Любичанковский В.А., Любичанковский А.В.
Оренбургский государственный университет
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ВЫЯСНЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В статье дается рабочее определение традиционной культуры этноса и предлагается анкета, позволяющая выявить влияние традиционной культуры на экологическое поведение человека.
В географической и культурологической литературе сложилась парадоксальная ситуация: многие авторы употребляют термин «традиционная культура», но его определения не дают. Отсутствует это понятие и в словарях разного ранга: от энциклопедических до тематических. Однако бессмысленно говорить об отношении к природе в традиционной культуре этноса, не понимая, что же входит в объем и содержание этого понятия.
Методологическим подходом к определению этого понятия может служить анализ существующих в литературе концепций народоведения. В сжатой форме их суть изложена в монографии Т.И. Герасименко [1,16-21].
На наш взгляд, чтобы дать определение понятия «традиционная культура этноса», нельзя оставаться в рамках какой-то одной из указанных концепций. Необходим синтетический подход: из существующих концепций следует использовать то, что позволяет точнее и глубже подойти к интересующему нас понятию. Так, из концепции диффузио-низма возможно применение представления
о культуре как о живом организме, рождающемся и развивающемся в определенных географических условиях и имеющем свой центр зарождения и распространения. Из концепции функционализма заимствовано утверждение о том, что главные регуляторы поведения людей, которым принадлежит ключевая роль в культуре, - обычаи, ритуалы, моральные нормы. Из положений социологической школы - понимание того, что коллективные представления (идеи, которые не формируются у человека из его опыта) внедряются в сознание через общественную среду - воспитание, общественное мнение, обычаи. Из концепции культурного релятивизма взято утверждение о том, что для каждой культуры характерны различные
этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры. Из неоэволюционизма -утверждение о том, что ни одна культура идеально не приспособлена к природе до такой степени, чтобы превратиться в статичную. Из постмодернистских концепций - утверждение о том, что для культуры характерен приоритет непосредственного восприятия перед рациональным конструированием, отсутствие законченной логической схемы.
После приведенных предварительных замечаний попытаемся сформулировать понятие «традиционная культура», начиная с анализа определения «национальная культура» или «культура этноса». Культура этноса - это опыт совместного проживания людей на определенной территории, в том числе опыт общей хозяйственной деятельности, на базе которых складываются общие черты (язык, образ жизни, бытовая культура, система представлений и т.д.), аккумулируется культурноисторический опыт народа, формируются его ценности и идеалы [2, 243-244]. Исходя из этого словарного определения культуры этноса, на наш взгляд, можно дать следующее определение традиционной культуры этноса.
Традиционная культура этноса - это совокупность основных ценностей и идеалов этноса, которыге превращаются в устойчивыге традиции. Другими словами, традиционная культура этноса - это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленные на сохранение этноса и воспроизведение условий его жизнедеятельности.
«Традиция связана с аккумуляцией и передачей внегенетической информации, предполагая такие формы группового поведения, которые всецело основаны на научении» [3, 156].
Таблица 1. Ретроспектива основных направлений народоведения
Название теории, концепции Представители Основные положения концепции
1 2 3
Эволюционизм Г. Спенсер, Э. Тейлор, Д. Фрезер, Т. Вайц, Г. Шурц, Ш. Летурно, Л. Генри Морган В основе эволюционизма лежит идея о прогрессивном поступательном развитии человеческих культур от первобытного к современному состоянию и представление о том, что различия народов обусловлены разными ступенями развития культур. Эволюционисты признавали равенство всех народов и рас в физическом, психическом и умственном отношениях, а также закономерный прогресс культуры и общества
Диффузионизм О. Пешель, Ф. Ратцель, Э. Норденшельд, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус, Э. Сепир, М. Херсковиц, Г. Эллиот-Смит, У. Риверс Диффузионизм предполагает главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствования, перенос и взаимодействие культур и представляет собой попытку заменить эволюционистскую идею прогрессивного развития принципом пространственно-временной диффузии отдельных элементов культуры или их комплексов. Главной идеей диффузионизма является представление о культуре как о живом организме, рождающемся и развивающемся в определенных географических условиях. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения. Основные факторы развития культуры -заимствования, переносы, смешения культурных элементов. Каждый элемент культуры возникает только однажды в определенном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару.
Функционализм Р. Турнвальд, Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун По мнению сторонников функционализма, человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга коллективных элементов. Культура служит нуждам индивида, прежде всего трем его потребностям: базовым (пища, жилище, одежда), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интерактивным (психологическая безопасность, социальная гармония, законы, религия, искусство). Главные регуляторы поведения людей, которым принадлежит ключевая роль в культуре , обычаи, ритуалы, моральные нормы. Основные задачи изучения культур, следовательно, состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи с другими культурами.
«Социологическая школа» Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль Главным объектом исследования должно быть общество, его система нравственных связей, проблемы этнопсихологии. При этом общество рассматривается не как сумма индивидов, а как система нравственных (моральных) связей между людьми. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают его устойчивость. Функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей. В каждом обществе существует своя мораль. Она динамична, изменчива. Переход от одного общества к другому - трудный процесс, который осуществляется рывками. Исходный постулат его концепции - коллективные представления (идеи, которые не формируются у человека из его опыта, а внедряются в сознание через общественную среду - воспитание, общественное мнение, обычаи). «Первобытное мышление», по его мнению,- дологическое мышление. Законы мышления не отделены от эмоций, не направлены на объяснение действительности. Современный человек стремится к объективности познания, а у первобытного преобладает субъективизм.
Этнопсихологическое направление Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардин ер Каждое общество обладает своей «базовой структурой характера», для представителей той или иной культуры характерны определенные психологические особенности, причемразличные модели качественно несопоставимы.
Американская школа исторической этнологии Ф. Боас, А. Кребер Задача антропологии - сложной отрасли знаний, состоящей из четырех дисциплин (физической антропологии, археологии, лингвистики и культурной антропологии (этнологии)), - изучение отдельных народов: языка, культуры, антропологического типа, конкретных форм взаимного влияния народов, диффузии отдельных культурных элементов в определенных географических ареалах.
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Структурализм Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс Использование структурного метода позволило рассматривать культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.). При этом в процессе создания устойчивых символов культуры первичными являются психические принципы. По мнению представителей этого направления, различные виды и типы культуры возможно упорядочить с помощью единой шкалы развития, а динамика культуры обусловлена трансформацией внешних и внутренних стимулов культурной деятельности, сортировкой их по степени значимости, преобразования во внутренние психические принципы, сравнение их с символическими формами, ведущими к подтверждению или изменению существующих культурных порядков.
Культурный релятивизм М. Херсковиц По мнению представителей этого направления, любая культура сложна, ценна и самобытна, все культуры имеют равное право на существование независимо от уровня их развития, ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках данной культуры, а европейская культура - лишь один из путей культурного развития. Другие культуры также уникальны и самобытны из-за собственных путей развития. Для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры
Неоэволюционизм Л. Уайт, М. Харрис, Д. Стюард Вместо учения об однолинейном развитии предложены несколько теорий эволюции: теория общего и частного развития, теория микро-и макропроцессов, закон культурной доминанты, развитие замкнутых систем (результат приспособления человека к различным экологическим средам). Это был принципиально новый подход к изучению культуры, основные идеи которого заключались в следующем: культура - это результат адаптации общества к окружающей среде, культурная адаптация - непрерывный процесс, так как ни одна культура идеально не приспособлена к природе до такой степени, чтобы превратиться в статичную. Основа любой культуры - ядро, которое определяется особенностями культурной адаприродной среды, в ней происходит культурная адаптация и включает социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования. Культурная среда - непременное условие для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к разным местам и следования заветам предков.
Постмодернистские концепции К. Гирц, В.А. Тишков, П. Бурдье, Дж. Клиффорд, Дж. Маркус, А. Купер, М. Фишер Культура рассматривается прежде всего как система символов и значений, и задача учёных представляется как интерпретация социальных конструктов и определённого текста. А поскольку эти интерпретации не могут быть едиными и однозначными, то и сами по себе этнографические характеристики есть интеллектуальные организующие конструкции. Для идеологии постмодерна характерен приоритет непосредственного восприятия перед рациональным конструированием, отсутствие законченной логической схемы, исследовательский отбор - изучаются не все процессы, а лишь наиболее значимые
Традиционная культура будет в разных регионах Российской Федерации приобретать особые региональные черты. Если речь вести о России, то ее история оказалась тесно связана со все расширяющимся пространством с запада на восток и с севера на юг. Безусловно, этот процесс имел не только политическое, но и культурное значение. В силу того, что в различных областях наличествовали разные природно-географические усло-
вия, возникают первоначальные различия в бытовом и хозяйственном укладах. «Крос-скультурные связи «пришлого» и «старожильческого» населения становятся одним из факторов, обусловливающих специфические формы жизни. Так постепенно на единой территории России, в единых административных границах Русского государства, людьми, осознающими свое единство с Центральной Россией, создаются особые формы куль-
турной жизни... Можно говорить о том, что фактически формируется и начинает существовать, постепенно выделяясь из общего мира русской культуры, но не порывая с ним, особая культура - региональная» [4, 89].
Одним из пластов региональной культуры является культура повседневности [5]. Повседневность - это наиболее близкий к природности человека пласт бытия. Она наиболее насыщена жизнеобеспеченностью, то есть традиционными компонентами. Повседневность - это формы и смыслы, которые противостоят нежизнеспособным формам и смыслам жизни. Повседневность может противостоять официальным, политическим, экономическим новациям государства или внешних силовых структур.
Культура повседневности представляет собой образ жизни и мышления людей данной социальной общности и исторической эпохи и складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, ставших коллективным достоянием этноса в целом на определенном этапе его исторического развития.
Все этнические функции культуры, в сущности, служат одной важнейшей цели - психологической защите индивида; они дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. При столкновении с какой-либо опасностью этнос прежде всего старается вписать ее в уже существующую картину мира, часто не замечая имеющиеся между ними несоответствия, что связано с высокой устойчивостью этнической картины мира. Только когда реальность слишком явно не вписывается в эту картину, традиционное сознание этноса начинает распадаться. Это означает, что этносу нужно сформировать новую картину мира, сохраняя в неприкосновенности центральную зону культуры. Будучи не в силах изменить мир, этнос меняет себя. Начинается период своеобразной «культурной смуты», которая представляет собой не что иное, как кризис самоидентификации. Этносу нужно по-новому истолковать факты реальности, приписать им новый взгляд на себя - это позволяет со-
хранить необходимый для этнической культуры и выполнения ее защитной функции баланс хорошего и плохого в картине мира. Затем вокруг этих ключевых объектов реорганизуются и все другие объекты реальности.
На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия (географическая среда - климат, рельеф, флора, фауна и т.п.), мировоззрение этноса, а также его психический склад. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс специфических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число специфических этнических элементов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.
Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс формирования оценочных суждений развертывается в человеческом сознании постепенно и завершается появлением этнокультурных эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде традиционно-бытовых элементов культуры
- ритуалов, обычаев, традиций, обрядов, мифологии, стереотипов и оценок.
В любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образцов поведения. Причина появления этих стандартов в том, что человеку свойственно стремиться к экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения некоторых вопросов и проблем. Такой способ действия намного облегчает ему жизнь, поэтому подобных программ поведения может быть довольно много.
Уровень повседневности наиболее тесно взаимодействует с природными факторами, и здесь нарушение экологического равновесия моментально обнаруживается.
Во-первых, на геоэкологическую ситуацию в регионе влияет и эмоциональная жизнь людей как элемент культуры повседневности, что выражается в первую очередь в существующей у людей шкале ценностей. Что обладает наивысшей ценностью? В каких формах жизненного уклада (вещи, жилище, ритуалы, праздники, зрелища и т.д.) и мышления являет себя данная шкала ценностей?
Во-вторых, это представления о добре и зле. Какие мысли, чувства, слова, поступки расцениваются как этические, а какие лишены этого статуса?
В-третьих, эстетические представления. Каковы критерии «прекрасного» и «уродливого»?
Развиваемый подход близок к взглядам С.М. Мягкова [6]. Т.И. Герасименко их характеризует так [1, 46]: духовная культура состоит из центральной зоны, или ядра (содержит основные ценности, верования, указания способов жизнедеятельности, т.е. концепцию общества и его целей), картиныI мира (восприятие себя и окружающей среды и упорядоченность взаимодействия этноса с ней) и традиций (механизма действия культуры). Все эти элементы отражаются в менталитете, идеологии, национальном характере.
Чтобы оценить отношение к природе в традиционной культуре этноса, необходимо
выявить эти отношения. Насколько нам известно, в литературе так вопрос не ставился, и это создает трудности в анализе. Отсюда последующей задачей исследования может являться установление элементов в традиционной культуре этноса, характеризующих его отношение к природе, хотя бы в первом приближении, и их оценка. Необходимо также постараться учесть и то, что меняются обстоятельства и люди - их менталитет, система ценностей, глубина понимания происходящего. В решении этого вопроса существенную роль могут сыграть результаты анкетирования населения. Возможный вариант такой анкеты предложен ниже.
Цель анкетирования: анализ влияния социокультурных и демографических характеристик сельского населения на его экологическое сознание и поведение.
Задачи анкетирования:
- выявление значимости экологических проблем для сельского населения;
- выявление негативных явлений в экологическом поведении сельского населения;
- выявление влияния национальной принадлежности на экологическое поведение сельчан;
- выявление влияния уровня образования сельчан на их экологическое поведение;
- выявление влияния конфессиональной принадлежности сельчан на их экологическое поведение;
- выявление влияния социального статуса и материального положения сельчан на их экологическое поведение;
- выявление влияния демографических характеристик сельчан на их экологическое поведение.
Инструментарий: анкета из 18 вопросов и 119 позиций.
В анкете 3 блока вопросов:
1 блок. Определение значимости экологических проблем в совокупности актуальных проблем для населения (1 вопрос).
2 блок. Отношение населения к окружающей среде (2-11 вопросы).
3 блок. Паспортичка (12-18 вопросы). Через эти вопросы как раз и выясняется влияние социокультурных факторов на экологическое поведение сельчан.
АНКЕТА
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и варианты ответа на него. Обведите кружочком цифровой код ответа, который соответствует вашему мнению. Если вы не нашли подходящего ответа на предложенный вопрос, то напишите свой вариант (место для этого предусмотрено в анкете).
Вопросы № ответов п/п Варианты ответов
1 2 3
1. Какие потенциальные опасения и страхи вас тревожат более всего ? 1. Терроризм
2. Рост преступности
3. Наркомания
4. Угроза безработицы
5. Увеличение численности нерусского населения в области
6. Экономический кризис
7. Экологическая и радиационная безопасность
8. Рост тарифов на ЖКХ
9. Затрудняюсь ответить
10. Другое, что именно, напишите
11. Затрудняюсь ответить
2. Нравится ли вам окружающая вас природа? 12. Да
13. Скорее всего да
14. Скорее всего нет
15. Нет
16. Затрудняюсь ответить
3. Есть ли в вашей местности какие-либо ограничения на сруб деревьев, на скос трав? 17. Да (на какие именно, напишите)
18. Нет
19. Затрудняюсь ответить
4. Как долго в вашем селе используются одни и те же пахотные угодья? 20. В течение одного года
21. В течение нескольких лет
22. Постоянно
23. Затрудняюсь ответить
5. Где находятся пастбища для выпаса скота в вашем селе? 24. На берегу реки (озера)
25. В специально отведенных местах
26. Скот пасут в любых местах
27. Другое (что именн о, напишите)
28. Затрудняюсь ответить
6. Как вы относитесь к выпасу скота на берегу реки (озера)? 29. Отрицательно
30. Мне все равно
31. Положительно
32. Другое (что именн о, напишите)
33. Затрудняюсь ответить
7. Приходилось ли вам разжигать костер в лесу? 34. Я часто это делаю
35. Редко это делаю
36. Никогда этого не делаю
37. Другое, что именно, напишите
8. Откуда вы получаете питьевую воду? 38. Вода проведена в дом
39. Воду беру из колодца
40. Воду беру из колонки на улице
41. Воду беру из реки
42. Другое, что именно, напишите
Продолжение анкеты
1 2 3
9. Если вам приходилось рыбачить, то каким инвентарем или способом вы это делали? 1. Удочкой
2. Спиннингом
3. Сетью
4. Глушением рыбы (динамитом)
5. Другим способом (каким именно, напишите)
10. Оцените состояние экологии в вашем районе: 6. Отличное
7. Хорошее
8. Удовлетворительное
9. Неудовлетворительное
10. Затрудняюсь ответить
11. Что вас беспокоит в состоянии окружающей среды? (Пожалуйста, напишите) ГО тТ 5555
12. Ваш пол 57. Мужской
58. Женский
13. Ваш возраст 59. До 20 лет
60. 21-30 лет
61. 31-40 лет
62. 41-50 лет
63. 51-60 лет
64. 61 год и старше
14.К какой национальности вы себя относите? 65. (укажите)
15. Если вы верующий, какую религию исповедуете? 66. (укажите)
16. Ваш род занятий 67. Рабочий
68. Фермер
69. Служащий
70. Учащийся
71. Менеджер, предприниматель
72. Домохозяйка
73. Неработающий
74. Пенсионер
75. Другое (укажите)
17. Образование 76. Неполное среднее и ниже
77. Общее среднее
78. Среднее специальное
79. Высшее
18. В каком населенном пункте вы проживаете? 80. (укажите название, район)
Благодарим вас за участие в опросе!
Список использованной литературы:
1. Герасименко, Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. Монография [Текст] / Т.И. Герасименко. - СПб.: б.и., 2005. - 235 с.
2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
3. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) [Текст] / Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
4. Мурзина, И.Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования [Текст] / И.Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - №29. - С. 86-96.
5. Бродель, Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное [Текст]. Пер. с фр. / Ф. Бродель - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
6. Мягков, С.М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития [Текст] / С.М. Мягков. - М.: НИиПИ экологии города, 2001. - 190 с.
Статья поступила в редакцию 28.05.07