Анна Кудишина
ГУМАНИЗМ - ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ*
Работа А. Кудишиной посвящена анализу и систематизации отражения современного гуманизма в зарубежной и отечественной научной литературе.
Работа состоит из четырех глав: «Новейшая история гуманизма», «Философско-методологические основания», «Культура Homo humanus», «Гуманизм в современной культуре».
В разделе «Гуманизм в мире: Вторая половина ХХ - начало XXI века» автор отмечает, что в зарубежной и отечественной науке существуют несколько версий периодизации предыстории и истории современного гуманизма. Автор называет отцом планетарного светского гуманизма американского ученого, профессора Пола Куртца, одного из лидеров международного гуманистического движения, крупнейшего теоретика и практика современного гуманизма. Пол Куртц написал более тридцати книг, участвовал в разработке основополагающих документов современного гуманизма: «Гуманистический манифест II», «Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест 2000» (с. 35).
В разделе «Типология современного гуманизма» автор реферируемой работы называет несколько его видов: 1) эволюционный гуманизм; 2) ноосферный гуманизм; 3) экологический гуманизм; 4) теистический, или религиозный, гуманизм; 5) социальный, или гражданский, гуманизм (с. 41-68).
В разделе «Формирование гуманистического движения в России» специально отмечается выдающаяся роль в продвижении
* Кудишина А.А. Гуманизм - феномен современной культуры. - М., 2005. -504 с. - (Филос. технологии). 10
Гуманизм - феномен современной культуры
СССР по демократическому пути развития и интериоризации идей светского гуманизма, которую сыграл лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров, говоривший о «тройной свободе мысли», т.е. о свободе получения и распространения информации, о свободе непредвзятого и бесстрашного обсуждения и о свободе от давления авторитетов и предрассудков (с. 75).
В разделе «Программные документы современного гуманизма» речь идет о «Гуманистическом манифесте I» (1933). «Всеобщей декларации прав человека» (1948), «Манифесте Рассела - Эйнштейна» (1955), «Гуманистическом манифесте II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости: Новая глобальная этика» (1988), «Гуманистическом манифесте 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», «Амстердамской декларации 2002» и «Гуманистическом манифесте III» (с. 95-107).
Говоря о философско-методологических основаниях современного гуманизма, А. Кудишина специально выделяет шесть подходов: 1) исторический, или цивилизационный, 2) проблемно-концептуальный, 3) философско-антропологический,
4) культурологический, 5) структурно-функциональный и 6) социоцентристский (с. 138-194).
К философским основаниям гуманизма, по мнению А. Куди-шиной, относятся скептико-рационалистическая традиция, марксизм, натурализм и прагматизм, экзистенциально-персоналистическая философия (с. 222-242).
В главе «Культура Homo humanus» речь идет о культуре внутреннего мира человека. Согласно определению, данному президентом Российского гуманистического общества, профессором В.А. Кувакиным, понятие «Homo humanus» употребляется для обозначения человека гуманистического мировоззрения (с. 258). Э. Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) показал, что характер есть чисто человеческий феномен. «Он помогает человеку ориентироваться в мире, соотноситься с миром природным и человеческим» (с. 264). А готовность поступать человечно Ж. Фромм назвал мировоззрением. Именно в мировоззрении и следует искать опору для укрепления и развития в человеке гуманного начала. «Гуманистическая этика отстаивает право личности на нравственное самоопределение своего индивидуального Я и такой способ жизни, который соответствует истинным,
Анна Кудишина
глубинным потребностям и предпочтениям человека» (с. 319-320). Гуманистическая этика является ситуативной, поскольку моральное суждение обязательно связано с выбором в жизненной ситуации. Гуманистическая этика включает также черты этики добродетелей, т.е. этики достоинства, ответственности, порядочности, заботы и сострадания, пролагает В.А. Кувакин (с. 323).
В структуре современной культуры гуманизм становится образом жизни для достаточно больших групп населения. Исследование гуманизма как образа жизни началось в 30-е годы ХХ в. Американский ученый Ирвинг Бабитт предложил следующее определение гуманиста: «Гуманист желает выработки всесторонне и хорошо сбалансированной доктрины жизни. Это философия исключительно человеческая» (цит. по: с. 333). Пол Куртц предложил обозначить культуру светского гуманизма термином евпраксофия (eupraxophy), т.е. как единство мудрости и практики добра, где «eu» - это «благо», «praxis» - «действие», «Sophia» - мудрость (с. 335). Евпраксофия, по словам П. Куртца, объединяет в себе общее мировоззрение и философию повседневной жизни, т.е. гуманистическое отношение к природе и к жизни.
«Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации», - считает В.А. Кувакин (цит. по: с. 460). «Современный гуманизм отвечает потребностям в решении не только личных и социальных проблем того или иного общества, но и тем глобальным вызовам, с которыми столкнулось человечество на пороге третьего тысячелетия» (с. 461).
И.Л. Галинская