коротко о новых МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 372.3+159.9.072
В. А. Худик
анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию
введение. Вопросы инклюзивного образования широко обсуждаются в средствах массовой информации, являются предметом научно-прикладных дискуссий ученых и педагогов-практиков, интересуют родителей, чьи дети обнаруживают проблемы физического и психического здоровья, и нуждаются в клинико-психологи-ческом и социально-педагогическом сопровождении на различных этапах развития, обучения и воспитания в образовательных организациях как общего, так и специального профиля.
В этой связи важным является то, насколько те или иные социальные институты готовы к реализации задач инклюзивного образования? В частности, готовы ли педагоги дошкольных образовательных организаций, начальной школы, которые ранее занимались обучением и воспитанием здоровых детей, на соответствующем профессиональном уровне оказывать образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
Социальные исследования в области образования должны предшествовать реализации каких-либо изменений в сфере услуг для обучающихся, выявить то насколько подготовлена не только образовательная среда, но и сами субъекты этой образовательной среды к изменениям в обучении и воспитании, в том числе и при реализации концепции инклюзивного обучения лиц с ОВЗ. Это касается образовательной среды различного уровня — от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.
Разработка социальных методов исследования — важная задача научно-эмпирического метода в анализе происходящих перемен, в том числе и в сфере образования.
методический аспект разработки анкеты-вопросника. Предлагаемая анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию позволит выявить степень готовности педагогов к реализации образовательных задач, проанали-
зировать существующие проблемы в педагогическом коллективе, оптимизировать условия обучения и воспитания лиц с ОВЗ, наметить пути повышения квалификации педагогов в вопросах коррекцион-ной педагогики и специальной психологии, социальной педагогики.
Проектирование анкеты-вопросника предполагало получение структуры составляющих компонентов профессионализации педагогов, занятых в сфере инклюзивного образования. Блоки вопросов в определенной степени взаимосвязаны и могут коррелировать с точки зрения исследуемых детерминант, то есть изучаемых рефлексивных оценок (рис. 1). Выделенные блоки вопросов имеют логико-прогностическую тенден-
цию, что позволяет исследователю добавлять необходимые дополнительные вопросы:
1) рефлексивная оценка инклюзивного образования (вопросы № 1-3);
2) рефлексивная оценка соматического и психического состояния воспитанников (вопросы № 5, 8, 12);
3) оценка подготовленности и психологической готовности педагога к работе с детьми в группе инклюзивного образования (вопросы № 4, 6-7);
4) мотивированность педагогов на повышение квалификации и применение новых технологий обучения в группе комбинированной направленности, реализующей программу инклюзивного образования (вопросы № 9-11).
Рис. 1. Проективная направленность блоков вопросов анкеты для изучения готовности педагогов к реализации инклюзивного образовани
Представленные блоки весьма условны и могут быть дополнены исследователями в соответствии с поставленными задачами.
Поскольку в основе концепции создания анкеты-вопросника — получение рефлексивной оценки, то и проектирование стимульного материала было направлено на возможный выбор предложенных вариантов ответа на конкретно поставленный вопрос. Предполагается как выбор, так и дополнение «своих» вариантов ответа.
Стимульный материал анкеты-вопросника.
Инструкция. Уважаемые коллеги! Внедрение в педагогическую практику программ инклюзивного образования (совместного воспитания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) и продвижение здоро-вьесберегающих технологий, с одной стороны, актуально в свете гуманистического подхода, с другой, — вызывает массу противоречий. В связи с этим, мы проводим небольшое анкетное исследование. Ответы на вопросы помогут оптимизировать учебную и воспитательную среду дошкольной образовательной организации, изучить проблемы инклюзивного образования и здоровьесбереже-ния воспитанников.
Отвечая на вопросы, выберите наиболее приемлемый вариант ответа и подчеркните. Если у Вас имеются дополнения, то Вы можете их дописать в соответствующей графе.
Вопросы анкеты:
1. Мои представления об инклюзивном образовании в ДОУ
а) хорошо понимаю и уясняю особенности инклюзивного образования;
б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;
в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.
2. Мое отношение к инклюзивному образованию:
а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;
б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;
в) не имею четкой позиции в отношении инклюзивного образования;
г) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования;
д) не могу ответить определенно.
3. Мое отношение к комплектованию групп детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития:
а) считаю, что группы детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;
б) не исключаю возможности совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ2, но придерживаюсь идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья воспитанников;
1 ДОУ — дошкольное образовательное учреждение
2 ОВЗ — ограниченные возможности здоровья
в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием;
г) не могу ответить определенно.
4. Моя готовность к работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:
а) владею методами и приемами работы с детьми, обнаруживающими ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей;
б) имею ограниченные навыки работы с детьми, обнаруживающими ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;
в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив здоровых детей;
г) не могу ответить определенно.
5. Мои представления о соматическом и психическом состоянии детей с ОВЗ:
а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
в) слабо ориентируюсь в знаниях об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
г) фактически не имею какие-либо представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
д) не могу ответить определенно.
6. Владение программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:
а) владею программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
б) владею лишь некоторыми приемами и программами в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
в) не владею программами в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
г) не могу ответить определенно.
7. Обучение и самообразование по программам в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:
а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
в) не занимаюсь самообразованием и не интересуюсь программами по работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности;
г) не могу ответить определенно.
8. Влияние присутствия детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности:
а) никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на здоровых де-
тей в условиях группы комбинированной направленности нет;
б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности в плане развития у здоровых детей эмпа-тии, толерантности и пр.
в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на здоровых детей в условиях группы комбинированной направленности в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ;
г) не могу ответить определенно.
9. Мотивация повышения квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ:
а) нет необходимости повышать квалификацию;
б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и кор-рекционной психологии;
в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии;
г) получение квалификации по коррекционной педагогике и коррек-ционной психологии позволит эффективно работать в группах детей комбинированной направленности;
д) не могу ответить определенно.
10. Какую форму повышения квалификации Вы считаете эффективной:
а) получение дополнительного образования по соответствующей специальности;
б) обучение на курсах повышение квалификации;
в) обмен опытом;
г) нет эффективных форм повышения квалификации;
д) не могут ответить определенно.
11. Использование инновационных технологий в работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях группы комбинированной направленности:
а) широко использую инновационные игровые, здоровьесбере-гающие технологии;
б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;
в) не считаю возможным использование инновационных технологий, в том числе и компьютерных, поскольку это вредит здоровью детей;
г) не могут ответить определенно.
12. Готовность к взаимодействию со специалистами клинико-психологи-ческого и социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
а) выражаю полную готовность к взаимодействию;
б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами;
в) нет необходимости в таком взаимодействии;
г) не могут ответить определенно.
13. Стаж педагогической деятельности в ДОУ (укажите, пожалуйста, количество лет):___
Благодарим за участие!
Программа обработки и интерпретации результатов анкетирования. Обработка результатов анкетирования осуществляется с помощью про-
граммы Microsoft Office Excel 2003 (и следующих версий), куда вносятся данные по каждому вопросу анкеты, что позволяет выполнять вычисления, анализировать количественные характеристики по тому или иному варианту выбора ответа и по вопросу в целом, а также интерпретировать прогностические тенденции в корреляционной зависимости между различными переменными, в частности, по «стажу работы», «готовности к реализации инклюзивных программ» или «обучению на курсах повышения квалификации».
Выводы. Настоящая анкета была апробирована в исследовании педагогов дошкольного образовательного учреждения № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, где реализуется концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ, в частности, детей общим недоразвитием речи. Было отмечено, что с помощью анкеты-вопросника оперативно собран
материал о готовности педагогов ДОУ к реализации программы инклюзивного образования в группах комбинированной направленности, что легло в основу планирования дальнейших мероприятий по совершенствованию уровня профессионализма воспитателей посредством курсов повышения квалификации по дисциплинам коррекционной педагогики и специальной психологии, социальной педагогики и др., а также посредством обмена опытом и взаимодействия с другими специалистами — логопедом, специальным психологом, врачом и др.
Анкета не перегружена информативным материалом и легко может быть использована в качестве мониторинга профессиональных тенденций дошкольной образовательной организации, реализующей программы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Худик В. А., Тельнюк И. В., Со- ми дошкольной образовательной сре-рокина О. Ю. Готовность к принятию ды // Коррекционно-педагогическое инклюзивного образования субъекта- образование. 2015. № 1. С. 33-43.
REFERENCES
1. Khudik V. A., Telnyuk I. V., subjects // Correctional pedagogical Sorokina O. Yu. Gotovnost to education journal. 2015. №. 1. P. 33-43. acceptance of inclusive formation of the
preschool educational environment by Поступила 26.05.2014г.