ФИНАНСЫ. РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
М. А. Бундин, Е. М. Гутцайт, А. М. Марьясин
Анкетирование как инструмент оценки состояния рынка аудиторских услуг
Аннотация
В статье рассматривается проведение первого крупномасштабного анкетного обследования российского рынка аудиторских услуг в 2016 году и анализируются его результаты. Приводится ряд полученных сведений об этом рынке, в частности о ряде аспектов деловой активности на нем. Исследуются некоторые «подводные камни» на пути анкетных обследований рынка аудиторских услуг. Даются рекомендации по улучшению подобных обследований рынка аудиторских услуг в будущем. Обсуждаются достоинства, недостатки и место таких анкетных обследований среди других инструментов аудиторской статистики.
Ключевые слова:
анкетное обследование, аудиторская организация, аудиторская статистика, деловая активность, индивидуальный аудитор, рынок аудиторских услуг, субъект рынка аудиторских услуг
JEL: M42
Анкетные обследования в нашей стране весьма распространены. Не обходили они стороной и рынок аудиторских услуг (РАУ), принося порой интересную информацию. Так, например, в одном опросе руководителей аудиторских организаций (АО) Сибири выяснилось, что по их оценке более 90 % пользователей не заинтересованы в проведении обязательного аудита [1, с. 78]. Но в 2016 г. было осуществлено первое крупномасштабное анкетное обследование РАУ в нашей стране — анкета рассылалась всем субъектам рынка1 и охватывала разнообразные стороны их деятельности. Оно было нацелено на исследование различных аспектов деловой активности на рынке, но принесло и много другой ценной информации о РАУ. Такие обследования, по нашему мнению, необходимо рассматривать как еще один инструмент аудиторской статистики — наряду с формой № 2-аудит2, ежегодными статистическими материалами Минфина России3 и др. В данной статье будут описаны проведение рассматриваемого анкетного обследования, данные анкетирования (ДАН) и некоторые результаты их обработки, предложения по его совершенствованию в будущем и (пунктиром) как должна выглядеть аудиторская статистика в нашей стране после появления и использования на постоянной основе этого инструмента.
1 Субъекты РАУ включают в себя аудиторские организации (АО) и индивидуальных аудиторов (ИА). Наемные аудиторы в это понятие не включаются, поскольку непосредственно на РАУ не выходят (на рынок выходят нанимающие их АО).
2 Форма федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности». Утверждена приказом Росстата от 23 ноября 2016 г № 740.
3 См., напр. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации (http://www.minfin.ru/ ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/).
Финансы. Рынок аудиторских услуг
КАК ПРОВОДИЛОСЬ АНКЕТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Анкетные обследования вошли в отечественную науку и практику в значительной степени как инструмент исследования различных рынков, в том числе и отраслевых, к которым относится и РАУ (подробнее об отраслевом характере РАУ см. [2, с. 56-57, 103-104]). Поэтому рассматриваемое анкетное обследование опиралось на уже оправдавшие себя приемы; другое дело, что задаваемые в анкете вопросы носили, конечно, сильный отпечаток аудиторской специфики. Опросный лист анкеты состоял из десяти таблиц, включающих 95 вопросов. Описание анкеты и ее компьютерной обработки дано в [3, с. 4]. Здесь приведем для примера одну таблицу анкеты; она показывает, в частности, характер задаваемых вопросов и то обстоятельство, что ответы на них не ставят респондентов в трудное положение и не отнимают у них много времени.
Таблица 1
Затраты и прибыль организации (индивидуального аудитора)
№ строки Наименование показателя Тенденции изменения
В 2016 г. по сравнению с 2015 г. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. (ожидания)
Увеличение Без изменений Уменьшение Увеличение Без изменений Уменьшение
43 Затраты, всего
44 Затраты на оказание аудиторских услуг
45 Затраты на оказание консультационных услуг
46 Затраты на оказание прочих услуг
47 Прибыль, всего
48 Прибыль от оказания аудиторских услуг
49 Прибыль от оказания консультационных услуг
50 Прибыль от оказания прочих услуг
Примечание: по строкам 43-50 знаком «Х» отмечаются ответы по одному варианту для каждого из двух блоков. Источник: анкета Минфина России.
Для того чтобы лучше обрабатывать содержательные блоки анкеты, сначала был введен вспомогательный блок, а именно блок статистики ответов субъектов РАУ, основу которого составляет табл. 2. Алгоритмы получения показателей в ней, как и в других последующих таблицах статьи, для удобства работы фигурируют в самой таблице (в графе 1).
Таблица 2
Статистика ответов субъектов РАУ
Показатели ИА АО Всего по РАУ(ИА плюс АО)
малые средние крупные всего
1 2 3 4 5 6 7
1. Число субъектов РАУ, ед.* 713 4068 320 53 4441 5154
2. Доля их на РАУ, % (стр. 1 гр. 2, 3, 4,5, 6 : стр. 1 гр. 7) 13,8 79,0 6,2 1,0 86,2 100,0
3. Число субъектов РАУ в ответах, ед. (см. ДА) 176 1296 88 29 1413 1589
4. Доля их в ответах, % (стр. 3 гр. 2, 3, 4, 5, 6 : стр. 3 гр. 7) 11,1 81,6 5,5 1,8 88,9 100,0
5. Доля выборки в ответах Дв (относительно всего РАУ), % (стр. 3 : стр. 1) 24,7 31,9 27,5 54,7 31,8 30,8
Примечание: * число субъектов РАУ в стр. 1 взято из «Основных показателей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г.» (http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_selfregulation/). Источник: составлено авторами.