Научная статья на тему 'Английская демократия в интерпретации российской либеральной юридической науки второй половины XIX - начала XX века'

Английская демократия в интерпретации российской либеральной юридической науки второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
АНГЛИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / А.Д. ГРАДОВСКИЙ / М.М. КОВАЛЕВСКИЙ / В.М. ГЕССЕН / Б.Н. ЧИЧЕРИН / С.А. КОТЛЯРЕВСКИЙ / A. D. GRADOVSKIY / M. M. KOVALEVSKIY / V. M. GESSEN / B. N. CHICHERIN / S. A. KOTLYAREVSKIY / ENGLAND / DEMOCRACY / PARLAMENTARISM / CONSTITUTIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Татьяна Евгеньевна

В статье предлагается осмысление английской демократии ведущими представителями российской либеральной юридической науки второй половины XIX начала XX века: А.Д. Градовским, М.М. Ковалевским, В.М. Гессеным, Б.Н. Чичериным, С.А. Котляревским, Ф.Ф. Кокошкиным, В.И. Сергеевичем, Н.М. Коркуновым, П.И. Новгородцевым, Н.И. Лазаревским. Демократия рассматривается сквозь призму развития конституционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The English democracy in the interpretation of the Russian liberal jurisprudence in the latter part of the XIX - early XX centurY

The article reveals the (thinking) understanding of the English democracy by the leading representatives of the Russian Liberal Law Science of the 2nd half of XIX the beginning of the XX Centuries by A. D. Gradovskiy, M. M. Kovalevskiy, V. M. Gessen, B. N. Chicherin, S. A. Kotlyarevskiy, F. F. Kokoshkin, V. I. Sergeevich, N. M. Korkunov, P. I. Novgorodtsev, N. I. Lazarevskiy. Democracy is presented through developing of constitutionalism.

Текст научной работы на тему «Английская демократия в интерпретации российской либеральной юридической науки второй половины XIX - начала XX века»

АНГЛИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье предлагается осмысление английской демократии ведущими представителями российской либеральной юридической науки второй половины XIX - начала XX века:

А.Д. Градовским, М.М. Ковалевским, В.М. Гессеным, Б.Н. Чичериным, С.А. Котляревским, Ф. Ф. Кокошкиным, В.И. Сергеевичем, Н.М. Коркуновым, П.И. Новгородцевым, Н.И. Лазаревским. Демократия рассматривается сквозь призму развития конституционализма.

Ключевые слова: Англия, демократия, парламентаризм, конституционализм, А.Д. Гра-довский, М.М. Ковалевский, В.М. Гессен, Б.Н. Чичерин, С.А. Котляревский.

Эпоха Нового времени охватывает относительно непродолжительный, по сравнению с предшествующими, исторический период. Однако именно в этот временной отрезок пристальное внимание представители российской либеральной юриспруденции уделяли изучению становления основных вех развития, особенностей, сущности почти повсеместно утвердившегося конституционализма, ростки которого лишь начинали просматриваться в предыдущую историческую эпоху. Новая политико-правовая данность требовала тщательного исследования, причем, очевидно, что в России чисто академическому сопутствовал интерес политический.

Становление конституционализма как системы демократических принципов, по мнению отечественных либеральных мыслителей, идет параллельно с развитием демократии, понимаемой в смысле приобщения народа к политической жизни. Так, например, Ф.Ф. Кокошкин комментирует этот процесс следующим образом: «Создание конституционного государства есть продукт процесса рационализации власти, который идет рука об руку с процессом ее демократизации. Конституционный строй необходимо предполагает известную степень сознательности населения в отношении его к государству и сам, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию этой сознательности. Но раз пробудившееся политическое самосознание народа не может быть искусственно задержано в своих первоначальных формах... Признание конституционных начал влечет за собою, как логическое последствие, и признание начал демократических» [11, с. 218].

Англия, в отличие от европейских континентальных государств, не имеет конституционного акта в одной общей редакции; о ее основных законах можно говорить не в юридическом, а лишь в историческом смысле, отмечают российские исследователи. Первый камень древнейшей из всех европейских конституций был заложен, по мнению отечественных государствоведов, Великой хартией вольностей (1215), закрепившей право неприкосновенности частной собственности, а также обязанность короля взимать чрезвычайные налоги и заменять воинскую ленную повинность денежными сборами лишь с согласия своих вассалов [4, с. 328-330; 10, с. 230; 16, с. 206-207; 20, с. 314].

К числу актов, провозглашающих основные принципы английского публичного права, представители либеральной юриспруденции относят: статут «О неналожении податей» (1297), согласно которому установление налогов возможно лишь с согласия народного представительства; Петицию о правах (1628), подтверждающую исконные права и свободы английского народа; Билль о правах (1689), зафиксировавший основные права английских подданных и верховенство парламента в области законодательства; Акт об утверждении (1701), определяющий порядок престолонаследия и подтверждающий ограничения королевской власти. Последние два документа являются завоеванием весьма позитив-

но оцениваемой российскими учеными английской революции, рассматриваемой сквозь призму противостояния короны и парламента, защищавшего свои исконные права и интересы.

Значимым для обеспечения прав и свобод граждан, хотя и не имеющим конституционного значения, является, по мнению отечественных государствоведов, Act of Habeas corpus (1679), завершающий развитие законодательных постановлений, направленных на защиту граждан от произвольных арестов [3, с. 25-26; 4, с. 332-333; 7, с. 287].

Дальнейшее развитие конституционализма в Англии связано, по мнению российских либеральных ученых, с возвышением парламента и формированием системы парламентаризма. Рассматривая Англию как родину и страну классического парламентаризма, отечественные мыслители расходятся во мнениях относительно времени его установления. М.М. Ковалевский начало истории английского парламентаризма связывает с периодом правления Карла II (1660-1685), поскольку именно в это время возникает двухпартийная политическая система; правительство начинает формироваться из партии, составляющей парламентское большинство; на деле приобретают признание публичные права граждан (Habeas corpus Act) [7, ч. 1, с. 286-287].

Подчеркивая сложность определения точной даты установления парламентарного строя, С.А. Котлярев- ский в качестве приблизительного времени его возникновения склонен видеть 1782 г. - момент, когда вотум недоверия впервые приводит к отставке одного из министров [12, с. 310-311]. Наиболее позднюю дату установления парламентаризма - 1832 г. - мы находим в работах Ф.Ф. Кокошкина, связывающего ее с формированием практики удаления в отставку министерства в случае вотума недоверия со стороны нижней палаты [11, с. 213]. Подобные разночтения, как представляется, обусловлены не расхождением в понимании сущности парламентаризма (солидарность отечественных исследователей в этом вопросе не вызывает сомнений), а выбором различных признаков в качестве критерия процесса трансформации конституционализма.

Согласно мнению С.А. Котляревского, разделяемому остальными представителями российского либерализма, сущность парламентаризма заключается в том, что «реальная исполнительная власть, ответственная за свои действия, согласована с волей законодательного собрания народных представителей: устанавливается гармония между выполнением закона. и самим законом» [13, с. 189].

Необходимым условием основанной на началах политической и гражданской свободы государственной жизни являются, по мнению отечественных либеральных ученых, политические партии. Дуализм партий служит «основным мотивом английского парламентаризма»; именно это обстоятельство «делает его столь классически определенным и типичным», заключает С.А. Котляревский [13, с. 194].

Следующей характерной чертой английского парламентаризма отечественные исследователи считают партийный характер министерства, формируемого главой правительственной власти из лиц, стоящих во главе господствующей в палате общин партии. Причем министры не только опираются на парламентское большинство, но сами принадлежат к нему. Поэтому министерство в Англии носит не только партийный, но и парламентский характер.

С 1830 г. формируется институт политической ответственности министров, благодаря которому правительственная политика, расходящаяся с волей парламента, становится невозможна. Институт политической ответственности министров, будучи краеугольным камнем парламентарного строя, безусловно, гарантирует подчинение правительственной власти законодательной [1, с. 417- 418].

Зависимость министров от народного представительства позволяет М.М. Ковалевскому утверждать, что «английская система кабинета. гарантирует в наших глазах начало народного самодержавия.» [6, с. 198]. «Через посредство парламента общественное мнение в Англии оказывает существенное влияние на политику правительства, и, таким образом,

народ является живым элементом, направляющим и контролирующим ход своей государственной жизни», - констатирует А.Д. Градовский [4, с. 285].

Главной движущей силой парламентаризма является сосредоточение власти в руках народного представительства, распространяющего свое непосредственное влияние на все государственное управление. Парламент Англии, по мнению российских исследователей, в полной мере соответствует этому требованию.

Таким образом, к числу основных признаков английского парламентаризма относят: наличие стабильной двухпартийной системы; формирование министерства из партии, обладающей большинством в парламенте; наличие кабинета - совокупности министров, связанных между собой солидарной ответственностью перед палатами; наличие института политической ответственности министров; сосредоточение фактической государственной власти в руках народного представительства [2, с. 248-251; 7, с. 286; 11, с. 212-213;

17, с. 237; 18, с. 249].

Анализ выработанного английской конституционной практикой механизма взаимодействия властей приводит российских ученых к однозначному заключению о безусловной доминанте в островном государстве власти законодательной. Верховенство закона как основной принцип английского государственного строя красной нитью проходит через творчество отечественных исследователей [1, с. 417; 7, с. 234, 238; 7, ч. 2, с. 75; 8, с. 27-28, 37; 19, с. 37-38].

Коренным признаком демократизации политического режима российские либеральные ученые справедливо считают понижение избирательного ценза. К наиболее значимым вехам на этом пути в английской избирательной системе они относят следующие: Билль о реформе 1832 г. (понижен избирательный ценз, открыт доступ в парламент среднему классу), избирательная реформа 1867 г. (более равномерно распределены избирательные округа, существенно понижен избирательный ценз как в городах, так и в графствах), законы 1884 и 1885 гг. (первый распространил избирательное право на сельских рабочих, второй коренным образом перераспределил избирательные округа, положив в их основу критерий численности проживающего населения) [9, с. 34-35; 10, с. 223; 11, с. 211; 14, с. 278279; 18, с. 384-385].

Анализ современного состояния избирательного права в Англии позволяет В.М. Гессену и М.М. Ко- валевскому сделать заключение о его, если и не всеобщности, то максимальной приближенности к демократическому идеалу [1, с. 232; 6, с. 176]. Таким образом, «Англия стала демократической монархией.», подчеркивает М.М. Ковалевский [5, с. 134].

Рассматривая английский парламентаризм начала ХХ века, П.И. Новгородцев и Ф.Ф. Кокошкин (вслед за Д. Брайсом, С. Лоу и Г. Еллинеком) обращают внимание на любопытную тенденцию - переход руководящей власти от парламента к кабинету министров. Этот процесс, по мнению отечественных исследователей, является закономерным следствием усложнения государственной жизни, чрезвычайно широкого круга интересов и колоссального объема обязанностей палаты общин, на фоне которых деловые преимущества министерства не вызывают сомнений. Таким образом, «в странах с наиболее развитыми демократическими формами народная воля, в сущности, определяется волей немногих, стоящих наверху», заключает П.И. Новгородцев [15, с. 167]. Однако «“деспотизм” современных политиков проявляется лишь в узких пределах текущей политики, устои же демократии и естественные права граждан остаются для него неприкосновенными» [15, с. 168].

Рост самостоятельности исполнительной власти (в лице кабинета) по отношению к власти законодательной идет параллельно с процессом усиления ее зависимости от проявляемого на выборах общественного мнения. Так, П. И Новгородцев отмечает: «Если, как в Англии, исполнительная власть пользуется все большей независимостью от парламента, то исключительно потому, что она стала в более непосредственную связь с народом» [15, с. 168]. Этого же мнения придерживается и Ф.Ф. Кокошкин [10, с. 220, 235]. Таким обра-

зом, так называемый «кризис парламентаризма» интерпретируется российскими учеными как неуклонное возрастание роли народа в политической жизни страны.

Анализ парламентаризма в Англии позволяет российским мыслителям рассматривать островное государство не только как передовую европейскую демократию, но и в качестве эталона современных конституционных государств.

Литература

1. Гессен В.М. Основы конституционного права. Петроград, 1917.

2. Гессен В.М. Теория правового государства // Вестник права. 1905. Кн. 3.

3. Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав: Лекции, читанные в 1885 г. / Под ред. Н.М. Коркунова. СПб., 1895.

4. Градовский А.Д. Государственное право: Лекции, читанные в 1881-1882 акад. году. СПб., 1882.

5. Ковалевский М.М. История монархии и монархических доктрин. СПб., 1912. Вып.

III.

6. Ковалевский М.М. Кризис в западных конституциях // Вестник Европы. 1886. № 5.

7. Ковалевский М.М. Общее конституционное право: В 2 ч. СПб., 1908.

8. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906.

9. Ковалевский М.М. Что такое парламент? СПб., 1906.

10. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Под ред. и с предисл.

В.А. Томсинова. М., 2004.

11. Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. В связи с основными началами общего государственного права. Симферополь, 1918.

12. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб., 1915.

13. Котляревский С. А. Конституционное государство. Опыт политико-

морфологического обзора. СПб., 1907.

14. Котляревский С.А. Система двух палат // Конституционное государство: Сб. статей. СПб., 1905.

15. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

16. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1903.

17. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1898. Ч. III.

18. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.

19. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции. М., 1858.

20. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1883. Ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.