Научная статья на тему 'АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / образовательная среда / образовательный процесс / обучающиеся / преподаватели / training / educational environment / educational process / trainees / trainers.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Якимова М. А., Касимцева С. А., Курмаева Т. В.

В статье рассматриваются вопросы корреспонденции обучения специалистов высшей квалификации (ординаторов) на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза» (ФГБНУ «ЦНИИТ»). Значимые изменения в обществе, развитие информационных технологий требуют совершенствования методов образования и подготовки кадров высшей квалификации, устанавливают новые требования к организации процесса обучения, а именно: использование цифровых технологий, в том числе дистанционного обучения, освоение новых интерактивных методов преподавания, использование индивидуализированного подхода в обучении. ФГБНУ «ЦНИИТ» готовит специалистов в области фтизиатрии, пульмонологии и хирургии, используя свою клиническую и лабораторную базу. Проводя процедуру самообследования в рамках аккредитационного мониторинга образовательной деятельности, ФГБНУ «ЦНИИТ» привлекает основных участников учебного процесса с целью совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации. Авторы статьи анализируют результаты анкетирования преподавателей ФГБНУ «ЦНИИТ». Полученные при исследовании данные позволили узнать степень удовлетворённости её участников образовательной системой ФГБНУ «ЦНИИТ», выявить основные проблемы образовательной деятельности и найти пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Якимова М. А., Касимцева С. А., Курмаева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE SURVEY AS ONE OF THE METHODS FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE MEDICAL INSTITUTIONS

The article deals with the issues of training highly qualified specialists (residents) at the Federal State Budgetary Scientific Institution “Central TB Research Institute” (FSBI CTRI). Major changes in the society and development of information technologies require improvement of methods used for education and training of highly qualified specialists and set up new requirements for managing the training process, namely: the use of digital technologies, including distance learning, development of new interactive teaching methods and practicing individualized approach to training. FSBI CTRI trains specialists in the field of phthisiology, pulmonology and surgery using its clinical and laboratory facilities. Through its self-assessment procedure that is part of the accreditation monitoring of educational activities, FSBI CTRI engages the main players of the educational process into the survey aimed at improving training of highly qualified specialists. The authors of the article analyze the results of the questionnaire survey from the CTRI teachers. The data obtained during the survey helped assess the degree of satisfaction with the CTRI system of education among the survey participants, identify the main challenges of educational activities and find solutions.

Текст научной работы на тему «АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-110-116 УДК 378.048.2:37.012.85:[616-002.5+616.24]

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

М.А. Якимова1, С.А. Касимцева2 : , Т.В. Курмаева3

ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза». г. Москва, Россия.

1 https://orcid.org/0000-0002-3892-6402; 2 https://orcid.org/0000-0001-5303-443X; 3 https://orcid.org/0009-0009-9083-6648.

И Автор для корреспонденции: Касимцева С.А.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы корреспонденции обучения специалистов высшей квалификации (ординаторов) на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза» (ФГБНУ «ЦНИИТ»). Значимые изменения в обществе, развитие информационных технологий требуют совершенствования методов образования и подготовки кадров высшей квалификации, устанавливают новые требования к организации процесса обучения, а именно: использование цифровых технологий, в том числе дистанционного обучения, освоение новых интерактивных методов преподавания, использование индивидуализированного подхода в обучении. ФГБНУ «ЦНИИТ» готовит специалистов в области фтизиатрии, пульмонологии и хирургии, используя свою клиническую и лабораторную базу. Проводя процедуру самообследования в рамках аккредитационного мониторинга образовательной деятельности, ФГБНУ «ЦНИИТ» привлекает основных участников учебного процесса с целью совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации. Авторы статьи анализируют результаты анкетирования преподавателей ФГБНУ «ЦНИИТ». Полученные при исследовании данные позволили узнать степень удовлетворённости её участников образовательной системой ФГБНУ «ЦНИ-ИТ», выявить основные проблемы образовательной деятельности и найти пути их решения.

Ключевые слова: обучение, образовательная среда, образовательный процесс, обучающиеся, преподаватели. Для цитирования: Якимова М.А., Касимцева С.А, Курмаева Т.В. Анкетирование как один из методов оценки качества образовательной деятельности в медицинском учреждении. Менеджер здравоохранения. 2024; 10:110-116. DOI: 10.21045/18110185-2024-10-110-116

Введение

Стремительный рост информационных и коммуникационных технологий, который привел к значительному подъему общественного развития, появление новых личностно-ориентирован-ных методов в образовании и медицине устанавливают новые задачи перед медицинскими образовательными организациями. Это требует современных решений для улучшения образовательной среды, оптимизации учебного процесса и взаимоотношений преподавателей и обучающихся. С этой целью Отдел по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедицины Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский института туберкулёза» (ФГБНУ «ЦНИИТ») ищет новые способы усовершенствования образовательного процесса.

Более ста лет ФГБНУ «ЦНИИТ» является ведущей организацией по решению научных

© Якимова М.А., Касимцева С.А, Курмаева Т.В., 2024 г.

и клинических задач, связанных с проблемами туберкулёза и болезней органов дыхания. Современные технологии способствуют обучению, улучшению взаимодействия и обмену опытом как в процессе теоретической подготовки, в том числе дистанционно, так и на практике, используя при этом клиническую базу института (отделения и лаборатории). Образовательная среда ФГБНУ «ЦНИИТ» позволяет молодым специалистам освоить выбранную специальность, закрыть потребности в обучении, помочь в развитии личностных и профессиональных качеств, а также заложить основы последующей самостоятельной практической деятельности.

Изменения в обществе приводят к изменениям и в системе образования: образовательные ресурсы становятся более доступными, возникают новые педагогические методы и инструменты, появляется Интернет-среда, где взаимодействуют все элементы системы образования, а также цифровая

111

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024 а

педагогика, которая позволяет формировать персональные образовательные траектории [1].

В настоящее время качество образовательной среды определяется как качеством её содержания, качеством взаимосвязей между её составляющими, так и качеством социальных взаимоотношений в этой среде. Критерием качества является способность данной среды обеспечить всем участникам образовательного процесса доступные и оптимальные возможности для эффективного всестороннего роста и саморазвития [2].

В соответствии с государственными требованиями [3, 4] в ФГБНУ «ЦНИИТ» проходил аккредита-ционный мониторинг системы образования, который включал в себя в том числе процедуру самообследования организации [5, 6]. Для совершенствования образовательной работы и программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, а также для улучшения информирования о работе ФГБНУ «ЦНИИТ», как об организации, осуществляющей образовательную деятельность, было проведено исследование, включающее в себя анкетирование преподавателей и обучающихся по актуальным вопросам с целью уточнения проблем, с которыми встречаются участники обучения, в том числе для повышения качества образовательной деятельности.

Цель исследования: на основе анализа анкетирования преподавателей оценить качество, условия и возможности образовательной деятельности в ФГБНУ «ЦНИИТ», выявить проблемы и трудности в реализации образовательного процесса, найти способы его улучшения.

Материалы и методы исследования

Во время исследования использовались такие методы, как анализ нормативных документов и научных статей, информационных ресурсов сети Интернет. Проведено изучение внутренних документов учреждения и результатов его деятельности, а также опросы и анкетирование участников образовательного процесса. Объектом исследования выступала образовательная среда ФГБНУ «ЦНИИТ». Статистическая обработка ответов была проведена с помощью таблиц программы Microsoft Excel.

Анализ имеющихся данных позволил составить анкету-опросник с вопросами закрытого и открытого типа по актуальным проблемам организации образовательного процесса в ФГБНУ «ЦНИ-ИТ» (оценка текущих образовательных программ,

техническая оснащённость, методическое сопровождение, информационное обеспечение). Разработанная сотрудниками отдела анкета позволила оценить, насколько образовательная среда в ФГБНУ «ЦНИИТ» соответствует требованиям регламентирующих документов, а также ожиданиям участников образовательного процесса. Выявленные недостатки и предложения были оценены и внесены в процесс подготовки ординаторов на базе ФГБНУ «ЦНИИТ».

Результаты исследования и их обсуждение

ФГБНУ «ЦНИИТ» является ведущим учреждением по проведению фундаментальных и прикладных исследований в области фтизиатрии и пульмонологии, решает сложные клинические задачи, а также проводит большую работу по подготовке кадров высшей квалификации и последипломного образования. ФГБНУ «ЦНИИТ» обладает соответствующим кадровым потенциалом, который может на высоком теоретическом, практическом и научно-методическом уровне решать основные задачи по подготовке медицинских и научных кадров. Сотрудники ФГБНУ «ЦНИИТ» - это высококвалифицированные врачи и ученые, которые обладают большим опытом диагностики и лечения пациентов с различной бронхолегочной патологией. У 40% научно-педагогических работников института имеется учёная степень кандидата наук, а 31% педагогов обладают учёной степенью доктора наук. Все это помогает профессорско-преподавательскому составу всесторонне подходить к подготовке медицинских специалистов - ординаторов. Обучающиеся получают практические навыки непосредственно в клинических и диагностических подразделениях института под контролем и руководством опытных наставников. Они перенимают опыт у выдающихся фтизиатров, пульмонологов, хирургов, а также имеют возможность принимать участие в научной работе института и проводить научные исследования на его базе. Обучение, наставничество и обмен знаниями - это важные направления работы ФГБНУ «ЦНИИТ».

В настоящее время образовательная среда определяется как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которая позволяет провести полный цикл учебной деятельности. Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней

С

«КС

№ 10 Manager /Менеджер

2024 Zdravoochranenia / здравоохранения

111

жизни образовательного учреждения и определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой образовательное учреждение [7].

Учебный процесс в ФГБНУ «ЦНИИТ» включает в себя лекции, семинары, практические занятия, лечебно-профилактическую и самостоятельную работу обучающихся, а также прохождение клинической практики на базе института и в симуляционном центре ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. На базе общего учебного плана, для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план, который учитывает предпочтения и интересы ординатора, это обеспечивает персонифицированный подход, повышающий качество учебного процесса. Разработанные высококвалифицированными специалистами ФГБНУ «ЦНИИТ» программы ординатуры позволяют освоить необходимые знания и компетенции, которые нужны для осуществления профессиональной деятельности по выбранной специальности.

С каждым годом повышается роль Интернет-ресурсов в организации образовательного процесса. В ФГБНУ «ЦНИИТ» внедрена информатизация образовательного процесса, то есть использование информационных и коммуникационных технологий, которые изменяют дидактические средства, методы и формы обучения, влияют на педагогические технологии, преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую - информационно-образовательную среду [8]. Электронная информационно-образовательная среда ФГБНУ «ЦНИИТ» включает в себя программные комплексы TeаchBаse. ги для дистанционного обучения и общения, а также StudentsOnline.ru, на базе которого формируется электронное портфолио обучающегося с фиксацией хода образовательного процесса и учёта личных достижений, обеспечивается доступ к учебным планам и рабочим программам изучаемых дисциплин, а также осуществляется взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (обучающиеся, их научные руководители, преподаватели и администрация). Обе платформы обеспечивают доступ обучающихся к информационным ресурсам и сервисам, которые непосредственно связаны с процессом обучения. Большую важность имеет сочетание цифровых технологий и живой коммуникации, только в этом случае достигается наиболее высокий уровень сформированное™ профессиональной компетентности обучающихся [9].

В ФГБНУ «ЦНИИТ» в образовательный процесс с недавнего времени включены лекции

и практические занятия по двум новым дисциплинам: «Коммуникативные навыки врача» и «Основы научной деятельности и подготовка к научным исследованиям», которые позволяют сформировать умения и навыки, необходимые врачам в современном мире.

В 2023 году ФГБНУ «ЦНИИТ», как организация, осуществляющая образовательную деятельность, проходил аккредитационный мониторинг. Одной из форм работы в ходе проведения мониторинга стало самообследование образовательной организации, которое даёт общее представление об эффективности деятельности организации и степени зрелости её системы управления, а также помогает выявить области, требующие совершенствования и улучшения. Самообследование, как инструмент совершенствования, позволяет провести анализ реальной ситуации в организации, выявить её слабые стороны и уточнить возможные корректирующие действия с участием всех специалистов, в том числе и обучающихся. Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации [5, 6]. Опыт и результаты самообследования возможно использовать для анализа, планирования и разработки стратегии дальнейшего развития образовательной деятельности в учреждении.

В процессе самообследования ФГБНУ «ЦНИИТ» проводилось изучение учебной деятельности, содержания и качества образовательных программ, организации учебного процесса, соответствия кадрового, учебно-методического, библиотечно-ин-формационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования. Кроме того, выполнялся анализ основных показателей образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ», которые установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Инструментами мониторинга, помимо проверки документов, стала система опросов и анкетирование, необходимые для получения обратной связи от основных участников, которые задействованы в образовательной деятельности института: администрация, профессорско-преподавательский состав, обучающиеся, врачи, работодатели, технические специалисты и др.

Проведенное исследование помогло выявить различные аспекты деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ» как образовательной организации, определить возможности и наметить перспективы дальнейшего развития

Менеджер / Мапедег № 10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024 а

нашего института в этом направлении. Значимость выполнения самообследования состоит также в том, что это позволяет обеспечить взаимодействие, обмен информацией и сотрудничество между подразделениями института, руководителями и сотрудниками, что, в свою очередь, способствует совершенствованию образовательного процесса и его управления. Такая модель мониторинга способствует вовлечению всех участников образовательного процесса в оценивание и улучшение системы обучения и, кроме этого, помогает приобщить обучающихся к решению организационных вопросов в коллективе.

В проведенном анкетировании приняли участие преподаватели по специальностям «Фтизиатрия», «Пульмонология» и «Хирургия». Среди профессорско-преподавательского состава было опрошено 13 человек (40% от общего числа преподавателей). Было изучено отношение респондентов по вопросам информационной, технической оснащённости образовательного процесса, их отношение к качеству учебных программ и образовательного процесса в целом, к оценке процессов мониторинга и систем оценивания качества знаний обучающихся, а также к возможности вовлечения обучающихся в совершенствование программ образования. Отвечающим предлагалось осуществить множественный выбор из предложенных ответов (закрытые и открытые вопросы), ранжировать ответы по 5-балльной шкале или предоставить собственный вариант ответа.

Для анализа ответов была разработана методика оценки результатов по таблицам в программе Microsoft Excel. Анкета предусматривала 18 вопросов (критериев оценки), которые касаются качества образования и организации образовательного процесса в ФГБНУ «ЦНИИТ», и проводилась анонимно.

Результаты опроса преподавателей

В опросе через анкетирование приняли участие 13 преподавателей или 40% профессорско-преподавательского состава ФГБНУ «ЦНИИТ». Участникам было предложено ответить на 18 вопросов анкеты, выразить свои предложения и пожелания.

80% опрошенных считают, что система образовательной деятельности в ФГБНУ «ЦНИИТ» полностью соответствует целям учебного процесса и современным требованиям к обучению. 15% дали оценку «частично соответствует», что требует дальнейшего обсуждения и уточнения.

Качество программы обучения по своей специальности больше половины участников 54%

оценили на высшую оценку по пятибалльной шкале; 46% оценили на 4 балла.

92% респондентов полностью удовлетворены организацией образовательной деятельности в ФГБНУ «ЦНИИТ» (расписание, проведение аттестаций, имеющаяся отчетность и пр.); один респондент отметил частичное удовлетворение.

На наш взгляд, отрицательным моментом является то, что не все участники опроса (85%) проводят мониторинг программ по своей специальности. Лишь половина преподавателей отметили, что участвуют в обсуждении результатов мониторинга и периодической оценке образовательных программ, 54% участников не включены в этот процесс. Эта ситуация требует немедленной коррекции. На более общий вопрос «Какие у Вас есть возможности принимать участие в обсуждении формирования и пересмотре системы обучения в ФГБНУ «ЦНИИТ»?» все опрашиваемые преподаватели (100%) ответили положительно, назвав такие формы участия как «создаю, готовлю, пересматриваю, обсуждаю, вношу предложения, корректирую» образовательные программы.

Больше половины респондентов (70%) отметили, что и обучающиеся принимают участие в совершенствовании программ образования, назвав такие формы их участия, как «беседы на аттестациях, опросы на собраниях, анкетирование, обратная связь с выпускниками».

Используемые в ФГБНУ «ЦНИИТ» в процессе обучения виды контроля и применяемые критерии оценки знаний учащихся (аттестации, экзамены, зачёты, тестирование) 77% опрошенных оценили, как полностью объективные, а 23% дали оценку как «частично объективные». Этот факт был изучен, что позволило внести изменения в систему оценки знаний учащихся.

Условия образовательной деятельности в ФГБНУ «ЦНИИТ» (учебные помещения, учебное оборудование, библиотека и пр.) полностью удовлетворяют 54% опрошенных преподавателей, 46% выразили лишь частичное удовлетворение. 77% преподавателей считают, что количество учебных кабинетов и лабораторий полностью соответствует требованиям обучения, а 32% согласны с этим частично. Оценивая качество оснащения учебных кабинетов и лабораторий техническими и вспомогательными средствами обучения, 39% участников дали высшую оценку по 5-бальной шкале, 46% (4) оценили на четыре, и 15% оценили это качество на три балла.

Все без исключения участники анкетирования осведомлены, что информация о системе образования

С

#хс

в ФГБНУ «ЦНИИТ» опубликована на веб-сайте организации. При этом 76% оценивают уровень привлекательности этой информации для потенциальных абитуриентов по высшему баллу 5-бальной шкалы, 15% - на 4 балла, и один участник - на 3 балла. Оценивая уровень информирования общественности об образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ» за пределами веб-сайта института, участники разделились на две почти равные группы: 46% (6) оценили на 5 баллов и 54% считают, что эта информация не вполне достаточна.

Как показал опрос, подавляющее большинство опрошенных преподавателей (76%) принимают участие в процессе распространения информации об образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ». Три преподавателя (15%) указали, что не делают этого, то есть отсутствует приверженность этих людей учреждению, в котором они работают.

Абсолютно все участники опроса готовы рекомендовать обучение на базе ФГБНУ «ЦНИИТ».

В анкетах также были отмечены рекомендации и пожелания преподавателей для улучшения образовательного процесса в ФГБНУ «ЦНИИТ»:

• добавить в обучение ординаторов учебные модули, такие как статистика/медицинская статистика (вопросы статистического анализа научного материала, статистическая обработка материалов) и модули по созданию базы данных;

• добавить часы по эндоскопическим методам исследований и лечения в программы ординаторов;

• проводить очные зачёты по каждому блоку лекций с участием ведущего преподавателя;

• внедрять больше наглядных пособий, в т.ч. для инструментальных методов исследования;

• добиваться более активного участия ординаторов в молодёжных конференциях;

• обеспечить помощь обучающимся при подготовке публичных докладов;

• установить интерактивный стенд/стол для преподавателя.

Результаты анкетирования позволили определить сильные и слабые стороны образовательного процесса в ФГБНУ «ЦНИИТ. Критерии, по которым были получены высокие оценки - это качество обучения, оснащение аудиторий, возможности для проявления научных и творческих способностей, возможности для индивидуальной работы обучающихся. Опрошенные преподаватели не формально подошли к оценке образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ», а, используя критическое мышление, объективно оценили реальное положение дел

и постарались внести предложения, которые могли бы улучшить текущую ситуацию. Наличие частично удовлетворительных и отрицательных оценок в отношении материально-технического обеспечения обучения, возможностей мониторинга образовательных программ и информирования общественности об образовательной деятельности вне веб-сайта института требуют дальнейшего более глубокого изучения как со стороны администрации, профессорско-преподавательского состава и обучающихся, так и на совместных обсуждениях всех заинтересованных участников. В этом могли бы помочь обсуждения на Ученом совете ФГБНУ «ЦНИИТ» и Совете молодых учёных с участием администрации, преподавателей и обучающихся.

Выводы

В настоящее время организации, которые осуществляют образовательную деятельность, все больше уделяют внимание вопросам её совершенствования. Мониторинг образовательной деятельности ФГБНУ «ЦНИИТ» позволил нам сделать ещё один шаг для понимания реального состояния дел, выявить наши слабые стороны и наметить возможные корректирующие мероприятия по её улучшению.

На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что содержание и качество подготовки специалистов по программам подготовки кадров высшей квалификации - программам ординатуры в ФГБНЦ «ЦНИИТ» соответствует современным требованиям к квалификационной характеристике врача-фтизиатра и врача-пульмонолога. Проведённый мониторинг позволил установить, что образовательная среда в ФГБНУ «ЦНИИТ» в целом соответствует требованиям государственных регламентирующих документов и в значительной степени ожиданиям её участников. Обнаруженные недостатки и рекомендации преподавателей позволяют найти новые возможности для дальнейшего взаимодействия всех участников образовательного процесса, а именно: подробные совместные обсуждения, уточнения и внесение необходимых изменений в систему подготовки медицинских специалистов на базе ФГБНУ «ЦНИИТ».

Руководству и администрации ФГБНУ «ЦНИИТ» предстоит учитывать полученную в ходе анкетирования информацию при планировании развития образовательной деятельности, обсудить целесообразность, эффективность и возможные преимущества такой работы, а также возможности ее регулярного проведения.

—-7 7

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с!гв\/оосЬгвпеп'1а 2024 а

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кондратьева С.Г. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42663794

2. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov/viewer

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (Дата обращения: 14.08.2024).

4. Приказ об осуществлении Федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования от 24.04.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/akkreditaczionnyj-monitoring/

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс]. URL: https://www.edu. ru/documents/view/56145/

6. Приказ Минобрнауки от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». [Электронный ресурс]. URL: https://mo.mosreg.ru/ download/document/5609082

7. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. Мир науки, культуры, образования 2 (2011): 106-111.

8. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения. Электротехнические системы и комлексы. 2015. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

9. Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 8 (август). С. 20-29. URL: http:// e-koncept.ru/2020/201054.htm

ORIGINAL PAPER

QUESTIONNAIRE SURVEY AS ONE OF THE METHODS FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE MEDICAL INSTITUTIONS

M.A. Yakimova1, S.A. Kasimtseva2 : , T.V. Kurmaeva3

Federal State Budgetary Institution «Central TB Research Institute» (CTRI) Moscow, Russia.

' https://orcid.org/0000-0002-3892-6402;

2 https://orcid.org/0000-0001-5303-443X;

3 https://orcid.org/0009-0009-9083-6648.

H Corresponding author: Kasimtseva S.A.

ABSTRACT

The article deals with the issues of training highly qualified specialists (residents) at the Federal State Budgetary Scientific Institution "Central TB Research Institute" (FSBI CTRI). Major changes in the society and development of information technologies require improvement of methods used for education and training of highly qualified specialists and set up new requirements for managing the training process, namely: the use of digital technologies, including distance learning, development of new interactive teaching methods and practicing individualized approach to training. FSBI CTRI trains specialists in the field of phthisiology, pulmonology and surgery using its clinical and laboratory facilities. Through its self-assessment procedure that is part of the accreditation monitoring of educational activities, FSBI CTRI engages the main players of the educational process into the survey aimed at improving training of highly qualified specialists. The authors of the article analyze the results of the questionnaire survey from the CTRI teachers. The data obtained during the survey helped assess the degree of satisfaction with the CTRI system of education among the survey participants, identify the main challenges of educational activities and find solutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: training, educational environment, educational process, trainees, trainers.

For citation: Yakimova M.A., Kasimtseva S.A., Kurmaeva T.V. Questionnaire survey as one of the methods for assessing the quality of educational activities in the medical institutions. Manager Zdravookhranenia. 2024; 10:110-116. DOI: 10.21045/1811-0185-202410-110-116

•КС

REFERENCES

1. Kondratieva S.G. Digital educational environment as a factor in the professional development of a teacher. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42663794

2. Laktionova E Educational environment as the development condition persons of its subjects URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov/viewer

3. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. of 17.02.2023) «On Education in the Russian Federation».

4. Executive Order of 24.04.2023 «On Implementation of the Education System Accreditation Monitoring by the Federal Service for Supervision in Education and Science, the Ministry of Education of the Russian Federation and the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation».

5. Executive Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, June 14, 2013 № 462 «On Approval of Self-evaluation Procedure Conducted by an Educational Organization».

6. Executive Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 10.12.2013 № 1324 «On Approval of Performance Indicators of an Educational Organization Subject to Self-evaluation».

7. Krivykh S. V. Relationship between concepts «environment» and «space» in the social, cultural and educational aspects. The World of Science, Culture, Education. 2 (2011): 106-111.

8. Movchan I.N. Informational and education environment of educational institution. Electrotechnical complexes and systems. 2015. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

9. Ivanova O.Yu, Kutuzova Z.Yu, Kutuzov A.V. Information and educational environment of higher school: essence and structure. Scientific and methodological electronic journal «Koncept». 2020. № 8. P. 20-29. URL: http://e-koncept.ru/2020/201054.htm

m

JHO

зЯо

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Якимова Марина Арутюновна — канд. мед. наук, заведующая отделом по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедициныi ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», г. Москва, Россия. Marina A. Yakimova — Ph.D. (Medicine), Head of the Department for Training Highly Qualified Personnel, Postgraduate Education and Telemedicine of the FSBI «Central TB Research Institute», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Касимцева Светлана Александровна — канд. мед. наук, научный сотрудник отдела по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедицины ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», г. Москва, Россия.

Svetlana S. Kasimtseva — Ph.D. (Medicine), Research Assistant of the Department for Training Highly Qualified Personnel, Postgraduate Education and Telemedicine of the FSBI «Central TB Research Institute», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Курмаева Татьяна Васильевна — младший научный сотрудник отдела по подготовке кадров высшей квалификации, последипломного образования и телемедициныi ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», г. Москва, Россия. Tatyana V. Kurmaeva — Junior Research Assistant of the Department for Training Highly Qualified Personnel, Postgraduate Education and Telemedicine of the FSBI «Central TB Research Institute», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.