Научная статья на тему 'Английская ветвь семьи Ивана Яковлевича Билибина'

Английская ветвь семьи Ивана Яковлевича Билибина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Билибин / Чемберс / журнальная графика / книжная графика. / Bilibin / Chembers / journal embracing / book embracing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Верижникова Татьяна Филипповна

Статья посвящена малоизвестным фактам и обстоятельствам жизни художника И. Я. Билибина и его семьи, а также анализу творчества Марии Чемберс-Билибиной, Владимира Чемберса, Александра Билибина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The english branch of I. Bilibin’s family

Thas article is devoted the little-known facts and circumstances of a life of painter Ivan Bilibin and his family. It is also viewed the creativity such members of the family as Mary Chembers-Bilibin, Vladimir Chembers, Aleхander Bilibin.

Текст научной работы на тему «Английская ветвь семьи Ивана Яковлевича Билибина»

т. Ф. Берижникова

Английская ветвь семьи Ивана Яковлевича Билибина

Статья посвящена малоизвестным фактам и обстоятельствам жизни художника И. Я. Билибина и его семьи, а также анализу творчества Марии Чемберс-Билибиной, Владимира Чемберса, Александра Билибина. Ключевые слова: Билибин; Чемберс; журнальная графика; книжная графика.

T. F. Verizhnikova The english branch of I. Bilibin's family

Thas article is devoted the little-known facts and circumstances of a life of painter Ivan Bilibin and his family. It is also viewed the creativity such members of the family as Mary Chembers-Bilibin, Vladimir Chembers, Alexander Bilibin.

Key words: Bilibin; Chembers; journal embracing; book embracing.

28 апреля 1902 г. Иван Яковлевич Билибин вступает в брак с Марией Яковлевной Чемберс (1874-1962) - «петербургской англичанкой» - так называли тогда жителей и уроженцев британской колонии в Санкт-Петербурге, отсчитывающей свое существование с начала XVIII в.

Исторический портрет семьи Чемберсов - дело будущих архивных изысканий.

Глава семьи Якоб Чемберс (род. в Лимерике, Ирландия) появляется в Санкт-Петербурге как горнорудный инженер, очевид-

но, в середине 60-х - начале 70-х гг. XIX в.1 Он был достаточно известен в среде «петербургских англичан»: в 1875 г. воспреем-ником первого сына Чемберса, Александра, был петербургский корреспондент "The Times", Георг-Уильям Добсон2. О Елизавете Чемберс, супруге Якоба Чемберса (девичья фамилия Паж), к сожалению, пока нет достаточных сведений, кроме того, что она родилась в Санкт-Петербурге.

Чемберсы имели четырех детей. Все они, кроме старшего сына, сохраняли британское подданство, и каждый из них вносил свою лепту во взаимодействие культур Англии и России. Первая мировая война и события 1917 г. оборвали привычную жизнь, и затем следы двух Чемберсов -Марии и Владимира виднеются в жизни русского зарубежья.

Первенец Чемберсов, Мария Чемберс-Билибина (1874-1962) -художница, иллюстратор детской книги. Получила образование в школе Общества поощрения художеств и в Тенишевской мастерской у И. Е. Репина. Мария Чемберс - одна из первых создателей особого стиля оформления детской книги в Петербурге начала ХХ в., талантливо и поэтично интерпретировавшая современную графику знаменитого английского мастера Чарльза Робинсона. Для издательства Кнебеля ею выполнены превосходные книги, среди них - «Стихи в картинках», во многом ставшие прообразом русской детской книги 1920-1930-х гг. К сожалению, работы «Мэри», как ее с любовью называли близкие знакомые, в области графики не были ни интенсивными, ни продолжительными. Семейные неурядицы и болезнь ребенка вырвали этого прекрасного и тонкого художника из петербургского искусства. Судьба Мэри Чемберс и ее детей связана с Англией. Архивные документы пока не позволяют осветить ее путь в Англии до 1962 г. - года смерти Марии Чемберс - петербургской художницы, принадлежавшей волне «новых мирискусников» и вносившей, может быть, наиболее тонкий и специфический аромат английской культуры книги в современную русскую графику.

Александр Чемберс - старший сын (род. 6 ноября 1875 г.). Окончил Ларинскую гимназию, затем Санкт-Петербургский

университет в 1900 г., юридический факультет, получив диплом I-й степени3. В 1900 был принят на службу в Государственную канцелярию4. Благодаря незаурядным способностям, совершил прекрасную карьеру от младшего до главного делопроизводителя по фабричному и горнозаводскому делу Присутствия, надворного советника, члена Совета по делам страхования рабочих - совершенно нового и передового для России начинания, обязанного своими законоположениями именно А. Чемберсу. Параллельно с этими трудами вел в качестве приват-доцента преподавание на юридическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Незауряден был вклад Александра Чемберса в развитие художественного образования - с 1913 г. он работает в совете Центрального училища технического рисования барона Штиглица и стремится к введению в учебный процесс современных методов обучения и оснащению его высококачественными в профессиональном смысле материалами.

Пребывание Александра Чемберса в России прослеживается до 1917 г., дальнейшая его судьба пока не выявлена автором.

Владимир Чемберс (1877-1934). Художник-график, иллюстратор и сценограф. Был широко известен как мастер журнальной графики (в основном «Журнал для всех») и политической карикатуры («Жупел» и «Адская почта»). Он был хорошо знаком и связан дружескими отношениями со многими деятелями объединения «Мир искусства», наиболее прочно с Александром Бенуа, в чьем доме часто бывали все Чемберсы. Графическую манеру Владимира Чемберса в карикатуре отличает выразительная гротескность, острая сатиричность, в книжной и журнальной - четкость линейной структуры, ассоциативная связь с образным литературным пластом (качество, тесно сближавшее петербургскую графику Владимира Чемберса с современными направлениями в английском искусстве «black & white»).

Оставил Владимир Чемберс яркий след и как художник театра: он принимал участие в оформлении спектаклей известного ультрасовременного петербургского театра-кабаре «Лукоморье»,

где, в частности, вместе с М. Добужинским создал спектакль «Падение дома Эшеров» по одноименному роману Эдгара По. С 1913 г. Владимир Чемберс сотрудник музея Училища барона Штиглица, а с 1915 - преподаватель Высших женских архитектурных курсов. Другая страница многогранной деятельности В. Чемберса - работа по систематизации частных коллекций, еще более сблизившая его с «Миром искусства» и Александром Бенуа, а также укрепившая связи с П. Д. Эттингером, консультировавшим художника по работе над собраниями рисунков и гравюр. В. Чемберс составляет каталоги и описания собраний графини Е. В. Шуваловой, Е. П. и М. С. Олив. Принципы каталогизации, использованным им, отличаются высоким научным профессионализмом и методикой, принятой современным западноевропейским музееведением. В годы Первой мировой войны (или сразу после) В. Чемберс уезжает в Англию, где продолжает работать как художник.

Артур Чемберс - младший из Чемберсов, но годы жизни, к сожалению, пока не удалось установить. Информация об Артуре Чем-берсе скудна, но весьма характерна и позволяет судить о его жизненной ориентации. Он вряд ли получил художественное образование или не был склонен к художествам, скорее, тяготел к экономической сфере. С 1915 г. он - главный управляющий конторы графини Воронцовой-Дашнковой, с 1916 г., к тому же, директор правления Товарищества сахарных заводов, а с 1917 г. - главный управляющий графини Шуваловой5. Артур Чемберс, тем не менее, определенным образом был связан с культурными начинаниями - как председатель Кружка верховой езды, объединявшего многих увлеченных этим видом спорта из аристократической и высшей чиновничьей среды6. После 1917 г. следы Артура Чемберса в Петербурге и России теряются.

Брак Билибина и Чемберс был, бесспорно, союзом искренней, взаимной любви и дружеской близости, основанной на общих профессиональных интересах и художественных идеях. В дальнейшем их жизненные пути разошлись, семейные узы разорвались, но были и первые годы неомраченного счастья, когда молодая Мэри Чем-берс-Билибина возникает пленительным олицетворением тонкой

и строгой красоты в старинных русских костюмах на фотографиях мужа, а влюбленный Иван Билибин пишет друзьям шутливые письма на плохом английском языке, подписывая их "your truly G. Bilibin" или "Yours truly John G. Bilibin" - «Ваш искренне Дж. Билибин»7 или «Ваш искренне Джон Я. Билибин»8.

В семье Билибина-Чемберс было два сына. Старший, Александр, родился 3 января 1903 г., младший, Иван - 13 декабря 1908 г. Но все определеннее обозначалась неизбежность разрыва. По возвращении в Россию, позднее, в 1936 г., Билибин, заполняя личный листок по учету кадров Академии художеств в Ленинграде на должность профессора графических искусств, укажет точную дату состоявшегося разрыва. «В Лондоне давно проживает моя первая жена с моими двумя взрослыми сыновьями. С нею я не живу с 1910 года и нахожусь в разводе.. .»9

Однако ответвление английской линии бывшей семьи Чем-берс-Билибина произошло лишь в 1914 г.10

Зимой 1913/1914 г. Александр, тогда ученик III Санкт-Петербургской гимназии, заболел скарлатиной (эпидемия в школе), получил осложнение на органы слуха и оглох. Врачи направляют Александра на консультацию к ведущему европейскому специалисту в этой области доктору Мермауду, чья клиника находилась в Лозанне.

В мае 1914 г. Мери Чемберс с двумя сыновьями и своей тетей Идой Паж (сестра матери) уезжает в Швейцарию, остается там на лето для продолжения курса лечения Александра в клинике. В Лозанне их застает Первая мировая война и лишает возможности вернуться в Россию прямым путем через Германию.

Мэри Чемберс и Ида Паж решают перебраться на какое-то время в Италию и переждать неожиданные трагические события вместе с семьей художника Тиморева, соученика и друга Мэри по Тенишев-ской мастерской, уже находившейся там. Сначала они остановились в Виареджио, затем перебрались во Флоренцию.

В начале 1915 г. Тиморевы решают попытаться преодолеть трудный путь в Россию через Грецию, Болгарию (тогда еще не вступившую в войну) и Румынию. Мэри Чемберс и Ида Паж с двумя малень-

кими детьми - Ивану еще нет семи лет, Александру - около двенадцати, но он все еще слаб и неизлечимо, как оказалось, глух, не рискуют следовать с ними и остаются во Флоренции еще на год.

Только в сентябре 1916 г. становится возможным принять решение о возвращении в Петроград единственным к тому времени, когда уже почти вся Европа была вовлечена в войну, более или менее безопасным путем через Францию, Британию, Норвегию, Швецию и Финляндию. По правилам, принятым союзными странами на время военных действий, необходимо было или следовать всю дорогу без остановок, или, если пользоваться остановкой в выбранных пунктах, то оставаться там в течение восьми дней. Мэри Чемберс с детьми и Паж выбирают Париж и Лондон в качестве таких восьмидневных остановок. По удивительному совпадению, на той же улице в Париже (Rue Cambon), где находился их отель (Hotel de Castile), располагалась консультация другой мировой знаменитости в области болезней органов слуха - доктора Мара-жа (Marage). После обследования Александра врач объявил, что, хотя невозможно восстановить слух мальчика до такой степени, чтобы он воспринимал человеческую речь, но есть обоснованная надежда частично вернуть слышимость звуков и даже музыки (хоть и ограниченно). Но для этого потребуется четыре месяца. Для прохождения курса лечения был разрешено остаться в Париже, и уже после его завершения, в январе 1917 г. эта маленькая группа бывших петербуржцев отплывает из Гавра в Саутхэмптон, по наиболее безопасному от немецких субмарин пути в Англию (проведя целый день в Гавре, что также требовалось по законам военного времени).

Из Саутхэмптона путешественники добираются до Лондона, где намереваются пробыть положенные восемь дней, чтобы далее следовать морским путем через северные страны в Россию. Но вскоре получают телеграмму от брата Мэри Чемберс (есть все основания предполагать по уровню знакомства - Александра) с просьбой дождаться в Лондоне его друга, дипломата князя Аргутин-ского, следующего из России в Париж, чтобы занять должность в русском посольстве. Мэри Чемберс и Иде Паж как британским

подданным было разрешено задержаться (естественно, и детям, несмотря на их русские паспорта11). Затем грянула Февральская революция, далее - Октябрьская, и Мэри Чемберс с сыновьями Билиби-ными осталась в Англии навсегда.

Так завершилась вынужденная одиссея, начатая в далеком предвоенном и предреволюционном мае 1914 г. в Санкт-Петербурге.

Жизнь братьев Билибиных реализовалась в Англии, и судьбы их сложились по-разному.

Александр Иванович Билибин (1903-1972). В 1917 г. Александру было четырнадцать лет, и встал насущнейший вопрос о его образовании. В годы скитаний с глухим мальчиком занималась Мэри Чемберс, в основном, английским (он хорошо знал его и до болезни) и русским языком. Сперва Александр обучался у священника мистера Джилби ^ИЬеу), специализировавшегося на обучении глухих, затем в 1918 г. поступил в частную Школу мира Инс-Джонса (Ince-Jones) для глухих мальчиков, в Спринг-Хилле, Нортгемптоне. Эта школа, находившаяся в уединенном загородном поместье, славилась своей системой обучения - здесь развивали умение читать по губам без помощи жестов, и знаковый «язык рук» был под запретом.

Александр закончил эту школу около 1922 г., превосходно освоив систему слышания по губам, причем одинаково хорошо на двух языках - английском и русском. Здесь, в Спринг-Хилле, получил он и достаточно широкие познания в традиционных для английских школ учебных программах: репутация образованного и культурного человека была у него до конца жизни.

В период учебы в Школе мира Инс-Джонса проявились и незаурядные художественные способности Александра. В 1923 г. он поступил в Центральную школу искусств и ремесел в Лондоне, а в 1924 - в Королевскую Академию художеств в Лондоне, где учился у Сиккерта.

Всю свою жизнь Александр Билибин сочетал работу высокопрофессионального художника театра и кино (он часто выполнял функции виртуозного живописца-исполнителя монументальных декораций на английских киностудиях в Пайпвуде, Твикенхеме и Эль-

стрее) и непосредственно творческую работу над станковыми произведениями (масло и акварель). К числу наиболее значительных фильмов, созданных при участии Александра, следует отнести два, вошедших в классику мирового кино: «Святая Жанна» (США, 1957) - кинематографическая версия пьесы Бернарда Шоу (сценарий Грэма Грина, режиссер Отто Премингер, оператор Джордж Пе-ринал, музыка Миши Сполянского, художник Роджер Фарс; в числе актеров - дебют Джин Сиберг, знаменитый Джон Гилгуд) и «Желтый роллс-ройс» (Великобритания, 1964; сценарист Теренс Ратти-ган, режиссер Антони Асквит, оператор Джек Хилдъярд, музыка Рица Ортолани, художник Винсент Корде; в числе актеров - Жанна Моро, Ингрид Бергман, Ален Делон, Омар Шериф).

Александр Билибин постоянно участвовал в выставках Королевской академии в Лондоне и в выставках Общества глухих артистов в Брюсселе. Он входил в «Королевское общество художников-акварелистов» и был пожизненным членом Художественного клуба в Челси.

Из года в год Александр писал монументальные занавесы, декорировавшие огромный орган в Альберт-Холле (Лондон) для традиционного Новогоднего бала (каждый раз эскиз занавеса поручался известному современному английскому художнику). Увеличенная во множество раз по отношению к эскизу, живопись создавалась Александром на полу ближайшего собора, за два дня до бала занавес собирали из отдельных фрагментов и монтировали перед органом в Альберт-Холле (старинная традиция прервалась в 1958 г. в связи с участившимися среди веселой двухтысячной толпы случаями вандализма).

В 1963 г. Александр Билибин женился на мисс Гвендолин Джервис, и в 1967 г. они перебрались в собственный дом в Хар-тинге, близ Лондона. В 1968 г. он перенес инсульт, в 1972 г. художника не стало.

Иван Иванович Билибин (1908-1993). Иван начал свое обучение в подготовительной школе в Лондоне, затем Харроу, затем - снова в Лондоне, следующая ступень - школа при соборе Св. Павла, где он награждается грантом на обучение в колледже

Св. Джона в Оксфорде. Там он получает классическое гуманитарное образование (1927-1931). После пяти лет журналистской практики газета «Дейли Экспресс» привлекает Ивана к участию в первых опытах по мониторингу лорда Бивербрука, происходивших в его поместье близ Лезерсхеде. В 1940 г. Иван Билибин поступает на мониторинговую службу в Би-Би-Си и продолжает работать здесь до выхода на пенсию в 1973 г.

Вместе со своими коллегами (первое поколение журналистов Би-Би-Си) Иван развивал возможности мониторинга и внес свой вклад в формирование достойной репутации этой системы.

В 1942 г. Иван женится на мисс Джин Стевенсон, одной из самых первых сотрудниц Би-Би-Си.

Иван Билибин был монархистом «с колыбели», как говорят англичане. В 1927 г., перед началом занятий в Оксфорде, он вступает в Младорусский союз в эмиграции, объединявший молодых русских эмигрантов, преданных монархическим идеям. Очень скоро Иван становится главой этой организации в Великобритании, в 1938 г. принимает функции представителя прессы Императорского дома России в изгнании в Великобритании. Начиная с 1948 г., поддерживает тесный контакт с великим князем Владимиром, выступая в роли политического советника и компетентного ассистента в составлении многих важных документов, включая «Обращение к моим компатриотам», опубликованное в газете «Россия» во времена Бориса Ельцина (январь 1991).

Ряд важных служб и поручений для Императорского дома России в изгнании за вершается работой в качестве секретаря, а затем - главы канцелярии великого князя Владимира.

В 1984-1985 гг. Иван Билибин публикует труд о законах наследования русского императорского трона. Эта книга, изданная на трех языках - русском, английском и французском - стала фундаментальным трудом в этой области.

В 1992 г. И. И. Билибину суждено было в возрасте 84 лет вернуться ненадолго в Санкт-Петербург (уже переставший быть Ленинградом), город, откуда его увезли шестилетним ребенком. Иван Билибин появляется в Санкт-Петербурге как глава канцелярии Им-

ператорского дома России на похоронах великого князя Владимира в Петропавловском соборе в свите великой княгини Марии, великой княжны Леониды и великого князя Георгия.

За заслуги Ивана Билибина перед Русским Императорским домом он был награжден орденом Андрея Первозванного.

Иван Билибин умер 9 августа 1993 г. Похоронная церемония состоялась в церкви Св. Джона в Рединге, где жил Иван Билибин с семьей, и была первой православной службой в этой церкви. На похоронах присутствовала великая княгиня Мария.

Английская ветвь петербургской семьи Билибина - Чем-берс, английские Билибины, безусловно, внесли значительный и своеобразный вклад в историю Англии и русско-английские культурные связи.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 В справочнике «Весь Петербург» за 1906 г. его супруга Елизавета Даниловна Чемберс значится как «жена горного инженера».

2 Выписка из метрической книги С.-Петербургской римско-католической приходской церкви Св. Екатерины о крещении за 1895 г. № 120 с приложением церковной печати 2.03.1896. «1875 г., 29 декабря окрещен Александр Георгий священником доминиканского ордена Фомою Курман со всеми обрядами таинства великобританских подданных Якова-Стефана Чемберсъ (Chambers) и Елисаветы-Марии, урожденной Паж, законных супругов сын, родившийся 6.11.75 г. Воспреемниками были Георгий Добсон с Идою Паж (Раце)» (ЦГИА. Ф. 1162. Оп. 7. Д. 1213. Л. 6.

3 Центральный государственный исторический архив в Ленинграде. Ф. 14. Оп. 3. Д. 32571. Л. 1-6. (Дело о студенте Императорского Санкт-Петербургского университета Александре-Георгии Яковлевиче Чемберсе; начато 16 июня 1896 г.)

4 Принимает подданство России 30.06.1900. (ЦГИА. Ф. 1662. Оп. 7. Д. 1213. Л. 12. Свидетельство о присяге на подданство России от 4 августа 1900.)

5 Весь Петроград : Справочник. Пг., 1915, 1916, 1917.

6 ЦГИАЛ. Ф. 287. Оп. 1. Д. 242. (Дело по канцелярии С.-Петербургского градоначальника о регистрации Санкт-Петербургского

кружка любителей верховой езды; начато 21.10.1912, окончено 30 января 1915.)

7 И. Я. Билибин - А. И. Бенуа. [Письмо на обороте визитной карточки, до 1904] // ГРМ. Ф. 137. Оп. 1. Д. 717. Л. 1.

8 И. Я. Билибин - А. И. Бенуа. [Письмо на обороте визитной карточки, до 1904] // ГРМ. Ф. 137. Оп. 1. Д. 717. Л. 4.

9 Дело Билибина // НБАХ. Архив АХ СССР. Ф. 7. Оп. 3. Д. 41. Л. 15.

10 Сведения о дальнейшей жизни М. Я. Чемберс-Билибиной и ее сыновей получены автором от родственницы Александра Яковлевича и Ивана Яковлевича Билибиных, мисс Маргарет Стивенсон и состоят из воспоминаний Ивана Ивановича Билибина, редакционной статьи в газете «Таймс» от 24 августа 1993 об И. И. Билибине, статьи миссис Гвэн Билибин, жены Александра Ивановича Билибина, в журнале «Художники в Хартинге», статьи в «Черч магазин», октябрь 1993, об И. И. Билибине. (Частный архив семьи Чемберс - Билибиных. Реддинг, Англия).

11 Когда позднее Великобритания признала советское правительство, русские паспорта были заменены нансеновскими. В дальнейшем оба сына Мэри Чемберс получили британское подданство (Александр - лишь в 1966 г.).

БИБЛИОГРАФИЯ

Билибин И. Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике [Текст] / И. Я Билибин; ред.-сост., вступит. ст. и коммент. С. В. Голынец. Л. : Художник РСФСР, 1970. 375 с.

Верижникова Т. Ф. Иван Билибин: Альбом [Текст] / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб. : Аврора, 2002. 173 с.

Центральный государственный исторический архив в Ленинграде: Ф. 14. Оп. 3. Д. 32571. Л. 1-6. (Дело о студенте Императорского Санкт-Петербургского университета Александре-Георгии Яковлевиче Чемберсе; начато 16 июня 1896 г.); Ф. 287. Оп. 1. Д. 242. (Дело по канцелярии С.-Петербургского градоначальника о регистрации Санкт-Петербургского кружка любителей верховой езды; начато 21.10.1912, окончено 3 0 января 1915.)

Частный архив семьи Чемберс - Билибиных. Реддинг. Англия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.