEOPLE TRAUMATIZED BY VIOLENCE / PASSIVE RESISTANCE / ANONYMOUS AUTHORS / ANONYMOUS LETTERS AND LEAFLETS / REPRESSIVE AUTHORITIES / SUPPRESSION OF THE POISON-PEN WRITERS IN THE 1930-1960S

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванов Виктор Александрович

В статье рассматриваются многоаспектные обстоятельства становления анонимного сопротивления общества государственной идеологии и практике насилия и лжи, а также методы подавления анонимных проявлений в советской России в 1930-е 1960-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poison-pen writers and the State power in the Soviet Russia in 1930-1960s

The article examines the multiple-aspect circumstances of the formation of the anonymous resistance of society against the governmental ideology and customary violence and lies told by the government, and the methods of the resistance of the anonymous displays in the Soviet Russia from the 1930s to the 1960s.

Текст научной работы на тему «Анонимщики и власть в советской России в 1930-е 1960-е гг»

Проблемы культуры Северо-Запада, музеефикации и реставрации

О. А. Васильева (Псков)

ИКОНА «ДЕИСУС» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ИЗБОРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В статье анализируется композиция и стилистические особенности иконы «Деисус» из Изборского музея в контексте русского искусства и псковской истории, рассматривается история изучения и реставрации культовой живописи из фондов музея.

Ключевые слова: Изборск, Музей-заповедник «Изборск», Деисус.

O. A. Vasileva (Pskov)

THE ICON «DEESIS» OF THE SECOND HALF OF THE XVI CENTURY FROM IZBORSK MUSEUM

The author analyzes the composition and stylistic features of the icon "Deesis" from Izborsk museum of Russian art in the context of Pskov history and examines the history of the study and restoration of religious paintings from the museum funds.

Keywords: Izborsk Museum Reserve, Izborsk, Deesis.

В собрании Изборского музея фонд памятников иконописи немногочисленный и насчитывает 36 единиц хранения, значительная часть которого — это иконы из иконостаса церкви Сергия Радонежского1 (рис. 1). В деисусном ряду именно этого иконостаса находились иконы конца XVI столетия, с уникальными изображениями Всеволода Гавриила и Тимофея-Довмонта, украденные в 1992 году. В 1974 году началась реставрация иконостаса реставрационной мастерской института имени И. Е. Репина Академии Художеств, что положило начала сотрудничества Псковского музея и Академии Художеств. В течение нескольких лет в церкви Сергия Радонежского были укреплены иконы XVIII—начала XIX веков местного и праздничного рядов иконостаса. Под слоями ремесленных записей была обнаружена более древняя живопись, относящаяся к рубежу XVI-XVII веков. Данные работы положили начало не только становлению школы реставрации псковских икон в Санкт-Петербурге2, но и в определенном смысле стали возрождением традиции участия Академии художеств в деле сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, где созданный еще в 1856 году музей древнерусского искусства в XIX столетии долгое время был единственным в России.

С Академией Художеств неразрывно связаны имена первых исследователей христианских древностей: И. И. Горностаева, В. А. Прохорова и работы по реставрации византийских мозаик и памятников древнерусского зодчества Г. Фоссати, Ф. Г. Солнцева и В. В. Суслова. Именно в институте им И. Е. Репина Академии Художеств в 1986 году реставратором Бол-суновским П. А. была отреставрирована икона «Деисус»3, (рис. 2) которая происходит из церкви Сергия Радонежского в Изборске.

Ныне существующая церковь по стилистическим признакам, характеру основных конструкций и архивным источникам датируется второй половиной XVIII века4. и была построена на месте деревянной XVI века, которая упоминается в Псковских писцовых и оброчных книгах под 1585-1587 годами5. Велика вероятность того, что деисусные иконы XVI века Всеволода Г авриила и Тимофея-Довмонта, как и икона «Деисус» происходят из деревянного храма XVI века и были перенесены в новый XVIII века, где хранились до конца XX столетия.

Слово «деисус» переводится с греческого как моление, прошение. В древнерусской традиции, известной со второй половины XII века означал тот тин композиции, в которым центральному образу Христа Вседержителя предстоят в молитве Богоматерь, Иоанн Креститель и другие святые.

Основным содержанием композиции Деисуса является тема Страшного Суда и грядущего спасения человечества. В символическом смысле деисусный чин иконостаса представляет собой совокупный образ Небесной Церкви, находящейся в непрестанных молитвах о спасении человеческого рода перед Божественным престолом. Поэтому образу Богоматери принадлежало одно из наиболее важных мест в деисусном чине иконостаса, как прообразу церкви небесной: благодаря Ей произошло Боговоплощение, положившее начало спасению человечества.

Композиция иконы «Деисуса» из Изборского музея примечательна тем, что на одной плоскости доски изображено несколько образов — Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила [1, с. 26; 2]. Подобная иконография сюжета, объединившего на плоскости одной доски несколько образов предстоящих Христу известна по русским иконописным памятникам начиная с XII века, где изображения святых, как правило, оплечные, или поясные (рис. 3, ГТГ Конец XII в.). Одновременно, в конце XIII века, и в Псковском искусстве появляются изображения с восседающим на троне Вседержителем, справа и слева от которого помещены фигуры в рост предстоящих Богоматери и Предтечи, а в верхнем регистре композиции Архангелов Михаила и Гавриила (рис. 4, ГРМ, икона из церкви Николая Чудотворца от Кож). В последующих столетиях число избранных святых окружающих Христа значительно увеличивается, как, например, на иконе XIV века со святыми Варварой и Параскевой из Новгородского музея. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» сказано в Евангелии от Матфея (Мф24:30-31). Содержание евангельского текста свидетельствует, что Второе пришествие увидят все во время которого и Церковь молится за все человечество, что заключено в идейной основе многофигурных деисусных композиций.

Параллельно в русском искусстве создаются иконы, в которых традиционный состав избранных святых Деисуса имеет ряд особенностей. Так в XIV столетии получает развитие самостоятельная иконографическая композиция «Предста Царица одесную Тебе», построенная по тому же иконографическому типу, когда Христос изображен восседающим на троне, но в образе Царя царей, справа от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с противоположной стороны — Иоанн Предтеча (рис. 5) В Пскове эта композиция дополняется фигурами двух архангелов, помещенных за троном Спасителя. Аналогичная схема композиционного построения характеризует особенности иконы «Деисус» Изборского музея, на которой изображен Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и за троном Спасителя два архангела. Наклоненные от центра иконы фигуры архангелов, их взоры, обращенные к сферам, которые они держат в руках, создают совсем иной в сравнении с позами предстояния Богоматери и Предтечи ритм. Архангелы в композиции иконы составляют со Спасителем самостоятельную группу, подчеркивая тем самым важное идейно-догматическое значения сюжета, связанного с образом Троицы. Изображение Спасителя с ангелами является вариантом древнейшего типа Троицы, восходящего своей иконографией к VII веку. В этой иконографической схеме центральным является изображение Христа Эммануила, что

так же получило название «ангельский Деисус» и связано с идеей Боговоплощения, как и ряд атрибутов архангелов. Изображения Медальонов со Спасом Эммануилом, помещенные на груди архангелов в иконах «Собор архангелов» или на их зерцалах, показывают значимость этих высших ангельских сил в Божественных откровениях людям об идеи Боговоплощения. К тому же в Библейских сюжетах явление Бога человеку, что имеет название «теофания » часто осуществляет Архангел Михаил. В Ветхом завете Архангел Михаил неоднократно упоминается в книге пророка Даниила, где говорится следующее: «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21), или «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). Данные тексты явно свидетельствуют, что образ Архангела Михаила и явление Божественной воли так неразделимы, что, например, в сербской церкви святого Стефана в Сопочанах сохранилась фреска XIII века с надписью «Архангел Михаил хранитель Святой Троицы». В изборской иконе Гавриил и Михаил лишены собственной атрибутики — они изображены как ангелы с зерцалами и посохами в руках, облик которых наполнен умиротворением и покоем, тем самым напоминая, что они оба, и прежде всего, Гавриил — Ангел Милосердия и проситель за людей перед Богом. Этой идеей наполнена композиция «Ангелы Предстояния», где Гавриил и Михаил показаны по сторонам от трона Христа. Таким образом, иконография изборской иконы соединяет несколько символических представлений о Троице. Из них первостепенное — о Боге Сыне (Логосе) до воплощения и о Сыне Божием после воплощения — Иисусе Христе. Спас Вседержитель, восседающий на троне, и есть образ второго лица Святой Троицы, совмещающий оба эти понятия (до и после воплощения), а так же указывающий на события второго пришествия. Об этом же свидетельствуют все другие детали иконы. А именно: трон Вседержителя «Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9:8); благословляющий жест Христа, а так же изображение архангелов предвещают, что «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда (он) сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Традиционные для данной композиции тексты на свитках в руках Богоматери и Иоанна Предтечи, обращены к Христу с просьбой о милосердия, как к Судье во время Страшного суда.

Безусловно, что все особенности иконографии изборской иконы «деисуса» продиктованы идейно-догматическими задачами, которые, как правило, так или иначе связаны с историческими событиями. Во второй половине XVI столетия это, прежде всего Ливонская война (1558-1583 годы), драматические перипетии которой определяли судьбы и настроения людей. Сложность военного времени с чередованием побед и трагических поражений, усиливала критическое отношение к высшей московской власти, что отражает содержание Третьей Псковской летописи. При этом показательно, что в первые послевоенные годы в Изборске строится церковь именно в честь святого Сергия Радонежского — традиционно считающегося защитником всех русских земель, сыгравшего в XIV столетии важную историческую роль в их объединении вокруг Москвы, под эгидой московского князя. В XVI веке идеи русской государственности, богоизбраности княжеской власти проводились Иоанном IV не только мечом, но и масштабными идеологическими мероприятиями, одним из которых явилось строительство в Изборске церкви с престолом в честь Сергия Радонежского. При этом мастер изборской иконы «Деисуса» интерпретируя древние традиции иконографии сюжета усиливает его смысловое значение, как воплощение Троицы, то есть того, что традиционно связано прежде всего с местным почитанием и покровительством. В этом же контексте, вероятно, следует рассматривать и наличие в храме второго престола в честь особо почитаемого псковского святого пустынножителя Никандра, а так же включение в иконостас церкви утраченных икон с изображением князя Тимофея-Довмонта и Всеволода-Гавриила. И в исторических обстоятельствах, когда Псковские земли уже в течение нескольких десятилетий являлись вотчиной Великого Московского князя почитание местночтимых святых остается актуальным. Очевидно, что строительство храма в память святого Сергия Радонежского и Никандра, со-

став иконостаса, как и иконография иконы «Деисуса» следуют идеологическим принципам внутренней политики, начатая митрополитом Макарием и направленная на воплощении идеи государственного единства Русской земли. Очевидно и то, что в данной идеологической доктрине есть место и для сохранения памяти местночтимых святых и небесных покровителей. В этом же соединении общерусских художественных особенностей и псковских традиций показателен стиль иконы «Деисуса» из Изборского музея. В манере письма изборской иконы соединены местные приемы (например, в написании ликов) и общерусские, что прослеживается в типологии самих личных изображении, как и в усиление роли линии, графичности в общем цветовом решении.

Икона написана с минимальным применением золота, в определенной степени скупой палитрой красок, что скорее связано с материальными сложностями времени. Вместе с тем организованное сочетанием больших цветовых плоскостей с активным использованием белил цветовое и свето-теневое решение произведения создает торжественность, внушительность и соразмерность композиции в целом, отвечающей в полной мере идейным задачам, которые иконописец решает, интерпретируя глобальную по своему догматическому значению тему «Деисуса».

Литература

1. Иконы Пскова, М., 2012.

2. Святая Русь, 1996. Кат. 2.

Примечания

1 Церковь расположена к югу от Изборской крепости, на погосте, окруженном каменной оградой с воротами. Это — небольшой бесстолпный, одноапсидный, одноглавый храм. К основному прямоугольному в плане объёму с двускатной кровлей, увенчанной декоративным барабаном с главой барочной формы, примыкают полуцилиндр апсиды и пониженная трапезная с папертью и двухпролетной звонницей на западном фасаде.

2 Мастерская реставрации живописи была создана в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в 1971 г. У ее истоков стояли известные ленинградские реставраторы А. Б. Бриндаров, М. Н. Марков, Л. Н. Ильцен. Летом 1974 г. студенты мастерской под руководством Ю. Г. Боброва впервые приехали на практику в Старый Изборск.

3 Дерево, темпера; Инв. № ПКМ 13560, 132х105 см.

4 Клировые ведомости ХУШ-Х1Х вв. сохранили три даты построения каменной церкви: 1755, 1765, 1795 гг.

5 И документах XVII века.

Рис. 1. Церковь Сергия Радонежского в Изборске

Рис. 3. Икона «Деисус», ГТГ. Конец XII в.

Рис. 2. Икона «Деисус» второй половины XVI века из Изборского музея-заповедника

Рис. 4. Икона «Деисус». ГРМ. XIII в.

Рис. 5. Икона «Предста Царица одесную Тебе». XVI в. ПГОИАХМЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.