- Культурология -АНГЛИЙСКИЙ ДЕНДИ XIX ВЕКА: КТО ОН? А.А. Абрамова, студент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10699
Аннотация. В статье автор представляет подробную характеристику образа английского денди XIX века с учётом специфических особенностей поведения и внешнего вида. В работе выделены основные качества и характерные черты представителя дендизма. Автор раскрывает основное содержание и представляет подробную характеристику определения «денди». Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что денди - результат соединения внешнего образа с внутренним состоянием. Ключевые слова: денди, дендизм, мода, культура, культурное явление, внешний вид.
Некоторые, давая характеристику денди, говорят только об элегантности, только об искрометном остроумии, о внешнем виде, но дендизм, в конечном счете, характеризуется эффектом гармонии внешнего вида и манеры. Французы называют такой эффект «нечто неуловимое», а Вальтер Беньямин, немецкий философ и теоретик культуры, в своем трактате «Шарль Бодлер», писал: «денди - это творение англичан» [1, р. 96].
Актуальность изучения такого культурного явления как английский денди заключается в том, что в современном обществе отчасти утрачено понимание этого уникального феномена культуры, получившего наивысший расцвет в Англии в XIX веке, который называется также «золотым веком дендизма» [2, с. 18].
Цель работы - выделить характерные черты и особенности внешнего и внутреннего облика денди в Англии в первой половине XIX века.
В рамках выполненного исследования решены следующие задачи:
1. Рассмотреть отличительные черты внешнего вида представителя дендизма.
2. Дать характеристику образа денди с учетом специфических особенностей его внешности, поведения, образа мыслей.
Зарождения дендизма в Англии относится к рубежу XVIII - XIX веков. Во-первых, в это время Лондон расцветает как столица моды, развивается портновское ремесло, во-вторых, происходит демокра-
тизация общества - дендизм появляется преимущественно в переходные эпохи, когда демократия еще не достигла подлинного могущества, а аристократия лишь отчасти утратила достоинство и почву под ногами [3, с. 13], и, в-третьих, свое влияние оказывает европейский романтизм на эстетику в проявлении индивидуальной свободы личности [2, с. 55].
Появление определения «дендизм» происходит позднее, уже после возникновения этого культурного явления в Европе в XVIII веке.
Сама этимология слова не определена и на сегодняшний день. В словесный обиход «дендизм» начинает входить лишь в начале XIX века после письма Байрона в 1813 году к Томасу Муру, в котором он писал клубный бал: «Сезон только что завершился балом денди», который господин Джефферсон называет «известным денди-балом, где Байрон был одним из денди» [4, р. 81-83].
Дендизм - сложное, неоднозначное явление, основателем которого считается Джордж Брайан Браммелл. В разгар популярности, с 1799 по 1810 год, Браммелл, сын мелкого дворянина, значительно влиял на внешний облик, поведение британской аристократии. Биограф Браммелла Капитан Джесси так описывал первого денди: «Его внешность, хотя и не отличалась, была грациозной, и его лицо было разумным. Он одевался превосходно, он разговаривал с тонкостью наблюдения и
ловкостью языка, едва ли менее редкой, чем остроумие, и еще более захватывающей среди измученных умов и моды» [5].
Следы влияния Браммелла сохранились и остались осязаемы по сей день, особенно в истории мужской моды.
Одним из самых первых нововведений, соответствовавших будущим традициям дендизма, являлось соблюдение гигиенических норм и стандартов, которые были не совсем привычны в обществе начала XIX века. Каждодневная смена ночных сорочек, приём ванной по утрам и причесанные, аккуратно постриженные волосы на голове. При первом впечатлении все это говорило об ухоженности и опрятности человека [2, с. 58].
Браммелл не видел ничего более великого, кроме своего портного - ничего, достойного уважения, среди человеческих искусств, кроме искусства вырезания фрака -и ничего не пригодного для обеспечения человеческой славы, кроме власти создать и завещать новую моду [6, р. 84]. Из чего следовало следующе новшество: идеальный покрой фрака, о котором в последствии отзывались с восхищением его современники. Джордж Брайан Браммелл был первым, кто установил моду на брюки в мире Бонд-Стрит. Его называют «крёстным отцом» современных жилетов [7, с. 189].
«Шейный платок Браммелла» быстро стал предметом восхищения английского Бо-Монда. У него был собственный способ завязывания его на шее, о котором ходили легенды. Так, Браммелл был настолько строг к своему шейному платку, что если он не мог добиться совершенства формы узла, то платок мгновенно отбрасывался в сторону [6, р. 62].
Истинные денди использовали маленькие хитрости для достижения полного идеала во внешнем виде. Так, под костюм надевался корсет «Аполлон», укрепленный китовым усом, благодаря которому фигура денди выглядела не только идеальнее, но и мужественнее [6, р. 32]. А чтобы на шейном платке не было лишних складок, его немного накрахмаливали [6, р. 62].
Ансамбль завершали начищенные до блеска гессенские сапоги. Легенда гласит,
что Браммелл натирал их шампанским, в которых должны были отражаться белые перчатки [2, с. 58]. Первый денди был так же критичен к одежде других, как и сам к себе. Однажды он шел по улице Сент-Джеймс рядом с молодым дворянином, которого он снисходил, чтобы покровительствовать. Бо вдруг спросил его: «Как называются эти вещи на ногах?» - "Ботинки" - "Ботинки ли они? " - с сомнением сказал Браммелл и наклонился посмотреть на них, - «Я думал, что это были тапочки» [5].
Тщательный подбор мелочей и аксессуаров окончательно закреплял впечатление уникальности при знакомстве с денди. Об это может свидетельствовать, например, табакерка, которую он демонстрировал публично. Его табакерки были многочисленны и дороги. Но, даже открывая табакерку, у него был свой стиль: он всегда открывал одной, левой рукой[5]. Примечательным было и то, что перед тем, как надеть перчатки, Браммелл смачивал их водой, чтобы они безукоризненно приняли форму руки, без единой складки [8, с. 395].
Если рассматривать денди только с точки зрения одежды, то можно сказать, что это человек, решивший довести до предела изысканный костюм, подчинить его абсолютно строгой логике. Идея состоит в том, что эффекты любой формы должны быть продуманы, что одежда - не готовая вещь, но объект обработки [8, с. 395]. Но педантичная тщательность тоже не приветствовалась в обществе денди. Недопустимым считалось появиться на людях в новеньком, с иголочки, костюме. Опытные денди порой предварительно чистили его мелким песком, чтобы придать ткани несколько потертый вид, а иногда давали разнашивать новый фрак слуге [2, с. 20].
Покончив со стилем мужчин-франтов предшествующего века, с белилами, которые макарони накладывали на лицо, с их напудренными париками и цветастыми нарядами, Браммелл носил темные костюмы, искусно повязанный белый шейный платок и жилет. Без Браммелла не было бы костюма, мужского, ни женского.
Но стать денди было невозможно, зная только несколько из этих секретов. Денди
отличался именно тем, что модный костюм - лишь один из элементов его индивидуального стиля.
Итак, вот качества, составляющие образ денди, ранжированные по степени важности:
Во-первых, физическое различие. Невозможно быть элегантным, не будучи высоким, стройным и красивым, или не обладая хотя бы одной из этих характеристик в высокой степени, оставаясь, по крайней мере, средним в двух других. Джордж Браммелл конечно, обладал всеми тремя качествами в высшей степени. «Чтобы выглядеть хорошо одетым, нужно быть худым и высоким», писал Мейсон Кули, широко известный американский филолог-афорист.
Конечно, одним из важнейший качеств является элегантность, которая определяется стандартами эпохи денди. «Независимость, уверенность, оригинальность, самообладание и утонченность [денди] должны быть видны в разрезе его одежды»
[9, р. 20].
Не менее важны для истинного денди свойства самообладания и самоуверенности. Барбе д'Оревильи писал о непоколебимой решимости денди оставаться неподвижным, в то время как Бодлер говорит, что если денди будет страдать от боли, он «продолжит улыбаться» [3, с. 13]. «Умей управлять собой, и ты сможешь управлять всем миром» [10, р. 188]. В то время как самообладание - это внутренняя практика контроля эмоций человека вообще, самоуверенность - это то, как оно выражается у денди.
Для представителя дендизма характерна крайняя степень индивидуализма. «Другие люди довольно ужасны. Единственно возможное общество - это он сам» [11, с. 450]. «Сопротивляться всему, что может
быть подходящим для пошлого, но неподходящего для денди» [9, p. 20].
Денди - это «человек возрождения», об этом с самых первых страниц утверждает Лорд Бульвер-Литтон, чей трактат рассматривали как пособие по практике дендизма: «полноценный джентльмен... должен хорошо одеваться, хорошо танцевать, хорошо фехтовать, обладать гениальностью для любовных писем и приятным голосом для камерного зала»[10, p. 2].
Истинный денди в принципе не мог покупать себе одежду [8, с. 213]. Лозунгом Браммелла был пошив на заказ, он и поныне остается сутью английской моды [7, с. 197].
Негласно существовала квинтэссенция светского поведения денди - три знаменитых правила: «Ничему не удивляться»; «Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью»; «Удаляться, как только достигнуто впечатление» [2, с. 19].
В конце концов, нет кодекса дендизма, как пишет Барбе д'Оревильи. «Если бы это было так, любой мог бы быть денди» [13, с. 49].
Из выше описанных принципов поведения денди можно прийти к заключению, что дендизм предстает перед нами как целостное мировоззрение с определенным жизненным укладом и манерой поведения. Внешний облик истинного денди, его действия, всегда должны соответствовать его мыслям и характеру. Денди - результат соединения внешнего образа с внутренним состоянием.
Такое явление в культуре как дендизм намного шире, чем просто изящество и изысканность во внешнем облике и поведении человека и является интересным объектом для изучения. Магия дендизма заключается во взаимодействии между темпераментом денди и его внешним ви-
дом.
Библиографический список
1. Walter B. Charles Baudelaire: A Lyric Poet in the Era of High Capitalism. Translated by Harry Zohn, London, 1997.
2. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2005.
3. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
4. Notes and Queries of 29 July, 8th Series.1893.
5. Blackwood's Edinburgh Magazine, Volume 55, London, http://www.dandyism.net/beau-brummell/ (Дата обращения 27.03.2019)
1844. URL:
6. Jesse W. The life of George Brummell, Esq. In 2 volumes. London, 1844.
7. Ганн Т., Эйда К. Библия моды, М., 2014.
8. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Зенкина. М, 2003.
9. Moers E. Dandy: Brummell to Beerbohm. London, 1960.
10. Lytton Bulwer E. Pelham; or, Adventures of a Gentleman. London, 1828.
11. Уайльд О. Избранное. М., 1986.
12. Барбе д'Оревильи. О дендизме и Джордже Браммелле М., 2000.
ENGLISH DANDY OF THE XIX TH CENTURY: WHO IS HE?
A.A. Abramova, student
Korolev Samara national research university
(Russia, Samara)
Abstract. In the article, the author presents a detailed description of the image of the English dandy of the XIX century, taking into account the specific characteristics of behavior and appearance. The paper highlights the main qualities and characteristics of a representative of dandyism. The author reveals the main content and presents a detailed description of the definition of "dandy". The theoretical analysis allows us to conclude that the dandy is the result of combining the external image with the internal state.
Keywords: dandy, dandyism, fashion, culture, cultural phenomenon, appearance.